Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образ Онегина
В романе «Евгений Онегин» речь идет о судьбе человека пушкинского поколения, о его духовно-нравственном самоопределении и поисках места в жизни, о его неудовлетворенности и вольнолюбивых стремлениях, о его прозрениях и заблуждениях, наконец о его печальной участи. Это «роман о горестных судьбах молодых людей, умных и страстных, о том, как их ум, талант, пылкость чувств не понадобились обществу». Главный герой Евгений Онегин — блестящий столичный аристократ, последний отпрыск старинного дворянского рода. Он получил модное для того времени, а не традиционно-патриархальное, воспитание. Непринужденность манер, прекрасное знание французского языка, умение одеваться, искусство танцевать, обольщать женщин — все это характеризует его как модного франта. Внешне он ведет жизнь праздную, полную изысканных наслаждений, среди которых первое место занимает любовь. «Забав и роскоши дитя», Онегин не обременяет себя службой, пренебрегает карьерой. Однако автор не только рисует своего героя на прогулке, в ресторане, в театре, на балу, перед зеркалами в «уединенном кабинете», он также бегло говорит о его чувствах и переживаниях, его общественной позиции. Эти скупые строки, повествующие о духовном мире героя, дают возможность понять, что Онегин «не из числа обыкновенных, дюжинных людей». Откровенно праздная жизнь, которую Онегин ведет в Петербурге, отличается от образа жизни большинства молодых дворян того времени, вынужденных служить в качестве офицеров или чиновников. Явное пренебрежение службой, нежелание жить «как все» были прямым вызовом обществу, демонстративным нарушением общепринятых норм. Не случайно автор называет Онегина повесой, то есть человеком, принадлежавшим к кругу молодежи, в поведении которой бесшабашная веселость, презрение к светским приличиям сочетались с политической оппозиционностью. Онегин не просто молодой повеса, он также петербургский денди, культивировавший особый стиль жизни с характерной для него оригинальностью и изысканным вкусом во всем — от одежды и «красоты ногтей» до «блеска ума». Потому иронические замечания автора об Онегине, который учился «чему-нибудь и как-нибудь», о поверхностном характере его знаний не следует принимать буквально. Не случайно Онегин оказался достойным собеседником прекрасно образованного Ленского, закончившего Геттинген-ский университет, а в его доме была собрана превосходная библиотека новинок европейской литературы. Вообще Онегин — из числа тех, кто «жил и мыслил». Его отличает «резкий, охлажденный ум», стремление понять глубинную суть явлений, умение строго и верно судить о людях и о жизни. Рассказ об Онегине в первой главе строится на внутреннем противоречии: за обликом беспечного повесы и модного щеголя угадывается образ человека мыслящего, страдающего и разочарованного. О вольномыслии героя, о его причастности к кругу передовой дворянской интеллигенции автор говорит лишь намеками. Критическое отношение Онегина к большому свету, чтение трудов английского экономиста Адама Смита, сходство с Чаадаевым, знакомство с Кавериным, членом «Союза благоденствия», дружба с самим автором — все это показывает истинный масштаб личности Онегина. О незаурядности Онегина, о сложности его внутреннего мира свидетельствует пережитый им душевный кризис, описанный в первой главе. Неудовлетворенность Онегина вызвана ощущением, что жизнь, которую он ведет, не приносит ему счастья. Она не соответствует его человеческой сути, его внутренним потребностям. Пресыщенность «блистательными победами» и «вседневными наслаждениями» сближает его с бай-роновским Чайльд-Гарольдом. Тоска, скука, хандра, томящие Онегина, были веяниями времени. Они были свойственны многим выдающимся людям той поры и самому автору, особенно после кризиса 1823 года. По мнению Пушкина, «скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа». Онегин переживает свой духовный кризис в 1819 году. Это было время крушения надежд на общественные преобразования и укрепления аракчеевщины. Именно в эту пору Онегин сходится с автором. Перед героем-скептиком встают мучительные вопросы о смысле жизни и характере деятельности. Онегин приложил много усилий, чтобы изменить привычный образ жизни, выбраться из духовно-нравственного тупика, в котором он очутился. Он пробует себя, пусть неудачно, в творческом труде, обращается к сочинениям ученых и мыслителей, вместе с героем-автором строит планы побега за границу. Наконец, житейские обстоятельства заставляют его отправиться в деревню, чтобы получить наследство. Стремление обрести полную независимость от общества — это причина, побудившая Онегина остаться в деревне. Жизнь вдали от суеты стимулирует напряженные духовные искания, побуждает к раздумьям о смысле жизни. В деревне он много читает. В его деревенской библиотеке собраны книги, посвященные герою времени, существу сложному, противоречивому. Онегин не просто читал, он внимательно изучал эти произведения, делал на полях пометки, столь поразившие потом Татьяну. Он явно соотносил характеры и судьбы литературных персонажей с собственной участью. О философско-исторических интересах героя свидетельствует внимание к Байрону и Наполеону, «властителям дум», кумирам поколения 1820-х годов, изображения которых украшали деревенский кабинет Онегина. Внимание к ним — знак того, что Онегина волнует вопрос о роли личности в истории, о путях и возможностях изменения действительности. Ироническое именование Онегина «философом в осьмнадцать лет» и его чисто внешнее сопоставление с Чаадаевым в первой главе обретают теперь глубокий смысл. Перед Онегиным неизбежно возникает вопрос о возможности общественной активности, практически полезной деятельности. Герой Пушкина не был чужд такой деятельности, на это указывают преобразования, осуществленные им в собственном имении. Подобно будущим декабристам, «он привел свой либерализм в действие», заменив барщину оброком. Это был очень смелый и ответственный шаг, требовавший немало хлопот, а кроме того, приведший к уменьшению его собственных доходов. Недаром окрестные помещики увидели в нем «страшный вред» и дружно решили, что их новый сосед — «опаснейший чудак». В деревне Онегин сходится с другим просвещенным интеллигентом — Владимиром Ленским, дружба с которым стала одним из главных событий деревенской жизни героя. Онегин и Ленский — личности одного масштаба, остро чувствующие свое высокое предназначение, и в то же время — прямо противоположные по своим характерам, убеждениям, жизненному опыту: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Их противоположность — это контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, восторженной веры и мрачного сомнения. Но за этими возрастными различиями стоят различия мировоззренческие: восторженный романтик-энтузиаст противопоставлен трезвому, разочарован-ному скептику. В своих ежедневных беседах и спорах Онегин и Ленский обсуждали разнообразные проблемы, созвучные духовным исканиям современников. Они затрагивали идеи французских философов-просветителей, считавших «предрассудки вековые» главным препятствием на пути общественного прогресса. Формула «племен минувших договоры» отсылала к знаменитому сочинению Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре» — трактату о взаимоотношениях верховной власти и народа. Словосочетание «плоды наук, добро и зло» подразумевало диссертацию Руссо на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?». Другим важнейшим событием в деревенской жизни Онегина стала его встреча с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был удивлен, что поэт Ленский ничего этого не заметил и предпочел ей младшую сестру. Получив от Татьяны письмо, он окончательно убедился в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходстве над расчетливыми светскими кокетками. Это письмо оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства: «Ив сладостный, безгрешный сон / Душою погрузился он». И все же на страстное послание Татьяны, «где все наруже, все на воле», Онегин отвечает холодной отповедью. В этот момент он, скептик и индивидуалист, превыше всего ценил свою свободу и не хотел пожертвовать ею. Его не могла увлечь любовь наивной девочки-мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть. Ответить на любовь Татьяны значило для Онегина решиться на брак, утратить свободу. Женатый Онегин вряд ли мог столь безнаказанно игнорировать нормы поведения, принятые в среде уездных помещиков. К тому же женитьба неизбежно ставила крест на кипевших в нем неясных стремлениях, о которых писал Белинский, имея в виду стремления гражданские, общественные. И в этом смысле письмо Татьяны явилось в самый неподходящий момент. Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет ограничить свою жизнь «домашним кругом», что его страшит прозаическая сторона семейной жизни. Хотя с житейской точки зрения Онегин вел себя безупречно, явив «души прямое благородство», он невольно совершает непоправимую ошибку, о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не увидел, что Татьяна — редкостная, «гениальная натура», наделенная исключительными способностями к духовному развитию и самосовершенствованию. Он не ощутил, сколь глубоким и сильным было чувство Татьяны, не угадал, что ее любовь — это дар судьбы, редкое счастье, ради которого стоило изменить свой образ жизни, привычки и планы на будущее. Дуэль с Ленским можно назвать главным, поворотным событием романа. Ее роковой исход имел страшные последствия не только для Онегина, но для всех героев, круто изменил их судьбы, разметал устоявшийся уклад их мирной деревенской жизни. Онегин, жестоко подшутивший над любовью своего друга, был не прав. Он не подумал, что Ленский придаст этой шутке серьезное значение. Онегин принял вызов Ленского не потому, что он испугался суда того самого общества, которое презирал, а потому что прямой отказ от дуэли расценивался как трусость, как грубейшее нарушение кодекса дворянской чести. Отказаться от дуэли дворянин попросту не мог. Для Онегина это значило подорвать свою репутацию и навсегда лишиться самоуважения. Застигнутый врасп лох внезапным появлением Зарецкого, он «с первого движенья» ответил на вызов, как и подобает, согласием. Однако вызов на дуэль вовсе не означал, что она должна непременно состояться, что неизбежен ее кровавый исход. Секунданты обязаны были сделать все возможное для примирения противников. Между тем Зарецкий, «в дуэлях классик и педант», не выполнил этой своей обязанности. Он вел себя провокационно — как человек, заинтересованный в скандале. Видимо, Онегин был убежден, что поединок не состоится: ведь особых оснований для него не было. Поэтому он не подыскал себе походящего секунданта, а привез своего лакея и опоздал более чем на час. Он всячески демонстрировал свое пренебрежение к истории, в которую попал против своей воли. В намерение Онегина не входило убивать Ленского. Именно поэтому он выстрелил первым с далекого расстояния и был так потрясен трагическим исходом поединка. После гибели друга Онегин должен был оставить «свое селенье», «где окровавленная тень ему являлась каждый день». Да и оставаться в деревне было небезопасно: ведь участие в дуэли приравнивалось по тогдашним законам к тяжкому уголовному преступлению, грозившему серьезным наказанием. Итоги прожитой им жизни были неутешительны. Дорожа своей независимостью, презирая «обыкновенный удел», что же успел сделать он в свои двадцать шесть лет? Убить друга, отвергнуть любовь прекрасной девушки, во имя чего? Какой-то высшей цели? Но где же она, в чем состоит? Ответы на эти вопросы так и не были найдены. Еще немного — и жизнь придется признать неудавшейся. Охватившее Онегина «беспокойство», вновь пробудившаяся в нем «охота к перемене мест» были внешним выражением нового внутреннего кризиса, предвещали очередной этап его духовно-нравственных исканий. Попыткой выйти из этого кризиса и стало его путешествие по России. Маршрут, выбранный Онегиным, не случаен и примечателен. Это было путешествие по «горячим точкам» русской истории, по ее героическим страницам, продиктованное желанием увидеть собственными глазами современное состояние России, лично удостовериться, есть ли в стране сколько-нибудь реальные возможности плодотворной общественной деятельности, о которых так напряженно размышлял он в деревенском уединении. Однако путешествуя, он убедился, что время героических деяний, исторических свершений в прошлом. Понятно, что после этих горьких открытий прежние представления героя о своей особой миссии, несовместимой с обычной жизнью, кажутся ему пустыми и несбыточными мечтаниями. Его разочарование усиливается, тоска становится все более острой, а собственное положение выглядит совершенно безнадежным. Во власти таких настроений Онегин возвращается в Петербург, где ему предстоит нежданная встреча с Татьяной. Потерянность и сплин Онегина, появившегося вновь на балу в Петербурге, вполне объяснимы. Действительно, на что он мог надеяться после всего пережитого? Смирить гордые мечтания, жить «как все»: «не чуждаться» «светской черни», идти «вслед за шумною толпою», которую он так презирал. Посвятить жизнь карьере, занять подобающее положение в обществе и, наконец, к старости «спокойно в очередь» добиться «славы, денег и чинов». Однако Онегин не в состоянии двигаться по наезженной колее, его личная независимость и душевное благородство несомненны. Убедившись, что ни гражданское поприще, ни обычная карьера светского человека не могут стать его уделом, Онегин, видимо, был готов остановить свой выбор на сфере частной жизни, прежде отвергаемой им как нечто низшее. Не потому ли неожиданная встреча с Татьяной-княгиней производит на него столь сильное, поистине потрясающее впечатление? Любовь к Татьяне — последнее, что осталось у Онегина, который «все ставки жизни проиграл». С ним происходит нечто поразительное. Человек холодный и разочарованный, скептик и мизантроп, Онегин превращается вдруг в пылкого влюбленного, едва ли не безумца, почти поэта. Такова сила любви, таков накал охватившей Онегина страсти! Его последний визит к Татьяне, когда уже не осталось никаких шансов на успех, — это акт отчаяния и в то же время — симптом душевного обновления, признания тех духовно-нравственных ценностей, которые до сих пор были ему чужды. Роман обрывается на полуслове, в момент, когда главный герой переживает наивысшее отчаяние, в минуту, действительно «злую для него». Как сложится его дальнейшая судьба, можно только гадать. Возможно, его ожидает смерть, физическая или духовная. Намек на это содержится в финальном авторском размышлении: «Блажен, кто праздник жизни рано / Оставил, не допив... вина...» Возможно, Онегин окажется среди декабристов, ведь он был близок к ним по своим взглядам и убеждениям. Так или иначе внезапно оборванное действие производит сильный художественный эффект. Это заметил В. Г. Белинский, отказываясь размышлять о возможном варианте судьбы главного героя пушкинского романа: «Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»
Date: 2015-05-22; view: 600; Нарушение авторских прав |