Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Духовные болезни и причины их умножения в современном мире





Традиционное семейное воспитание – единственный путь защиты от соблазнов современного мира

Духовные болезни и причины их умножения в современном мире

Духовная жизнь человека

Духовная жизнь человека кардинально отличается от жизни душевной. Если душевная жизнь чаще всего проявляется через наши чувства в состояниях и ощущениях, то жизнь духовная совершается неким мистическим, таинственным образом. Зачастую она не осознается самим человеком.

Душевная жизнь человеком ощущаема, она является плодом его жизнедеятельности, плодом его природы. И современные люди по своему невежеству часто душевное принимают за духовное. Поэтому они все время ищут ощущений, и когда их нет, то считают, что ничего не происходит. Стоит, например, человек на богослужении в церкви и ничего особенного не чувствует...

Находясь в поиске душевных ощущений и состояний, человек полагает, что ищет духовную жизнь. В действительности же духовная жизнь определяется по тому влиянию, которое она оказывает на личность. Человек перерождается, меняются его мышление, цели и смысл жизни, он весь становится другим.

Жизнь духовная бывает двух видов, поскольку существует два духа – Божественный и сатанинский. Определить же, какой дух владеет человеком, можно только по его проявлениям, по результатам и по плодам, а не по ощущениям самого процесса духовной жизни.

Каждый должен помнить слова апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4, 1)». Божественный дух порождает добродетели, дарует свободу, мир и радость. Раб Божий есть человек свободный – свободный от страстей (а слово «страсть» синонимично слову «страдание»), от греха и от самой смерти. Господь призывает каждого: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11, 28-30). Отказываясь от благого и легкого ига Христова (Мф. 11, 28-30), человек становится несчастным рабом суетного мира сего, который «лежит во зле» (1Ин. 5, 19). Потому эти страшные и опасные болезни современности незаметно проникают вглубь души, поражая ее, извращая образ человека, делая его рабом греха.



Человек постоянно находится в некой духовной атмосфере. Если он посещает храм или живет в монастыре, то благодать Божия преображает его, рождая добродетели. Но если кто-либо попадает в мир сатанинский, то таинственная духовная жизнь завладевает им, делая пленником бесовских сил, порождая в нем различные виды греховных зависимостей.

Духовная жизнь в некоторые периоды времени не имеет явных проявлений, но потом разом появляется ее плод – человек становится другим. В Священном Писании сказано, что «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » (Гал. 5, 22-23). Если это появляется, рождается в человеке добродетель, значит, есть в нем благодатная духовная жизнь.

Также происходит и в бесовском мире. Понемногу, почти незаметно человек что-то не то делает: поигрывает на компьютере, покуривает какую-нибудь травку, попивает, а потом вдруг оказывается, что он уже стал другим. То есть человек попал под влияние сатанинского духовного мира, и через некоторое время его личность настолько изменилась, что его перестали узнавать даже самые близкие люди – родители, супруги. Он сделался лживым, неуправляемым, бессовестным, безответственным, агрессивным. Это и есть те плоды плотской жизни, о которых нам говорит Священное Писание: «...они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 19-21).

В современном мире мы можем наблюдать различные виды зависимости от сатанинских сил, проявляющиеся в таких болезнях духа, как наркомания, алкоголизм, лудомания (игровая зависимость), суицидальное поведение, гомосексуализм, результатом которых является ВИЧ-инфекция и т.п. На примере наркомании как одной из наиболее изученных на сегодняшний день зависимостей попытаемся показать, как она возникает, что является сутью этой духовной болезни и каким образом человек может получить исцеление.

Болезни духа

Современная медицина признает нарко­манию болезнью неизлечимой. Но, утверждая это, врачи должны говорить, что она не излечима медицинскими методами; другими словами, медицина в решении этой проблемы оказалась бессильной.

Медицина имеет опыт излечения телесных и душевных недугов человека. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, – существо не только плотское и душевное, но и духовное. Духовную немощь врачебными методами не одолеешь.

Так что же такое наркомания? Бессилие медицины наводит на мысль, что это – не болезнь (хотя она и порождает массу заболеваний), а особое – пленённое – состояние человеческой души. Человеческими средствами невозможно излечить такую душу, а только Бог Своею благодатью может исцелить ее, освободить от власти страстей, греха и смерти.



Слово «наркомания» состоит из двух слов, пришедших к нам из греческого языка, – «нарко» и «мания». «Наркотик» переводится как «приводящий в оцепенение, одурманивающий, оглушающий». Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном положении. «Мания» обозначает безумие, страсть, влечение. Несложный этимологический анализ показывает, что наркоман – это человек связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, прилагающий все усилия для поддержания этого состояния.

Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения это объясняется тем, что он попал под влияние демонических сил. Таким образом, наркомания представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря – беснование. Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана – отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), утрачивает совесть, способен обманывать и обворовывать самых близких людей. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым.

Главное средство для исцеления греховных зависимостей – это воцерковление всей жизни страждущего. В настоящее время уже накопился достаточный опыт преодоления подобных недугов православными церковными методами. Ничего не пришлось изобретать: опыт Церкви по исцелению духовных недугов насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Русская Православная Церковь всегда боролась с подобными пороками, в XIX–XXI веках эта деятельность получила организационное и теоретическое оформление.

Наркоманы могут оставить в прошлом свою пагубную страсть и прожить долгую и радостную жизнь, если в них пробудится духовное начало и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в наркотиках, он может свободно провести без них всю жизнь, и это – не состояние ремиссии, т.е. временное ослабление болезни, а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывает нас Святая Церковь. Путь исцеления – это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.

Проблема созависимости

Отдельно следует сказать о проблеме созависимости. Созависимыми мы называем родственников и близких наркомана, утративших из-за него свою личностную жизнь. Жизнь семьи, где есть наркоман, начинает опре­деляться поведением страждущего, а значит, косвенно зависеть от «дозы». Другими словами, созависимость в данном случае – это особый вид зависимости от наркотических веществ через другого человека. Созависимость является одновременно и результатом наркомании, и одной из причин, ее порождающей.

В истоке этого явления лежит нарушение Божественного мироустроения в социальных отношениях. Согласно Священному Писанию главой семьи является муж, мужу глава – Хрис­тос. Если глава семьи воцерковлен, живет по заповедям Божиим, укреп­ляется, вразумляется и вдохновляется Божией благодатью, советуется с духовником и получает его благословение на добрые дела, тогда эту семью можно назвать малой Церковью. Жена и дети, почитая мужа и отца, через главу семьи свя­зывают свою жизнь с Богом, а значит, через послушание и смирение обретают свободу в Боге. Но если муж не почитает Бога и его жизнь определяется ограниченным человеческим разумом, страстями, греховными наклонностями, соблазнами мира, то в такую непредсказуемую плотскую жизнь он вовлекает и всю свою семью. Семья становится зависимой от прихоти человека, который может быть наркоманом или алкоголиком, блудником или сребролюбцем, властолюбцем или лгуном.

В семье могут возникать и другие искажения. К примеру, когда жена начинает управлять семьей и мужем, что противоречит Божественному устроению семьи. В этом случае муж теряет свою свободу. Даже если внешне это будет выглядеть приемлемо, но духовный дискомфорт, не всегда осознаваемый, приводит к плохим последствиям. Господь установил, что муж в семье может быть только главой. Если он не занимает свое место, то начинает мучиться. Результатом этого мучения могут быть супружеские измены, наркомания и алкоголизм, а в итоге – распад семьи.

Очень распространенное явление в наше время – это душевная зависимость родителей от детей. Чаще всего она проявляется в форме неразумной родительской любви, когда отец и мать не понимают цели своей жизни и жизни ребенка, а значит, не имеют представления о его воспитании, все сводя к потаканию каждой прихоти чада, стараются оградить его от любой трудности, сделать жизнь беззаботной.

В православном понимании ребенок – дар Божий. Поскольку его дал Господь, то родитель обязан привести свое чадо к Богу. Это определяет смысл воспитания, наполняя его конкретным содержанием. К Богу православный человек приходит, входя в церковную ограду. Воспитание можно определить как процесс воцерковления. Невозможно научить ребенка тому, чего сам не умеешь. Атмосфера церковной благодатной жизни в семье становится условием правильного развития и духовного становления ребенка. Он должен привыкать к тому, что живет по воле родителей, должен учиться терпеть, слушаться, переносить неудобства. Родителям не следует изобретать свой опыт или пользоваться чужеродным, а учиться у Матери-Церкви и ее святых тому, как жить самим и как сохранить в неповрежденности души своих детей.

Родители забывают, что дар свободы дан не только детям, но и им тоже. Ребенок имеет право просить – родитель же имеет право отказать, и ребенок должен признавать это, обязан уважать право родителей иметь свое мнение и свою жизнь. Православная семья состоит из свободных людей, сознающих свое место в ней, свои обязанности и ответственность за жизнь и за близких.

Подмена духовных ощущений ложными

Долгое время было принято считать, что наркомания – удел определенных социальных слоев. Существовало мнение, что эти явления могут быть даже социально полезны как средство очищения общества от ненужных элементов. Наше время разрушает подобные представления. Среди молодых наркоманов мы встречаем много студентов и детей из благополучных, на первый взгляд, семей. Не обходит эта беда и семьи власть предержащих, деловых людей. Возможно, этим объясняется всплеск активности борьбы с наркоманией на государственном и региональных уровнях.

Соблазн наркомании, связанный с желанием получения новых ощущений, возник из молодежной субкультуры, пришедшей в Россию из так называемых развитых стан, которую можно назвать оргийной. К ней относятся современные молодежная музыка, танцы, дискотеки, ночные клубы, особый стиль одежды, поведения, вольное обращение друг с другом, повышенное эмоциональное возбуждение. Оказалось, что этой «культуре» органически присущи алкоголь и наркотики. История наркомании в России как социального феномена начинается с 80-х годов XX в., когда разрушался традиционный уклад жизни, подвергались осмеянию и поруганию нравственные ценности, присущие нашему обществу, то есть мы пережили настоящую духовную агрессию. В основе этой агрессии – сатанизм и оккультизм. Символика большинства современных молодежных субкультур – сатанинская. Когда вдребезги разносятся стадионы и концертные залы после рок-концертов – это проявление сатанинской энергии, требующей подкрепления в виде алкоголя и наркотиков.

Мы сейчас живем по принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Дома – компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, но никто не интересуется, что смотрит и слушает, чем занимается ребенок в своем уголочке. А в это время может разрушаться его внутренний мир, может произойти вторжение в его духовную сферу. Ребенок становится беззащитным против демонических воздействий, начинается поиск все более и более острых ощущений и переживаний. У каждого человека есть духовная жажда, он ищет духовных ощущений, но взамен нередко получает не истинные ощущения, а ложные, и они обычно связаны со смертельным риском.

Наркоманы – в большинстве люди избалованные, не привыкшие в семье получать отказ в исполнении своих прихотей и перегружать себя физической и умственной работой, заботой о других и ответственностью. Любители праздного времяпрепровождения, они желают все иметь, при этом не хотят трудиться.

Двадцатый век породил новое понятие – «развлече­ние». В предыдущие века употреблялось совсем другое понятие – «отдых», подразумевавшее, что человек отдыхает после трудов праведных. Мы все знаем, что если человек, хорошо потрудившись, возвращается домой, то те минуты отдыха, которые он получает, для него яв­ля­ют­ся райскими. Уставшему человеку нужны покой, тишина. Его не тянет на поиск приключений, не прель­щают соблазны. Если кто-либо желает отдохнуть, не потрудившись, о чем в прошлые времена даже и не помышляли, – это и есть поиск развлечений. Развлечения – «разные влечения», соблазны для человека, наполненного жизненными силами, не израсходованными на богоугодные дела. Эти силы ищут выхода и находят его в современной оргийной культуре. Наше время создало целую индустрию развлечений, то есть соблазнов. Поэтому для человека самым страшным является праздное времяпрепровождение.

Молодыми наркоманами в одном реабилитационном центре задали тему для обсуждения. Она звучала примерно так: «Вы сейчас осваиваете нормальную жизнь, освобождаетесь от власти страстей и греха. Через некоторые время создадите семьи, у вас родятся дети. Как вы собираетесь их воспитывать, чтобы они не стали наркоманами?» Почти все, а их было примерно пятнадцать человек, ответили, что своим детям они не будут давать лишние деньги и не будут давать много свободы.

К сожалению, привыкают развлекаться не только дети, но и родители. Папы пред­почитают проводить свободное время в ком­пании друзей где-нибудь на рыбалке или в бане. Мамы, как они сами говорят, «занимаются собой» или посещают подруг. Менее состоятельные люди стараются дополнительно подработать, чтобы получше обеспечить своих развлека­ющихся детей. Дом опустел. Дети осироте­ли при живых родителях. Все перестали быть домашними.

В Англии есть поговорка: «Мой дом – моя крепость», в России гово­­рили: «Мой дом – малая Церковь». Народная мудрость указывает на то, что человек нахо­дится дома среди своих близких в безопас­ности. Семья, живущая по законам любви, соединенная благодатью Святого Духа в таинстве Венчания в единый духовный орга­низм, хранит каждого своего члена не только от опасностей мира сего, но и от демо­­нических воздействий.

Современный мир исказил многие истинные понятия. Одно из главных понятий – любовь. Представления о любви как только о чувстве не совсем верные. Священное Писание свидетельствует о Божественной любви. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Любовь – это наши дела, наш образ жизни, который мы строим в соответствии с Божиими заповедями. Любить родителей – значит почитать и слушаться их. А дети зачастую просто сживают их со свету. Говорят, что любят, и одновременно могут не прийти ночевать домой, тем самым доводя родителей до сердечного приступа. Часто весь наш образ жизни, наше непослушание, непочитание старших и родных говорят о том, что мы еще не научились любить или имеем о любви ложные представления.

Могут ошибаться и родители. Многие мамы считают, что ребенок ни в чем не должен испытывать нужду, и стараются все блага ему дать, угадать любые его желания. Вырастая, чадо начинает думать, что именно так и должно быть всю жизнь, что все должны исполнять его желания. Когда этого не происходит, он нервничает и злится, предъявляет претензии: вы, мол, что, не видите, что мне необходимо? А родители с возрастанием дитяти уже и на самом деле не могут понять, чего он хочет. Такие дети вырастают неблагодарными, и родителей это очень печалит. Они не догадываются, что ребенок с детства сам должен понимать, в чем он нуждается, и просить об этом родителей, которые вовсе не обязаны исполнять все его желания. Если ребенок что-то просит, то, получив, он испытывает благодарность, учится замечать заботу о себе. Если же он не просил, а ему дали, то за что благодарить?

«Заботливые» родители, увидев, что взрослеющий подросток сидит дома, часто не выносят этой картины и говорят ему: «Пошел бы куда-нибудь погулять! Вот тебе деньги – купи себе что-нибудь». Он берет деньги, которых не просил, а значит, и не знает, на что их потратить, и выходит на улицу, где обязательно найдутся советчики, что можно купить и какое «удовольствие» от этого получить.

Если семья живет бездуховной жизнью, не приводит ребенка к Богу и не учит его жить богоугодной жизнью, если родители не молятся за своего ребенка, а напротив, показывают пример эгоистической, плотской жизни, пренебрегают своими обязанностями отца и матери, то ребенок, оказавшись фактически брошенным, может попасть в дурные руки, где его научат всяким порокам.

Признаки греховной зависимости и первые необходимые меры
для ее преодоления

Понимание, что ребенок стал наркоманом, приходит не сразу. Родители просто не могут и не хотят в это поверить. Симптомы известны: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки, шатающаяся неуверенная походка, беспричинный смех, бессмысленные высказывания, сонное выражение лица, неадекватное поведение. Все эти признаки родители могут замечать, но объясняют их по-своему, считая, что ребенок утомился или заболел. Прозрение обычно наступает в двух случаях: когда, по счастливой случайности, еще не опытного наркомана родители застают в момент употребления или когда ребенок уже начинает воровать, и из дома пропадают ценные вещи.

У наркомана быстро меняется сознание. Родители перестают узнавать своих детей. Перед ними стоит падший, лживый, бессовестный человек, способный совершить такие низкие поступки, которых ожидать нельзя. Родители приходят в ужас! И насколько же быстро все эти изменения происходят...

Наркоман становится лживым, поэтому нужны объективные доказательства его зависимости, родители сами должны убедиться, насколько все далеко зашло. Для этого необходим анализ на наличие наркотика в организме. Часто, когда родители занимают определенное положение в обществе, потеря собственной репутации для них бывает дороже своего ребенка. Они сами начинают лгать, всеми силами скрывать от окружающих то, что происходит в семье. Нет необходимости афишировать проблемы, но следует отложить все свои дела, возможно, взять отпуск и, забывая обо всем, пытаться спасать своих детей. Многое придется изменить в жизни. Порою бывает, что на исцеление уходит немало лет, но необходимо жертвенно относиться к разрешению возникшей проблемы.

Родителям, которые обнаружили, что их дети стали зависимыми от наркотиков, мы советуем срочно брать отпуск и ехать со своими детьми, если они вас еще хоть немного слушают, в монастырь, жить там, сколько это возможно, молиться и трудиться вместе с насельниками обители. Не везите детей в состоянии наркотического опьянения. Если необходима медицинская помощь, то обратитесь к врачам для снятия физической зависимости. Сдайте анализы на наличие наркотиков в организме и на ВИЧ. Возьмите результаты анализов с собой. Будет лучше, если вы попросите сопроводительное письмо у приходского священника. Желательно ехать в монастыри, где есть старцы, опытные духовники, которые дадут вам духовный совет, как строить жизнь дальше, помогут покаяться в ваших грехах. Просите их молитв. Если позволят вашему чаду остаться трудником в монастыре – пусть остается и живет, сколько сможет.

Это краткое описание необходимых срочных мер для преодоления наркозависимости, далее рассмотрим этот вопрос более подробно.








Date: 2015-05-22; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию