Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общенияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. Понятие об этике речевого общения тесно связано с понятием этико-речевой нормы. А. П. Сковородников определяет этико-речевую норму так: «совокупность правил речевого общения (поведения), которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся на основе общепринятых нравственных ценностей» [Культура русской речи, 2003, с.366]. И в этой же словарной статье отмечается: «Следует иметь в виду, что кроме общей этико-речевой нормы, соблюдение которой необходимо во всех ситуациях общения и при любых статусах общающихся, существуют этико-речевые нормы, характерные для определенных профессиональных сфер общения: делового, педагогического и др.» [Культура русской речи, 2003, с.60]. А. П. Сковородников также указывает: «К области речевой этики относится речевой этикет, правила которого основаны на принципе вежливости (уважительного отношения к собеседнику)». В статье даётся следующее определение речевой этики: «Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях» [Культура русской речи, 2003, с.366]. Е. М. Лазуткина в этой связи указывает на то, что «этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями). Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всём протяжении разговора». В каждой общественной системе существует особый свод этических законов, норм и правил, регламентирующих как речевое, так и неречевое поведение. Соблюдение этических предписаний позволяет обеспечить стабильность в различных сферах человеческой деятельности; сохранить общество в целом и отдельных индивидов; сдержать агрессию и предотвратить конфликты, в том числе и грозящие смертельной борьбой и уничтожением друг друга. Отступление от общепринятых норм морали, их «низвержение» приводит к хаосу, дестабилизации в обществе и угрожает благополучию и жизни каждого и всего социума. В каждой стране веками вырабатывались нормы, становящиеся традициями, регламентирующие отношения во всех сферах жизни человека. Так, в христианских странах этическими законами, по которым жили люди, были заповеди Нового Завета. В основу жизни христианина закладывалась любовь к ближнему с заботой о нём, стремление к таким добродетелям, как доброта, милосердие, терпение, негневливость, сдержанность, смирение, целомудрие, стремление к правде и удаление от греха (гордыни, сребролюбия, прелюбодеяния, алчности, зависти, лжи, клеветы, осуждения ближних и др.). Современная европейская, американская и российская светская этика во многом созвучна христианской. В настоящее время в риторической науке и практике существует два ведущих принципа коммуникации – принцип кооперации Г. П. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича. В 1950-е годы американский философ Пол Грайс под влиянием идей Людвига Витгенштейна и теории речевых актов сформулировал так называемые коммуникативные постулаты. Когда люди беседуют, между ними должен быть заключен молчаливый пакт о речевом сотрудничестве, который включает в себя следующие пункты: 1. Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации. 2. Не отвлекаться от темы. 3. Говорить только правду. 4. Говорить определенно, не двусмысленно. 5. Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника. В научной литературе принцип кооперации Пола Грайса представлен как единство ма́ксим, которые, по мнению учёного, определяют вклад участников коммуникативного акта в объединяющую их речевую ситуацию. Каждая максима состоит из нескольких постулатов. Максим четыре. Максимы Пола Грайса, составляющие основу принципа кооперации: Date: 2015-04-23; view: 1490; Нарушение авторских прав |