Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русские национальные виды спорта





Спорт является многогранным общественным явлением. Дожив до наших дней, многие виды спорта обрели единые правила, не утратив своих характерных черт - азарта, задора, самобытности. Славянские народные игры довольно разнообразны, они издавна были как развлечением, так и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой.

Русские национальные виды спорта делят на единоборства, пляски и танцы, массовые и спортивные игры.

К единоборству относится кулачный бой. На протяжении всей истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных "потехах". Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках".

Для государства в целом кулачный бой стал полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству. Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.

Кулачные бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей. Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике.

Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места - городские площади, поляны. Зимой "потеха" происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду - с использованием веса всего тела.

Большинство кулачных боев проводились по правилам. Вот основные их положения:

· биться "по любви" - то есть не иметь на противника злобы,

· не бить лежачего противника,

· не бить сзади,

· не таить в кулаке тяжелых предметов,

· не ставить подножек и не захватывать одежды противника,

· не бить ногами.

В боях "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы. Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка - умения незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. По окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов - их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги. Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными - "лежачего не бить" и "досмерти не убивать".

Существовал и очень жесткий тип боя - "свалка-сцеплялка", больше напоминающий побоище - в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение, которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам - а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение и оно объявило их "вредной забавой". Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время - появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Пляски и танцы. Славянская пляска создавалась не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу. Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством.

Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок.

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором - соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Один из вариантов боевого пляса "скобарь" (или как его еще называли - "ломание веселого") предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.

Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист, прекратив наигрыш. Перед началом "ломания" плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому. Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника - а даже на дуновение ветерка.

Date: 2015-05-22; view: 5738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию