Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отсутствующее горе





При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока.

Этапы психологической помощи людям, переживающим потерю

Роль консультанта и психологическую помощь, которую он оказывает человеку, переживающему потерю, можно сравнить с катализатором или посредником, помогающим человеку пройти этот трудный путь от страдания к новому смыслу. Психологическая помощь в данном случае (особенно на первых этапах переживания горя) трудна не столько в техническом, сколько в психологическом плане. «В работе с людьми, пребывающими в горе, нет никаких особых секретов. Налицо идеальная ситуация для установления эмпатического контакта, поскольку таким людям в первую очередь необходимо рассказать об этом. Добровольцы не в состоянии исправить что-либо, они не должны пытаться решить чужую проблему или давать советы»[14].

В целом этапы психологической помощи людям, переживающим потерю близких, соответствуют трем этапам кризисного консультирования, описанным выше: (1) принятие реакции на кризисную ситуацию, (2) переживание чувств, (3) обретение смысла. Применительно к ситуации утраты эти этапы можно представить в виде последовательно осуществляемых консультантом задач:

• Описание ситуации утраты.

• Принятие противоречивой реакции на потерю.

• Вербализация эмоционального состояния человека.

• Понимание значимости потери.

• Ожидание и поддержка активности.

Последовательность этих задач связана с естественной логикой переживания потери. Сначала человек погружен в ситуацию утраты, он думает и говорит только о ней. Одновременно с этим он переживает негативные чувства, связанные с этой ситуацией. Затем он начинает осознавать то значение, которое имел для него ушедший человек. Ему необходимо некоторое время, чтобы справиться с тем, что теперь он будет жить без этого человека.

На разных этапах переживания горя консультант делает акцент на тех или иных задачах. Так, на первом этапе (шок и отрицание утраты) и на острой фазе второго этапа консультант главным образом говорит с клиентом о ситуации утраты: о том, как человек узнал об утрате, как он встретился с ней, что с ним происходило в этот и последующие моменты, о чем он думал, и что он чувствовал. Психологическая помощь в этом случае напоминает процедуру психологического дебрифинга, с той лишь разницей, что она здесь осуществляется в индивидуальном, а не в групповом режиме[15]. «Самое важное — это активное выслушивание с готовностью принять и облегчить его чувства и переживания. Советы или наставления оказываются непродуктивными. Абоненту следует дать возможность полностью выразить свои чувства и оказать поддержку симпатией и добротой. Необходимо быть с ним, чтобы он знал, что его переживания являются естественными и он не одинок. Эмпатическое понимание со стороны консультанта является эффективным на всех этапах процесса горя, поскольку способствует интеграции опыта утраты. Собеседник может неоднократно возвращаться к актуальным переживаниям или различным деталям утраты: эффективность помощи будет во многом зависеть от степени терпения в ходе эмпатического выслушивания»[16].

В подострой фазе второго этапа консультант смещает акцент на вербализацию текущего эмоционального состояния клиента и на понимание значимости потери. На этом этапе клиент становится способным осмысливать происшедшее, исследовать свое отношение к утрате, а значит у него появляется способность постепенно интегрировать опыт утраты и вернуться в реальный мир, но уже другим человеком. Поэтому работа консультанта иногда сравнивается с «принимающей роды акушеркой»[17], которая способствует тому, чтобы этот процесс прошел без осложнений.

Понимание значимости потери

Осознание значимости потери — это один из ключевых этапов переживания утраты, в котором консультант может сыграть свою посредническую функцию. Задача консультанта состоит в том, чтобы самому понять значение утраченного человека в жизни клиента, а это в свою очередь проясняет это значение для самого клиента. Возможно, это самое экологичное направление работы с людьми, переживающими или уже пережившими утрату близкого человека. Несмотря на то, что эта работа может быть достаточно болезненна, тем не менее она отражает естественный процесс осознавания потери, проходящий в душе переживающего эту потерю человека.

Помощь в понимании значимости потери проходит через три этапа:

1) описание человека, его характера, внешности, привычек, ситуаций и т.д.;

2) значение этого человека в прошлом, настоящем и будущем клиента;

3) подведение итогов — осознание значимости потери.

Таким образом, цель работы консультанта заключается в осознании клиентом значимости потери. Эта цель достигается с помощью вопросов, направленных на описание человека и его значение (примеры этих вопросов приведены ниже), а также с помощью обратной связи, то есть вербализации консультантом своего понимания значимости потери.

При задавании вопросов консультанту лучше придерживаться естественной схемы: «прошлое — настоящее — будущее». Это означает, что консультант начинает с наименее болезненных вопросов, касающихся прошлого, и только после этого он задает вопросы о настоящем и будущем, которые являются ядром переживаний, связанных с потерей.

Примерные вопросы консультанта, направленные на описание человека

· Расскажите об этом человеке. · Какой он был, какой у него был характер, чем он занимался и т.д. · Что вы вспоминаете сейчас, думая об этом человеке? · Как вы его вспоминаете, какие эпизоды, ситуации, слова, поступки? · Что в нем нравилось, что не нравилось?

Примерные вопросы консультанта, направленные на осознание значения человека в прошлом, настоящем и будущем клиента

Прошлое
· Насколько для вас был значим этот человек? · Что вас связывало с этим человеком? · Какие у вас были отношения с этим человеком? · Какое место занимал этот человек в вашей жизни? · Какую роль играл этот человек в вашей судьбе? · Как повлиял этот человек на вас, на ваш характер, на ваше мировоззрение? · Что вам дал этот человек?
Настоящее
· Что изменилось сейчас, когда его нет? · Что ушло вместе с этим человеком? · В какие моменты вы вспоминаете его сейчас? · Что напоминает вам сейчас об этом человеке? · Что осталось в вас сейчас благодаря этому человеку? · Хочется ли вам в чем-то походить на этого человека или, наоборот, быть не похожим на него? · Можно ли говорить, что сейчас вы продолжаете внутренне общаться с этим человеком? · Чувствуете ли вы сейчас внутреннюю связь с этим человеком? · Влияет ли этот человек на вашу жизнь сейчас? · Если бы этот человек был рядом, что бы он вам сказал, посоветовал и т.д.?
Будущее
· Какие у вас были планы, связанные с этим человеком? · Как вы себе представляете будущее без этого человека? · Что вы будете делать дальше? · Будете ли вы делать то, что намечали, или что-то другое? · Что вас ждет впереди? · С какими трудностями вы можете встретиться? · Чувствуете ли вы, что сможете справиться с ними самостоятельно?

Date: 2015-05-22; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию