Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отсутствующее горе ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока. Этапы психологической помощи людям, переживающим потерю Роль консультанта и психологическую помощь, которую он оказывает человеку, переживающему потерю, можно сравнить с катализатором или посредником, помогающим человеку пройти этот трудный путь от страдания к новому смыслу. Психологическая помощь в данном случае (особенно на первых этапах переживания горя) трудна не столько в техническом, сколько в психологическом плане. «В работе с людьми, пребывающими в горе, нет никаких особых секретов. Налицо идеальная ситуация для установления эмпатического контакта, поскольку таким людям в первую очередь необходимо рассказать об этом. Добровольцы не в состоянии исправить что-либо, они не должны пытаться решить чужую проблему или давать советы»[14]. В целом этапы психологической помощи людям, переживающим потерю близких, соответствуют трем этапам кризисного консультирования, описанным выше: (1) принятие реакции на кризисную ситуацию, (2) переживание чувств, (3) обретение смысла. Применительно к ситуации утраты эти этапы можно представить в виде последовательно осуществляемых консультантом задач: • Описание ситуации утраты. • Принятие противоречивой реакции на потерю. • Вербализация эмоционального состояния человека. • Понимание значимости потери. • Ожидание и поддержка активности. Последовательность этих задач связана с естественной логикой переживания потери. Сначала человек погружен в ситуацию утраты, он думает и говорит только о ней. Одновременно с этим он переживает негативные чувства, связанные с этой ситуацией. Затем он начинает осознавать то значение, которое имел для него ушедший человек. Ему необходимо некоторое время, чтобы справиться с тем, что теперь он будет жить без этого человека. На разных этапах переживания горя консультант делает акцент на тех или иных задачах. Так, на первом этапе (шок и отрицание утраты) и на острой фазе второго этапа консультант главным образом говорит с клиентом о ситуации утраты: о том, как человек узнал об утрате, как он встретился с ней, что с ним происходило в этот и последующие моменты, о чем он думал, и что он чувствовал. Психологическая помощь в этом случае напоминает процедуру психологического дебрифинга, с той лишь разницей, что она здесь осуществляется в индивидуальном, а не в групповом режиме[15]. «Самое важное — это активное выслушивание с готовностью принять и облегчить его чувства и переживания. Советы или наставления оказываются непродуктивными. Абоненту следует дать возможность полностью выразить свои чувства и оказать поддержку симпатией и добротой. Необходимо быть с ним, чтобы он знал, что его переживания являются естественными и он не одинок. Эмпатическое понимание со стороны консультанта является эффективным на всех этапах процесса горя, поскольку способствует интеграции опыта утраты. Собеседник может неоднократно возвращаться к актуальным переживаниям или различным деталям утраты: эффективность помощи будет во многом зависеть от степени терпения в ходе эмпатического выслушивания»[16]. В подострой фазе второго этапа консультант смещает акцент на вербализацию текущего эмоционального состояния клиента и на понимание значимости потери. На этом этапе клиент становится способным осмысливать происшедшее, исследовать свое отношение к утрате, а значит у него появляется способность постепенно интегрировать опыт утраты и вернуться в реальный мир, но уже другим человеком. Поэтому работа консультанта иногда сравнивается с «принимающей роды акушеркой»[17], которая способствует тому, чтобы этот процесс прошел без осложнений. Понимание значимости потери Осознание значимости потери — это один из ключевых этапов переживания утраты, в котором консультант может сыграть свою посредническую функцию. Задача консультанта состоит в том, чтобы самому понять значение утраченного человека в жизни клиента, а это в свою очередь проясняет это значение для самого клиента. Возможно, это самое экологичное направление работы с людьми, переживающими или уже пережившими утрату близкого человека. Несмотря на то, что эта работа может быть достаточно болезненна, тем не менее она отражает естественный процесс осознавания потери, проходящий в душе переживающего эту потерю человека. Помощь в понимании значимости потери проходит через три этапа: 1) описание человека, его характера, внешности, привычек, ситуаций и т.д.; 2) значение этого человека в прошлом, настоящем и будущем клиента; 3) подведение итогов — осознание значимости потери. Таким образом, цель работы консультанта заключается в осознании клиентом значимости потери. Эта цель достигается с помощью вопросов, направленных на описание человека и его значение (примеры этих вопросов приведены ниже), а также с помощью обратной связи, то есть вербализации консультантом своего понимания значимости потери. При задавании вопросов консультанту лучше придерживаться естественной схемы: «прошлое — настоящее — будущее». Это означает, что консультант начинает с наименее болезненных вопросов, касающихся прошлого, и только после этого он задает вопросы о настоящем и будущем, которые являются ядром переживаний, связанных с потерей. Примерные вопросы консультанта, направленные на описание человека
Примерные вопросы консультанта, направленные на осознание значения человека в прошлом, настоящем и будущем клиента
|