Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Пояснительная записка. Цель курса – рассмотрение проблем в геологии, всесторонний анализ причин их нерешаемости
Пояснительная записка. Цель курса – рассмотрение проблем в геологии, всесторонний анализ причин их нерешаемости, выработка стратегических направлений построения общей геологической теории (общей теории Земли – ОТЗ). Введение. Основные дискуссионные проблемы теоретической геологии. Историко-методологические аспекты построения общей геологической теории. Основные проблемы геологии Беларуси. 1. Проблемы происхождения и становления планеты Земля. Происхождение Земли и ее догеологическая история. Образование и эволюция системы Земля–Луна. Состав и строение первичной Земли. Первичная кора Земли – возможные состав и способ образования. Происхождение и эволюция атмосферы. Происхождение и возраст Мирового океана. Серые гнейсы и зарождение континентов. Происхождение гранитов. Причины диссимметрии Земли. 2. Проблемы эволюции геологических процессов. Непрерывность (градуализм), постепенность и прерывистость (пунктуализм), скачкообразность в развитии геологических процессов. Униформизм и катастрофизм. Направленность и цикличность в эволюции Земли. Систематика глобальных циклов геологических процессов. Великие оледенения: их число и причины. Источники энергии глубинных геологических процессов. Расширяется или сжимается Земля? Тектоника плит: когда и как она началась? Возрождение идей мобилизма в середине ХХ века. Теория тектоники литосферных плит и глобальной геодинамики. Фрактальность земной коры и литосферы. Линеаменты и глобальная регматическая сеть. Существует ли упорядоченность в структурном плане Земли? Происхождение и развитие жизни на Земле. Расцвет органической жизни на рубеже докембрия и фанерозоя: возможные причины. Великие вымирания и великие обновления органического мира. Земля и космос. Влияние космических процессов на развитие Земли. Основные проблемы развития геологической науки. Теоретические и прикладные проблемы изучения глубинного геологического строения и кристаллического фундамента. Состояние и проблемы геофизических исследований. Проблемы палеогеодинамики, новейшей и современной геодинамики. Проблемы стратиграфического расчленения пород кристаллического фундамента и отложений платформенного чехла. Основные проблемы и тенденции развития современной геохимии. Основные проблемы и тенденции развития инженерной геологии и гидрогеологии. Основные проблемы развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь. Современное состояние и проблемы совершенствования геолого-съемочных и поисковых работ на территории Беларуси. 4. Современные проблемы геологии. Геология как наука. Понятие науки, двоякость в понимании науки. Метанаука, метагеология. Знание, познание. Структура научного знания. Предметное знание (знание предмета исследования), методическое знание (знание метода исследования). Избыточность и неоперативность геологической информации, информационный взрыв. Основная современная проблема геологии – это нерешаемость всех старых («вечных») ее проблем по причине отсутствия номологической базы: наиболее совершенное объяснение всякого явления, процесса и т. п. делается со ссылкой на закон, и поэтому основные усилия геологов должны быть направлены на создание номологической базы. Предметное эмпирическое знание, научные факты. Систематизация фактов, классификация, правила классификации. Предметное теоретическое знание в геологии: гипотезы, теории, прогнозы, ретрогнозы, законы, принципы. Цель гипотезы, требования к гипотезе. Теория, определение теории и требования к ней. Теории и гипотезы в геологии. Ретрогнозы, прогнозы, предсказания. 5. Номологическая база в геологии. Конечная цель теоретических построений – их переход в закон. Понятие о законе, закон в природе, научный закон, закономерность. Классификация законов. Время, пространство, процесс, взаимодействие, явление. Время в геологии. Причинно-следственные ряды и причинно-следственные структуры. Законы в геологии: анализ номологических высказываний, приведенных в геологическом словаре как энциклопедии современного геологического знания. 6. Методическое знание в геологии. Цель методического знания – в создании предметного знания. Метод, методика, методология. Определение, цель, сущность методологии. Методологические операции. 7. Сложные системы в геологии. Иерархические уровни. Геологические объекты, процессы как сложные системы, которые описываются очень большим числом признаков. Иерархичность строения сложных систем. Иерархия причинно-следственных структур – законов: для сложных систем законы высшего ранга формируются на основании законов предыдущих уровней. Упорядочение понятийной базы. Уровни исследования сложных систем в геологии. Уровень минеральных частиц, уровень горной породы. Ассоциации горных пород и выделение надпородного уровня. Моделирование в геологии, модели пустотного пространства – идеальный, фиктивный грунт и др. Идентификация объектов на уровне горной породы. Элементаризация геологического пространства, количественная оценка геологических границ и неоднородности геологических объектов. Формулирование законов поведения системы на уровне горной породы и процедура исследования на других уровнях. Заключение. Общие выводы об основных проблемах в геологии, путях преодоления застоя в геологической науке и создания номологической базы геологии.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ (СРМП) 1. Главная проблема геологии: разрыв связи между причиной (взаимодействие мантии и литосферы) и следствием (тектогенез верхних горизонтов земной коры) 2. Центральный вопрос при изучении земной коры и верхней мантии
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература Основная Будущее геологической науки. Под ред. А.Л. Яншина и М.Г.Леонова. М., 1985. Геология Белоруссии: проблемы и достижения. Под. Ред. Гарецкого Р.Г.Мн., 1988. Сорохтин О.Г., Ушаков С.А.. Глобальная эволюция Земли. М., 1991. Хаин В.Е. Основные проблемы современной геологии (геология на пороге ХХI века). М., 1994. Шарапов И. П. Метагеология. М., 1989. Круть И. В. Введение в общую теорию Земли. М., 1978. Дополнительная Азаренко Ф.С., Богино В.А., Хомич П.З. Современное состояние минерально-сырьевой базы Беларуси и основные направления ее дальнейшего развития.// Литосфера. 1994. Кокс А., Харт Р. Тектоника плит. М., 1989. Хаин В.Е., Ломизе М.Г. Геотектоника с основами геодинамики. М., 1995. Панкуль Л.И.. Систематика глобальных циклов природных процессов. Алма-Ата., 1981.
2. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМЕНИ Ш. ЕСЕНОВА
Факультет нефти и газа
Кафедра НД и Геология
«Утверждаю» Декан ФНГ _____________ А.А.Сейдалиев «» 2013 г.
Date: 2015-04-23; view: 965; Нарушение авторских прав |