Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ





«Имеется много профессий, где деятельность носит экстремальный характер, где присутствуют, по выражению К.М. Гуревича, «катастрофогенные» ситуации. Это и оперативные дежурные энергосистем, водители авто-, авиа-, и морского транспорта, это и космонавты, и ряд военных специальностей и т.д. Главным фактором здесь является переживание опасности в связи с возможными авариями и большой личной ответственностью за их ликвидацию. Стрессовая ситуация ведет к нарушению сенсорной и мыслительной деятельности. Человек неадекватно воспринимает показатели приборов, соответственно принимая неправильные решения, а, порой забывая, что вообще надо делать. Многие психологи отмечают, что подверженность стрессу у людей не одинакова» (1).

Одним из первых исследований роли типологических особенностей свойств нервной системы в экстремальных ситуациях явилась работа К.М. Гуревича и В.Ф. Матвеева (1966). Авторы показали на примере операторов – руководителей энергосистем, что «оперативные качества», позволяющие успешно справляться с работой в аварийной ситуации, больше выражена у лиц с сильной нервной системой. Ненадежными оказались лица со слабой нервной системой и преобладанием торможения. У них часто наблюдалась растерянность, доходящая до шока, отсюда большое количество неадекватных действий.

«Психическое напряжение может возникать по тем или иным причинам в самых различных видах профессиональной деятельности (наладчики со слабой нервной системой покрываются потом при простое станков, их нервирует крик мастера)» (1).

В деятельности водителей городского транспорта экстремальность ситуаций является постоянным фоном. Исследования В.А. Трошихина, С.И. Молдавской и И.В. Кольченко (1978) показали, что при стаже более пяти лет высокую надежность показывают водители с высокой подвижностью нервных процессов и с сильной нервной системой. «Водители с высокой инертностью нервных процессов осторожны при вождении, сравнительно редко нарушают правила движения, но, несмотря на это, попадают в аварии чаще. Самая высокая надежность у водителей, имеющих наряду с сильной нервной системой среднюю степень подвижности нервных процессов» (1).



Прямое отнесение многих профессий к определенному типу деятельности (монотонной, экстремальной и т.д.) не правомерно, тем более, что большинство этих профессий могут предъявлять человеку противоположные требования (вождение городского автобуса, своего рода монотония). В связи с этим в более выгодном положении могут оказаться лица не с крайними проявлениями свойств нервной системы и темперамента, а со средней их выраженностью.

С.А. Гапонова (1983), изучая частоту ДТП у водителей различного транспорта, нашла, что количество лиц с сильной и слабой нервной системой было одинаковым как в группе безаварийно работающих водителей, так и в группе «аварийщиков». Автор объясняет это тем, что у первых выражены такие качества, как эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, концентрация и переключение внимания, а у вторых – высокая способность к вероятностному прогнозированию, подвижность нервных процессов, большая пропускная способность зрительного анализатора, долговременная память.

«Успешность деятельности пожарников в экстремальных ситуациях зависит от склонности к риску. Эта склонность сильнее выражена у пожарников с сильной нервной системой и низкотревожных» (1).

Приведенные примеры показывают, что с экстремальными ситуациями успешнее справляются лица с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.

Кроме этого устойчивость человека к стрессу зависит и от темпераментных свойств и свойств личности. Например, некоторые исследователи пришли к выводу, что интроверты при выполнении заданий, моделирующих операторскую деятельность, работают лучше, чем экстраверты. Много фактов получено в отношении меньшей надежности лиц с высокой тревожностью, так как им присущ повышенный самоконтроль, к которому они обращаются в процессе приема и переработки информации. Это требует дополнительного времени для принятия правильного решения, что негативно сказывается в условиях экстремальности.








Date: 2015-05-22; view: 539; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию