Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обработка результатов. К каждой из 8 шкал относятся по 4 утверждения (см
К каждой из 8 шкал относятся по 4 утверждения (см. «ключ»). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в «ключе» знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. «1» соответствует «6», «2» – «5», «3» – «4» и так далее). Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщенных направления отношений: 1. Общее отношение к доброте окружающего мира: вычисляется как среднее арифметическое между BW и ВР (доброта мира и доброжелательность людей). 2. Общее отношение к осмысленности мира, то есть контролируемости и справедливости событий: вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), С (контролируемость) и реверсивным R (случайность). Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения: вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность Я), SC (самоконтроль) и L (везение). Ключ:
Данный опросник позволяет сравнивать базовые убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической помощи. В норме показатели по всем шкалам выше среднего. ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ КРИЗИСА (ТАРАС, 2003) Предлагаемый опросник позволяет определить личностный профиль переживаемого кризиса. Его теоретической основой является положение о комплексном характере переживания кризиса, затрагивающего различные физиологические и психологические аспекты. Инструкция: «Вы переживаете непростой период в жизни. Для того чтобы оказать вам возможную помощь, окружающим необходимо знать особенности вашего нынешнего состояния, индивидуальные проявления кризиса. Ведь переживание кризиса – комплексный процесс, затрагивающий все уровни вашего существования. Прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте номера тех из них, которые соответствуют вашему нынешнему состоянию. Если утверждение лишь частично верно, то подчеркните ту его часть, которая соответствует вашим реакциям. Хотим напомнить, что в приведенном списке нет плохих либо хороших проявлений и реакций. Все они представляют собой лишь неизбежное следствие переживаемого кризиса. 1. Я страдаю от головных болей, недомогания или чувствую себя плохо. 2. Я стал рассеянным. 3. Меня не покидает чувство тревоги, которая окрашивает мои суждения и чувства. 4. Временами у меня возникают мысли, что нет смысла продолжать жить как прежде. 5. Я избегаю думать или говорить о своей неудаче (несчастье). 6. Временами мое сердце бьется учащенно. 7. Мне кажется, что я утратил способность реально оценивать события и воспринимать их отчетливо. 8. Я рассержен на весь свет за то, что это случилось со мной. 9. Я ощущаю физическую усталость, апатию, вялость чувств. 10. Мысли о случившемся беспрестанно крутятся у меня в голове, и я не могу остановить их. 11. Временами я не могу нормально дышать. 12. Временами я затрудняюсь четко формулировать свои мысли. 13. После случившегося я не плачу и не скорблю так, как это обычно должно быть. 14. Все окружавшие меня кажутся чужими, холодными и безнадежными. 15. Я совсем не могу работать как прежде, у меня все валится из рук. 16. Запоры (поносы) меня беспокоят чаще, чем обычно. 17. Я стал забывчивым и пропускаю некоторые обязательные мероприятия. 18. Временами я плачу или близок к слезам. 19. Я не получаю удовольствия от приятных и радостных событий, как прежде. 20. Мне хочется забыться и бежать куда глаза глядят. 21. У меня имеются трудности с засыпанием. 22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. 23. Почти все время я испытываю необъяснимую тревогу. 24. Временами я ненавижу себя. 25. Временами мысли о случившемся лишают меня сна. 26. Мой пульс учащен (замедлен), кровяное давление повышено (понижено). 27. Мое восприятие окружающего сужено и ограничено моей проблемой и всем, что ее касается. 28. Мне стыдно за себя и за все, что со мной произошло. 29. Временами все кажется мне бессмысленным. 30. Я не в состоянии выполнять свои профессиональные и домашние обязанности как прежде. 31. У меня неустойчивый сердечный ритм (замедленный, учащенный). 32. Мне кажется, что ряд моих решений, принятых в настоящее время, непродуман, скоропалителен и скорее даже импульсивен. 33. Временами меня охватывает состояние полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось. 34. Мое Я так изменилось, что временами я не узнаю сам себя. 35. Я стал уделять гораздо больше времени работе (службе) и в этом нахожу выход из создавшегося положения. 36. У меня часто бывает сухость во рту. 37. Мне сложно запомнить информацию, которую раньше я запоминал без особого напряжения. 38. Зачастую у меня возникает желание рассказать о своих душевных переживаниях даже малознакомым людям. 39. Подавленное, угнетенное настроение у меня длится долго. 40. Время от времени у меня непроизвольно (в виде своеобразной вспышки) оживляются наиболее травматические воспоминания о случившемся. 41. Часто у меня возникает субъективное ощущение нехватки воздуха и даже ощущение остановки дыхания. 42. Я не могу должным образом сосредоточиться при исполнении своих служебных обязанностей. 43. Временами у меня возникает ощущение, что все внутри сжалось в комок. 44. У меня обострилось критическое отношение к себе и своим поступкам. 45. Я устаю даже от выполнения своих обычных обязанностей. 46. У меня ухудшился аппетит, временами появляется тошнота. 47. Иногда мне кажется, что все происходящее нереально. 48. С каждым днем мне все чаще приходит мысль о том, что я не сделал все возможное для того, чтобы избежать такого развития событий. 49. Мое настроение стало крайне неустойчивым. 50. Я стал пить больше, чем следует. 51. Я стал чрезмерно потливым. 52. Когда ко мне обращаются, я зачастую отвечаю с задержкой. 53. Меня охватило состояние безразличия к окружающему, ничто не волнует, не беспокоит, не интересует. 54. Я никого не хочу видеть и стараюсь быть один. 55. Большую часть времени я продолжаю размышлять о случившемся, хотя это и мучительно. 56. Мой сон стал беспокойным, и иногда прерывается кошмарами. 57. Я стал замечать, что зачастую не могу вспомнить информацию, которую всегда помнил. 58. Я настолько поглощен своими чувствами, что из-за этого становится только хуже. 59. У меня часто бывает ворчливое настроение, я стал раздражительным, угрюмым, агрессивным по отношению к родным и близким. 60. Я стараюсь избегать трудностей как в мыслях, так и в действиях. Обработка результатов: каждый утвердительный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, затем сумму умножьте на соответствующий данной шкале множитель (если он есть). 1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ: (1). 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: а) нарушения функционирования вегетативной системы (26, 36, 51 х 4) б) нарушения сердечной деятельности (6, 31 х 6) в) нарушения дыхания (11, 41 х 6) г) нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта (16, 46 х 6) д) проблемы со сном (21, 56 х 6) 3. ОСЛОЖНЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) осложнения функционирования внимания (2, 22, 42 х 4) б) осложнения функционирования восприятия (7, 27, 47 х 4) в) осложнения функционирования мышления (12, 32, 52 х 4) г) осложнения функционирования памяти (17, 37, 57 х 4) 4. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ а) тревога (3, 23, 43 х 4) б) генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) (8, 28, 48 х 4) в) эмоциональная тупость (13, 33, 53 х 4) е) слабодушие, повышенная эмоциональность (18, 38, 58 х 4) 5. ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ (4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49, 54, 59) 6. ПЕРЕМЕНЫ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) попытки уйти от проблемы (5, 20, 35, 50 х 3), б) поглощенность проблемой (10, 25, 40, 55 х 3) в) проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей (15, 30, 45, 60 х 3). Определение индивидуального профиля переживания кризиса производится по ключевой таблице, где отражаются набранные баллы по приведенным 17 позициям. ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (УРБАНОВИЧ, 1998, 2001) В настоящее время предпочтение отдается методикам так называемого «раннего обнаружения», позволяющим выявить первые признаки, указывающие на психологический дискомфорт и неблагополучие. Предлагаемый опросник позволяет определить уровень личностной и социальной идентичности, распознать первые признаки разлада человека с собой и со своим социальным окружением. При этом под личностной идентичностью понимается самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида; под социальной идентичностью – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. На основе различных психологических исследований можно сделать вывод: человек стремится к сохранению позитивной идентичности. Ее наличие способствует восприятию окружающего мира как более стабильного, надежного, справедливого, сбалансированного. Напротив, утрата позитивной идентичности дезорганизует внутренний мир человека. Возникает дисгармония образа своего Я и образа окружающего мира, что препятствует адекватному поведению в этом мире. Особенно массовый характер данные процессы приобретают в условиях радикальной социальной трансформации. Ответом человеческой психики на резкие изменения в социальном мире является кризис идентичности. Важно вовремя определить как приближение человека к данному кризису, так и сам факт его переживания. Этой цели и служит приводимая методика, позволяющая выявить, насколько и в каких сферах у человека наступает разлад с собой и с социальным окружением. Для психолога важен не только подсчет баллов, но и качественный анализ ответов опрашиваемых. Опросник позволяет осуществить анализ личностной и социальной идентичности по следующим восьми позициям: 1) служба; 2) материальное положение; 3) внутренний мир; 4) здоровье; 5) семья; 6) окружающие; 7) будущее; 8) общество. Каждой позиции соответствуют 12 утверждений опросника. Утвердительный ответ на каждое утверждение оценивается в один балл и в целом повышает показатель личностной и социальной идентичности, чувство самотождественности. Инструкция: «Прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте номера тех из них, которые соответствуют вашему нынешнему состоянию и восприятию себя и окружающего социального мира. 1. Я имею ясное представление о сути моей работы и ее целях. 2. Я имею четкое представление о своем нынешнем материальном положении. 3. Я постоянно развиваю себя различными способами. 4. Я вполне удовлетворен состоянием своего здоровья. 5. На сегодняшний день моя семейная ситуация меня вполне удовлетворяет. 6. Я искренне интересуюсь мнением и точкой зрения других людей. 7. Я знаю свои главные цели в жизни. 8. Меня вполне устраивает мой социальный статус в обществе. 9. Моя служба (работа) помогает мне в достижении моих жизненных целей. 10. Мне удается придерживаться рамок своего бюджета. 11. Я регулярно читаю прессу и интересуюсь новостями. 12. Я регулярно бываю на осмотрах у врача и проверяю состояние своего здоровья. 13. Я понимаю значение семьи для себя. 14. Меня интересуют чужие заботы и проблемы. 15. Я последовательно, настойчиво и энергично стремлюсь к достижению своих главных целей в жизни. 16. Моя профессия достаточно уважаема в обществе. 17. Я имею четкое представление о своих перспективах по работе (службе). 18. Я знаю, какие меры необходимо предпринять для улучшения моего материального положения. 19. Я регулярно читаю литературные произведения. 20. Я регулярно занимаюсь физкультурой. 21. Я уделяю достаточно времени своей семье. 22. Мое мнение интересует других людей. 23. Я знаю, когда примерно осуществятся мои жизненные цели (в соответствии с моим жизненным планом). 24. Меня практически все устраивает в окружающей меня социальной действительности. 25. Я буду работать (служить) в этой сфере деятельности через пять лет. 26. Для того чтобы поддержать свое материальное положение, я часто беру в долг. 27. Я посещаю учебные мероприятия и специальные курсы. 28. Я сплю достаточное время ежедневно. 29. У членов моей семьи есть общие увлечения. 30. Я умею слушать других. 31. У меня имеется анализ факторов и условий, способствующих достижению моих жизненных целей. 32. Меня волнует все, что происходит в нашем современном обществе. 33. Я буду работать (служить) в этой сфере деятельности через 10 лет. 34. Меры, которые я предпринимаю для улучшения моего материального положения, вполне реальны. 35. Я участвую в разнообразной совместной деятельности, способствующей моему личностному развитию. 36. Мое питание достаточно, регулярно и сбалансированно. 37. Я хорошо знаю членов своей семьи – их потребности, мнения, желания, позиции. 38. Я умею ценить тех людей, с кем общаюсь. 39. У меня есть анализ факторов и условий, препятствующих достижению моих жизненных целей. 40. Меня волнует, в каком направлении развивается наше современное общество. 41. Я достаточно воодушевлен и мотивирован для этой работы (службы) 42. Мое материальное положение меня вполне устраивает. 43. У меня есть план личностного развития. 44. Я употребляю алкоголь умеренно. 45. Я могу создать в своей семье открытую и душевную атмосферу. 46. Я стремлюсь развивать людей, с которыми общаюсь. 47. Я знаю критические пункты («узкие места») на пути к достижению моих жизненных целей. 48. Сегодня мне живется лучше, чем 10 лет назад. 49. В будущем я найду в себе достаточно воодушевления и мотивации, опираясь главным образом на свой личный потенциал. 50. Я уверен в том, что знаю, как сделать свое материальное положение лучше. 51. Я настойчив в реализации плана моего личностного развития. 52. Я человек некурящий. 53. Я уверен в надежности моих семейных условий. 54. Я стремлюсь понимать людей, с которыми общаюсь. 55. Я знаю, что мне нужно и в какой степени для достижения моих жизненных целей. 56. Сегодня мне живется лучше, чем пять лет назад. 57. Я получаю внутреннее удовлетворение от своей нынешней работы (службы). 58. Мои потребности и возможности оптимизированы и уравновешены. 59. Время от времени я совершенствую план моего личностного развития. 60. В моем ежедневном рационе вполне достаточно свежих овощей и фруктов. 61. Я способен не только «брать» от семьи, но и «давать» ей. 62. Я забочусь о поддержании дружеских отношений. 63. При движении к моим главным жизненным целям я полагаюсь главным образом на себя. 64. У меня вполне достаточно возможностей, позволяющих влиять на развитие процессов в современном обществе. 65. Я знаю, что необходимо сделать, чтобы моя работа (служба) в ближайшие годы отвечала моим личным потребностям и моей жизненной философии. 66. Я способен на радикальные шаги по улучшению своего материального положения. 67. Я знаю, как мне реализовать мои потребности в личностном развитии. 68. Я достаточно двигаюсь в течение дня. 69. Я могу создать надежные и благоприятные условия для своей семьи. 70. С моей точки зрения, у меня достаточно друзей и приятелей. 71. Я готов в полной мере использовать имеющиеся возможности, позволяющие достичь моих жизненных целей. 72. Я уделяю достаточно времени и внимания размышлениям над проблемами современного общества. 73. Положительные и отрицательные стороны моей нынешней работы (службы) вполне уравновешены и компенсированы. 74. Я могу полагаться на помощь окружающих в улучшении моего материального положения. 75. Я знаю, как управлять своим душевным состоянием. 76. Я веду здоровый образ жизни. 77. Я знаю, как развивать свою семейную жизнь. 78. Я учитываю мнение и точку зрения других людей. 79. Я готов нейтрализовать действие факторов и условий, препятствующих достижению моих жизненных целей. 80. Я знаю, в каком направлении развивается общество, в котором живу. 81. Моя работа (служба) меня вполне удовлетворяет, соответствует моим материальным запросам и духовным интересам. 82. Я имею четкое представление о том уровне материального положения, который необходим мне и моей семье. 83. Я знаю свои внутренние возможности. 84. У меня есть личный план своего физического совершенствования. 85. Я стремлюсь к установлению хороших взаимоотношений со своими родителями и родственниками. 86. В своей жизнедеятельности я нуждаюсь в окружающих. 87. Я готов к возможному и необходимому пересмотру моих жизненных целей (особенно в условиях их нереальности). 88. Я разделяю ценности, на которых базируется современное общество. 89. Я вижу социальную значимость и необходимость моей работы (службы). 90. Я могу быть максимально целеустремленным, активным и настойчивым в улучшении своего материального положения. 91. Я достаточно времени пребываю один, наедине со своими мыслями. 92. Я настойчив в реализации личного плана своего физического совершенствования. 93. Я стремлюсь к установлению хороших взаимоотношений с родителями и родственниками супруга (супруги). 94. Я считаю, что окружающие нуждаются во мне. 95. Стремление к достижению моих жизненных целей является важной составляющей моей жизнедеятельности. 96. Я нашел свое место в современном обществе. Обработка результатов: каждый утвердительный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте баллы в соответствии со следующим ключом. – Моя служба (работа): 1, 9, 17, 25, 33, 41, 49, 57, 65, 73, 81, 89. – Мое материальное положение: 2, 10, 18, 26, 34, 42, 50, 58, 66, 74, 82, 90. – Мой внутренний мир: 3, 11, 19, 27, 35, 43, 51, 59, 67, 75 83 91 – Мое здоровье: 4, 12, 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, 76, 84, 92. – Моя семья: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53, 61, 69, 77, 85, 93. – Мои отношения с окружающими: 6, 14, 22, 30, 38, 46, 54, 62, 70, 78, 86, 94. – Мое будущее: 7, 15, 23, 31, 39, 47, 55, 63, 71, 79, 87, 95. – Я и общество, в котором живу: 8, 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72, 80, 88, 96. Определение индивидуального профиля личностной и социальной идентичности производится по ключевой таблице, где отражаются набранные баллы по приведенным восьми позициям. ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) Психотерапия ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) направлена в первую очередь на реинтеграцию нарушенной вследствие травмы психической деятельности. Задачей психотерапии является: создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективная переоценка травматического опыта, восстановление чувства ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире. К настоящему времени разработаны конкретные дифференцированные методы работы с травматизиро-ванными клиентами, причем эффективность этих методов поддается объективной оценке; важно, однако, своевременно и верно диагностировать наличие у клиента ПТСР (Калмыкова и др., 2001). Date: 2015-05-22; view: 696; Нарушение авторских прав |