Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль II – го Азовского похода в развитии флота





К концу апреля 1696 года на воду были спущены 36 – пушечный корабль «Апостол Пётр», 4 брандера, 23 галеры. Это была основа Азовского флота. Кроме того, построены были более 1000 стругов, 60 лодок, 100 плотов. На них погрузили сухопутные войска, собравшиеся к Воронежу, и начали отправляться к Азову. Вслед за стругами, лодками и плотами двинулись крупные суда. Начался 2 – й Азовский поход.

3 мая 1696 г. авангард «морского каравана» выступил в поход. Флотом командовал Франц Лефорт, Петр же именовал себя капитаном Преображенского полка.

Получив по пути подкрепление из казачьих лодок, Пётр повёл флот в Новосегиевск, крепость построенную на месте захваченных штурмом в прошлом походе каменных крепостей у протоки Каланча.

Турки не подозревали о таком опасном соседстве, что дало Русским преимущество. Под покровом ночи казаки напали на крепость и захватили несколько судов, чем ввели турок в замешательство. Турки так ничего и не смогли сделать, следствием чего стало взятие ослабшего Азова сухопутными войсками 19 июля.

После взятия Азова Пётр I привёл убедительные доводы Боярской думе, а потому последовал приговор оной то 20 октября 1696 г. «Морским судам быть, а скольким, о том справится о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав и положить суды по дворам сколько пристойно»1.

Трудно оценить значение указа Боярской думы от 20 октября 1696 года: он

Возвестил о так необходимом России регулярном военно-морском флоте и начале

2 - А.В. Золотарёв. Флоту российскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.74.

его создания.

Царь понимал, что наспех построенные на воронежских и других верфях суда несовершенны, что нужны свои отечественные судостроители, как и свои командные кадры военного флота. Заодно он создал и о создании торгового флота. А решать все эти проблемы хотел, по привычке, единым – властным методом. 4 ноября 1696 года, собрав в селе Преображенском Советом, Петр настоял, чтобы все собственники, миряне и духовенство, обладающие сотней и более домов, в течении месяца явились в Москву в Поместный приказ, где должна произойти корабельная раскладка: кому из собственников в кумпанстве с кем состоять для совместной постройки торговых судов. Не составляли исключения и архимандриты, владевшей немалой недвижимостью в монастырях. Патриарху было вменено в обязанности построить 2 50 – пушечных фрегата.

Начиная строительство сильного флота, Пётр I должен был решить непростую задачу. Государственная казна была пуста. Стоимость же постройки и вооружения крупного корабля составляла до 10 тысяч рублей – сумма по тем временам огромная. Поэтому дума приняла указ о строительстве судов на средства частных лиц.

Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости, и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине со двора3. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены.

 

3 – К.Василевский. Пётр великий. – М. – 2000. – С.75

 

Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.

Для помощи флоту были открыты железные и оружейные заводы в Олонецком краю. Леса в государстве описывались, и вырубать их запрещалось под страхом смертной казни. Для пущей убедительности рядом с лесами были расставлены виселицы.

На Дону и его притоках, в районе Воронежа, заложили верфи, куда согнали тысячи крепостных, а из-за границы пригласили мастеров. Пётр торопился с постройкой, хотел за 2 года создать сильный флот, чтобы в 1699 г., к концу перемирия с Турцией, отправить русское посольство для переговоров о мирном договоре в Константинополь морем, на русском корабле, и проводить его до Керчи всем флотом. Он хотел убедить турок в существовании у России сильного флота и тем принудить их к скорейшему заключению прочного мира.

На постройку флота ушли миллионы из царской казны и из карманов жителей государства. Тысячи человек пожертвовали своими жизнями.

Служба на флоте была очень тяжела: кормили плохо и не всегда свежей продукцией, имела место острая нехватка воды, матросам приходилось спать в трюме. Офицеры не понимали друг друга, так как была разных национальностей, практически не имелось карт и вычислительных приборы.

Морская пехота России, 300-летие которой отмечалось 27 ноября 2005 г., прошла долгий героический путь.

Создание русской регулярной морской пехоты, подготовленное экономическим и политическим развитием страны, было связано с борьбой России за выход к Азовскому и Балтийскому морям в конце VII — начале VIII вв.

Элементы морской пехоты появились еще задолго до нашей эры на кораблях флотов древних государств. Формирования «морских солдат» предназначались для высадки на побережье противника и участия в абордажных боях.[1]

С уменьшением роли таранных ударов в морских сражениях все большее значение стал приобретать абордажный бой, исход которого решался рукопашной схваткой.[2] Солдаты размещенных на кораблях римских легионов с помощью абордажных мостиков одержали победу над более сильным карфагенским флотом в первой Пунической войне 264–241 гг. до н. э.[3]

Известны два похода римлян на Британские острова, в результате которых были высажены десанты на побережье Британии.[4]

В VII–X вв. русские князья неоднократно совершали на ладьях морские походы к Черному морю и высаживали десанты на побережье Византии.[5] В этих походах зародились основы боевого применения морской пехоты и сформировались отряды воинов, ведущих боевые действия на границе моря и суши.

Дальнейшее развитие морская пехота получила во время многочисленных походов запорожских и донских казаков в XV–XVII вв., в боях небольших гребных судов с многочисленными и хорошо вооруженными парусными кораблями турок. Используя хорошие маскировочные и маневренные качества своих судов, казаки в условиях ограниченной видимости, особенно в сумерках или ночью, подходили к турецким кораблям и стремительно атаковывали их с разных сторон, заканчивая абордажный бой рукопашной схваткой.[6] Впоследствии эта тактика получила развитие в Северной войне в сражениях галерного флота, на судах которого действовала петровская морская пехота.

Во второй половине XVI в. в составе экипажей кораблей флотилии, созданной по приказу Ивана Грозного, формировались специальные команды стрельцов (морских солдат), ставших прообразом морских пехотинцев.

В 1669 г. первый русский военный парусный корабль «Орел» имел команду 35 чел. из морских солдат (нижегородских стрельцов) во главе с командиром Иваном Доможировым, предназначенную для абордажно-десантных действий и несения караульной службы.[7]

Во время Азовских походов на судах Азовского и Балтийского флотов успешно действовали в качестве частей морской пехоты наиболее боеспособные Преображенский и Семеновский полки, из состава которых был сформирован Морской регимент (полк) в количестве 4254 чел. Командиром четвертой роты числился под именем Петра Алексеева сам Петр I.[8]

В 1701–1702 гг. началась борьба отрядов русской армии, действовавших на небольших гребных судах (стругах, карбасах и др.), со шведскими озерными флотилиями на Ладожском и Чудском озерах.

Один из лучших адмиралов царя, англичанин Паддон, вопреки
британской традиции известный человеколюбивым отношением к матросам, писал,
что "русский флот, вследствие дурного продовольствия, потерял людей вдвое
больше любого иностранного флота". И это при том, что в те времена во всех
военных флотах царили жутчайшие условия быта для матросов...
В 1716 г. адмирал Девьер писал царю из Копенгагена: "Здесь мы нажили
такую славу, что в тысячу лет не угаснет. Из сенявинской команды умерло
около 150 человек, и многих из них бросили в воду в канал, а ныне уже
покойников 12 принесло ко дворам, и народ здешний о том жалуется, и министры некоторые мне говорили, и хотят послать к королю".
У того же Паддона в 1717 г. из-за гнилого продовольствия в течение
месяца из 500 новобранцев умерло 222, а остальные "почитай, помрут с голоду,
обретаются в таком бедном состоянии от лишения одежды, что, опасаются,
вскоре помрут". (Письмо Паддона)

Многие "нововведения" Петра к тому же были чисто механическим
перенесением на российскую почву европейских реалий. Так обстояло с
поморскими судами -- как-то, побывав на русском Севере, Петр усмотрел
"старомодные" корабли и строжайшим указом повелел строить новые
исключительно на "голландский" манер. Однако в том-то и загвоздка, что
поморские корабли испокон веков предназначались для плавания во льдах, а
потому имели особое, только им присущее строение корпуса -- как шведские и
норвежские (и прославившийся впоследствии "Фрам" Нансена). А голландские
корабли служили исключительно для плавания по теплым морям, где нет льда.
Но, как легко понять, перечить Петру никто не осмелился -- и гораздо более
подходящие для плавания в Ледовитом океане корабли стали ломать. Хотя в
Швеции и Норвегии суда такого типа, конечно же, сохранились на все
последующие времена...

 

 

Уже в XVI – XVII вв. судьбы крупнейших европейских государств во многом определялись их морской мощью. Безопасность морского флота и заморских колоний могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры и укреплённые морские базы. Испания, Голландия, Великобритания, Венеция, Франция и Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях. От того, кто станет властителем Мирового океана, зависели прибыли купцов и промышленников, бюджеты государств, а значит и сила сухопутных войск.

Россия, которую в Европе долгое время называли Московией, долгое время не принимала участия в этих грандиозных сражениях. Побережье Балтийского моря в XVII веке прочно заняли шведы, Чёрное море бороздил турецкий флот, Каспийское море контролировала Персия. Единственный морской путь, связывавший Московию и Запад, проходил через Архангельск, гавани которого большую часть года сковывали льды. Начиная с Ивана Грозного, многие правители пытались пробиться к Балтике и Чёрному морю.

К началу XVII в. Россия представляла собой огромное государство. Её владения простирались до берегов Северного ледовитого и Тихого океанов. В стране резко росло феодально-крепостническое землевладение и продолжала развиваться промышленность и торговля. Особенно большие успехи были достигнуты в области металлургической промышленности. Рост мануфактурного и мелкотоварного производства и усиление специализации сельскохозяйственных районов резко расширили внутреннюю торговлю в стране. Несколько оживилась и внешняя торговля России с западноевропейскими государствами и странами востока, которые поддерживались через Архангельск по Каспийскому морю.

Один из лучших адмиралов царя, англичанин Паддон, вопреки
британской традиции известный человеколюбивым отношением к матросам, писал,
что "русский флот, вследствие дурного продовольствия, потерял людей вдвое
больше любого иностранного флота". И это при том, что в те времена во всех
военных флотах царили жутчайшие условия быта для матросов...
В 1716 г. адмирал Девьер писал царю из Копенгагена: "Здесь мы нажили
такую славу, что в тысячу лет не угаснет. Из сенявинской команды умерло
около 150 человек, и многих из них бросили в воду в канал, а ныне уже
покойников 12 принесло ко дворам, и народ здешний о том жалуется, и министры некоторые мне говорили, и хотят послать к королю".
У того же Паддона в 1717 г. из-за гнилого продовольствия в течение
месяца из 500 новобранцев умерло 222, а остальные "почитай, помрут с голоду,
обретаются в таком бедном состоянии от лишения одежды, что, опасаются,
вскоре помрут". (Письмо Паддона)

Многие "нововведения" Петра к тому же были чисто механическим
перенесением на российскую почву европейских реалий. Так обстояло с
поморскими судами -- как-то, побывав на русском Севере, Петр усмотрел
"старомодные" корабли и строжайшим указом повелел строить новые
исключительно на "голландский" манер. Однако в том-то и загвоздка, что
поморские корабли испокон веков предназначались для плавания во льдах, а
потому имели особое, только им присущее строение корпуса -- как шведские и
норвежские (и прославившийся впоследствии "Фрам" Нансена). А голландские
корабли служили исключительно для плавания по теплым морям, где нет льда.
Но, как легко понять, перечить Петру никто не осмелился -- и гораздо более
подходящие для плавания в Ледовитом океане корабли стали ломать. Хотя в
Швеции и Норвегии суда такого типа, конечно же, сохранились на все
последующие времена.

 

Date: 2015-05-22; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию