Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессор Ф.А. Миндубаева





КГМА 1-8-22/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Кафедра физиологии

 

 

Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий

 

 

Тема: «Обмен веществ и энергии. Рациональное питание»

 

 

Специальность 051302 – “Стоматология”

Дисциплина: «Нормальная физиология »

Курс: 2

Составитель – проф. Миндубаева Ф.А.

 

 

Караганда

 

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры физиологии

Протокол N 22 от 21. 06. 2006 года

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Ф.А. Миндубаева

 

 

· Тема: «Обмен веществ и энергии. Рациональное питание»

· Цель: получить представление об обмене веществ и энергии. Разобрать основной обмен , методы определения обмена веществ и энергии. Ознакомиться с механизмами регуляции обмена веществ.

 

· Задачи обучения:

Знать:

- методы изучения обмена веществ и энергии, значение основного обмена;

-калорийность питательных веществ;

- физиологические нормы питания.

Уметь:

- определять должный основной обмен;

- составить пищевой рацион.

Основные вопросы темы

1. Понятие об обмене веществ в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.

2. Методы определения обмена веществ.

3. Общие представления об обмене веществ (белков, жиров и углеводов) и механизмах их регуляции.

4. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный азотистый баланс.

5. Методы определения расхода энергии. Прямая и непрямая калометрия.

6. Понятие о дыхательном коэффициенте (ДК), его значение для расчета энергии.

7. Основной обмен и факторы его определяющие.

8. Методы определения основного обмена.

9. Физический и физиологический тепловой (калорический) коэффициент веществ.

10. Энергетический баланс организма. Рабочий обмен.



11. Физиологические нормы питания в зависимости от возраста, вида труда и состояния организма.

12. Закон «изодинамии питательных веществ» и его недостатки.

13. Правила составления пищевых рационов.

14. Специфическое - динамическое действие пищи.

 

· Методы обучения и преподавания: малые группы, выполнение работ, дискуссия, ситуационные задачи, устный опрос, тестирование.

 

Перечень выполняемых работ

 

Работа 1. Определение должного основного обмена:

Найти величину должного основного обмена с помощью таблиц Гарриса-Бенедикта путем предварительного изменения роста и массы тела.

Работа 2. Определение отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида.

Найти величину отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида, для чего самостоятельно подсчитать частоту пульса, измерить величину артериального давления (максимальное, минимальное и пульсовое) давление, данные подставить в формулу. Интерпретировать полученные данные.

Формула Рида = 0,75 х (частота пульса + пульсовое давление х 0,74) – 72. Отклонение больше, чем на 10% указывает на патологию.

Работа 2. Составление суточного пищевого рациона для лиц разных профессиональных групп (студенты).

При составлении суточного пищевого рациона необходимо учитывать:

  1. Калорийность суточного пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии (для студентов – 12558 кДж 3000 ккал).
  2. Пищевой рацион должен содержать, в среднем для взрослого человека: Б-100-110г, Ж-80-100г, У-400-500г, а также оптимальное количество витаминов, минеральных солей и воды.
  3. Калорийность принимаемой пищи распределяется, исходя из 4-х разового приема пищи: первый завтрак – 25-30%, второй завтрак – 10-15%, обед – 40-50%, ужин – 15-20%. Прием пищи должен производиться в одно время.
  4. На завтрак и обед рекомендуется использовать преимущественно белковую пищу, а на ужин молочно-растительную.
  5. При составлении пищевого рациона необходимо учитывать объем пищи, т.к он должен вызвать чувство насыщения (сенсорное насыщение).
  6. Следует учитывать, что не вся принятая пища усваивается полностью. Усвояемость равняется в среднем при животной пище -95%, при растительной – 80%, при смешанной пище – 82-90%.

Для составления пищевого рациона необходимо составить таблицу, в которую вносятся данные режима питания, название пищевых блюд, масса принимаемых блюд, объем белков, жиров и углеводов, калорийная ценность питательных веществ (белки, жиры, углеводы и калорийная ценность определяются по специальным таблицам).

Таблица:

  Режим питания   Название блюда и продукта в нем   Масса (в г) Содержание во взятом количестве продуктов в г   Количество калорий
  белков     жиров   углеводов  
Первый завтрак (25-30%) 1.Суп вермишелевый молочный Вермишель Молоко 2. Хлеб 3. ……. 250,0   30,0 250,0 100,0 …….     …….. …….. ……..     …….. ……. ……..     ……… ……… ………     ……….. ……….. ………..
Второй завтрак (10-15%)            
Обед (40-50%)            
Ужин (15-20%)            
Итого в день:     ………. …… ………… …………..

Сопоставить величины должного и фактического пищевого суточного рационов. Путем сравнения результатов сделать вывод, используя правила (принципы) составления пищевого рациона.



 

Литература

· Основная:

Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – С. 451-474.

2. Учебник «Физиология человека» /Под редакцией Косицкого Г.И. - М.:Медицина, 1985. - С. 374-403.

3. Учебник «Физиология человека» /Под ред. Коробкова А.В. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 145-156.

4. Основы функциональных систем /Под ред. Судакова К.В. - М.: Медицина, 1983.

5. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высшая школа, 1983. – С.111-114, 142-145.

6. Лекции «Обмен веществ и энергии».

7. Физиология человека /Под ред. Н.А. Агаджаняна. – Алматы, 1992. – Кн.2. – С. 174-198.

8. Основы физиологии человека /Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2001, - 406 с.

9. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А. Агаджаняна.- М., 1983. С. 111-114, 142-145.

· Дополнительная:

1. Основы физиологии человека /Под ред. акад. РАМН Б.И. Ткаченко – СПб, 1994. - Т.1. - С. 447-479.

2. Атлас по нормальной физиологии /Под ред. А.В. Коробкова – М., 1987.

3. Физиология человека. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса.- Москва: Мир, 1986. - С. 145-195.

 

· Контроль

Вопросы

1. Значение минеральных веществ, микроэлементов и витаминов в организме.

2. Значение определения основного обмена для клиники.

3. Закон «поверхности» Рубнера

4. Калорийность питательных веществ и методы ее определения.

 

Ситуационные задачи(см. приложение 1)

Тесты (см. приложение 2)

 






Date: 2015-05-22; view: 329; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию