Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики программного продукта Excel

Занятие 15

Тема 4. Электронные таблицы.

Тема 4.1. Электронные таблицы: Основные понятия и способ организации.

1. Основные характеристики программного продукта MS Excel

2. Интерфейс MS Excel

3. Шаблоны таблиц и табличные вычисления

 

Электронные таблицы занимают второе место по частоте ис­пользования среди программ данного класса. Такая распространен­ность объясняется тем, что числовые данные, объединенные в таб­личные формы, являются наиболее применяемой формой представ­ления деловой информации. В управленческой деятельности можно выделить пять категорий пользователей электронных таблиц:

1)менеджеры;

2)экономисты-аналитики;

3)специалисты по прогнозированию;

4)пользователи, занимающиеся сложными инженерными рас­четами (конструкторы, технологи, инженеры-проектировщики);

5)разработчики прикладных программ.

 

Для каждой из этих категорий характерны те или иные требова­ния к качеству и возможностям электронных таблиц. Для второй — четвертой категорий характерны требования мощных вычислитель­ных возможностей.

Для менеджеров характерно применение электронных таблиц для:

• подсчета расходов;

• составления несложных финансовых планов;

• проработки бюджета небольших отделов;

• генерирования соответствующих отчетов.

 

Основные функции, выполняемые табличными процессами:

• ввод текстовой и цифровой информации в электронную таб­лицу-шаблон;

• хранение, редактирование и воспроизведение табличных форм;

• выполнение любых типов табличных вычислений;

• ранжирование, копирование, размножение табличных форм;

• печать табличных документов;

• построение графических форм;

• наличие СУБД.

 

В мире существует большое разнообразие табличных процессо­ров. Но как и в отношении текстовых редакторов, можно с уверен­ностью утверждать, что безусловным лидером среди программ дан­ного класса является программа Microsoft Excel, получившая свое признание за:

• простой интерфейс;

• мощные вычислительные средства;

• качественную систему управления базой данных;

• наличие хорошей графики;

• простоту в обращении.

Благодаря мощным программным средствам анализа, взаимо­действия и совместного использования результатов Excel 2003 по­зволяет превращать обычные данные в ценные сведения. Excel 2003 повышает эффективность работы в группе, обеспечивает за­щиту данных и управление доступом к ним. Кроме того, возмож­на работа с данными формата XML, являющегося отраслевым стандартом, что значительно упрощает подключение к бизнес-про­цессам.

Электронная таблица — интерактивная система обработки информации, упорядоченной в виде таблицы с поименованными строками и столбцами.

Основные характеристики программного продукта Excel

Excel представляет собой мощный арсенал средств ввода, об­работки и вывода в удобных для пользователя формах фактогра­фической информации. Эти средства позволяют обрабатывать фактографическую информацию, используя большое число ти­повых функциональных зависимостей: финансовых, математиче­ских, статистиченских, логических и т. д., строить объемные и плоские диаграммы, обрабатывать информацию по пользова­тельским программам, анализировать ошибки, возникающие при обработке информации, выводить на экран или печать ре­зультаты обработки информации в наиболее удобной для поль­зователя форме.

Структура таблицы включает нумерационный и тематиче­ский заголовки, головку (шапку), боковик (первая графа табли­цы, содержащая заголовки строк) и прографку (собственно дан­ные таблицы). На пересечении столбца и строки устанавливается графическая смысловая связь между понятием, объединяющим материал в строку, и понятием, объединяющим материал в стол­бец, что позволяет выявить ее без мысленного перевода в словесную форму и существенно облегчить усвоение и анализ upiann-зованных в таблицу данных.

Структура таблиц и основные операции:

• в нижней части электронной таблицы расположен алфа­витный указатель (регистр), обеспечивающий доступ к ра­бочим листам. Пользователь может задавать названия лис­там в папке (вместо алфавитного указателя), что делает на­глядным содержимое регистра, облегчает поиск и переход от документа к документу;

•в режиме оформления и модификации экран а можно фиксировать заголовки строк, столбцов, оформ­лять рабочие листы и т. д.;

• для оформления рабочих листов в табличном процессоре предусмотрены возможности: выравнивания данных внутри клетки, выбора цвета фона клетки и шриф­та, изменения высоты строк и ширины колонок, черчения рамок различного вида, определения формата данных внут­ри клетки (например: числовой, текстовый, финансовый, дата и т. д.), а также обеспечения автоматического форма­тирования, когда в систему уже встроены различные вари­анты оформления таблиц, и пользователь может выбрать наиболее подходящий формат;


• для вывода таблиц на печать предусмотрены функ­ции, обеспечивающие выбор размера страницы, разбивку на страницы, установку размера полей страниц, оформле­ние колонтитулов, а также предварительный просмотр по­лучившейся страницы;

• связывание данных — абсолютная и относительная адресации являются характерной чертой всех табличных процессоров. Они дают возможность работать одновремен­но с несколькими таблицами, которые могут быть тем или иным образом связаны друг с другом;

• вычисления — для удобства вычисления в табличных процессорах имеются встроенные функции: математиче­ские, статистические, финансовые, даты и времени, логи­ческие и др. Менеджер функций позволяет выбрать нуж­ную и, проставив значения, получить результат;

деловая графика — возможность построения различ­ного типа двухмерных, трехмерных и смешанных диаграмм (более 20 различных типов и подтипов), которые пользова­тель может строить самостоятельно. Многообразны и доступны возможности оформления диаграмм, например, вставка и оформление легенд, меток данных; оформление осей — возможность вставки линий сеток и другие;

• выполнение табличными процессорами функ­ций баз данных обеспечивается заполнением таблиц аналогично заполнению БД, т. е. через экранную форму; защитой данных, сортировкой по ключу или по несколь­ ким ключам, обработкой запросов к БД, созданием свод­ных таблиц. Кроме этого, осуществляется обработка внеш­них БД, позволяющая работать с файлами, созданными, например, в формате dBase, Paradox или других форматах;

• программирование — в табличном процессоре су­ществует возможность использования встроенного языка программирования макрокоманд. Разделяют макрокоман­ды и макрофункции. При использовании макрокоманд упрощается работа с табличным процессором и расширя­ется список его собственных команд. С помощью макро­функций определяют собственные формулы и функции, расширив, таким образом, набор функций, предоставляе­мый системой.

Интерфейс Excel. Интерфейс обеспечивает дружественное выполнение указанных функций и включает иерархическое меню с множеством подменю, директорий и команд и совокуп­ности командных и селекторных кнопок окна Excel.

Окно Excel может содержать множество различных эле­ментов. Все зависит от того, какие инструменты Excel вызваны на экран. Инструменты вызываются командой Панели инстру­ментов меню Вид. В простейшем случае, когда на экран не вы­званы никакие инструменты, окно Excel имеет только строку меню, находящуюся в верхней части экрана, расположенную под ней строку формул, вертикальную и горизонтальную полосы прокрутки, линейку прокрутки рабочих листов и рабочую об­ласть, занятую рабочим листом.

Рабочий лист отображает электронную таблицу и разбит на ячейки, образующие прямоугольный массив, координаты ко­торых определяются путем задания их позиции по вертикали (в столбцах) и по горизонтали (в строках). Лист может содержать до 256 столбцов (от А до IV) и до 65 536 строк (от 1 до 65 536), в силу чего на экране в каждый данный момент времени располо­жена только некоторая часть рабочего листа (рис.).


 

 


Рис. Экран Excel: а — строки; б — столбцы; в — активная ячейка таблицы

 

Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита (а, в, с,..., z, аа, ав, ас,..., az, ва, вв,...), а строки — числами нату­рального ряда (рис. 2.17, а, б). Так, D14 обозначает ячейку, на­ходящуюся на пересечении столбца D и строки 14, a CD99 — ячейку, находящуюся на пересечении столбца CD и строки 99. Имена столбцов всегда отображаются в верхней строке рабочего листа, а номера строк — на его левой границе.

Одна из ячеек таблицы всегда является текущей или актив­ной (рис. 2.17, в). Она отображается указателем в виде утолщен­ной рамки или прямоугольника с иным цветом фона, а ее адрес указывается в строке ввода и редактирования. Именно в нее вво­дят информацию. Для перемещения по ячейкам таблицы вправо по строке используется клавиша <Tab>. Если будет достигнут последний столбец созданной пользователем таблицы, произой­дет переход на первый столбец следующей строки.

Размеры строк и столбцов можно изменять. Для этого нужно подвести курсор мыши на границе между заглавиями столбцов (строк), нажать левую кнопку мыши и переместить появивший­ся крестик вместе с линией разграничения столбцов (строк) до нужной позиции.

Совокупность одного или нескольких рабочих листов состав­ляет рабочую книгу Excel. Переход от одного рабочего листа к другому той же рабочей книги осуществляется с помо­щью линейки прокрутки рабочих листов с 1—8 лепестками их на­званий, расположенной в нижней левой полосе экрана. Слева от ярлычков листов находятся кнопки, позволяющие перейти * к первому рабочему листу, к последующему, к предыдущему.

Полосы прокрутки внизу и справа рабочей области по­зволяют перемещать рабочий лист горизонтально и вертикально.

Строка формул, расположенная под строкой меню, вы­свечивает формулу активизированной ячейки (правая часть строки) и ее адрес (левая часть строки).

Справа от строки меню расположена кнопка, позволяющая уменьшить размер рабочего листа, представив его отдельным ок­ном экрана.

Слева от строки меню расположена селекторная кнопка, по­зволяющая манипулировать окном рабочей книги: перемещать, изменять размер, свертывать в значок, развертывать, восстанав­ливать, закрывать окно, переходить к другому окну.

В левом верхнем углу экрана есть аналогичная селекторная кнопка, позволяющая манипулировать окном Excel в целом.

В правом верхнем углу экрана расположены две кнопки, одна из которых сворачивает окно, а вторая переводит рабочий лист в режим отдельного окна.

Как правило, при решении большинства задач на экран вы­зываются следующие панели инструментов: Стандартная, Форматирование, Мастер подсказок. При вызове ка­ждой панели инструментов на экране появляется соответствую­щая панель командных кнопок, нажатие которых щелчком мыши инициирует выполнение запрограммированных действий. Кнопки Панели инструментов можно убирать, заменять, вводить новые, используя директорию Настроить Панели инструментов меню Вид.


Стандартная панель инструментов (расположена под строкой меню) позволяет вызывать нужную команду, не об­ращаясь к меню.

Панель Форматирования (расположена ниже стан­дартной панели) позволяет изменять оформление рабочего листа.

Кнопки на панелях инструментов позволяют быстро вызы­вать многие функции Excel. Те же самые функции можно вызы­вать посредством меню.

Указатель мыши, направленный на любую кнопку, высвечи­вает подсказку о назначении кнопки.

Рабочие ячейки Excel, расположенные на пересечении строк и столбцов рабочего листа, определяют основу работы всей сис­темы Excel. Для обеспечения реализации всего многообразия указанных ранее функций Excel рабочая ячейка Excel имеет сложную информационную структуру, включающую пять взаи­мосвязанных уровней записи, хранения, обработки и вывода ин­формации.

Для объектов электронной таблицы определены следующие операции редактирования, объединенные в одну группу: удаление, очистка, вставка, копирование. Операция перемещения фрагмента сводится к последовательному выполнению операций удаления и вставки. Перед выполнением конкретной операции редактирования необходимо определить объект, над которым выполняется действие. По умолчанию таким объектом является текущая ячейка. Остальные объекты должны быть выбраны (выделены) с помощью мыши или клавиатуры.

Обычно при выполнении операций копирования фрагментов фрагменту-копии передаются все свойства соответствующих ячеек фрагмента-оригинала, но возможна передача только со­держания, значения или формата.

В качестве содержания ячейки выступают числовые и тексто­вые константы, а также выражения (формулы).

В качестве значения ячейки рассматриваются выводимые на экран представления числовых и текстовых констант, а также результатов вычисления выражений (формул).

Под выражением понимается совокупность операндов, со­единенных знаками операций. В качестве операндов используют­ся числовые и текстовые константы, адреса ячеек и встроенные функции. При этом числовые и текстовые константы использу­ются непосредственно, вместо адресов ячеек используются зна­чения соответствующих клеток таблицы, а вместо встроенных функций — возвращаемые ими значения.

Адреса ячеек в роли операндов и аргументов встроенных функций выступают в двух формах: относительной и аб­солютной. Относительный адрес указывает на положение ад­ресуемой ячейки относительно той ячейки, в содержании кото­рой он используется и записывается как обычно (имя столбца и номер строки, например «F7»). Абсолютный адрес указывает на точное положение адресуемой ячейки в таблице и записывается со знаком «$» перед именем столбца и номером строки (напри­мер, «$F$7»). Возможна абсолютная адресация только столбца или строки («$F7» или «F$7»). При редактировании объектов таблицы относительные адреса соответствующим образом кор­ректируются, а абсолютные адреса не изменяются.

Шаблоны таблиц.

Создав таблицу и выполнив в ней все не­обходимые процедуры форматирования, можно построить для нее типовые диаграммы, если они будут в дальнейшем исполь­зоваться. Для этого из меню Файл вызывают директиву Сохра­нить как.... В открывшемся диалоговом окне указывают имя типового документа и выбирают директорию, где он будет хра­ниться. Затем щелкают по стрелке в поле Тип файла и в от крывшемся списке выбирают элемент Шаблон. Для окончания процедуры закрывают окно щелчком по командной кнопке Со­хранить.

Документ получает присваиваемое шаблонам расширение.xlt. В дальнейшем его можно загружать как любой другой файл. В этом случае открывается не сам шаблон, а его копия, что позволяет многократно использовать исходный шаблон при построении других таблиц.

Для модификации шаблона из меню Файл вызывают директи­ву Открыть. После выбора шаблона нажимают клавишу <Shif t> и «щелкают» по кнопке Открыть. После редактирования шаблон сохраняют обычным образом.

Если необходимо поменять имя листа, то это можно достичь двойным щелчком по корешку листа или в следующей последо­вательности через меню Формат\Лист\Переименовать. В фор­мулах в открытых книгах, ссылающихся на переименовываемый лист, имя меняется автоматически.

Добавить новый лист можно, щелкнув правой кнопкой мыши по корешку листа и выбрав команду добавить. При этом появится запрос типа создаваемого листа (лист с таблицей, диа­грамма, диалоговое окно, лист макросов или шаблон). Другой вариант — через меню Вставка\Лист, но при этом не появля­ются запросы, а сразу создается лист с таблицей перед текущим листом.

Табличные вычисления.

Важным свойством программы явля­ется возможность использования формул и функций. Что­бы процессор мог отличить формулу от текста, ввод формулы в ячейку таблицы начинается со знака равенства (=). После этого знака в ячейку записывается математическое выражение, содер­жащее аргументы, арифметические операции и функции. В фор­муле можно использовать числовые и текстовые константы (по­следние в двойных кавычках), ссылки на ячейки (диапазоны), имена диапазонов и полей, функции и простые арифметические действия.

В качества аргументов в формуле обычно используют числа и адреса ячеек. Для обозначения арифметических операций можно применять символы: «+» — сложение, «—» — вычитание, «*» — умножение, «/» — деление, «А» — возведение в степень.

Формула может содержать ссылки на ячейки таблицы, рас­положенные в том числе на другом рабочем листе или в таблице другого файла. Для ссылки на другие листы и книги используются так называемые трехмерные ссылки. Они отличаются от обычных наличием имени книги (в квадратных скобках) и листа, заканчивающегося восклицательным знаком. Например, форму­ла = [Otdel.xls]Заказы!Н7 ссылается на ячейку Н7 на листе Заказы в книге Otdel. Для создания такой ссылки можно через меню Окно выбрать исходную (открытую) книгу, затем выбрать лист и щелкнуть по ячейке левой кнопкой мыши.

Однажды введенную формулу можно модифицировать в лю­бое время. Встроенный Менеджер формул помогает найти ошибку или неправильную ссылку в таблице.

Изменения в исходных данных влияют на результат в конеч­ных данных. Табличный процессор автоматически пересчитыва­ет результаты формул, но можно использовать и принудитель­ную команду с помощью клавиши <F9>.

Процессор позволяет работать со сложными формулами, со­держащими несколько операций. Для наглядности можно вклю­чить текстовый режим, тогда в ячейку будет введен не результат вычисления формулы, а собственно формула.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова структура рабочего листа табличного процессора?

2. Охарактеризуйте возможности интерфейса табличного процессора Excel.

3. Назовите основные функции, выполняемые табличными процессами.

 

 



<== предыдущая | следующая ==>
Критерии оценивания анализа | Электронные презентации





Date: 2015-05-22; view: 1431; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию