Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бертран РасселСтр 1 из 4Следующая ⇒ Психологи провели эксперимент, в ходе которого людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили, что данное «лекарство» должно будет вызывать у них состояние эйфории, в другом – состояние гнева. После принятия «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым данной им инструкции. Давайте попробуем разобраться: что такое эмоции? Как и почему они возникают? Может ли человек направлять и контролировать их? Какие бывают негативные эмоциональные состояния и что с ними делать? Эмоции человека зависят не только (и не столько) от телесных изменений, как от восприятия и оценки им ситуации, его прошлого опыта, интересов, потребностей. Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира. В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. К. Изард же выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. Три аспекта целостного определения эмоций: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении). Эмоции выполняют следующие функции: · отражательно-оценочную; · переключающую; · подкрепляющую; · компенсаторную (замещающую); · побудительную; · функцию "аварийного" разрешения ситуаций; · дезорганизующую; · предвосхищающую; · эвристическую; · функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения; · функцию активации и мобилизации организма; · экспрессивную. Классификация эмоциональных явлений (Грановская): 1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. 2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. 3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. 4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. 5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье "стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности". Изард "10 базовых эмоций": · Положительные: радость, интерес; · Нейтральные: удивление; · Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. На основе результатов тридцатилетних исследований Пол Экман выделил шесть основных эмоций: счастье, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. При этом он отмечает, что, возможно, лицо передаёт и другие эмоции - стыд или волнение. Но они ещё не были признаны, как эмоции.
Классификация по Рубинштейну: 1) Эмоции, связанные с удовлетворением/неудовлетворением органических потребностей; 2) Более высокий уровень, соответствующий предметному чувству (интеллектуальному, эстетическому); 3) Обобщенные чувства, аналог абстрактного мышления. В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций: 1) Эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие; 2) Эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса; 3) Эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами. Факторы возникновения эмоций (Симонов): 1) Потребность; 2) Вероятность удовлетворения потребности (Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций).
|