Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушения интеллектаСтр 1 из 2Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ №3 1-5% населения страдает врожденным слабоумием, еще у 5-10% имеется пограничная умственная недостаточность; у пожилых людей часто наблюдается снижение интеллекта. Интеллект, интеллектуальная функция - это умственная способность человека, лежащая в основе его разумной, сознательной деятельности. Интеллект это не есть синоним мыслительной способности, интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Поэтому принято говорить о своеобразных предпосылках интеллекта, куда традиционно относят в первую очередь: - память; - объем знаний (в первую очередь, уровень образования); - умственную работоспособность; - активную функцию внимания, внимательность. Активная сторона интеллекта - мыслительная функция с внутренней и внешней речью. Оценка интеллекта - это оценка, в первую очередь, мышления, а также и предпосылок интеллекта. Основные синдромы нарушенного интеллекта - слабоумие и малоумие. Слабоумие (деменция) - вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное развитие, снижение, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскуднение эмоциональной сферы и изменение поведения. В зависимости от выраженности выделяют частичную и полную деменцию. Частичная или лакунарная, парциальная деменция обусловлена, как правило, снижением памяти, а способность к суждениям, критическая оценка своего состояния, возможность использовать прошлый опыт и знания в основном сохранены. Полная (тотальная, диффузная, глобальная) деменция - более выраженные расстройства (нарушена критика, поведение). Принципиальный момент разграничения частичной и полной деменции - сохранность "своего Я", т.е. понимание своего болезненного состояния, попытки приспособиться, компенсировать его (все больше записывают, избегают ситуаций, где могут обнаружиться их нарушения памяти). В зависимости от заболеваний выделяют ряд вариантов слабоумия. - Органическое слабоумие - наиболее характерны именно здесь частичные и тотальные формы. - Эпилептическое (концентрическое) слабоумие - крайнее заострение характерологических особенностей, ригидностью, тугоподвижностью протекания всех психических процессов, резким обеднением словарного запаса с использованием одних и тех же штампованных выражений, злопамятность, бурные вспышки злости и агрессии по ничтожным поводам, мелочная пунктуальность, сужение интересов исключительно на себе. - Шизофреническое (правильнее - так называемое шизофреническое) слабоумие -при отсутствии формальных расстройств памяти и сохранности прежних знаний, опыта, больной совершенно их не использует, выражена социальная дезадапта16 ция, эмоциональная тупость, безразличие к окружающему, нелепые высказывания. Малоумие (олигофрения) - врожденное состояние умственной недостаточности различной степени. Малоумие является результатом того, что мозг поражается патологическим процессом внутриутробно, во время родов или после рождения ребенка на начальном этапе его развития, так и не успев сформироваться (условно, в первые 3 года). Если слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня, то при олигофрении интеллект так и не достигает уровня взрослого человека. Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием - выраженность олигофрении не нарастает и не уменьшается. При олигофрении в наибольшей степени страдает абстрактное мышление, другие психические функции - память, эмоциональная, волевая сфера и соматическое развитие в меньшей степени; как правило есть параллели между выраженностью снижения интеллекта и нарушением других функций (при легких формах олигофрении подобных нарушений может и не быть). Выделяют разные степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебиль-ность. При идиотии отсутствует речь, не вырабатываются навыки, ребенок не в состоянии себя элементарно обслужить (даже отсутствует инстинкт самосохранения), эмоционально не выделяет близких людей их окружающих, обучение невозможно. При имбецильности речь косноязычна, словарный запас около 200 простейших слов, фразы из 2-3-х слов, грамматически часто не связанных, обучение во вспомогательной школе практически невозможно, под присмотром и при постоянной стимуляции могут выполнять простейшие виды деятельности, имеются элементарны навыки самообслуживания. При дебильности люди нередко получают начальное или неполное среднее образование, формально могут и полное среднее, но учатся с трудом, преимущественно путем зазубривания материала. Возможны простейшие обобщения (особенно при легких проявлениях дебильности), понимание обыденных правил, работать и выполнять простейшие виды деятельности. Раньше диагноз "Олигофрения" был как бы "официальным" диагнозом, но в МКБ-10 (Современная классификация психических и поведенческих расстройств) данный термин не фигурирует, а используется "умственная отсталость".
|