Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах на перенос





Доступный животным уровень обобщения может существенно ва­рьировать в зависимости от многих факторов. Степень обобщения того или иного признака можно оценить и качественно, и количественно, используя ряд приемов и критериев.

Рис. 5.2. Формирование у вороны обобщенного правила выбора по при­знаку «сходство». Стимулами были карточки разного цвета (белые столбики), множества с разным числом элементов (заштрихованные столбики) и арабские цифры (черные столбики). В каждой следую­щей серии достижение критерия требовало меньше предъявлении.

1. Перенос на новые стимулы той же категории. Это первый спо­соб оценки уровня обобщения. В примере, который мы рассматрива­ли в предыдущем разделе, обобщение должно было происходить по конкретному признаку — кубической форме предмета (против шаро­образной).

В процессе обучения число сочетаний, необходимое для появле­ния адекватной реакции на каждую новую пару стимулов, постепен­но снижалось.

Число сочетаний, необходимое для достижения выбранного критерия правильных выборов новых стимулов после теста на пе­ренос, может быть показателем достигнутого животным уровня обобщения. Чем меньше эта величина, тем ближе животное к фор­мированию обобщения поданному признаку (рис. 5.2).

Число тестов на перенос, число серий обучения с новыми стиму­лами, а также число предъявлении, необходимых для достижения критерия в каждой последовательной серии, — все эти показатели могут служить количественной характеристикой динамики процесса формирования обобщения. Такие сопоставления можно проводить у данного животного на разных стадиях усвоения общего правила выбора или у животных определенного вида в сопоставлении с другими вида­ми. Результаты такого сопоставления показаны на рис. 5.2.

в Если «правильный» ответ на каждую новую комбинацию сти-j мулов достигается все быстрее, то это означает, что у животного с происходит успешное обобщение данного признака.

2. Перенос на новые стимулы других категорий. Этим методом исследуют способность животных к более высокому уровню обобще­ния, т.е. к пониманию того, что признак может относиться к более «общей» категории. Поясним это на конкретных примерах обобще­ния птицами относительных признаков, таких как «сходство», «боль­ше» и т.п.

Для изучения способности птиц к обобщению по признаку «сход­ство» их сначала обучали выбору по образцу стимулов (предметов) раз­ного цвета, а в тесте на перенос использовали карточки, поверхность которых была покрыта разным типом штриховки (Wilson et al., 1985, a, b). Оказалось, что в этом случае галки справились с тестом на перенос при первых же предъявлениях новых стимулов. Это означает, что у них про­изошло успешное обобщение признака «сходство», они смогли сфор­мировать единое правило выбора, общее для разных категорий признаков. Они абстрагировались от конкретных особенностей стимулов.

Большинство видов животных не справляется с переносом прави­ла выбора по сходству с образцом от исходных стимулов на стимулы другой категории. Такой уровень обобщения оказывается для них слиш­ком сложным.

Так, в упомянутой выше работе Уилсона голуби, обученные выбирать стимулы по сходству цвета, не смогли правильно устанавливать сходство по типу штриховки, и решению этой задачи они обучались почти заново. Даже врановые птицы, у которых в целом такие способности развиты достаточно высоко, осуществляют перенос на стимулы другой категории не во всех слу­чаях. Так, в опытах Смирновой и др. (1998) вороны успешно усвоили правило выбора стимулов по сходству цвета. Однако для достижения более высокого уровня обобщения по признаку «сходство» потребовалось провести несколько дополнительных серий (которые были названы «доучиванием»). Только после этого птицы смогли безошибочно выбирать по сходству с образцом стимулы двух новых категорий — арабские цифры и множества2 — и в дальнейшем правильно реагировали на новые стимулы этих категорий.

3. Перенос правила выбора на стимулы другой модальности (кросс-модальный перенос). Этот способ оценки уровня обобщения особен­но важен, поскольку его рассматривают как одно из доказательств наличия у животных мысленных представлений о свойствах предме­тов и событий окружающего мира. Одной из первых такую способ­ность наблюдала в своих экспериментах Н. Н. Ладыгина-Коте (1925).

2 В исследованиях, связанных с сопоставлением числа предметов, а также при анализе способностей птиц к «счету» множествами называются сгруппированные объекты, числом более одного, которые предъявляются птице на специальных карточках В качестве таких «множеств» используют графические изображения раз­ного числа объектов — точек, прямоугольников и т.п.


Детенышу шимпанзе, который успешно освоил выбор по сходству, по­казывали образцы — фигурки разной формы, но предметы, с которыми сле­довало сравнивать образец, были спрятаны в мешок. Их он должен был выби­рать на ощупь, засунув в него руку. Обезьяна успешно выполнила этот тест.

Таким образом, при таком кроссмодальном переносе обезьяна смог­ла сопоставить информацию, полученную через разные сенсорные каналы (зрение и осязание), и установить соответствие стимулов.

На основе уже сформированного обобщения животные (не только приматы, но и врановые птицы, а также некоторые другие виды) способны к кроссмодальному переносу, который базируется на сопоставлении признаков разных категорий.

Одним из первых это доказал О. Келер (Koehler, 1956) в опытах на попугаях. Он обучил попугая жако особому виду выбора по образцу:

тот должен был открывать кормушки до тех пор, пока не находил кормушку с одной «единицей» приманки, если перед этим ему пода­вали единичный звуковой сигнал, или же отыскивал кормушку с дву­мя «единицами» подкрепления, когда сигналов было два. Когда этот навык был достаточно упрочен, перед птицей поставили пять корму­шек. На крышках трех из них по-прежнему ничего не было, а на двух других были изображены одна или две точки. Без всякого дополнительно­го обучения попугай сбрасывал крышку с одной точкой, если слышал единичный звуковой сигнал, и крышку с двумя точками, если сигна­лов было два. Следовательно, попугай смог обобщить информацию о величине множеств разной природы (образцом было число последова­тельных звуковых сигналов, а для сравнения давали карточки с раз­ным числом объектов на них, т.е. зрительные стимулы). Попугай смог использовать эту информацию, когда надо было сделать выбор между стимулами, принадлежащими другой модальности — зрительной.

В описанных выше экспериментах были использованы приемы, позволяющие оценить способность животных к операции обобще­ния. В них данная способность выступает как мысленное объединение предметов и явлений по одинаковым свойствам.







Date: 2015-05-19; view: 485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию