Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII - первой половины XIX века





Представления человека о поведении животных развивались вме­сте с его общими знаниями о природе. Во всех сферах своей деятель­ности с древнейших времен человек в той или иной степени зависел от животных, и поэтому для него было важно понимать закономерно­сти их поведения. Задолго до первых научных исследований в этой области у людей постепенно накапливались эмпирические знания о повадках и образе жизни животных, об основах их взаимодействия в сообществах. В процессе одомашнивания диких животных формирова­лись и первые представления о наследственной основе поведения, по­скольку одновременно с хозяйственно полезными морфологически-^ признаками человек производил отбор и по полезным признакам поведения, таким как отсутствие агрессивности, «контактность», по­слушание, сторожевое поведение и т.д.

Наблюдения за дикими и прирученными животными способство­вали появлению первых представлений об особенностях их психологии, постепенно вырабатывались приемы дрессировки. Укреплялась уверен­ность в том, что во многих случаях животные проявляют сообрази­тельность, т.е. обнаруживают зачатки разума.

По мере накопления фактов о сложности и целесообразности по­ведения самых разных животных росло стремление не только пре­увеличивать их разумность, но и приписывать им чисто человеческие свойства — сознание, волю, любовь, злобу и т.п. Такой подход к оценке поведения животных называется антропоморфическим (от anthropos— человек, morphe — форма). В той или иной степени он нередко обнару­живается и теперь. Одна из актуальных задач современной науки о поведении — преодоление антропоморфизма.

С появлением и развитием естествознания (еще с середины XVIII века) оформилось подразделение поведения животных на две категории. Одну из них назвали «инстинктом» (от лат. instinctus— по­буждение). Это понятие появилось в трудах философов еще в III веке до н.э. и означало способность человека и животных выпол­нять определенные стереотипные действия в силу внутреннего по­буждения. Вторую категорию явлений называли «разумом», но этим термином обозначали не собственно разумные поступки (как в насто­ящее время), а любые формы индивидуальной пластичности поведе­ния, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением (тенденция сводить понятие «разум животных» к более простым процессам отча­сти сохраняется и по сей день).



Характерный для того периода развития науки подход к поведе­нию животных можно найти в трудах французского натуралиста Ж. Бюффона (1707-1788). В книге «Всеобщая и частная естественная история» (1810) он попытался систематизировать данные не только о морфологических особенностях разных видов животных, но и об их об­разе жизни, нравах и привычках. Ученый выступил с критикой антро­поморфического подхода в трактовке поведения животных. Описывая поразительные по сложности ритуальные действия общественных насе­комых, Бюффон подчеркивал, что они являются механическими. В тру­дах Бюффона нет описаний тех форм поведения, которые можно было бы отнести к собственно разумным. Однако при описании «естествен­ной истории» отдельных видов он указывал, что одни животные «ум­нее других», т.е. допускал различия в их умственных способностях.

Бюффон выступил против применения понятия «разум» к бо­лее элементарным формам поведения животных и тем самым способствовал созданию основ классификации отдельных форм поведения.

Одно из первых научных определений инстинкта дал немецкий ученыйГ. Реймарус (1694-1768). Он допускал наличие у животных

"гтвий которые можно сопоставить с разумным поведением че-д века. Реймарус, так же как и его современники и предшественни-л включал в эту категорию прежде всего способность к подража­нию и обучению.






Date: 2015-05-19; view: 240; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию