Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудные случаи написания частиц не и ни





Основные случаи употребления отрицательных частиц

Следует различать употребление не и ни в сходных синтаксических конструкциях и грамматических формах.

 

1. В придаточных предложениях
Не выражает отрицание Когда брат не приходил, все чувст­вовали скуку. Не бывает войн, где солдаты не по­гибают. Ни выражает утверждение с оттен­ком обобщенности Когда бы брат ни приходил, он всег­да вносил оживление и радость. Где бы солдаты ни погибали, их сле­дует помнить и чтить.
2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу
Не выражает отрицание Ни выражает усиление отрицания
Не один из нас (т.е. многие) готов был к восхождению. Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем. Ни один из нас (т.е. никто) не был го­тов к восхождению. Ни одного раза (т.е. никогда) не при­ходилось мне встретиться с диким зверем.
3. В местоименных оборотах
не кто иной, как; не что иное, как никто иной; ничто иное
Выделительные обороты с не содер­жат значение скрытого противопос­тавления и употребляются в утвер­дительных предложениях (ср.: не кто иной.., а...): Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу. Перед нами было не что иное, как древняя пещера. Эти обороты употребляются в отри­цательных предложениях и служат для усиления отрицания: (никто... не..; ничто... не...) Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу. Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни: во что бы то ни стало, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чем не бывало и др.

Частица не пишется раздельно:

 

1. Если есть или подразумева­ется противопоставление.   Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая).
2. С прилагательными, наре­чиями на и причастиями, ес­ли противопоставление подра­зумевается и отрицание усили­вается отрицательными место­имениями и наречиями. Приняли отнюдь не верное ре­шение. Вести были нисколько не ра­достные. Это был ничем не мотивиро­ванный поступок.  
3. С краткими прилагатель­ными, которые не употребля­ются в полной форме.   не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не располо­жен, не готов, не обязан, не ну­жен, не согласен
4. С глаголами, деепричастия­ми, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами. не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то ... не то, не толь­ко, не над (нами).
5. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления.   Виднелись еще не убранные поля ржи. Нашли не разрушенный, а совершенно целый шалаш.
6. С наречиями а) сравнительной степени; двигался не быстрее, говорил не громче  
б) в роли сказуемого в безличных предложениях   - не надо, не нужно, не жаль, не страшно  
7. В отрицательных местоимениях с предлогом. - не с кем, не в чем, не о ком

Частица не пишется слитно:



1. Со словами, которые без не не употребляются. невежда, неприступный, не­брежно, невзлюбить, него­дующий, негодуя
2. С существительными, при­лагательными, наречиями на -о, -е, когда с не образуется но­вое слово (новое понятие, часто с отрицательным качеством). несчастье (беда), нелегкий (трудный), нелегок, некра­сив, недалеко (близко), непо­далеку (близко), неспроста, недаром, нередко
3. С прилагательными и наре­чиями при наличии слов, обо­значающих степень качества: очень, весьма, крайне, совер­шенно. Весьма неприятное происше­ствие. Была придумана со­всем неинтересная игра. Он говорит совершенно непо­нятно.
4. В отглагольных прилага­тельных, образованных от не­переходных глаголов или пе­реходных глаголов совершен­ного вида с помощью суффик­сов -ем-, -им-. неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодоли­мый, неукротимый, неисчер­паемый, несокрушимый
5. С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или когда зависимыми словами являются наречия меры, степени. Мы шли по неосвещенным улицам городка. Принял со­всем необдуманное решение.
6. В отрицательных и неопре­деленных местоимениях и наречиях. некого, нечего, некем, нечем, негде, неоткуда, незачем, не­когда, нехотя
7. В некоторых глаголах с приставкой недо-, обозначаю­щей, что действие совершено ниже положенной нормы или некачественно. недовыполнить план, недо­смотреть за ребенком, но не досмотреть кинокартину

 

 

1. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Они бодрствовали почти трое суток, были измучены и голодны, да и (не)где было взять пищу. Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды.

2) Он был (не)брит, измучен, с глазами, красными от бес­сонницы. В комнате холодно, сыро и (не)уютно.

3) Этот роман, (не)сочиненный, а пережитый им, был пре­краснее всех вымыслов. Прошел уже месяц, а это поле так и (не)вспахано.



4) Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на; свои тридцать пять лет. Наш долг — сберечь блистатель­ный и (не)слыханно богатый язык наших классиков.

 

2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Новая статья о творчестве этого кинорежиссера пока (не)напечатана. Письмо моему однокласснику уже на­писано, но пока (не)отправлено.

2) Гаврин, как и другие посетители выставки, долго стоял; (не)подвижно у грандиозного полотна художника. Дол­гий и (не)легкий разговор состоялся у отца и сына.

3) Прослыть (не)вежею позорно. В хорошо отреставриро­ванном здании все-таки чувствовалось что-то (не)уловимо новое.

4) Эти воспоминания оказались совсем (не)веселым, а очень безрадостным грузом для памяти. К нам прибыл новый жилец — (не)кто Кузнецов.

 

3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Петров сделал (не)сколько шагов к выходу. Погода была отвратительна, она, казалось, (не)годовала.

2) Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая. Пока­зался (не)высокий дом и двор, обнесенный забором.

3) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. Перейдя по камням (не)глубокую реч­ку, мы поднялись по склону и оказались у цели нашего похода.

4) (Не)молот железо кует, а кузнец. Ученье без уменья — (не)польза, а беда.

 

4. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы упорно гото­вились к предстоящим соревнованиям. Илюша задумался на эту (не)веселую тему, и ему стало горько и досадно.

2) Эта задача так и (не)решена нами. Пишут (не)пером, а умом.

3) (Не)яркое пламя в печи освещало давно уже брошенное хозяевами жилище. Мы услышали (не)громкий шепот, раздававшийся из соседней комнаты.

4) Природа (не)храм, а мастерская, и человек в ней работ­ник. А кругом на полях (не)пробудная тишь.

5. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) (Не)людимо наше море, день и ночь шумит оно. Я ей растолкую, что (не)чего меня бояться.

2) Рассмотрение этого дела еще (не)завершено. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.

3) Это письмо еще (не)закончено мною. Они рано празднуют победу, ведь игра еще (не)закончена.

4) (Не)вежество хуже темной ночи. Это (не)обычное явле­ние очень заинтересовало нас.

 

6. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий. Роста он был (не)большого, сложен хоро­шо, лицом весьма привлекателен.

2) Наш спутник оказался (не)разговорчивым, а весьма замкнутым молодым человеком. Конечно, надоело нам сидеть на одном хлебе, но делать было (не)чего.

3) Комната была темной, так как лампы еще (не)зажжены. Так он в полном одиночестве простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

4) (Не)смотря на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче. Поначалу наши встречи были хо­лодны и (не)приятны.

 

7. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Эта (не)молодая женщина была добра и по-своему при­влекательна. Нам (не)где было даже разложить свои до­кументы на столе, заваленном книгами.

2) Эта повесть еще (не)написана автором, но сюжет ее уже

многим известен. Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.

3) Окно на кухне было (не)занавешено. Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчужденно.

4) (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад. Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

 

8. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Лампы еще (не)зажжены, поэтому гостиная была темна и таинственна. Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица людей.

2) Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке. (Не)трудно объяс­нить различия в строении этих предметов.

3) Комендант ответил (не)брежным кивком головы. Но го­ворят, вы (не)людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

4) Двери дома были (не)закрыты. (Не)когда возвышавшие­ся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.

9. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма. Письмо оказалось (не)отправленным, а лежащим на письменном столе.

2) Жара стояла (не)выносимая, и нам трудно было ды­шать и двигаться. В лесу стало (не)привычно тихо и тре­вожно.

3) Мне (не)кого просить о помощи. Егор слыл (не)утомимым тружеником.

4) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава. (Не)веселые дела: вся земля белым-бела.

10. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Она (1 )перед кем (2)когда (З)открывает сокровенных движе­ний сердца, (4)кому (5)поверяет душевных тайн.

1) 1,3,4,5 2) 3,4,5 3) 2, 3, 5 4) 1,2,4

 

11. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

(1)петухи, (2)лай собаки (З)скрип ворот (4)могли вывести его из столбняка.

 

1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 3,4

12. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

(1 )зверь, (2)птица, (З)одно деревце (4)осмеливались нару­шить молчания первого зимнего утра.

 

1) 1,3,4 2) 3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

13. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Я (1 )мог (2)сколько раз (З)улыбнуться, хотя (4)понял (5)слова из этого странного письма.

 

1) 1,3,4,5 2) 3,4,5 3) 5 4) 4

14. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни? Из-за болезни он (1 )мог (2)пить, (З)есть, (4)спать.

 

1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

15. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Скоро из низины надвинулся такой туман, что (1 )стало видно (2)вспышек, (З)звезд, (4)луны.

 

1)1,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

 

16. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни? Природа (1 )дала ему (2)какой резкой заметной черты, (З)дурной, (4)хорошей.

 

1)1,3,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

 

17. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

(1 )жеманства, (2)кокетства, (З)какой лжи она (4)допускала в общении с людьми.

 

1) 1,3,4 2) 3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

18. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Откуда (1 )возьмись налетел ветер, который (2)только мешал нашему продвижению вперед, но и нагнал на полнеба туч, грозя­щих нам (3)то снегом, (4)то дождем.

 

1) 1 2) 3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

 

19. В каком ряду расположены слова, написание которых зависит от контекста?

1) что(бы), прим(и,е)рять, м(и,е)ровоззрение 2) ст(а,о)рожил, (на)конец, ра(с,з)ческа

3) (в)течени(е,и), (на)счет, пр(и,е)лестный 4) (по)прежнему, (за)то, ч(и,а)стота

 

20. В каком ряду расположены слова, написание которых зависит от контекста?

1) (на)встречу, (не)смотря, землетр(е,я)сение

2) (не)удача, жаре(н,нн)ый, (в)место

3) (во)всю, оди(н,нн)адцатилетний, (в)пустую

4) зар(а,о)сли, (не,ни)разу, прочита(н,нн)ый

 

21. В каком ряду расположены слова, написание которых зависит от контекста?

1) (на)утро, (не)много, как(будто)

2) копче(н,нн)ый, то(же), выр(а,о)зительно

3) (от)того, учи(ть,т)ся, об(е,и)жать

4) реше(н,нн)ы, остриже(н,нн)ый, прик(а,о)саться






Date: 2015-05-19; view: 2669; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию