Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевая функция, речевые расстройства





 

Речь является одной из поздних (филогенетически новых) 4) ункций больших полушарий. Речь является только человече­ской функцией; цитоархитектонические поля, имеющие наиболь­шее отношение к речевой функции, существуют только у че­ловека.

Человеческое мышление всегда является словесным. Сло­весное мышление и речь относятся ко второй сигнальной системе, свойственной лишь человеку.

Вторая сигнальная система и речь имеют громадное значе­ние в истории развития человеческих отношений и общества, равно как и в индивидуальном развитии человека. С другой стороны, появление второй сигнальной системы и речи обусло­влены самим ходом исторического процесса развития человека и его общественных отношений.

«Сначала труд, а затем рядом с ним и членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием — ко­торых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре пре­восходит первый величиной и совершенством» — говорит Ф. Энгельс. И далее: «… люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе орган».

Ясно, что параллельно с этим в коре головного мозга фор­мировалась сложная функция сочетания движений, производя­щих речевые звуки, слоги, слова и т.д. Путем длительного опыта, «проторения», с определенными представлениями связы­вались навыки построения определенных рядов звуков — дви­гательный речевой стереотип. Часть кинестетического (двига­тельного) анализатора специализировалась для осуществления этой функции. Понятно, что она сформировалась вблизи от проекционной области для движений губ, языка, гортани — в заднем отделе нижней лобной извилины (область Брока), в одном полушарии (у правшей в левом).

Неразрывно с этим шел и процесс различения, узнавания условных звуковых рядов — сигналов — по их звучанию и по­рядку расположения — гнозия речи. В системе слухового анали­затора формировалась специализированная область анализа и синтеза речевых звуков — в заднем отделе верхней височной из­вилины (область Вернике).



Следовательно, моторный компонент речи (экспрессивной) является специальным видом праксии; сенсорный — специальным видом слуховой гнозии. Обе речевые функции тесно взаим­но связаны.

Функция речи чрезвычайно сложна. Будучи проявлением высшей нервной деятельности и составной частью человеческого мышления, она, понятно, не может быть узко локализованной в коре головного мозга. Клинический опыт показывает, во-пер­вых, что разнообразие характера речевых расстройств очень велико; во-вторых, определение расположения очага поражения на основании только одних речевых расстройств достаточно за­труднительно и нередко ошибочно.

В осуществлении сложнейших речевых функций участвуют не отдельные изолированные корковые области, а сложные функциональные системы, охватывающие обширные террито­рии коры. Это положение вовсе не отрицает того факта, что разные отделы коры отнюдь не равнозначны в отношении рече­вых функций. Клинический опыт учит, что поражения разных участков коры вызывают качественно отличные нарушения речи. Поэтому мы различаем отдельные области, поражение кото­рых вызывает те или иные, той или иной степени, расстройства речи[33]. Но это не значит, что такие области и в норме являются «речевыми центрами», управляющими определенными речевыми функциями.

Область Вернике расположена в височной доле, в заднем отделе верхней височной извилины. Через посредство этой зоны происходит в коре анализ и синтез звуковой речи, сопоставле­ние элементов ее с теми или иными представлениями, пред­метами, понятиями (узнавание устной речи).

Понимание речи развивается у ребенка ранее других рече­вых функций, поэтому поражение области Вернике влечет за собой наиболее тяжкий ущерб, расстраивая функцию других, сопряженных с ней в деятельности отделов коры. Утрата спо­собности понимания человеческой речи, возникающая при пора­жении области Вернике, называется сенсорной афазией (сло­весной агнозией).

Область Брока находится в лобной доле, в заднем отделе нижней лобной извилины. Человек строит свою речь на основе сложившегося у него опыта, произнося слоги в такой последо­вательности и в таком сочетании, чтобы создать слово; слова — чтобы сложить фразу, выражающую нужную мысль. Приобре­таемая опытом в течение детства (по принципу выработки условных рефлексов) моторная функция речи связана с указан­ной территорией Брока. Говоря, человек контролирует собствен­ную речь через посредство специализированной части слухового анализатора — области Вернике. Функции области Брока отно­сятся, естественно, к праксическим. Реализация необходимых для речи движений языка, губ, голосовых связок происходит через посредство расположенной рядом с зоной Брока области передней центральной извилины, нижнего ее отдела, где начи­наются двигательные проекционные пути к мускулатуре, уча­ствующей в формировании звуковой речи. При поражении об­ласти Брока возникает так называемая моторная афазия (сло­весная апраксия).



Изолированно функция чтения, или лексии, нарушается при локализации очага в теменной доле, в угловой извилине, — gyms angularis. Через посредство этой области происходит узнавание (гнозия) букв, являющихся условными символами звуков, а в определенном сочетании их — слов и фраз. Лексия является одним из видов зрительной гнозии. Расстройство по­нимания письменной речи (алексия) возникает при очагах на стыке височной доли (словесная гнозия) и затылочной доли (зрительная гнозия).

Функция письма или графин изолированно нарушается при поражении заднего отдела средней (второй) лобной извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и дви­жений руки в левом полушарии у правшей. Такое расположе­ние понятно, поскольку процесс письма сопряжен с движением глаз по строчкам и осуществляется правой рукой. Графия яв­ляется одним из видов сложной праксии; письменная речь за­ключается в начертании условных, соответствующих звукам значков (букв), составляющих в определенных сочетаниях слова и фразы. Утрата способности письма называется аграфией.

 

 






Date: 2015-05-19; view: 244; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию