Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека





«Жизнь — это движение». В наше время, когда мы так мало двигаемся, следует все время помнить об этом. Но как же определяется движение, как оно возни­кает, как ему научиться, как его приме­нять на практике? Двигательное поведе­ние очень индивидуально. Каждый чело­век двигается по-своему, у него есть свои, только для него характерные дви­жения. Они зависят от общего строения тела, от его конституции, от самой лич­ности. Движением управляет человечес­кий мозг. Такие образцы движения как, например, ходьба, положение стоя, сидя или прыжки как бы хранятся в нашем мозге и по мере необходимости реали­зуются автоматически. Вплоть до рожде­ния в мозге ребенка созревают клетки, число которых увеличивается делением. После рождения деление клеток прекра­щается, и тогда начинается процесс обу­чения. Отдельные клетки соединяются между собой синапсами. Так складыва­ется упорядоченная сеть путей и связей.

Такие сети включают в себя также инди­видуальный запас образцов движения. С началом полового созревания в организ­ме выделяется гормон, который делает невозможным дальнейшее установление связей между клетками. Это означает, что новые пути больше не могут быть проложены. Вот почему детство играет определяющую роль для всех сфер жиз­ни. Чтобы нагляднее представить себе этот процесс, я часто сравниваю мозг с планом города (рис. 1.1).

К моменту рождения человека в его голо­ве уже существует множество отдельных


«домов», а потом приходит время прокла­дывать между ними «улицы». Так склады­вается целая сеть коммуникаций. Если, например, нам надо добраться от пункта А в пункт Б, то сразу прокладывается пря­мой путь от А к Б, который теперь навсег­да связывает эти пункты. Таким способом дети спонтанно осваивают сложные ком­плексы движений. Взрослый же человек должен сначала поискать прямую дорогу от пункта А к пункту Б в своем «городе», существующем в голове. И если такого пути нет, то, возможно, ему удастся найти путь от пункта А к пункту Б через пункт В.

Это означает, что у взрослого человека новое движение складывается только из уже заложенных в сознании, т. е. знако­мых ему элементов движения. Он не мо­жет больше прокладывать новые пути в своем «городе». При этом он зависит от того, насколько развита сложившаяся сеть коммуникаций и насколько хорошо





он в ней ориентируется, потому что очень часто случается, что уже сложившиеся прямые пути как бы забыты, заброшены, и тогда приходится «ехать в объезд», что совершенно не нужно. Эта картинка объясняет нам, почему взрослый чело­век, когда-то уже выполнявший некое движение, не может его повторить. Най­денный обходной путь должен быть про­ложен основательно, он должен быть хо­рошо «наезжен», чтобы потом его можно было бы найти и «во сне». Вот почему взрослый должен тренировать и заучи­вать новые движения.

Нервные пути мозга передают сигнал невероятно быстро. Поэтому и обходной путь может быть использован без поте­ри времени. Но в профессиональном спорте большинство спортсменов при­общены к нему уже с раннего детства, а те немногие звезды, которые начали за­ниматься спортом позже, все равно, так или иначе, смогли приобрести опыт раз­нообразных движений еще в детстве.

Пути, проложенные в мозге, но не ис­пользовавшиеся долгое время, могут прийти в запустение, стать непроходи­мыми, и им может потребоваться своего рода обновление или чистка. Чем мень­ше взрослые тренируют разнообразные движения, тем больше становится таких «заброшенных» путей. Как следствие этого у человека появляются проблемы с осанкой и несогласованность двига­тельного поведения — болезнь нашей цивилизации. Возвращение этих забро­шенных путей к жизни, их «расчистка» — это напряженный труд, требующий боль­ших физических и временных затрат.

Даже если вы занимаетесь верховой ез­дой не с самого детства, все же не стоит расценивать свой случай как безнадеж­ный и закрывать книгу на этом месте.

Верховая езда — это вид спорта, осно­ванный на множестве разнообразных движений, знакомых нам с раннего дет­ства. Так, в иппотерапии шаг лошади ис­пользуется именно потому, что движения ее спины как бы передает корпусу всад­ника образ обычной ходьбы. Движения лошади имеют очень много общего с ходьбой человека. Сами движения и не­обходимые реакции в корпусе всадника в обоих случаях почти идентичны. В этом заключается одна из причин большой оздоровительной ценности верховой езды. И даже тот, кто начал заниматься конным спортом в более позднем возра­сте, может стать хорошим всадником.

В движении выражается вся личность человека. Состояние нашего внутренне­го «я» решающим образом влияет на ха­рактер движения. Когда дела идут хоро­шо, то мы держимся совсем иначе, не­жели в моменты душевного кризиса. Правильная осанка, прямая и свободная походка всегда служат для нас знаком внутренней уверенности и душевного равновесия. Сгорбленный, поникший че­ловек, втягивает голову в плечи и прячет от всего окружающего мира не только свою голову, но и свою личность.

Страх, стрессы, монотонность и хаотич­ность, а также перенапряжение сил и сбой координации всегда были врагами двигательного обучения. Страх блокиру­ет движение. При испуге немедленно проявляются защитные рефлексы: чело­век зажимается, вскидывает руки, сгиба­ется пополам (а в крайних ситуациях при­нимает даже положение эмбриона). В стрессовой ситуации возможны только автоматические реакции, и тонкая на­стройка движений, которая будет адек­ватна реальной ситуации, становится невозможной. Так, при езде верхом в со-





стоянии стресса невозможно адекватное реагирование на конкретную ситуацию, и ни о какой тренировке новых движений не может быть и речи. Например, всад­ник, находящийся в стрессовом состоя­нии, выполнит одержку жестко и грубо и не сможет уловить тонкие сигналы, по­ступающие от лошади, учитывать кото­рые просто необходимо для дозирова­ния и согласования средств управления.

Монотонность, застывшая рутина, тупое повторение и, наконец, просто скука ме­шают прогрессу в обучении, так как успеш­ная тренировка неразрывно связана с ра­достью новых переживаний и получением нового опыта. Прямой и столь же бесплод­ной противоположностью этому является хаотичное обучение, когда отличить новое от уже известного становится просто не­возможно. Действительно успешное обу­чение продвигается вперед небольшими шагами, балансируя по острой кромке между монотонностью и хаосом.

Когда в обучение вводятся какие-то но­вые элементы или изменения, то все ос­тальные основные предпосылки должны оставаться прежними. На новой лошади нужно сначала повторить прежние уро­ки. Незнакомые упражнения следует ос­ваивать постепенно, постепенно увели­чивая уровень сложности. Например, одержка сначала выполняется на опре­деленном отрезке длинной стенки, затем на определенной требуемой точке и только после этого без ориентации на разметку в точке Х. Перенапряжение сил или координации чаще всего является следствием неправильной постановки цели. Однако ложные цели часто ставит не тренер, а сам ученик.

Общая модель развития двигательного поведения позволяет сформулировать три четких принципа процесса обучения:







Date: 2015-05-19; view: 142; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию