![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Санкт-Петербург ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Развернулось активное строительство. Благоустройство города «Комиссией о каменном строении» создавались гранитные набережные, памятники, конный паматник Петру 1 (скульпторы Фальконе и Коло) на естественной гранитной скале (Гром-камне). Мемориальные памятники на Марсовом поле. Старов Иван Егорович (1745-1808) Первые годы – усадебное строительство – две усадьбы Демидовых (Сиворицы и Тайцы). Таврический дворец (1783-1789) – усадьба с пейзажным садом 2га и П образный распластанный дворец с большим парадным двором. Четкая композиция и гениально простые фасады. Купольный зал в центре. Роскошный Зимний сад. Троицкий собор (1778-1790) в Александрово-Невской Лавре. 3-нефное базиакальное здание. Волков Федор Иванович (1755-1803) Самое крупное произведение Здание Морского кадетского корпуса (1796-1798) на набережной Невы. Лишь центральная часть его выделена колоннадой. Арх. Ч. Камерон (1730-1812). Царское село. Комплекс Галереи (Камероновой (1783)) и Бань. Параллельно с разнообразными работами в Царском Селе Ч. Камерон в 1782 г. приступил к формированию другой пригородной царской резиденции — в Павловске. Дворец, парк и ряд павильонов в нем созданы по его проектам и под личным наблюдением. Пейзажный парк формировался им, исходя из особенностей рельефа и характера древостоя, в естественном лесном массиве в 1790-х годах в содружестве с художником-декоратором известным мастером садово-паркового искусства и архитектором П.Гонзаго (1751 — 1831 гг.). В обширном парке (600 га), на верху склона, круто спускающегося к р. Славянке, прихотливо извивающейся в долине, возвышается величественный дворец. Композиционно-планировочная схема дворцового ансамбля воплотила палладианскую систему итальянских вилл в русской интерпретации. Главный, высокий объем дворца крытыми дугообразными переходами соединен с низкими служебными павильонами по концам, фланкирующими парадный двор и подъезд к нему.
Самым крупным архитектором из иностранцев, работавших в России в конце XVIII в., был итальянец Д.Кваренги. Кваренги Джакомо (1744—1817гг.). Он родился на севере Италии, в провинции Бергамо. В Петербург приехал в 1779 г. с уже сложившимися художественными взглядами. Первые постройки Д. Кваренги особенно сильно овеяны духом палладианства; это — Английский дворец в Петергофе (1781 — 1794 гг.; разрушен фашистами в 1940-х годах), Эрмитажный театр (1783—1787 гг.), и здание Академии Наук (1783—1789 гг.) в Петербурге. Однако с начала XIX в. в его произведениях все больше проявляются новые особенности, свойственные формирующемуся высокому классицизму. Это сказывается во все большем ансамблевом решении и обогащении фасадов скульптурным и декоративным убранством. Создавая ряд дворянских усадеб, Д. Кваренги с большим искусством варьировал палладианскую схему итальянских вилл, приспосабливая ее к условиям России. Таковы, например, усадьбы: «Эллей» (разрушена фашистами в 1940-х годах) близ Митавы (Елгава), П. В. Завидовского в Ляличах и М. И. Камбурлея в Хотени (на Украине). Характерным примером усадьбы палладианского типа является дача А.А.Безбородко на Неве в Петербурге, коренным образом перестроенная Д. Кваренги в 1783—1788 гг. Он создал в ней раскрытый к Неве парадный двор, обрамленный дугообразными колонными галереями и фланкированный служебными павильонами. Вместе с тем композиционный прием открытого парадного двора Д.Кваренги неоднократно использовал и в петербургских общественных зданиях Следуя требованиям времени и социального заказа, Д. Кваренги не ограничивался лишь поручениями императорского двора, он выполнял много других проектов: усадеб, торгово-финансовых зданий, в том числе рыночных галерей (в Петербурге, Москве), ярмарочных комплексов (в Иркутске; под Курском), учебно-воспитательных и культовых зданий, мемориальных сооружений, различных парковых построек: павильонов (рис. 7.76), террас, «бань», мостиков и пр., а также объектов прикладного искусства и малых форм. Важное место в творчестве Д. Кваренги занимало создание интерьеров во дворцах, жилых домах и усадьбах, общественных зданиях. Необычайная творческая многогранность, редкая трудоспособность и чрезвычайно высокий художественный уровень и проектов, и осуществленных произведений ставят зодчего в ряд самых выдающихся архитекторов России конца XVIII— начала XIX в. Его творчество характеризуют сооружения самого различного назначения. Рассмотрим несколько его творений Эрмитажный театр (1783—1787 гг), Павильон «Концертный зал» (1782—1788 гг.) в Царскосельском парке. Арх. Д.Кваренги. Здание Смольного института (1806— 1808 гг.) в Петербурге. Арх. Д. Кваренги находится на Дворцовой набережной, «в линию» со зданиями Эрмитажей и Зимним дворцом, вследствие чего Д.Кваренги должен был «подхватить» отметки горизонтальных членений существовавших сооружений. Самым примечательным в этом здании является Театральный зал, в котором места для зрителей расположены, как в античных театрах. Сам зодчий отмечал, что композиция Эрмитажного театра навеяна образом театра «Олимпико» А. Палладио. Здание Академии Наук (1783-1789 гг.) на берегу Невы отличается монументальной простотой и ясностью композиции, основанной на противопоставлении восьмиколонного портика ионического ордера гладким крыльям фасада, прорезанного мерно чередующимся окнами. Примером прекрасной функциональной организации сооружения специфического назначения служит здание Ассигнационного банка (1783—1790 гг.),. Оно представляет собой большой дугообразный двухэтажный корпус (позднее реконструирован) с камерами (кладовыми) для хранения казны и кордегардиями по концам. Дуга корпуса стянута, словно тетива лука, колонными галереями, соединяющимися с административным трехэтажным зданием с высоким шестиколонным портиком коринфского ордера, подчеркивающим главную ось курдонера, отделенного от Садовой улицы художественной оградой. Весьма значительным сооружением Д. Кваренги является здание Смольного института; после долгих исканий наилучшего решения он в 1806—1808 гг. рядом со Смольным монастырем возвел здание для закрытого учебного заведения -" Института благородных девиц, который стал называться Смольным. Шедевром Д. Кваренги является Александровский дво рец в Царском Селе (г. Пушкин), выстроен (1796 гг). в органичном сочетании с парковой средой. Архитектура дворца отличается простотой и необычайно эффектной открытой колоннадой, отделяющей небольшой двор от парка. Китай-город в Москве и ныне украшает построенное по проекту Д. Кваренги монументальное здание Старого Гостиного двора (1790—1805 гг.), занимающего целый квартал. Это — превосходный пример красивой и рациональной организации квартала.
Архитектура высокого классицизма (1800—1840 гг.)
Первая треть XIX в. в истории России ознаменовалась двумя чрезвычайными событиями, оказавшими большое влияние и на развитие зодчества. В этих условиях аргессии армий Наполена, в различных слоях населения усиливаются патриотические чувства и растет национальное самосознание, что способствует единению всех свободолюбивых сил России в борьбе с наполеоновским нашествиемм в 1812 г. Одержав блестящую победу над вражеской армией, русский народ спас страну, отстоял ее честь и независимость. Такова социально-историческая ситуация, на фоне которой зодчество в России, формировавшееся в рамках классицизма, вступило в самую интенсивную стадию своего развития, условно названную высоким классицизмом. Этот этап отличается от классицизма XVIII в. принципиально новыми чертами: ярко выраженным идейно-художественным содержанием, которое достигалось синтезом монументальных искусств, создававших архитектурные образы наиболее значительных зданий, и необычайным взлетом градостроительного искусства, не имевшего тогда равных в Европе. Чувства национальной гордости, стремление поднять достоинство народа и показать его историческую роль являлись идейным содержанием искусства того времени. В архитектуре это нашло отражение прежде всего в широком размахе замыслов выдающихся русских зодчих, таких как О. И. Бове, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов. Так, архитектор К. И. Росси идею величия России раскрывал в проекте набережной Невы. О своем грандиозном замысле он писал: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии?... Сооружение этой набережной должно произвести эпоху, должно сказать что мы постигли систему древних и предприятие это своим величием должно оставить далеко позади себя все что создавали европейцы нашей эры». Ансамблевые композиции. Еще В. И. Баженов, работая над проектом Большого дворца в Московском Кремле, стремился создать грандиозный архитектурный ансамбль, к которому должны были стекаться радиальные магистрали Москвы и дороги, идущие со всех концов России; однако подобный градостроительный феномен в конце XVIII в. был исключением, а уже в период высокого классицизма были осуществлены широкие градостроительные мероприятия, коснувшиеся Петербурга, Москвы и многих других городов страны. В конце XVIII— начале XIX в. в России ускоряется развитие городов. Растет их число и количество жителей в них. Только в первой трети XIX в. городское население увеличилось в полтора раза. Планы большинства городов уже были составлены в Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. За время своего существования — с 1762 по 1796 г.— Комиссия разработала около 300 планов больших и малых городов. Утвержденные генеральные планы приобретали силу закона. 15 мая 1810 г. был принят правительственный указ «О непроизведении нигде строений без планов». В нем обязанности, связанные с планировкой городов, были возложены на архитектора В.И. Гесте, которому поручили «рассмотрение и переделывание городовых планов по всему государству». Гесте Вильям (Василий Иванович; 1763—1832 гг.). Шотландец по происхождению. Он проявил незаурядное искусство градостроителя еще будучи городским архитектором Царского Села (г.Пушкина). Вскоре, с 1810 г., В. И. Гесте, по существу, возглавил все градостроительное дело в России. Вслед за разработкой «городовых» планов был решен вопрос о правильной стройке городских кварталов, причем застройщиков обязали руководствоваться образцовыми чертежами планировки кварталов, которые В. И. Гесте разработал (26 образцов) в 1811 г. Они учитывались при составлении как новых планов, так и при перепланировке городов. Тогда же была предпринята попытка урегулирования застройки сельских поселений: были разработаны образцовые планировки сел и деревень. Проекты фасадов всех без исключения зданий и сооружений, строившихся в городах России, должны были присылаться в Петербург на утверждение императором, а поскольку их число все возрастало, то вопрос о разработке образцовых проектов становился с начала XIX в. чрезвычайно актуальным. Для большинства типов казенных зданий ко второму десятилетию XIX в. уже имелись образцовые проекты. В 1803 г. были утверждены 12 образцовых фасадов губернаторских домов, присутственных мест для губернских и уездных городов винных и соляных магазинов, тюремных замков. Все их разработал архитектор А. Д. Захаров (1761-В 1824 г. был издан гравированный альбом «образцовых» церквей, составленный архитектором А. А. Михайловым 2 м (1773—1849 гг.). Военные сооружения также в большинстве случаев строились по образцовым проектам, составленным в Инженерном департаменте Военного министерства. Образцовые проекты фасадов, разработанные в 1810-х годах, стали устаревать. О них в документе 1839 г. говорится, что «фасады сии, числом 286, составленные большей частью в одном стиле, без соблюдения правил и вкуса, не соответствуют потребностям настоящего времени». Чертежи новых образцовых фасадов, выполненных в «новом вкусе», предназначались для руководства местным «комитетам по устройству городов». Число фасадов было увеличено, что ослабляло регламентацию застройки и означало уступку индивидуальным вкусам и желаниям частных застройщиков. В 1840-х годах предполагалось выпустить более 40 тетрадей с литографированными образцовыми фасадами частных домов, оград, заборов, ворот, и гораздо бее крупных общественных соорудений— гостиных дворов, рынков, бирж, магазинов, пакгаузов, мануфактурных фабрик, бань, библиотек, зданий для дворянских собраний, церквей. Авторами многочисленных образцовых проектов были известные архитекторы того времени. Для русской архитектуры начала XJX в. исключительное значение имело возрождение Москвы после пожара 1812 г., уничтожившего большую ее часть. С этой целью в 1813 г. была учреждена Комиссия для строения Москвы (функционировала до 1843 г.). Вместо отвергнутого генерального плана Москвы, представленного В. И. Гесте, Комиссия разработала свой проект, в котором сохранялась историческая структура города, закрепленная еще планом 1775 г. Важную роль в деятельности Комиссии играли архитекторы Осип (Иосиф) Иванович Бове (1784— 1834 гг.) и Федор Кириллович Соколов (1783—1824 гг.). В новом генеральном плане Москвы воплощался принцип формирования взаимосвязанных площадей, полукольцом охватывающих Кремль и Красную площадь.
Несмотря на то, что для Москвы «высочайше опробованные фасады частных строений» не были строго обязательны, архитекторы Комиссии очень следили за соблюдением стилистического единства архитектуры частных домов, в проектировании которых приняли участие Афанасий Григорьевич Григорьев (1782—1868 гг.), Дементий (Доменико) Иванович Жилярди (1788 — 1845 гг.) и др. Композиции уличных фасадов жилых (одно-двухэтажных) домов формировались самыми простыми средствами: рустовка нижнего этажа; клинчатые перемычки над проемами с выделением замковых камней; изредка колонный портик и мезонин с фронтоном на оси дома; как правило, двухцветная окраска фасадов с выявлением белых, иногда вводимых скульптурных украшений. Наиболее богатые владельцы возводили дома-дворцы в два-три этажа. Следует отметить характерную особенность архитектуры как жилых, так и общественных зданий послевоенной Москвы — некоторое пристрастие к скульптурной орнаментике отдельных
Самыми видными архитекторами послевоенной Москвы были О. И. Бове, А. Г. Григорьев, Д. И. Жилярди и Ф. К. Соколов. Бове Осип (Иосиф) Иванович (1784—1834 гг.). Он родился в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. Архитектурному мастерству обучался в школе М. Ф. Казакова. Лучшим градостроительным творением О. И. Бове было создание открытого парадного ансамбля Красной площади. Ему же принадлежало конечное решение Театральной площади, которую формировали здания, расположенные по прямоугольному периметру и объединенные арочной галереей по первому этажу. На их фоне доминировало (более четко, чем в наши дни) здание Большого театра. Из остальных строений здесь сохранилось лишь здание нынешнего Малого театра. Большой театр (1821 — 1824 гг.) был результатом творческого содружества А. А. Михайлова 2-го и О. И. Бове. Сохранившийся в основном главный белокаменный фасад с восьмиколонным величественным портиком (высота колонн 15 м) композитного ордера, увенчанным квадригой Аполлона (скульптор П. К. Клодт), воплощает величие идеи патриотизма. Здание Большого театра — одно из лучших в мире театральных зданий с многоярусной системой размещения зрительских мест. Пятиярусный зал, вмещающий 2150 зрителей, имеет следующие размеры: длина —25 м от оркестра до задней стены; ширина —26,3 м; высота —21 м. Размеры портала составляют 20,5 X 17,8 м. В 1819—1822 гг. О. И. Бове занимался разбивкой Александровского сада. В 1824—1825 гг. зодчий создает декоративное убранство фасадов огромного здания Манежа, расположенного неподалеку от Александровского сада чтобы придать ему нарядность, соответствующую его местоположению. Само же здание Манежа было выстроено(1817) по проекту и под руководством выдающегося инженера А. А. Бетанкура который перекрыл его без промежуточных опор 45мр деревянными стропильными фермами невиданного до того пролета. Первой градской больницы (1828 гг.), расположенного на Б. Калужской улице. О. И. Бове также возвел в 1828—1833 гг. монументальную ротонду — церковь Всех Скорбящих Радости, рядом с сохранившимися с 1780-х годов колокольней и трапезной, выстроенными по проекту В. И. Баженова. Облик этой церкви отличается величественной гармонией. Наиболее примечателен в ней круглый светлый интерьер с колоннадой, куполом и орнаментированным чугунным полом. Триумфальные ворота, посвященных победе в Отечественной войне 1812 г. Триумфальная арка с двумя симметричными кордегардиями формировала парадный въезд из Петербурга у Тверской заставы. Ансамбль был создан Бове в 1827 — 1834 гг. в содружестве со скульпторами И. П. Витали (1794—1855 гг.) и И. Т. Тимофеевым. Жилярди Дементий (Доменико) Иванович (1788—1845 гг.). Сын архитектора И. Д. Жилярди; ученик М. Ф. Казакова и продолжатель традиций архитектуры конца XVIII — началаХ1Хв. Он не только учился у М. Ф. Казакова, но и занимался возрождением его творений, поврежденных пожаром 1812 г., в частности здания Университета (1817—1819 гг.); это была первая крупная работа Д. И. Жилярди. При восстановлении Университета Д. И. Жилярди, хотя и внес существенные изменения в архитектуру главного фасада, но сохранил общую его композицию и объемы здания. Ионический ордер в восьмиколонном портике он заменил более монументальным дорическим, соответственно изменив ритм окон, между которыми в уровне третьего этажа расположил многофигурные рельефы (скульптор Г. Т. Замараев), посвященные торжеству науки и искусства. Эта тенденция воплощена им в архитектуре ансамбля трех зданий Опекунского совета на Солянке. Д. И. Жилярди широко использовал большой ордер для подчеркивания престижного назначения здания, будь то здание общественного назначения, как, например, Вдовий дом с восьмиколонным дорическим портиком или жилые дома именитых владельцев.
Если высший градостроительный принцип — ансамблевость — в Москве до конца осуществлен не был, то в Петербурге под руководством учрежденного в 1816 г. Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ была создана система архитектурных ансамблей, и поныне великолепно украшающих центр города. Начало формированию центра Петербурга положили архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров и Тома де Томон еще в первом десятилетии XIX в. Их творения — Казанский собор, Адмиралтейство и Биржа — явились в России первыми примерами нового понимания городского ансамбля — открытого, органично связанного с планировочной тканью города. Этот принцип затем развили К. И. Росси и В. П. Стасов. Властно вмешиваясь в реконструкцию отдельных частей столицы, они создали блестящие ансамбли, прекрасно сочетающиеся с ширью реки; это — Марсово поле, Дворцовая и Сенатская (ныне Декабристов) площади. Искусно сочетая существующие здания с новыми, зодчие сформировали ансамбли, составившие архитектурное «ожерелье» Невы. В планировке и застройке упомянутых площадей заложен принцип регулярности, их художественная цельность обусловлена композиционным единством, а также единством масштабности, ритма и модульности. Другая группа петербургских ансамблей расположена вдоль главной магистрали города — Невского проспекта. Воронихин Андрей Никифорович [1759—1814 гг.). Происходил из крепостных крестьян. В юношеские годы перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре обучался в Москве у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В Петербурге жил в семье президента Академии художеств А. С. Строганова. А. Н. Воронихин совершил несколько поездок по России, во время которых делал зарисовки архитектурных памятников. В 1785 г. он был освобожден от крепостной зависимости. Самые значительные сооружения, созданные А. Н. Воронихиным в Петербурге в первом десятилетии XIX в.,— здание Горного кадетского корпуса (института) и Казанский собор — знаменовали собой новую трактовку крупных общественных зданий как важных градоформирующих элементов. В 1806—1808 гг. путем перестройки пяти жилых домов XVIII в. А. Н. Воронихин возвел здание для Горного кадетского корпуса. Помимо градостроительного значения, здание Горного института весьма примечательно как пример искусного синтеза архитектуры и монументальной скульптуры. Еще большее градостроительное значение для Петербурга имеет здание Казанского собора, выстроенное в 1801 — 1811 гг. на Невском проспекте. Павел 1 требовал, чтобы этот собор был подобен римскому храму св. Петра с колоннадой, охватывающей предсоборную площадь. В результате конкурса на проект собора, в котором приняли участие видные архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарлз Камерон и Тома де Томон, был утвержден проект А. Н. Воронихина. При этом должна была строго соблюдаться обязательная ориентация алтаря на восток. Поэтому храм выходит на проспект боковым фасадом, который удачно «замаскирован» полукружием торжественной четырехрядной коринфской колоннады с акцентом на главной оси композиции в виде глубокого шестиколонного портика с фронтоном. Над портиком вздымается световой тамбур, окруженный полуколоннами коринфского ордера и завершенный крутым куполом с люкарнами у основания. Многоколонные (96 колонн) крылья завершены по концам проездными пропилеями. Задуманная в процессе строительства подобная же дугообразная колоннада по другую сторону здания не была построена из-за кончины зодчего (1814 г.). Купол представляет собой тройную оболочку: нижняя имеет световое отверстие (диаметром 6,7 м) в зените, сквозь которое видна живопись на втором куполе, освещаемом сквозь люкарны. Структура верхней оболочки, формирующей силуэт храма, является первым в истории строительной техники примером инженерного новаторства. Медное листовое покрытие этого купола покоится не на деревянной, как было ранее, конструкции, а на радиально расходящихся дугах из ковкого железа, опирающихся на опорное кольцо, а верхние концы дуг собраны в пучок, закрепленный в декоративном «фонарике» под крестом. Другим примером технического новаторства А. Н. Воронихина являются перекрытия проездов по концам колоннады сомкнутым сводом большого пролета — 7,8 м. Все части фасадов собора облицованы пудостским камнем либо выполнены из него (колонны высотой 12,87 м, балюстрада). Столь широкое использование этого камня для Петербурга было редкостью (впервые он был применен на строительстве Гатчинского дворца). Ансамбль Казанского собора — выдающееся явление в градостроительном, архитектурном и инженерном искусствах, свидетельствующее о новой более высокой ступени развития классицизма в России первого десятилетия XIX в. Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761—1811 гг.). Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. Учился в Академии художеств и в 1782 г. закончил ее с золотой медалью, получив право на заграничную поездку. Необходимость перестройки адмиралтейских корпусов была вызвана реорганизацией государственного аппарата и учреждением в 1802 г. вместо коллегий министерств, в частности Министерства морских сил. Именно для этого министерства и предназначалось здание Адмиралтейства. Его утилитарно-монотонным протяженным фасадам (общая длина 780 м) нужно было придать вид, достойный формирующегося центра столицы и соответствующий престижу важного государственного учреждения. При этом стены параллельных корпусов, П-образно охватывающих обширное пространство раскрытого на Неву строительного двора верфи с каналами, надо было сохранить и сосредоточить внимание на фасадах внешнего корпуса, обращенных к центру города. Функция верфи за Адмиралтейством сохранялась, а для министерских Учреждений и церкви предназначались помещения на втором этаже внешнего корпуса, фасады которого должны приобрести парадный облик. Башне со шпилем, фиксирующей главную ось симметрии всего комплекса и являющейся центром, к которому сходятся три городских магистрали, А. Д. Захаров придал необычайно торжественный и парадный вид благодаря изысканности силуэта и монументальной скульптуре аллегорического содержания. Двенадцатиколонные портики Фронтонами фиксируют оси симметрии боковых фасадов, завершенных по кон-Цам шестиколонными портиками с аттиками. Эта трехчастная композиция с меньшими интервалами между портиками дважды воспроизведена на концах главного фасада. Чрезвычайно важно в оформлении фасадов Адмиралтейства их скульптурное убранство; оно не только органично взаимодействует с архитектурой, обогащая фасады, но и аллегорическими образами раскрывает назначение здания — центра управления морскими делами всей России. Средствами скульптуры воспевается героизм русского народа, воспитываются патриотические чувства. Из главных помещений Адмиралтейства следует отметить необычайно парадный двусветный Вестибюль за правым портиком главного фасада и Библиотечный зал в восточном крыле Вестибюль примечателен тем, что А.Д.Захаров в его решении использовал монументальные средства внешней архитектуры (рустовка замковые камни с масками). Здание Адмиралтейства занимает важнейшее место в архитектуре русского классицизма и является ключевым элементом сложения репрезентативного центра Петербурга. Оригинальным культовым зданием, построенным А. Д. Захаровым в Кронштадте, являлся ныне не существующий Андреевский собор (1806—1817 гг.). Это здание с большим куполом и колокольней, увенчанной шпилем, было важным силуэтным акцентом о. Котлин, на котором раскинулись строения приморского города. Тома де Томон (1760—1813 гг.). По происхождению француз, уроженец Швейцарии. Учился в Париже, совершенствовался во Французской академии в Риме. Самым крупным его произведением в России был биржевой ансамбль на восточной Стрелке Васильевского острова. Решение о постройке Биржи было принято в 1804 г., а построена она была в 1805—1810 гг. Стрелка Васильевского острова разделяет Неву на два рукава: Большую и Малую Неву; здесь образовалось обширное водное пространство, обрамленное самыми замечательными и ответственными сооружениями Петербурга: Петропавловской крепостью с собором и дворцовой застройкой на противоположном берегу Невы (Зимний дворец, здания Эрмитажа). Строго симметричная композиция генерального плана биржевого ансамбля потребовала урегулирования береговой линии и постановки здания Биржи на оси Стрелки Васильевского острова; здание фланкируют выдвинутые вперед Ростральные колонны — маяки, соответствующие разветвлениям главного русла Невы. Здание Биржи представляет собой образ периптерального античного храма (10X14 колонн), поставленного на высокий гранитный стилобат с широкими лестницами по торцам и пандусами на боковых фасадах. Его оригинальной особенностью является то, что над дорической колоннадой поднимается объем операционного зала, что придает колоннаде двойное значение: она принадлежит как зданию, так и окружающему пространству. У подножия Ростральных колонн с декоративными рострами расположены гигантские аллегорические изваяния символизирующие четыре главные реки России — Волгу, Днепр, Неву и Волхов (скульптор не установлен, их исполнителем был знаменитый мастер-каменотес — вологодский крестьянин Самсон Суханов). Ростральные колонны в Петербурге возродили древнюю римскую традицию — отмечать морские победы возведением подобных сооружений. Стасов Василий Петрович (1769— 1848 гг.). Родился в Москве, учился в Московском университете. Широкая архитектурная и градостроительная деятельность В. П. Стасова развернулась с 1811 г., когда были узаконены как образцовые 125 его проектов фасадов частных строений для застройки всех провинциальных городов России. В 1817-1819 гг. на Марсовом поле он создал огромное величественное здание Павловских казарм. Одновременно со строительством казарм на Марсовом поле В. П. Стасов полностью перестроил расположенные поблизости, на Мойке и Конюшенной площади, корпуса придворных конюшен (1817 —1823 гг.). Главный их фасад с кубическим объемом церкви посередине (рис, 7,108) и лирическая дугообразная колоннада на повороте к Мойке придали важному градостроительному центру Петербурга общественно-представительный весьма эффектный характер. Огромна роль В. П. Стасова в возобновлении Зимнего дворца после пожара 1837 г. (рис. 7.113). В Царском Селе (ныне г. Пушкин) В. П. Стасов создал ряд парковых сооружений и дворцовых интерьеров. Из них наиболее интересны чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» (1817 г.), отлитые в Петрозаводске, и каменные ворота (1817 г.) у «Холодных бань». В. П. Стасов уделял много внимания строительству воинских сооружений, в частности военных городков близ Новгорода. Лучшими образцами созданных им утилитарных воинских зданий являются Измайловские провиантские склады («магазейны») в Петербурге на Обводном канале, (1820—1822 гг.) и особенно Провиантские (Интендантские) склады в Москве на Крымской площади (1829—1831 гг.). Творчество В. П. Стасова отличается простотой, величавостью и пластичностью форм и архитектурных образов. Росси Карл Иванович (1775 - 1849 гг.). Родился в России. Как зодчий он формировался в духе архитектуры классицизма конца XVIII в.. В 1816 г. К. И. Росси был назначен одним из четырех главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ и до 1832 г. активно участвовал в формировании основных архитектурных ансамблей центра Петербурга, осуществив по своим проектам ансамбль Михайловского и двух центральных площадей столицы Дворцовой и Сенатской. Застройка площади, названной по наименованию дворца Михайловской (ныне пл. Искусств), и одноименной улицы была задумана К. И. Росси в едином стиле простых архитектурных форм. Архитектура и улицы, и площади должна была подчеркивать величественность и художественное превосходство дворца, богато украшенного барельефами в уровне капителей. Застройка площади велась другими архитекторами в соответствии с заданными К. И. Росси проектами фасадов (позднее частично искажена). Во дворце были созданы блестящие в архитектурно-художественном отношении репрезентативные интерьеры. Из них лучше других сохранились высокий Вестибюль с парадной лестницей и Белоколонный зал. Величественный Вестибюль с расходящимися широкими маршами торжественной лестницы обрамлен колоннадой на втором этаже и ук-пашен монументальной скульптурой и живописью. В пейзажном саду, раскинувшемся у дворца со стороны р. Мойки, К. И. Росси расположил на ее берегу нарядный павильон-пристань (1825 г.). В здании Михайловского дворца ныне находится сокровищница русского искусства — Русский музей. Правый его флигель был перестроен в начале XX в. (арх. В. Ф. Свиньин) для Музея этнографии. Его претенциозный главный фасад на Инженерной улице, выполненный в подражательном классицизме, выпадает из общего характера дворцового ансамбля. Александрийский театр (1828-1832 гг.) в Петербурге. Арх. К. И. Росси Александрийский театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож, с амфитеатром и просторным партером (вместимость — свыше тысячи человек). Отделка зрительного зала с резным орнаментом (приеденные и «царская» ложи), позолотой, росписью, цветной обивкой дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном (худ. А. К. Виги), позднее замененным К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальные системы металлических конструкций. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролетом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы. К. И. Росси, вопреки косным официальным кругам, был совершенно уверен в прочности предложенной им металлической конструкции, а потому в одном из рапортов писал: «... в случае, когда бы... от устройства металлических крыш произошло какое-либо нещастие, то в пример для Других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра». Указом от 16 марта 1819 г. К. И. Росси было предписано приступить к перестройке и приспособлению для нужд Главного штаба зданий, находящихся напротив Зимнего дворца (арх. Ю. М. Фельтен). Осуществляя эти задачи, он задумал и создал грандиозную композицию из двух огромных здании, предназначавшихся для Главного штаба и министерств. К. И. Росси объединил оба расположенных по дуге здания величественной триумфальной аркой, которая не только торжественно оформила въезд на площадь с Большой Морской. Сложность новой застройки состояла в архитектурной увязке новых зданий с уже существующими, имевшими важное значение в градостроительной ситуации прилегающего района и выдающимися по архитектуре. Особая трудность заключалась еще и в том, что два главных здания площади - Зимний дворец и Адмиралтейство -по архитектуре относились к совершенно разным стилям. К. И. Росси принял в качестве стилистического образца это бессмертное творение А. Д. Захарова (Адмиралтейство). Облик новых зданий на площади, соединенных триумфальной аркой, был им задуман в формах высокого классицизма. Выделение первого этажа, одинаковая высота зданий и равные расстояния между колоннами, пилястрами или осями окон — все это привело в гармонию разностилевую архитектуру зданий, а потому второстепенными стали казаться частные особенности декоративного оформления, используемого в стилях барокко и классицизма. Мысль о триумфальной арке, соединяющей два здания, была чрезвычайно удачной и явилась достойным творческим откликом на недавнюю историческую победу русского народа в Отечественной войне 1812 г. Протяженные здания Главного штаба и двух министерств (финансов и иностранных дел), формирующие дугообразную застройку площади, соединены системой арок, из которых приобрело главенствующее значение ансамбле Дворцовой площади. Коринфские колонны на высоком цоколе — по две с каждой стороны смело очерченной арки — придают композиции центральной части здания четкость и стройность. Трехчетвертные колонны по сторонам образуют переход от рельефно-выразительного центра к спокойным и строгим дугообразным фасадам. Идейно-мемориальное значение ансамбля Дворцовой площади усилилось после того, как в 1829—1834 гг. в композиционном центре площади была воздвигнута Александровская триумфальная колонна. Сооружение зданий Сената и Синода длилось пять лет (1829—1834 гг.). В создании их скульптурного убранства участвовали постоянно сотрудничавшие с К. И. Росси выдающиеся скульпторы: В. И. Демут-Малиновский, С. С. и Н. С. Пименовы, П. В. Свинцов, П. П. Соколов и др.. Благодаря постройке этих правительственных зданий Сенатская площадь и замечательный памятник Петру I («Медный всадник») оказались в обрамлении торжественно-величавых фасадов в стиле высокого классицизма, творений великих архитекторов А. Д. Захарова и К. И. Росси. Помимо крупнейших петербургских архитекторов, в рассматриваемый период в столице и на периферии работали многие архитекторы — воспитанники Академии художеств; из них наиболее существенный вклад в архитектуру первой трети XIX в. внесли В. И. Беретти (1781 — 1842 гг.), А А. Михайлов 2-й (1773—1849 гг.), д И. Мельников (1784—1854 гг.), П. С. Плавов (1794—1864 гг.), Л. И. Шарлемань (1788—1845 гг.), А. Е. Штауберт (1781 —1843 гг.), С.Л.Шустов (1789— 1870 гг.) и др. К лучшим произведениям этих архитекторов в Петербурге относятся: Летний театр (1827 г., С. Л. Шустов) на Каменном острове; Обуховская больница (1836—1839 гг., П. С. Плавов) на Загородном проспекте; Рисовальный корпус Академии художеств (1819—1821 гг.) и церковь св. Екатерины (1811 —1823 гг.; А. А. Михайлов 2-й) на Съездовской линии, 27—29; Никольская единоверческая церковь (1820—1827 гг.; А. И. Мельников) и пр. В XIX в. заметно повысилось значение Академии художеств, выпускники которой все больше проектировали и строили в Петербурге и провинциальных городах. Другой питомец Академии художеств из крепостных — И. И. Свиязев (1797-1875 гг.) работал в Перми, где выстроил ряд интересных сооружений, в частности оригинальную по конструкции деревянную ротонду (1824 г.) в Загородном саду, здание Благородного собрания с ионическими портиками (1830 г.) и др. Однако главным направлением его деятельности было строительство заводов на Урале: он выстроил Оружейную фабрику в Златоусте (1827—1832 гг.), ряд цехов Боткинского завода (1824—1832 гг.), несколько цехов на Юзовском и Мотовилихинском заводах и пр. Весьма интересна роль И. И. Свиязева как автора многих трудов по промышленной и гражданской архитектуре, в том числе руководства по архитектуре для студентов Горного института.
|