Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных»





Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику, Познакомимся с нею ближе.

1. Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный мате­риал, которому он должен придать смысл. Примером может служить мето­дика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметрич­ные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (рис. 6.1). Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе ин­терпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интер­претации ответов испытуемого1.

 


 

 


2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмыслен­ное целое и объяснить его.

Сценотест (рис. 6.2), например, состоит из миниатюрных человеческих фи­гур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испы туемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.

 

Рис. 6.2. Сценотест

 

3. Интерпретативные. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-ли­бо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции — хорошая иллю­страция этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допуска­ющие неоднозначную интерпретацию (рис. 6.3). В ходе обследования испы­туемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» расска­за, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.

 

Рис. 6.3. Рисунок 4 из теста тематической аперцепции

 

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизиро­ванного театрального представления позволяет субъекту не только аффек­тивно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиться терапев­тического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

6. Экспрессивные1. Осуществление испытуемым изобразительной деятельно­сти, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом­ – дерево—человек» (рис. 6.4). Предлагается нарисовать дом, дерево и чело­века. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

 

 

Рис. 6.4. Рисунок дома, дерева и человека, выполненный ребенком

 

+ Графические методы психодиагностики

7. Импрессивные2. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состо­ящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квад­раты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с ос­тавшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпре­тация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов мо­гут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

8. Аддитивные3. В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предла­гается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т. п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Эта классификация сегодня принята в отечественной психодиагностике и входит в учебные посо­бия и практикумы (см., напр.: Носе И. Н. Психодиагностика. — М.: Изд-во «КСП+», 1999).

Date: 2015-05-19; view: 608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию