Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и просвещение





Культура Российского государства в XVII в.

Издание учебников:

· 1634 г. — напечатан словарь В. Бурцева;

· Азбука В.Бурцева – за 1 день было продано 2400 экземпляров по 1 коп.

· «Грамматика» М. Смотрицкого;

· В конце XVII в. вышел букварь К. Истомина и таблица умножения;

· Во второй полови­не XVII в. Печат­ный двор в Москве выпустил в свет 300 тыс.букварей и 150 тыс. псалтирей.

· С 1621 г. – для царя рукописная газета – «Куранты».

· 1672 г. – первая постоянная книжная лавка в Москве.

Грамотность:

купцы помещики посадские крестьяне Стрельцы, пушкари, казаки
96 % 65% 40 % 15 % ~ 1 %

В Приказах – 178 дьяков, 1450 подьячих + «площадные» подьячие.

Учебные заведения:

· Традиционные церковно-монастырские школы и обучение детей «мастерами грамоты».

· 1665 г. — школа при Заиконоспасском монастыре – Симеон Полоцкий, при Чудовом монастыре – Епифаний Славинецкий

· 1680 г. — школа при Печатном дворе (обучалось греческому и сла­вянскому языкам 232 ученика);

· 1687 г. — Славяно-греко-латинская академия (32 ученика) – Иоаникий и Софроний Лихуды.

 

Религиозно – философская мысль:

· «Кружок ревнителей благочестии» - Алексей Михайлович, Никон, боярин Ф. Ртищев, С. Вонифатьев, Аввакум.

· Юрий Крижанич – «Думы Политичны» («Политика») – государственные преобразования России, Россия – центр славянства и т.д.

Наука и техника:

· 1615 г. — изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой.

· Водяной двигатель широко применяется на мануфактурах для нагнетания воздуха в плавильные печи и для ковки металла.

· 20-е годы - Башенные часы для Спасской башни Кремля – по проекту англичанина Христофора Галовея – делали устюжские мастера Ждан, Шумило Жданов и Алексей Шумилов.

· Военное дело – Анисим Михайлов – Радзишевский – «Устав ратных и пушечных дел».

· Медицина – перевод травников – «Проблемата», русские травники – «Прохладный ветроград» и др., превод А. Везалия «О строении человеческого тела».



· 1685 г. – первая аптека в Москве – англичанин Джеймс Френч.

· Сельское хозяйство – «Сокровища неизвестных тайн економии земной», «О строении конскому дому».

· А. Ордин – Нащокин – «Памяти» - экономика, меркантелизм, балтийская программа, местное самоуправление,

 

География:

· «Старый чертеж» (конец XVI — начало XVI! в.) — общая карта России (не сохра­нилась);

· «Книга Большого чертежу»;

· «Поверстные книги» — описания почтовых маршрутов, создавались в Ямском приказе для ямщиков.

· Сибирский приказ сводил воедино описание русскими землепроходцами новых зе­мель – «отписки», «скаски», «расспросные речи»;

· Посольский приказ собирал описания русскими дипломатами зарубежных стран;

· Перевод книги Меркатора «Космография», атласа братьев И. и В. Блеу (6 томов).

· Иван Петлин – «Роспись Китайского и иным государствам», Николай Спафарий – описание Китая – самое полное и подробное из всех существующих.

 

Исторические сочинения:

· Польско – шведская интервеция – «Новая летопись о православном российском царстве», «Плач о пленении и разорении Московского государства», «Сказание о Гришке Отрепьеве»:

· «Новый летописец» (1630 г.) — обоснование прав Романовых на российский престол;

· Летописный свод патриарха Никона;

· «Повесть о начале Москвы»

· «Созерцание краткое лет...» Сильвестра Медведева;

· «Синопсис» Иннокентия Гизеля (конец 1670-х гг.) — переводной, краткий, популярный обзор русской истории с древнейших времен.

· Авраамий Палицын — «Сказание» — описание событий Смутного времени;

· И. Тимофеев — «Временник» — источник по истории России середины XVI — начала XVII в.;

· «Казачье написание» — описание похода Ермака в Сибирь;

· Федор Порошин — «Повесть об Азовском сидении донских казаков»

· «Есиповская летопись» - дьяк Савва Есипов – освоение Сибири.

 

Литература:

Характерные черты русской литературы XVII в.:

· духовные мотивы – «не ищи, человече, мудрости, ищи кротости…»

· демократизм, светскость;

· обмирщение (отход от религиозных догм и канонов);

· возникновение новых жанров: светская повесть, драма, стихи, сатиры.

Поэзия:

· Симеон Полоцкий — зачинатель русской поэзии — «Вертоград многоцветный», «Рифмологион» (1678—1680-е гг.).

· Стихи Силивёрста Медведева и Кариона Истомина.

 

Внутренний мир человека, его искания и судьба:

· «Повесть о Горе-Злочастии»;

· «Повесть о Тверском Отрочь – монастыре»;

· «Повесть Савве Грудцине».

Житийная литература:

· жития святых — Антония и Феодосия Печерских;

· жития светских лиц;

· «Житие Юлиании Лазаревской» — муромский дворянин Каллистрат-Дружина Осорьин прославляет свою мать;

· «Сказание о явлении Унженского креста» — жизнеописание сестер Марфы
и Марии;

· «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - первое автобиографическое произведение.

Сатирические повести и сказания:

· «Азбука о голом и небогатом человеке»;

· «Служба кабаку»;

· «Повесть о Шемякином суде»;



· «Сказание о куре и лисице»;

· «Сказание о попе Савве и великой его славе»;

· «Калязинская челобитная»;

Сказки: «Повесть о Бове – королевиче», «О семи мудрецах» (Синдбад – мореход), «О храбром рыцаре Петре» и др.

 

\

Изобразительное искусство:

 

Иконопись:

· Симон Федорович Ушаков (1626—1686 гг.) — работал в мастерской Оружейной палаты Московского Кремля. Заложил реалистические тенденции в иконописи - «Нерукотворный Спас», «Троица», «Древо государства Российского»;

· Тихон Филатьев (конец XVII в.) — на его иконах появляются реалистические пейзажи.

· Развиваются Строгановская и Годуновская иконописные школы.

· Фрески – жанровость, праздничность, мирские мотивы - Ярославль – Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев – Плеханов.

· Светские росписи – Коломенский дворец, Грановитая Палата – Симон Ушаков, дьяк Клементьев.

 

Зарождение портретного жанра:

Портреты царя Федора Ивановича (1600 г.) и полководца М. Скопина-Шуйского (1610 г.) - выполнены в иконописной манере.

Парсуна — от искаженного слова «персона», портретная живопись в России кон­ца XVI — начала XVII в., сохраняющая приемы иконописи, но уже с элементами реа­лизма. Портреты (парсуны):

· Алексея Михайловича (С. Лопуцкий);

· Федора Алексеевича (И. Богданов);

· патриарха Никона (И. Детерсон, Д. Вухтерс)

 

Театр:

В 1672—1676 гг. в Москве открыт театр, созданный по распоряжению царя Алексея Михайловича.

Организатор — пастор лютеранской церкви в Немецкой слободе Готфрид Грегори. В труппе было 60 актеров (иностранцы). Ставились пьесы на биб­лейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт

 








Date: 2015-04-23; view: 373; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию