Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценополучатели и ценоискатели





Давайте теперь вернемся к тому, с чего начиналась эта глава: к назначаемым ценам. Есть ли различие между назначаемыми ценами и ценами, которые устанавливаются спросом и предложением?

У нас, как говорят, свободная страна, и предприниматели обычно могут свободно назначать свои цены. Корпорация "Ю. Эс. Экс." (бывшая "Юнайтед Стайте Стил"), печатая свои ценовые прейскуранты, действует в значительной степени по своему усмотрению, и канзасский фермер, выращивающий пшеницу, может ничуть не опасаться судебного преследования, если он решит предложить свой урожай по цене 5 долл. за бушель. Но здесь есть, очевидно, важное различие, которое помогает объяснить, почему "Ю. Эс. Экс." нанимает людей, чтобы решить, какие цены следует установить, а фермеры этого не делают. Тем не менее мы утверждаем, что это различие носит количественный, а не качественный характер. Сперва рассмотрим ситуацию с фермером, выращивающим пшеницу. Если он обратится к финансовым рубрикам в газетах или в полдень прослушает радиосообщения о состоянии дел на рынке, то выяснит, что сорт номер 2 стандартной твердой канзасской пшеницы стоил с утра 3,43 долл. 3/4 цента за бушель. Эта новость может разочаровать его или привести в восторг, но он почти ничего не может сделать, чтобы изменить ситуацию. Если он признает цену замечательной и сразу же отгрузит для продажи весь свой урожай, по гладкой поверхности рынка пробежит едва заметная рябь. Даже если этот фермер - один из крупнейших производителей пшеницы в штате, на его долю приходится все же такая небольшая часть общего объема продаж и покупок пшеницы, что он не может повлиять на цену. Продаст ли он весь свой урожай или только его половину, разница в цене, которая установится к вечеру, вряд ли составит и 1/4 цента. Описание спроса, с которым сталкивается каждый торгующий пшеницей фермер:
Цена $ 3.45 $ 3.43 $ 3.41 Кол-во това- ра, на которое существует спрос (спрос на пшеницу данного фермера) нулевое все, что есть у фермера все, что есть у фермера
(при рыночной цене $ 3.43 3/4)

Поэтому экономисты называют выращивающего пшеницу фермера ценополучателем (price taker). Своими собственными действиями он не может повлиять на цену. Цена на местном зерновом элеваторе определяется действиями многих продавцов и покупателей по всей стране. Если фермер использует свое законное право и укажет на ценнике своей пшеницы величину на 2 цента выше, чем диктует рынок, он ничего не продаст. И т. к. он может продать всю пшеницу, которая у него есть, по сущecтвyющeй цене, у него нет стимула предлагать пшеницу для продажи по цене, которая ниже существующей. Ценополучатели сталкиваются с абсолютно эластичными кривыми спроса или с кривыми, которые для всех практических целей можно считать абсолютно эластичными. Кривые спроса на уровне существующей цены проходят горизонтально.

Абсолютно эластичная кривая спроса

Большинство продавцов находятся в другом положении. При желании они могут поднять цены, не теряя при этом всех продаж. И, в отличие от фермера, они не всегда могут продать все, что они способны произвести, не понижая своих цен. По более высоким ценам они продадут меньше; по более низким ценам они смогут продать больше. Они должны выбрать цену или набор цен. Поэтому экономисты называют их ценоискателями (price searchers). Раздираемые между стремлением продать по более высоким ценам и стремлением увеличить объем продаж, они должны отыскать наиболее выгодную для себя цену или набор цен.

К ценоискателям относятся "Ю. Эс. Экс.", попечители частного университета, взвешивающие возможность повышения платы за обучение, владелец бакалейной лавки и маленький мальчик, продающий лимонад в жаркий день. В экономической науке существует долгая традиция называть всех ценоискателей "монополистами". Но это - техническое употребление слова, которое вводит в заблуждение всех, за исключением профессиональных экономистов.

Поскольку маленький мальчик, торгующий лимонадом, не сталкивается с абсолютно эластичной кривой спроса, он является не ценополучателем, а ценоискатслем. Любому человеку, не погруженному с головой в историю экономической науки, покажется глупым назвать его "монополистом". Поэтому мы и не будем этого делать. Термин "ценоискатель" схватывает суть ситуации, которая нас интересует. Все ценоискатели обладают некоторой рыночной властью, но в различной степени, причем эта степень обратно пропорциональна эластичности спроса на продукцию продавца.

Некоторые кривые спроса «ценоискателей»

Рынки ценополучателей и "оптимальное" размещение ресурсов (Resource Allocation)

Экономисты использовали неодобрительный термин "монополист" по отношению к тому, кого мы будем называть "ценоискателем", большей частью в связи с тем, что они стремились подчеркнуть различные последствия этих двух типов установления цен. Рынки, где все покупатели и продавцы являются ценополучателями, были удостоены одобрительного названия "конкурентные рынки". Мы хотим показать преимущества, которые они видели в рынках ценополучателей, не используя вводящего в заблуждение противопоставления монополии и конкуренции, которое ошибочно предполагает, что ценоискатели не сталкиваются с конкуренцией. Чтобы сделать это, мы будем использовать график на рис. 8А, где изображены кривые спроса и предложения маляров, занимающихся покраской домов в летний период в городе Пратт-Фолз.

Рисунок 8А. Кривые спроса и предложения работ по покраске домов в Пратт-Фолзе

Количество часов малярных работ, на которые будет предъявляться спрос и которые будут предлагаться, зависит от цены одного часа услуг по покраске дома. Поскольку мастерство людей в этой области значительно различается, мы упростим наше изложение, предположив, что каждый час услуг, отложенный по горизонтальной оси, представляет работу одного качества. Если почасовая выработка Фредди Фамблфингера составляет только 40% от выработки среднего пратт-фолзского маляра, то у него уйдет 2 1/2 часа, чтобы поставить "один час" блага, изображенного на графике. Бетси Брайтбраш, которая работает в три раза лучше среднего, поставляет "один час" покраски дома каждые 20 минут.

Первое, что нужно запомнить, - кривые предложения являются кривыми предельной стоимости альтернативы (marginal opportunity cost curves). Кривая SS на рис. 8А показывает ценность всех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться, когда в Пратт-Фолзе во все большем и большем объеме производятся услуги по покраске домов. Люди, которые вносят вклад в нижнюю левую часть кривой, имеют большие сравнительные преимущества в покраске домов, т. к. они или необыкновенно искусные маляры, или совсем не умеют делать ничего другого. Верхняя правая часть кривой, в т. ч. даже не изображенные на рисунке отрезки, показывает, как реагирует предложение (supply responses) со стороны тех, кому, чтобы стать маляром, придется отказаться от прибыльной юридической практики, кто подвержен головокружениям на высоте больше семи футов, или кому по какой-либо другой причине придется пожертвовать высоко ценимой альтернативой, чтобы поставить один час малярных работ. Не забывайте, что и кривая предельных издержек (marginal cost curve) каждого отдельного человека также будет постепенно подниматься вверх и вправо. По мере того как человек все больше и больше времени начинает посвящать определенному виду деятельности, ценность альтернативных возможностей, которые "вытесняет" этот вид деятельности, обязательно возрастает. Это происходит просто потому, что люди сначала жертвуют наименее ценными возможностями, а от более ценных возможностей отказываются только в ответ на сильный стимул <этот гипотетический пример иллюстрирует также коренное сходство предложения и спроса. Те, кто готов заплатить не дороже 20 долл. в час, чтобы кто-то покрасил дом, формируют часть кривой спроса ниже 20 долл., но они же могут оказаться среди тех, кто формирует кривую предложения по ценам выше 20 долл. Например: "Я заплачу до 20 долл. в час, чтобы кто-то покрасил этим летом мой дом, но, если это обойдется мне дороже, я сделаю это сам". Таким образом человек, спрос которого исчезает после некоторой достаточно высокой цены, становится поставщиком самому себе, а по более высоким ценам - и другим. - Прим. авт. >.

Если теперь цена установится на уровне 6 долл. в час, так что за лето из рук в руки перейдет 6000 часов блага, сердца многих экономистов забьются от радости. Почему? Потому что при данных кривых спроса и предложения по цене 6 долл. не производится ни одной единицы блага, для которого предельная стоимость альтернативы, представленная кривой предложения, превосходила бы предельную выгоду от ее потребления, представленную кривой спроса. Более того, производится каждая единица блага, у которой предельная выгода превосходит предельные затраты. А что может быть лучше этого? Традиционно экономисты даже называли такое состояние дел оптимальным размещением ресурсов (optimal allocation of resources). Оптимальный - значит наилучший, что, несомненно, является слишком сильной похвалой; но давайте присмотримся внимательнее, чтобы понять точнее, что здесь происходит.

Предположим, что люди, поставляющие эти 6000 часов по цене 6 долл. в час, решают, что они заслуживают более высоких доходов, и каким-то образом убеждают городской совет в необходимости издать закон, устанавливающий цену 10 долл. в качестве минимальной за час работы по покраске домов. Предположим далее, что закон эффективно проводится в жизнь. Что произойдет? Теперь спрос будет предъявлен только на 4000 часов. И поскольку только это количество и может быть продано, только оно и будет в действительности поставлено потребителям, несмотря на то, что, как показывает график, маляры захотят поставить по цене 10 долл. примерно в два раза большее количество блага.

Установление и принудительное поддержание цены на уровне 10 долл. улучшит положение одних людей и ухудшит положение других. Заметьте, что среди тех, чье положение ухудшилось, могут оказаться бывшие маляры, которые вынуждены в результате законодательного повышения цены перейти к менее желанным занятиям. У экономистов нет удовлетворительного способа сравнения выигрыша одного человека и потери другого, который позволил бы судить - возрастет или уменьшится в результате подобных изменений чистая сумма общественного благосостояния (net social well-being). Практически единственное, что они могут сделать, это указать, что пратт-фолзские законы препятствуют взаимовыгодному обмену. Площадь под кривой спроса между 4000 и 6000 часов представляет оценку в долларах той суммы, с которой готовы расстаться потребители (demanders), чтобы получить это количество блага. Площадь под кривой предложения представляет оценку в долларах той суммы, с которой готовы расстаться поставщики (suppliers), чтобы продать это количество услуг. Разница между двумя площадями, заштрихованная на рис. 8А, - это потенциальный выигрыш от торговли, который в действительности уничтожается указом, запрещающим любой обмен по цене ниже, чем 10 долл.

Какое все это имеет отношение к рынкам ценополучателей и к их превосходству, как традиционно считается в экономическом анализе, над рынками ценоискателей? Дело вот в чем: цены, зафиксированные выше предельных затрат, исключают некоторые возможности взаимовыгодного обмена. На рынках ценополучателей продавцы не обладают такой властью, чтобы установить и поддерживать цену выше предельных затрат. На рынке ценоискателей эта власть у них имеется.

В 9-й и 10-й главах в числе других будут рассмотрены и вопросы о том, насколько серьезна эта проблема и насколько высокими могут быть издержки по ее устранению.

Date: 2015-05-19; view: 611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию