Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действий





В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А.Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и многие другие.

П.Я.Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие,^ т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться' без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете - на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму Четыре параметра, по которым преобразуется действие при его переходе извне внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. По первому из указанных параметров действие может находиться на трех подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи и действие в уме. Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном уровне действия: обобщенность, сокращенность и освоенность.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом.

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе
происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что
само бросается в глаза. Осуществляется ознакомление с составом
будущего действия в практическом плане, а также с требованиями
(образцами), которым оно в конечном счете должно будет
соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа
будущего действия.

II. Происходит формирование действия в материальном виде.
Осуществляется выполнение заданного действия во внешней форме в
практическом плане с реальными предметами или их заменителями.
Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам
с определенным типом ориентировки на каждом.

На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение
приобретает не только знание условий, но и понимание их.
Осуществляется выполнение действия без непосредственной опоры на
внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из
внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой
план, по мнению П.Я.Гальперина, означает не только выражение
действия в речи, но, прежде всего, речевое выполнение предметного
действия.

IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя. Здесь
осуществляется перенесение громкоречевого действия во внутренний
план. Становится свободное проговаривание действия целиком "про
себя".

V. Формирование действий во внутренней речи. Происходит
выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его
преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса
и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом
на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход "из вне во внутрь".







Date: 2015-05-19; view: 734; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию