Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение мышления





Вопрос 1. Что такое мышление?

Мысль можно рассматривать как язык разума. Фактически у человека есть три таких языка разума. Первый язык поток фраз, которые мы слышим в своём сознании. Другой язык это образное мышление — образы, которые мы «видим» в своём сознании. Третий язык — моторный язык — если вы видите, что в вас летит яблоко вы его ловите или уклоняетесь от него.

МЫШЛЕНИЕ ОТРАЖАЕТ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

МЫШЛЕНИЕ ЭТО ОПОСРЕДОВАННОЕ И ОБОБЩЁННОЕ ОТРАЖЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ И ЗАКОНОМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Началом мышления является постановка вопроса, выделение проблемы. Мы начинаем думать не тогда, когда всё понятно, известно, а тогда, когда что — то ещё остаётся непонятным, неизвестным, когда необходимо отделить незнание от знания.

Вопрос В чём отличие мышления от восприятия?

В восприятии отражаются только внешние, воспринимаемые свойства предметов, а в мышлении не только внешние, но и внутренние, существенные связи и отношения. В восприятии и представлении предмет отражается как целое, а в мышлении рассматриваются как минимум два компонента, между которыми рассматриваются определённые связи и отношения.

Мышление обеспечивает более глубокое и точное отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет познать существенные их свойства, их сущность. Благодаря этому появляется возможность на основе наблюдения одних явлений познать другие, связанные с ними.

Проснувшись утром человек подходик к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит ночью был дождь» думает он. Этот случай даёт нам пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём косвенным путём, через посредство других фактов, то есть опосредованно. Мышление это процесс опосредованного и обобщённого познания действительности.

Вопрос 2. На чём основано опосредованное познание реальности?

На ОСОЗНАНИИ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ между вещами и явлениями. Даже простейший вывод о том, что ночью шёл дождь человек смог сделать потому что ему известна связь между дождём и влажными крышами.



Вопрос 3. На чём основано обобщённое познание действительности.

Обобщение есть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом их мысленное объединение их друг с другом. Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Важно выделить не только общие признаки для сравниваемых предметов, но и существенные признаки. Обощённость мышления, умение выделять существенные признаки является одним важнейших показателей уровня развития мышления. При умственной отсталости, задержке психического развития существенным является неумение правильно обобщать предметы и явления.

Второй признак мышления заключается в том, что мышление это обобщённое познание действительности. Наше познание начинается с ощущений и восприятий. Но воспринимаем мы всегда единичные факты.Так в восприятии отражается единичный объект (например, конкретный человек определённого пола, возраста). В представлении отражаются общие признаки класса предметов (например, общие внешние признаки человеческой фигуры). В мышлении же отражаются существенные признаки, которые называются понятиями ( например понятие о человеке — человек это представитель биологического вида, характеризуется сознанием, членораздельной речью, трудовой деятельностью). Обобщение ведёт к образованию понятий.

Как бы могли узнать насколько быстро растворится в горячем чае вот этот кусок сахара? Если мы этот кусок ещё не пробовали растворить, а то, что получилось при опускании в чай других кусков мы никак не обобщали? Опуская сахар мы знаем, что из этого получится только потому что обобщили результаты наших прошлых наблюдений и знаем некоторые общие свойства сахара, знаем связь между скоростью растворения сахара и температурой жидкости. ОБОБЩЕНИЕ это результат наших прошлых наблюдений за похожими фактами.

Чтобы сделать вывод, что если крыши мокрые, то шёл дождь надо обобщить результаты своих прошлых наблюдений, что после дождя крыши бывают мокрыми.

Вопрос 4. Какие возможности открывает перед человеком мышление?

Мышление даёт нам возможность знать то, что мы непосредственно не наблюдали.

Мышление даёт нам возможность ПРЕДВИДЕТЬ ХОД СОБЫТИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ. Астроном например может предсказать затмение солнца.

Вопрос Назовите мыслительные операции.

Мыслительные операции это анализ — разложение целого на части, синтез — мысленное соединение частей предметов или явлений, сравнение — позволяет установить сходство или различие между предметами и явлениями, на основе мысленного выделения их частей или свойств; обобщение — мысленное выделение в предметах и явленях общего; систематизация и классификация — мысленное распределение предметов по группам в зависмости от их сходства или различия; абстракция — отвлечение каких либо свойств предмета от других и их изолированное рассмотрение.



Вопрос 1. Возможно ли мышление без связи с другими психическими процессами?

Мышление невозможно без памяти. Для того чтобы мыслить надо что — то представлять

себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к людям или предметам, которых в данный момент нет перед ними. Память участвует в планировании, решении проблем и принятии решений.

Вопрос 2. Роль мышления в нашей жизни? Зачем человеку думать?

Когда мы предаёмся фантазиям у нас возникают в основном мысленные образы. Иногда мы начинаем строить какие- то пожелания или грезить наяву, например, вспоминаем о некоторых событиях (чаще всего происошедших не с нами), которые могли бы быть решением проблемы. Так может сформироваться малореалистичная идея, что мы обязательно получим крупный выигрыш, купив лотерейный билет или что предстоящий завтра экзамен будет перенесён по каким — то причинам существующим только в нашем воображении.

Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями.

При этом РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ СОСТОИТ В ВЫРАБОТКЕ УМСТВЕНЫХ СТРАТЕГИЙ, ОПИРАЮЩИХСЯ НА СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ. Имено это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей деятельности, поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.

Вопрос Как происходит мышление, с помощью какого процесса?

Мышление осуществляется с помощью рассуждения, с помощью которого мы можем как — то по новому связать информацию о текущих событиях с информацией накопленной в памяти.

Представьте себе, что вы влюблены, но предмет ваших чувств об этом не знает. Вы можете, конечно предаваться мечтаниям, как бы осуществляя свои желания в грёзах наяву. Несомненно было бы реалистичнее обдумать возможности реального свидания. Скажем, не пригласить ли любимого человека в кино? Это всего лишь первое решение, которое породит массу задач, требующих планирования и оценки. Какой фильм может заинтересовать предмет вашего обожания? Какой фильм вам рекомендовали? Как одется? Это только первые умственные стратегии.

Вопрос Бывает ли бессознательное мышление?

Бывает, например у шахматистов, когда гросместер видит комбинацию фигур на доске, он сразу на уровне рефлекса может сказать какой ход самый лучший.

Вопрос Цели мышления.

Целями мышления является установление коммуникации и контроль за протеканием коммуникации, регулирование деятельности, порождение, формулирование и решение задач на вербальном и невербальном уровнях.

Вопрос Верите ли вы в приметы? Кошка чёрная дорогу перебежала и т.п.

Если верите, то пользуетесь неправильным искажённым мышлением. Вера в приметы это пример бредового мышления, когда мышление строится на ложных основаниях.

Вопрос Нарушения мышления.

С помощью мышления человек составляет объективную модель реальности — понимает то, что происходит, создаёт модель реальности. ВО ВРЕМЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ ИНФОРМАЦИЮ, ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ ЕЁ, ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ И ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ В ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ В КОТОРОЙ ОН НАХОДИТСЯ.

НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ВЛИЯЮТ НА КАЧЕСТВО МЫШЛЕНИЯ. НАПРИМЕР ПРИ НЕУСТОЙЧИВОМ ВНИМАНИИ, НАРУШЕННОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ НЕАДЕКВАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИТУЦИИ В КОТОРОЙ ОН НАХОДИТСЯ И ПОЭТОМУ ДЕЛАЕТ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. При психозах человек перестаёт соблюдать базовые логические законы упорядочивания информации, что приводит его к нереалистичным умозоключениям. К формальным нарушениям относят бессвязность мыслей, их порванность. (Связь между мыслями сохраняется непродолжительное время, а потом под действием случайных факторов мышление начинает протекать в другом направлении и на других основаниях)

Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. При установлении диагноза заболевания психиатр часто руководствуется наличием того или другого вида нарушений мышления.

Вопрос Нарушение образного мышления.

Помимо мышления в форме высказываний (проговаривания про себя) человек также может мыслить в форме зрительных образов. Ответьте на вопрос: Какой формы уши у немецкой овчарки? Какая получится буква, если заглавную анг. N повернуть на 90 градусов. Отвечая на этот вопрос большинство людей говорит, что они формируют образ немецкой овчарки и смотрят на уши, чтобы определить их форму. Эти примеры говорят о том, что в образах участвуют теже самые процессы, что и в восприятии. Восприятие о образное мышление опосредуются одними и теми же мозговыми структурами.

Данные полученные в исследованиях пациентов с повреждённым мозгом говорят о том, что все нарушения зрительного восприятия у пациентов как правило сопровождаются анологичными нарушениями зрительного мышления. Примером служат пациенты с поражением теменной доли правого полушария, у которых в результате развивается зрительное игнорирование левой стороны поля зрения. Хотя и не слепые эти пациенты игнорируют всё, что находится в левой части их зрительного поля. Мужщина, например, может не побрить левую сторону лица. Это зрительное игнорирование распостраняется и на мысленные образы. Пациентов со зрительным игнорированием просили представить себе знакомую площадь в их родном городе как она выглядит, если стоять лицом к югу. Эти пациенты называли почти все объекты, расположенные от них справа, но очень мало тех, что слева. Когда из просили представить себе эту площадь с противоположной точки, то всё было с точностью до наоборот называли почти всё, что находится слева и почти ничего, что находится справа.

Вывод. Повреждённые структуры мозга опосредуют образное мышление и восприятие.

 

Вопрос Нарушение операционной стороны мышления.

Мы знаем, что мышление это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Исследование больных страдающих заболеванием мозга, обнаружили, что нарушение операционной стороны мышления может быть сведено к двум крайним вариантам:

Снижение уровня обобщения.

Искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо общих связей между предметами и явлениями.

При выполнении данного задания больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые в наиболее полной форме раскрывают понятие.

Особенно чётко этот вид нарушения мышления выявляется с помощью методики классификация предметов. В этом эксперименте один из испытуемых отказывается объдинить в одну группу козу с волком, «потому что они враждуют». Другой больной не объединяет кошку и жука, потому что «кошка живёт в доме, а жук летает». Частные признаки «живёт в доме», «летает» больше определяют суждения больных, чем общий признак животные. Даже стол и стул такие больные не могут отнести к одной группе, потому что «На стуле сидят, а за столом кушают».

В психическом состоянии таких больных как правило не отмечается психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций, расстройств сознания). Больные могут выполнять несложную работу, если её условия жёстко предопределены. Изменение условий вызывает затруднения и неправильные действия больных.

Описываемые нами больные не могут проанализировать стоящую перед ними проблемную ситуацию. Мышление больных крайне ограниченно в своих возможностях, оно отражает действительность неполно, несовершенно; больные могут правильно действовать лишь в жёстко предопределённых условиях.

ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ ЭТО ЗНАЧИТ УВИДЕТЬ ИЗМЕНИВШИЕСЯ УСЛОВИЯ, ПРИМЕНИТЬ ПОДХОДЯЩИЙ СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ И УМЕТЬ УСОМНИТСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ.

Пример неправильного мышления. Дурак увидел пожар стал плясать его побили. Дома он получил от матери наставление и совет, что огонь надо заливать водой. Пошёл опять дурак — видит свинью палят. Он взял ведро и стал заливать огонь — его опять побили.

ГЛУПОСТЬ ЭТО НЕСООТВЕТСВИЕ ДЕЙСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ПСХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС У ГЛУПОГО ЧЕЛОВЕКА НАРУШЕН В СВОЁМ ОСНОВНОМ ИСТОЧНИКЕ, ИЗ КОТОРОГО ВЫТЕКАЕТ ПСИХИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО — В ВОСПРИЯТИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ГЛУПЕЦ ВОСПРИНИМАЕТ ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ТОРОПИТСЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ. ГЛУПЦЫ ЧАСТО ПРИМЕНЯЮТ ШАБЛОН НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ, НЕ УМЕЮТ ИСКАТЬ НОВЫЕ СВЯЗИ, ПО НОВОМУ ИХ ПРИМЕНЯТЬ И НЕ СОМНЕВАЮТСЯ В СВОИХ СУЖДЕНИЯХ. ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ГЛУПЦА РЕЗКОЕ НЕСООТВЕТСВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Вопрос Искажение процесса обобщения.

При искажении мышления больной актуализирует ассоциации оторванные от его конкретного опыта. Чаще всего такие нарушения встречаются у больных шизофренией. Например при классификации больной объединяет вилку, стол и лопату по принципу твёрдости. Эти нарушения называются искажением процесса обобщения.

Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным событиям подходитбь с «теоретических позиций».

Например выполняя тест «классификация предметов» они объединяют шкаф и кастрюлю, потому что у обоих предметов есть отверстие. Свинья, коза бабочка - «они волосатые. Автомобиль, ложка, телега по принципу движения. Ложку тоже двигают ко рту. Гусь — поросёнок. «Гусь свинье не товарищ». Лопата лошадь — начинается на букву л.

Выводы — реальные различия между предметами и явлениями не принимаются больными во внимание, не служат контролем и проверкой их суждений и действий. У подобных больных речь не облегчает выполнение задачи, а затрудняет его; произносимые больными слова вызывают новые часто случайные ассоциации, которые больными не оттормаживаются. Даже выполнив задание правильно больные нелепо рассуждают по поводу него.

Вопрос Нарушение динамики мыслительной деятельности.

Динамика мышления означает, что мышление это процесс, имеющий начало, течение и конец. Мышление — это обобщение и опосредаванность прошлым опытом.

Опосредованность мышления требует более или менее длительной цепи рассуждений. Именно цепь умозаключений, переходящая в рассуждение является характеристикой мышления как процесса.

Поэтому нарушение динамики мышления проявляется в непоследовательности суждений. Обычно такие нарушения наблюдаются у больных с травмами головного мозга. Например при классификации жука относят к книгам и тетрадям «потому что его тоже изучают в школе». После того как экспериментатор попросил больную работать внимательнее больная правильно отнесла жука к миру животных.

Вопрос . Насколько тяжёлыми могут быть нарушения мышления? Бывают ли лёгкие нарушения мышления?

Нарушения мышления могут наблюдаться на континууме, упорядоченном по степени тяжести от нормальных отклонений внимания до уровня патологии.

Самые лёгкие нарушения мышления у гиперактивных детей. Внимание у них мимолётно, а выполнение заданий прерывается кажущейся необходимостью совершить какое либо действие.

Часто неврозы такие как фобические и тревожные реакции, могут связываться с наличием иррациональных идей. Многие из этих иррациональных идей сопровождаются неверными суждениями о себе.

Также невротическое нарушение мышления обнаруживается в навязчивых мыслей, когда часто возобновляющееся поверхностное мышление мешает нормальной жизнедеятельности. Критическое обсуждение этих мыслей может приводить к ясному логическому мышлению.

Психотическое нарушение мышление обычно сопровождается симптомами бреда, при которых господствуют ложные идеи преследования или величия. Обычно такие нарушения мышления связаны с психическими болезнями делирий, деменциями и шизофренией.

Вопрос Что такое делирий?

Делирий это спектр нарушений сознания различающихся по степени тяжести. Например лёгкое помрачение сознания или кома. Из — за того что сознание неясное и неполное наблюдается нарушение познавательных функций - мышления и восприятия.

Вопрос Деменция.

Деменция это нарушение мышления связанное с повреждением тканей коры мозга и проявляющееся снижением интеллектуальных функций при ясном сознании. Здесь человек в состоянии полного бодрствования не улавливает смысл текущего момента. Язык деградирует до уровня детскости. Обычные повседневные мысли вызывают затруднение.

Вопрос Что такое психотическое мыщление.

Психозы это ошибочные убеждения, распостраняющиеся на все очевидные факты. Это отрыв от реальности, сопровождаемый галлюцинациями, бредом, беспокойными мыслями и распадом личности.

Психотическое мышление это бредовое мышление. Бред это ложное убеждение, которое сохраняется вопреки очевидному.

Виды бреда — бред ревности, величия, бред вины, бред преследования, эротический бред — навязчивое представление о том, что в индивида кто — то влюблён, особено известная личность или представитель высших кругов.

Вопрос Расскажите о тесте «Классификация» и «исключение предметов».

Тест «Исключение предметов». Испытуемому предъявляются карточки на каждой из которых изображены 4 предмета, подобранные таким образом, что три из них между собой связаны, а четвёртый является по отношению к ним неподходящим. Испытуемый должен указать какой из четырёх предметов надо исключить. Например на карточке изображены следующие предметы: градусник, часы, весы, очки. В данном случае исключению подлежат очки, так как три другие являются измерительными приборами. Испытуемый должен прежде всего понять некоторую условность этой операции. Лишь только в том случае, если испытуемый нашёл общий принцип объединения трёх предметов, он сможет исключить четвёртый.

Вопрос Нарушение мышления при шизофрении.

Первое нарушение мышления - разноплановость. Например, при проведении теста на классификацию в качестве признаков по которым она проводится могут выступать то свойства самих предметов, то личные вкусы, отношения, то несущественные, неадекватные признаки. Мышление больных становится разноплановым, суждения о каком то явлении находятся в разных плоскостях.

Второе нарушение соскальзывание. Больной правильно решает задачу или адекватно рассуждает о каком — то предмете, но неожиданно сбивается с правильного хода мысли на ложную, неадекватную ассоциацию, а затем продолжает задание не исправляя допущенной ошибки. Таким образом в целом суждения его оказываются лишёнными логической последовательности.

Вопрос Нарушение мышления при личностных расстройствах.

Личностные расстройства это прежде всего расстройства эмоциональной сферы. Пациентам с личностными расстройствами свойственны своебразные извращения мыслительной деятельности: недостатки прогнозирования своих действий, отсутствие опоры на собственный опыт. У одних пациентов эти изменения проявляются в крайней негибкости умозаключений, одностороности выводов, неизменяемости их суждений, у других в поспешности, лёгкости и непродуманности принимаемых решений.

Стратегия решения задач.

Психологи просили испытуемых думать вслух в процессе решения трудной задачи; они анализировали вербальные реакции испытуемых на ключевую для данной стратегии информацию.

Одна стратегия состоит в сокращении разрыва между текущим состоянием проблемной ситуации и целевым её состоянием, в котором достигается решение. Рассмотрим задачу с комбинациея цифрового замка. Вначале наше текущее состояние не содержит информацию ни об одной из цифр, а целевое состояние включает знание всех цифр. Следовательно, мы устанвливаем подцель, уменьшая разрыв между этими двумя состояниями; определение первой цифры реализует эту подцель.

Задания. Денис бегает быстее Николая, но медленне Ивана. Кто самы медленный?

Загадка о дочери купца, ростовщике и двух камешках.

 






Date: 2015-05-19; view: 202; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию