Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизмы формирования понятийСтр 1 из 5Следующая ⇒
Подходы к исследованию мышления наиболее полно проявляются и конкретизируются в механизмах формирования понятий: 1. Индуктивный способ – формирование понятий методом восхождения от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Когда при помощи аналитического мышления недифференцированное целое расчленяется на группы признаков: общие существенные, специфические существенные и специфические несущественные. Абстрагируясь от последней группы и обобщая две первые группы признаков, возникает сначала видовое, а затем и родовое понятие. Л.С. Выготский полагал, что так формируется спонтанные, эмпирические, житейские понятия. Например, ребенок смотрит на животное в клетке и произносит: «Два уха, четыре ноги, хвост – собака». На клетке написано «слон» (Флэйк-Хобсон, 1993). 2. Дедуктивный способ – формирование понятий в результате нисходящего подхода от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от родового понятия к видовому. В результате определения и ограничения понятия, на основе таких мыслительных операций, как конкретизация и обобщение признаков возникают научные понятия. Этот способ составляет основу развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 3. Формирование понятий «в пирамиде понятий» (термин М. Фогеля) – механизм, основанный на положении о том, что процессы мышления осуществляются одновременно в двух направлениях (как в туннеле). Однако, еще в 50-60 гг. было экспериментально доказано, что такой метод способствует усвоению или самых общих, или самых частных признаков, а «середина» остается пустой. 4. Формирование понятий от «среднего уровня обобщенности» (N. Munn), понятия-прототипа (Э. Рош). Прототип – это типичный представитель класса предметов. Формированию и усвоению понятия предшествует выявление категории базисного уровня, на основе которой формируются другие понятия при помощи: · конкретизации или, пользуясь терминологией Л.М. Веккера, систематизации со знаком «плюс», мы уточняем содержание и объем исходного понятия и формируем видовое понятие; · генерализации, или систематизации со знаком «минус», мы формируем родовое понятие как мегасистему по отношению к понятию-прототипу (Лобанов, 2002). Такой механизм формирования понятий имеет ряд преимуществ: вариативность, одновременное усвоение абстрактных и конкретных признаков, практически реализует индивидуальный подход к обучению и при этом обеспечивает его психологизацию. Другими словами, логическое образует единое целое с психологическим. Date: 2015-05-19; view: 1593; Нарушение авторских прав |