Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика отношения родителей к своим детямКак известно, большое влияние на развитие личности детей и их отношение к фактам принуждения оказывают родители, что подтверждают специальные исследования, нашедшие отражение в психолого-педагогической литературе. Знание специфики и характера отношения родителей к детям позволяет многое объяснить в поведении дошкольников и учащихся, в частности стремление некоторых из них строить взаимодействие с окружением, сверстниками на ненасильственной или принуждающей основе. В связи с этим становится понятной и важной проблема диагностики отношения родителей к детям. В психологии создано много методик, дающих возможность осуществлять диагностику отношения родителей к детям. Опросник, разработанный А. Я. Варгой, В. В. Сталиным [2], состоит из пяти шкал: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка» - и позволяет определить своеобразие отношения родителей к детям. Используя данную методику, мы выявляли особенности влияния отношения родителей на отношение детей дошкольного и младшего школьного возраста к фактам принуждения. Было установлено, что на отношение детей к насилию наибольшее влияние оказывают отношения родителей, описываемые в шкалах «симбиоз» и «контроль». Поэтому здесь приведены вопросы именно по этим шкалам и показаны возможности выделения типов родителей в зависимости от уровней «симбиотичности» и «контроля». В соответствии с поставленной задачей из 61 вопроса для ответов отобраны 14. ТЕСТ ОПРОСНИКА Родителям предлагается, отвечая на следующие вопросы, выразить свое согласие или несогласие с помощью оценок «да» или «нет». 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я всегда считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 4. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 5. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек. 6. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким. 7. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 8. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка. 9. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство. 10. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 11. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. 12. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 13. Я восхищаюсь своим ребенком. 14. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. Обработка и оценка результатов. За каждый ответ типа «да» испытуемый (родитель) получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» - 0 баллов. Приведем ключи, дающие возможность интерпретировать данные по шкалам «симбиоз» и «контроль». Симбиоз» - «да»: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 13. «Контроль» - «да»: 2, 5, 7, 10, 11, 12, 14. Интерпретация результатов По шкале «симбиоз» Высокие баллы - 6-7 баллов - показатель того, что родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждать от неприятностей. Низкие баллы - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Средние баллы - 3-5 баллов - свидетельствуют о том, что родитель близок с ребенком, но в то же время как бы «отпускает» его от себя, дает возможность для проявления самостоятельности. По шкале «контроль» Высокие баллы - 6-7 баллов - сигнал о том, что родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем. Низкие баллы - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Средние баллы - 3-5 баллов - говорят об умеренном, опосредованном, ненавязываемом контроле, что является оптимальным для становления и развития личности ребенка. В зависимости от сочетания симбиотичности и контроля правомерно выделить 6 типов родительских отношений: оптимальный тип - характеризуется умеренной психологической дистанцией и умеренным контролем. Другими словами, при некотором ослаблении симбиотической связи близость с ребенком сохраняется, ему предоставляется возможность для проявления необходимой самостоятельности без излишней опеки и авторитаризма; тревожно-контролирующий тип - сохраняется высокий уровень симбиотичности, сопровождающийся страхом за ребенка, боязнью предоставить ему самостоятельность (как бы чего не вышло), в силу чего за его поведением устанавливается жесткий контроль; попустительский тип - очевиден высокий уровень симбиотичности, сопровождающийся тактикой вседозволенности, ослаблением контроля; отчужденно-контролирующий тип - характерна значительная психологическая дистанция, сопровождающаяся жестким контролем, авторитарной позицией; отчужденно-безразличный тип - значительная психологическая дистанция сопровождается ослаблением контроля, вплоть до безразличия к ребенку; непоследовательный тип - характерны различные промежуточные варианты, когда родители в ряде случаев предоставляют ребенку самостоятельность, в других - нет, в одних случаях контролируют, в других - ослабляют контроль; они как бы разрывают симбиотическую связь, но вновь возвращаются к ней, предоставляют самостоятельность, но при неблагоприятной ситуации усиливают контроль. Проведенные исследования показывают, что наиболее благоприятное влияние на развитие способности детей к ненасильственному взаимодействию оказывает оптимальный тип, наиболее неблагоприятное - отчужденно-контролирующий и тревожно-контролирующий типы отношений. Если родители придерживаются этих типов отношений, дети чаще склонны к агрессии, конфликтности, они не умеют строить отношения со сверстниками и взрослыми.
|