Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственный строй. Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи
Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. По свержении татарского ига к московскому князю переходит власть хана, бывшего полновластного хозяина земли Русской. Но им принадлежала вся полнота власти только в собственном уделе (домене). На территории же подчиненных княжеств и земель великокняжеская власть определялась или договорами, заключенными с удельными князьями, или жалованными грамотами, которые выдавались своим боярам, слугам, церкви. Как отмечалось выше, великий князь был главой всех присоединенных к Москве уделов и земель. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служивых. Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются «великими князьями всея Руси», что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III в сношениях с другими государствами называл себя царем. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном. В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей, многие годы являясь самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились, по примеру других князей, в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре. В Древней Руси с половины XII в. начало избрания князя народом берет перевес над началом наследственного перехода власти. Но с XIV в. избрание не практикуется. Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями. Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV в. появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского – божественного происхождения и передается по наследству в силу «божественной благодати». Высшие органы власти и управления. Какова была власть великих князей и царей московских? Не было такого закона, который точно формулировал бы их права. Они стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя «государями всея Руси», а иногда и царями (от латинского слова «цесарь», как именовались римские и византийские императоры). Вместе с тем, нельзя сказать, что Московское государство было неограниченной монархией. Деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов – боярами и церковью. Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались межкняжеские договоры, В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними, великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей. Дмитрий Донской, умирая, приказал своим детям: «бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте, без их думы ничтоже творите». Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчинах они чувствовали себя по-прежнему удельными князьями, какими были их отцы и деды. Словом, новое московское боярство приняло вид родовой и земельной аристократии с притязаниями на участие в управлении государством. С конца XV в., когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы. Путные бояре. До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Существовали некоторые органы административного управления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути, под управлением путных бояр. Слово “путь” означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути – княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся введении местных органов власти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях. Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре – верхушка феодальной знати. Приказы, именуемые в первой половине XVI в. третями, а во второй половине того же века – четвертями, по времени своего происхождения относятся к XV веку. Трети явились следствием деления доходов с Москвы и черных московских волостей на три удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех московских наместников, из которых великокняжеский именовался «большим». По мере присоединения удельных княжеств к Московскому в Москве были образованы центральные судные приказы – Владимирский, Рязанский, Дмитровский и др. для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. Появился целый ряд дел и даже касавшихся отраслей управления, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления. На практике государь поручал (приказывал) какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно. При нем создавалась канцелярия и велось дьяками письменное производство. Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ Большого дворца) во главе с дворецким. Созданы были Конюшенный, Посольский, Разрядный, Ямской и др. приказы. Местные органы управления. Московское великое княжество в административном плане делилось на уезды – города с принадлежащими им землями. Наряду с уездами существовало деление и на земли (Вятская земля и др.). Уезды подразделялись на волости, волости – на станы. Местные правители, назначаемые князьями, назывались наместниками и волостелями. Организация наместнического управления проста. В уезд назначается наместник, в единицы меньшие (волости) – волостели. Наместник подчинялся только великому князю. И те, и другие назначались обыкновенно на 3 года. Наместник назначает себе помощников - тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники ведали сбором податей, пошлин, чинили суд и расправу. Кроме финансовых и судебных прав, наместникам принадлежали полицейские и рекрутские функции. Наместничество давалось как бы в награду, ибо оно приносило доход. Доход наместника или волостеля именовался «кормом», а отсюда и вся система управления носит название системы кормления. В челобитных о назначении наместником просители писали: «прошу пустить покормиться». В Москве были книги с росписью доходов, какие мог получить наместник в известном округе. Кормление получали и помощники наместников и волостелей – тиуны, доводчики и приветчики. Вновь пожалованного наместника или волостеля жители встречали приношениями, что называлось «въездным кормом». Затем, во все время пребывания в своем округе наместник или волостель получал периодически праздничный корм во время больших праздников – Рождества Христова, Пасхи, Петрова дня. Всякая свадьба в округе давала особый корм наместнику. Этот свадебный корм носил название «выводная куница». Всякое судебное действие сопровождалось уплатой наместнику судебной пошлины. Виновные в наиболее тяжких уголовных преступлениях – в разбое, душегубстве, татьбе – подвергались смертной казни, а имущество их конфисковалось в пользу наместника. Если убийца неизвестен, то община, на территории которой найден труп убитого, уплачивала «дикую виру» в пользу наместника и т.п. Наконец, в пользу наместника взыскивались торговые пошлины. При купле-продаже или мене лошадей и рогатого скота наместники и волостели получали “роговую” пошлину. Корм был натуральный или денежный. Праздничный корм обыкновенно был натуральный. «На Рождество Христово наместнику нашему взяти с десяти сох полоть мяса, четверо хлебов, коробья овса, воз сена» (Онежская грамота). Брачные, судебные, торговые пошлины выражались в определенной денежной сумме. Губное самоуправление. Системой кормления было недовольно поместное дворянство. Посылаемые на короткий срок кормленщики не были заинтересованы в решении местных проблем. Московские князья пытались ограничить власть и «аппетиты» кормленщиков грамотами, но, в сущности, они ничего не смогли поменять. Вымогательство взяток было беспредельным. Для преследования разбойников вводятся губные учреждения, действовавшие рядом с наместниками. Губной округ – сначала волость, а впоследствии и уезд. Первоначально ведомство губных учреждений ограничивалось преследованием разбойников. Их задача – ловить разбойников, судить их и наказывать. Впоследствии расширился круг преступлений, подсудных губным учреждениям: дела о душегубстве, о татьбе с поличным, о поджоге, совращение из православия, насилие над женщинами, непочтение к родителям и др. Кроме суда, губные избы отправляли и полицейские функции. Они должны были принимать меры по предупреждению разбоев и грабежей, наблюдать за подозрительными личностями. В ведении губных властей находились тюрьмы. Впоследствии на губные учреждения возложено было почти все местное управление. От губных учреждений отличались земские учреждения. Они были введены еще в бытность наместников. Земским округом была волость и даже слобода. В каждом земском округе существовала земская изба. В состав органов земского управления входили: излюбленные головы, земский дьяк, лучшие люди, именуемые целовальниками или земскими судьями. Эти земские власти избирались, подобно губным властям, на неопределенный срок, хотя избиратели могли во всякое время переменить выбранных. Избирателями было тягловое население - посадские люди и волостные крестьяне, а также духовенство. Только на эти категории простиралась власть земских учреждений. И в этом отношении земские учреждения отличались от губных. В компетенцию земских учреждений входили прежде всего дела финансовые. Земские власти собирали различные налоги, наблюдали за правильным использованием натуральных повинностей. § 4. Право Самые ранние памятники права Московского государства – грамоты различного содержания. Всякое жалование частному лицу, монастырю или церкви недвижимого имущества оформлялось жалованной грамотой великого князя. Получивший пожалование освобождался иногда от подчинения суду местных властей и подчинялся суду великого князя. Кроме того, он сам получал право суда над лицами, живущими в пожалованном ему имении. Льгота могла заключаться также в освобождении пожалованного от даней и повинностей. К числу важнейших грамот относились уставные грамоты, определяющие порядок местного управления. Главное содержание уставных грамот наместнического управления – определение размера корма в пользу местных правителей. Древнейшая губная грамота была дана жителям Белозерского уезда в 1539 году. Из многочисленных грамот мы видим, как происходил процесс развития поземельной собственности. Наблюдается экспроприация общинных земель феодалами. Бояре и «вольные слуги» сумели освоить земельные держания, которые им давались за службу великому князю. Они не только сохранили эти земли за собой, но получили возможность их отчуждать: продавать, отдавать в залог, менять, дарить. Такие наследственные: держания в Московии получили название вотчин. Хотя вотчины могли отчуждаться и передаваться в наследство, новые владельцы обязаны были нести военную службу. Другими словами, владельцы вотчин были типичными вассалами. Вотчина была не чем иным, как феодом или леном в западноевропейском понятии. Вместе с вотчинами существовали более условные земельные держания, которые великий московский князь давал на время службы. Эти земли назывались поместьями. В Западной Европе такие владения землей называли бенефициями. Их владельцы не могли отчуждать эти наделы или передавать по наследству. После смерти помещика поместье возвращалось в царский домен. Земли, не входившие во владение феодалов и церкви, составляли княжеский домен. Формы эксплуатации населения в домене были разными. Одни платили денежную ренту (дань и денежный оброк) и назывались чернотягловыми, другие, кроме дани и денежного оброка (в меньшем размере), несли разного рода повинности и платили натуральную ренту. Такие крестьяне назывались дворцовыми. Великие князья распоряжались одинаково и черно-тягловыми, и дворцовыми землями с находящимися на них крестьянами. Бояре, дети боярские, дворяне получали эти земли от князя за службу. Московское государство от издания отдельных грамот перешло к кодификационной деятельности, т.е. к составлению сборников законов. Первым опытом кодификации являлся Судебник Ивана III 1497 года. То была эпоха установления московского единодержавия. Рядом с объединением политическим совершается объединение юридическое, составляется общий сборник юридических норм для всего Московского государства. Составлен сборник дьяком Владимиром Гусевым и санкционирован царем и Боярской думой. Главное содержание Судебника – постановления процессуальные. Они заимствованы из уставных грамот. Здесь нет ничего нового, но важно то, что разбросанные в разных княжеских грамотах процессуальные постановления были соединены в один акт. Среди норм процессуального права есть постановления уголовные. Их немного. Некоторые, очевидно, являлись результатом законодательной деятельности Ивана III – «о лихоимстве», «об отказе в правосудии», «о лжесвидетельствах» и др. Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права – «о давности», «о наследстве», «о купле-продаже», «о займе», «о холопстве» и др. Эти постановления заимствованы из Псковской судной грамоты. Источником Судебника была и Русская Правда. Согласно Судебнику отправление правосудия совершать должны «добрые люди», т.е. представители класса феодалов и наиболее зажиточные купцы. Система наказаний стала более жестокой по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Имущественные наказания отходят на второй план. Судебник знает такие наказания как смертная казнь, битье кнутом, денежные взыскания. Среди преступлений появились новые составы: государственная измена (коромола), преступления по службе, преступления против судебной власти. Существовало два вида судебных органов – государственные и вотчинные. Суд вершили наместники и волостели. После замены наместников-кормленщиков судебная власть перешла губным учреждениям. Вотчинный суд (суд феодала) вершился над крестьянами дворцовых вотчин, монастырей, бояр и помещиков. Как в государственном, так и в вотчинном суде участвовали представители местного населения – сотские, старосты и судные мужи. Судебные инстанции отсутствуют. Процесс носил обвинительный характер. По государственным преступлениям (коромоле) и наиболее тяжким уголовным делам (разбое, душегубстве и др.) применялся розыск, где сам суд изыскивал доказательства вины: допрашивал обвиняемого, пытал его, устраивал очную ставку, допрашивал свидетелей. Приговоры приводились в исполнение судом. По гражданским делам и по малозначимым уголовным делам взаимоотношения сторон до суда устанавливались посредством челобитной – жалобы, которая подавалась в суд. Вызов в суд совершали специальные люди – ездовые, доводчики и недельщики. Неявка ответчика – признание его вины. Неявка обвинителя в суд – прекращение дела. Если истец и ответчик подлежали суду разных феодалов (например, истец жил в вотчине боярина, а ответчик жил на земле монастыря), то создавался «обчий» суд, где спор или преступление рассматривалось совместно – и игуменом, и боярином. Церковь сумела добиться признания обязательного церковного брака через венчание. Число поводов к разводу резко сократилось. Имущество умершего, не оставившего после себя сыновей, переходило к дочерям, за неимением дочерей – к ближайшим боковым родственникам. Глава V. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ И РАЗВИТИЕ ПРАВА (вторая половина XVI-середина XVII вв.)
Date: 2015-05-19; view: 638; Нарушение авторских прав |