Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы организации международного предпринимательстваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Совместное предпринимательство является важной формой международного экономического сотрудничества, приобретшей в последние годы приоритетное значение в экономических связях нашей страны с иностранными партнерами. Это более сложная форма сотрудничества, которая поднимается до уровня взаимодействия систем собственности различных стран. Наиболее динамично совместное предпринимательство развивается на территории нашей страны, однако в последнее время заметна его активизация за рубежом. В связи с этими процессами в зарубежной и отечественной литературе появился термин «смешанное общество» (СО) (mixed companies). Экономическая сущность его такова, что предусматривается совместное владение партнерами капиталом, совместное управление и совместный раздел прибылей, рисков и убытков. В различных странах используются и другие термины для обозначения подобной формы взаимодействия организаций разной страновой принадлежности. Термины «компания», «общество» или «фирма» обычно используются применительно к торгово-сбытовой форме деятельности, в то время как «совместное предприятие» подразумевает производственную сферу деятельности. Термин «joint ventures» представляет собой более широкое понятие, чем смешанные общества, объединяющее многие виды совместной деятельности, в частности межфирменные контрактные связи. Анализ структуры участия России в смешанных обществах за рубежом показывает, что преобладающим видом деятельности в настоящее время продолжает, как и раньше, оставаться торгово-сбытовая деятельность, на долю которой приходится 43 % от общего числа обществ. Второй по численности традиционно является сфера услуг, преимущественно транспортно-экспедиторских. И хотя обе эти сферы деятельности в последние годы имеют тенденцию к сокращению за счет расширении других видов деятельности АО (производство, финансы, комплексные предприятия), и сегодня подавляющее число СО либо непосредственно занимается реализацией экспортной продукции России, либо способствует ей, составляя инфраструктуру внешнеэкономических связей. В последние годы заметен процесс возрастания числа технологических обществ по торговле научно-техническими знаниями и предоставлению технических услуг. Смешанные общества за рубежом могут возникать тремя путями: ♦ покупка акций уже существующей компании; ♦ покупка активов действующей фирмы; ♦ создание нового общества. Созданию смешанного общества должен предшествовать обстоятельный комплексный анализ экономических условий и политического климата страны-реципиента, т. е. принимающей страны, где намечается создание СО с участием российских хозяйственных организаций. При выборе альтернативных вариантов стран, где есть емкий рынок для данного вида продукции, необходимо принимать во внимание развитость инфраструктуры бизнеса (рис. 3) и факторы, определяющие предпринимательский климат: 1. Стабильность государственной политики поддержки предпринимательства. 2. Льготный налоговый режим. 3. Меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса. 4. Создание инновационных центров. 5. Консультативные центры. 6. Повышение качества рабочей силы. 7. Ориентиры на достижение успеха. 8. Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности и др. В первую очередь это относится к системе регулирования иностранных инвестиций, национальному акционерному законодательству, налогово-правовой обстановке н стране (система налогообложения прибылей, наличие свободных зон развития, трудовое и социальное законодательство каждой страны, наличие соглашений со страной-реципиентом «Об избежании двойного налогообложения» и «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» и др.). В целом ряде стран нет специальных законов, регулирующих иностранные инвестиции (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, ФРГ и др.).
Рис. 3. Основные составляющие инфраструктуры бизнеса
Страной самого либерального и благоприятного режима для иностранного капитала может считаться Германия, где ввоз и вывоз иностранного капитала осуществляется свободно, без всяких специальных разрешений и ограничений. Страной с «благоприятным инвестиционным климатом» для иностранного капитала является Люксембург, где для иностранных капиталовложений открыты все отрасли без ограничения доли иностранного участия, состава правления и перевода прибылей за рубеж. Имеется ряд стран, которые создают даже льготный режим для привлечения в страну иностранного капитала. Так, одна из самых разработанных и обширных среди развитых капиталистических стран система инвестиционных льгот действует в Португалии. Она охватывает приоритетные для страны отрасли (электронику и информатику, биотехнологию и тонкую химическую технологию и др.), туризм, отсталые районы, экспортную базу, систему повышения квалификации и др. Муниципалитеты сооружают в Португалии так называемые «промышленные площадки» с уже готовой производственной инфраструктурой для привлечения иностранных компаний, которые арендуют их на льготных условиях. Законодательствами иностранных государств предусматривается несколько юридических форм организации предпринимательской деятельности (полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.). Для создания предприятий с иностранным участием используются преимущественно две формы: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Наши смешанные зарубежные общества создаются главным образом в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, при этом их организация и деятельность всецело определяются национальным акционерным законодательством страны-реципиента. Акционерное общество (societe anonyme, aktiengesellschaft, company limited by shares) характеризуется следующими признаками: ♦ признается юридическим лицом; ♦ несет перед кредиторами исключительную имущественную ответственность в пределах принадлежащего ему имущества; ♦ характерно наличие акционерного (уставного) капитала, разбитого на части, называемые акциями. Различаются два способа образования акционерных обществ, в основе которых лежат различия в образовании акционерного капитала: 1) путем публичной подписки на акции; 2) путем распределения акций между учредителями без обращения к публике. В настоящее время второй путь является абсолютно доминирующим в капиталистической предпринимательской практике. В США не требуется определенной минимальной суммы капитала, однако в большинстве штатов выпуск акций может осуществляться только при наличии всего капитала, подлежащего публичной подписке. Последнее положение является обязательным, как правило, и для стран Западной Европы. Допускается также учреждение акционерного общества на основе вещных вкладов, когда капитал будет состоять из материальных ценностей (машины, земельные участки, лицензии, ноу-хау). Второй формой организации смешанных обществ за рубежом, которая получила особенно широкое распространение в странах континентальной Европы, в первую очередь в Германии, являются общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung (GmbH), Societe a responsabilite Limitee, Private company). Общество с ограниченной ответственностью является также юридическим лицом, несущим исключительную имущественную ответственность по своим обязательствам. По своей сущности оно незначительно отличается от акционерных обществ. Поэтому при отсутствии в стране специального законодательства по ГмбХ (GmBH) применяются соответствующие нормы акционерного права. В английском праве различают 2 вида компаний: публичную (Public Limied Company, сокр. PLC) и частную. Публичные компании имеют право публичного выпуска акций и облигаций, т. е. для продажи их широкой публике. В этой компании определен минимум уставного капитала в 50 тыс. ф. ст., обязательное наличие не менее двух директоров, ц также разрешение для начала деятельности государственного Бюро по регистрации компаний. Частная компания представляет собой особую разновидность общества с ограниченной ответственностью континентальной Европы. Она не имеет права публичного выпуска акций и облигаций. Здесь акции распределяются только между участниками компании и не устанавливается минимум уставного капитала. Такая компания может иметь одного директора, начинать деятельность до регистрации, представлять отчетность по сокращенной форме, распределять прибыль по менее строгим правилам. Все эти особенности частной компании и делают ее наиболее удобной правовой формой для организации смешанных компаний в Великобритании (АО «Русское лесное агентство Лтд.», АО «Асетко Лтд.», АО «Совфрахт Лтд.» и др.). В США формой, сходной с частной компанией, является закрытая корпорация (close corporation), к характерным чертам которой относятся: 1) ограничение передачи акций; 2) запрещение публичной подписки на акции; 3) ограничение численного состава общества. Как и частная компания, закрытая корпорация пользуется правом на упрощенный порядок ведения дел. Закрытая корпорация в США, так же как и общество с ограниченной ответственностью в континентальной Европе, является наиболее подходящей юридической формой для создания мелких и средних фирм. Существенным фактором при выборе страны-репициента для организации смешанного общества является система налогообложения. Налоговые законодательства стран существенно различаются между собой (как по величине взимаемых налогов, так и по механизму налогообложения). При всем многообразии налогов в разных странах можно выделить в качестве налогов с компании: ♦ налог на прибыль; ♦ налог на прирост капитала; ♦ налог на добавленную стоимость. Налог на прибыль компаний колеблется в отдельных странах от 25 до 56 %, составляя по отдельным странам: ♦ 25-35 % — Великобритания; ♦ 30-39 % - Бельгия; ♦ 33 % — Финляндия; ♦ 36 % - Италия; ♦ 37 % — Франция (нераспределенная прибыль); ♦ 56 % — Германия; ♦ 35 % — Нидерланды, Испания. В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость, который взимается во всех странах-членах ЕС. Средняя ставка этого налога составляет: в Великобритании — 15 %, Бельгии — 19 %, Франции — 18,6 %, Италии —19 % и т. д. Создание единого внутреннего рынка ЕС предусматривает унификацию косвенного налогообложения с установлением единых ставок налога на добавленную стоимость, где пределы минимальной ставки составят 4—9 %, максимальной — 9-19 %. В ряде стран имеются отдельные регионы с льготным режимом налогообложения, в отдельных странах льготное налогообложение распространяется на определенные организационные формы корпораций, существуют так называемые «налоговые гавани» с минимальными ставками налогообложения или даже полным освобождением корпораций от налогов. К числу стран и отдельных территорий, которые принято считать «налоговыми гаванями» (Tax Havens), относятся Лихтенштейн, Гибралтар, Бермудские острова, Нормандские острова, Антильские острова и др. При создании новых смешанных обществ нельзя упускать из виду и льготные режимы, в том числе в отношении налогообложения специальных экономических зон многих капиталистических и особенно развивающихся стран. Особое значение приобретает для отечественных предприятий в развитии совместного предпринимательства создание на территории России свободных экономических зон (СЭЗ). Понятие свободной экономической зоны включает в себя предоставление особых льготных экономических условий для национальных и зарубежных предпринимателей в рамках ограниченной территории или для предприятий отдельных отраслей, расположенных в различных точках страны. Феномен свободных экономических зон известен в экономической практике уже несколько десятилетий. Как показал зарубежный опыт, стимулом подобных зон являются льготы в области налогообложения, валютно-финансового, социального и таможенного регулирования. В начале 1990-х гг. в мировом хозяйстве насчитывалось более 700 различного вида свободных экономических зон. Количество СЭЗ продолжает увеличиваться. Создание СЭЗ в территориально-ограниченном пространстве путем формирования специального экономического механизма позволяет достичь следующих целей: 1. Научно-технические: ♦ приток передовой технологии и техники; ♦ концентрация научно-технических кадров и средств на приоритетных направлениях; ♦ ускорение внедрения полученных результатов в производство; ♦ переход на качественно более высокий уровень в конкретном научном направлении. 2. Экономические: ♦ повышение конкурентоспособности национального производства; ♦ увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций; ♦ сокращение затрат на приобретение импортной продукции; ♦ ускорение освоения производства новых изделий и услуг; ♦ расширение экспорта готовой продукции; ♦ рационализация импорта; ♦ изменение структуры производства; ♦ освоение новых форм хозяйствования. 3. Социальные: ♦ ускорение развития отсталых районов; ♦ повышение занятости; ♦ повышение квалификации рабочих, инженеров, управленцев; ♦ повышение жизненного уровня населения. Комплекс задач, решаемых в свободных экономических зонах, варьируется в зависимости от целей создания и экономико-политических условий в данной стране (рис. 4).
Рис. 4. Условия создания и сферы деятельности СЭЗ
В России было создано 13 свободных экономических зон. Наиболее крупные расположены в Находке, Новгороде, Выборге, Калининграде. В Выборге планируется освоение новых наукоемких технологий, создание современных производств, развитие туризма. Новгородская СЭЗ специализируется на выпуске бытовой электроники и туризма. В Находке ведется глубокая переработка сырья и продуктов морского происхождения. Специфика Калининградской СЭЗ заключается в использовании ее геополитического положения и наиболее развитых отраслей Промышленности, расположенных в пределах зоны. Пути создания зон так же, как и цели, — неодинаковы, а значит, различны и сами формы и типы СЭЗ, от простейших точечных (размером и несколько десятков гектаров) беспошлинных складов до зон с более широкими функциями, вплоть до крупных промышленных. В литературе встречаются различные виды классификаций СЭЗ. Наиболее общей является следующая классификация: ♦ свободные таможенные зоны; ♦ зоны экспортного производства; ♦ зоны экономического и научно-технического развития; ♦ зоны страховых и банковских услуг; ♦ импортно-промышленные зоны. Свободные таможенные зоны представляют собой ограниченные участки таможенной территории, в пределах которых устанавливается беспошлинный таможенный режим ввоза из-за рубежа и вывоза товаров за рубеж. Свободные таможенные зоны создаются в портах, пограничных пунктах, на железнодорожных узлах, в аэропортах или иных местах, в которых имеются условия, необходимые для обеспечения таможенного контроля. Их территория используется для создания консигнационных складов, проведения выставок, осуществления доработки, сортировки, упаковки ввозимых в свободную таможенную зону товаров для последующего реэкспорта и поставок на другие территории данной страны. Зоны экспортного производства — это ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которых устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Зоны экспортного производства создаются в районах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру и благоприятные условия для развития внешнеэкономической деятельности. Зоны экономического и научно-технического развития (технополисы) представляют собой обширные районы страны, где по сравнению с другими регионами предоставляются льготные условия для создания и деятельности национальных, совместных и иностранных предприятий на основе существующего в стране научно-технического потенциала с использованием прогрессивного оборудования, а также зарубежного управленческого, коммерческого, маркетингового опыта. Зоны страховых и банковских услуг способствуют укреплению страховой и банковской сферы с помощью особых финансово-кредитных механизмов. Импортно-промышленные зоны (зоны по замещению импорта) призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, замещающими импорт, на основе внедрения прогрессивной технологии и организации современных производств. Для успешного развития зон необходимо выполнение особых условий при их создании, что включает в себя возникновение специального режима хозяйственной деятельности, ключевыми элементами которого являются: ♦ специальный (льготный) таможенный режим; ♦ особый валютный режим; ♦ система налоговых льгот; ♦ отмена (смягчение) нетарифных мер регулирования экспорта и импорта; ♦ разрешительный порядок осуществления инвестиций на территории зон. При этом надо учесть, что специальный (льготный) таможенный ре жим, включающий отмену (снижение) таможенных пошлин и упрощенный порядок перемещения товаров через государственную границу, устанавливается с учетом конкретных условий и особенностей каждой зоны Кроме выполнения вышеперечисленных условий при создании СЭЗ необходимо учесть и другие: · выгодность экономико-географического положения; · определение оптимальных размеров зоны; · наличие производственной инфраструктуры; · наличие транспортной инфраструктуры. Создание специального режима хозяйственной деятельности невозможно без системы льгот, которые имеют особое значение в зонах экспортного производства (ЗЭП). При обоснованном ограничении круга льгот, на которые может распространяться данная система, могут применяться следующие льготы: ♦ снижение налога на прибыль; ♦ снижение налога на переводимую за границу прибыль (для иностранных инвесторов); ♦ освобождение от налогообложения прибыли до пяти лет с момента объявления прибыли; ♦ освобождение от налогообложения реинвестируемой части прибыли, снижение других федеральных налогов (кроме акцизов); ♦ ускоренная амортизация основных фондов; ♦ освобождение экспорта производимой в зонах продукции от квотирования и лицензирования; ♦ льготные условия валютных расчетов с федеральным бюджетом; ♦ понижение ставки платы за пользование землей, водой, энергией, производственными зданиями и сооружениями, другими объектами инфраструктуры за счет средств, остающихся в распоряжении администрации зон экспортного производства. Размер льгот, предоставляемых инвесторам в зонах экспортного производства, зависит от следующих факторов: ♦ объема продукции, поставляемой на экспорт; ♦ степени переработки продукции, которой она подверглась на территории зоны; ♦ установленной приоритетности сфер инвестирования; ♦ объема инвестиций и реинвестиций; ♦ уровня используемой технологии; ♦ доли местного сырья, материалов и компонентов в конечной продукции и т.д. Зарубежный опыт свидетельствует, что надежная правовая основа является важнейшим условием успешного развития СЭЗ. Основными целями создания СЭЗ в России стали: ♦ развитие экспортного потенциала; ♦ увеличение валютных поступлений и активизация внешнеэкономической деятельности России и отдельных ее регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, передовой техники, технологии, управленческого опыта. Анализ функционирования существующих СЭЗ и действующих им их территориях совместных предприятий (СП) показывает, что в реальных условиях возникает много осложнений во взаимодействии с зарубежными партнерами. Результатом деятельности СП является в основном производство промежуточных компонентов, а не конечного продукта, что препятствует выходу продукции на мировые рынки сбыта. Иностранные партеры в настоящее время производят реализацию продукции по самостоятельным каналам сбыта. Сдерживающим фактором в деле дальнейшего развития СП является отсутствие на местах достаточного количества компетентных специалистов по проведению коммерческих переговоров, подготовке учредительных и других документов при осуществлении совместной! предпринимательства, специалистов менеджмента и маркетинга. Серьезным препятствием для иностранных партнеров служит отсутствие законодательно закрепленных гарантий вложенных инвестиций. В табл. 2 представлены результаты совместного исследования российских и немецких специалистов по этой проблеме. Таблица 2 Типы ошибок, возникающих в ходе совместной деятельности российских и зарубежных партнеров
Как показала практика, проблемы возникают уже на организационном этапе. Недостаточно тщательная проработка учредительных документов и нечеткая терминология, позволяющая двоякое толкование приводят к осложнениям в процессе деятельности. Большое количество ошибок возникает на стадии выбора партнеров. Отсутствие информации и методологии выбора не позволяет оценить потенциальных возможностей партнера и, как следствие — эффективности дальнейшей деятельности СП. При создании совместного предприятия возможно применение опыта немецкой информационной службы BERI, публикующей индекс-BERI, с помощью которого проверяется степень риска от создания СП. Определением индекса трижды и год занимаются 100 специалистов. Они оценивают инвестиционный климат в 45 странах на основании 15 установленных оценочных критериев, которым присваивается значение от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно), каждый критерий имеет свой удельный вес, и соответствии с которым оценивается его значимость (табл. 3). Таблица 3 Состав критериев для оценки риска от создания
Цель создания специальных экономических зон в развивающихся странах — освоение новых технологий, диверсификация экспорта, создание новых рабочих мест, в конечном итоге ускорение экономического подъема. Высокое количество баллов означает «стабильность страны». Че ниже достигнутое страной количество баллов, тем выше риск.
Date: 2015-05-19; view: 466; Нарушение авторских прав |