Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации международного предпринимательства





 

Совместное предпринимательство является важной формой международного экономического сотрудничества, приобретшей в последние годы приоритетное значение в экономических связях нашей страны с иностранными партнерами. Это более сложная форма сотрудничества, которая поднимается до уровня взаимодействия систем собственности различных стран. Наиболее динамично совместное предпринимательство развивается на территории нашей страны, однако в последнее время заметна его активизация за рубежом.

В связи с этими процессами в зарубежной и отечественной литературе появился термин «смешанное общество» (СО) (mixed companies). Экономическая сущность его такова, что предусматривается совместное владение партнерами капиталом, совместное управление и совместный раздел прибылей, рисков и убытков.

В различных странах используются и другие термины для обозначения подобной формы взаимодействия организаций разной страновой принадлежности.

Термины «компания», «общество» или «фирма» обычно используются применительно к торгово-сбытовой форме деятельности, в то время как «совместное предприятие» подразумевает производственную сферу деятельности.

Термин «joint ventures» представляет собой более широкое понятие, чем смешанные общества, объединяющее многие виды совместной деятельности, в частности межфирменные контрактные связи.

Анализ структуры участия России в смешанных обществах за рубежом показывает, что преобладающим видом деятельности в настоящее время продолжает, как и раньше, оставаться торгово-сбытовая деятельность, на долю которой приходится 43 % от общего числа обществ. Второй по численности традиционно является сфера услуг, преимущественно транспортно-экспедиторских. И хотя обе эти сферы деятельности в последние годы имеют тенденцию к сокращению за счет расширении других видов деятельности АО (производство, финансы, комплексные предприятия), и сегодня подавляющее число СО либо непосредственно занимается реализацией экспортной продукции России, либо способствует ей, составляя инфраструктуру внешнеэкономических связей.

В последние годы заметен процесс возрастания числа технологических обществ по торговле научно-техническими знаниями и предоставлению технических услуг.

Смешанные общества за рубежом могут возникать тремя путями:

♦ покупка акций уже существующей компании;

♦ покупка активов действующей фирмы;

♦ создание нового общества.

Созданию смешанного общества должен предшествовать обстоятельный комплексный анализ экономических условий и политического климата страны-реципиента, т. е. принимающей страны, где намечается создание СО с участием российских хозяйственных организаций.

При выборе альтернативных вариантов стран, где есть емкий рынок для данного вида продукции, необходимо принимать во внимание развитость инфраструктуры бизнеса (рис. 3) и факторы, определяющие предпринимательский климат:

1. Стабильность государственной политики поддержки предпринимательства.

2. Льготный налоговый режим.

3. Меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса.

4. Создание инновационных центров.

5. Консультативные центры.

6. Повышение качества рабочей силы.

7. Ориентиры на достижение успеха.

8. Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности и др.

В первую очередь это относится к системе регулирования иностранных инвестиций, национальному акционерному законодательству, налогово-правовой обстановке н стране (система налогообложения прибылей, наличие свободных зон развития, трудовое и социальное законодательство каждой страны, наличие соглашений со страной-реципиентом «Об избежании двойного налогообложения» и «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» и др.).

В целом ряде стран нет специальных законов, регулирующих иностранные инвестиции (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, ФРГ и др.).

 

Рис. 3. Основные составляющие инфраструктуры бизнеса

 

Страной самого либерального и благоприятного режима для иностранного капитала может считаться Германия, где ввоз и вывоз иностранного капитала осуществляется свободно, без всяких специальных разрешений и ограничений.

Страной с «благоприятным инвестиционным климатом» для иностранного капитала является Люксембург, где для иностранных капиталовложений открыты все отрасли без ограничения доли иностранного участия, состава правления и перевода прибылей за рубеж.

Имеется ряд стран, которые создают даже льготный режим для привлечения в страну иностранного капитала. Так, одна из самых разработанных и обширных среди развитых капиталистических стран система инвестиционных льгот действует в Португалии. Она охватывает приоритетные для страны отрасли (электронику и информатику, биотехнологию и тонкую химическую технологию и др.), туризм, отсталые районы, экспортную базу, систему повышения квалификации и др. Муниципалитеты сооружают в Португалии так называемые «промышленные площадки» с уже готовой производственной инфраструктурой для привлечения иностранных компаний, которые арендуют их на льготных условиях.


Законодательствами иностранных государств предусматривается несколько юридических форм организации предпринимательской деятельности (полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.). Для создания предприятий с иностранным участием используются преимущественно две формы: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Наши смешанные зарубежные общества создаются главным образом в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, при этом их организация и деятельность всецело определяются национальным акционерным законодательством страны-реципиента.

Акционерное общество (societe anonyme, aktiengesellschaft, company limited by shares) характеризуется следующими признаками:

♦ признается юридическим лицом;

♦ несет перед кредиторами исключительную имущественную ответственность в пределах принадлежащего ему имущества;

♦ характерно наличие акционерного (уставного) капитала, разбитого на части, называемые акциями.

Различаются два способа образования акционерных обществ, в основе которых лежат различия в образовании акционерного капитала:

1) путем публичной подписки на акции;

2) путем распределения акций между учредителями без обращения к публике.

В настоящее время второй путь является абсолютно доминирующим в капиталистической предпринимательской практике.

В США не требуется определенной минимальной суммы капитала, однако в большинстве штатов выпуск акций может осуществляться только при наличии всего капитала, подлежащего публичной подписке. Последнее положение является обязательным, как правило, и для стран Западной Европы.

Допускается также учреждение акционерного общества на основе вещных вкладов, когда капитал будет состоять из материальных ценностей (машины, земельные участки, лицензии, ноу-хау).

Второй формой организации смешанных обществ за рубежом, которая получила особенно широкое распространение в странах континентальной Европы, в первую очередь в Германии, являются общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung (GmbH), Societe a responsabilite Limitee, Private company).

Общество с ограниченной ответственностью является также юридическим лицом, несущим исключительную имущественную ответственность по своим обязательствам. По своей сущности оно незначительно отличается от акционерных обществ. Поэтому при отсутствии в стране специального законодательства по ГмбХ (GmBH) применяются соответствующие нормы акционерного права.

В английском праве различают 2 вида компаний: публичную (Public Limied Company, сокр. PLC) и частную.


Публичные компании имеют право публичного выпуска акций и облигаций, т. е. для продажи их широкой публике. В этой компании определен минимум уставного капитала в 50 тыс. ф. ст., обязательное наличие не менее двух директоров, ц также разрешение для начала деятельности государственного Бюро по регистрации компаний.

Частная компания представляет собой особую разновидность общества с ограниченной ответственностью континентальной Европы. Она не имеет права публичного выпуска акций и облигаций. Здесь акции распределяются только между участниками компании и не устанавливается минимум уставного капитала. Такая компания может иметь одного директора, начинать деятельность до регистрации, представлять отчетность по сокращенной форме, распределять прибыль по менее строгим правилам.

Все эти особенности частной компании и делают ее наиболее удобной правовой формой для организации смешанных компаний в Великобритании (АО «Русское лесное агентство Лтд.», АО «Асетко Лтд.», АО «Совфрахт Лтд.» и др.).

В США формой, сходной с частной компанией, является закрытая корпорация (close corporation), к характерным чертам которой относятся:

1) ограничение передачи акций;

2) запрещение публичной подписки на акции;

3) ограничение численного состава общества.

Как и частная компания, закрытая корпорация пользуется правом на упрощенный порядок ведения дел. Закрытая корпорация в США, так же как и общество с ограниченной ответственностью в континентальной Европе, является наиболее подходящей юридической формой для создания мелких и средних фирм.

Существенным фактором при выборе страны-репициента для организации смешанного общества является система налогообложения. Налоговые законодательства стран существенно различаются между собой (как по величине взимаемых налогов, так и по механизму налогообложения).

При всем многообразии налогов в разных странах можно выделить в качестве налогов с компании:

♦ налог на прибыль;

♦ налог на прирост капитала;

♦ налог на добавленную стоимость.

Налог на прибыль компаний колеблется в отдельных странах от 25 до 56 %, составляя по отдельным странам:

♦ 25-35 % — Великобритания;

♦ 30-39 % - Бельгия;

♦ 33 % — Финляндия;

♦ 36 % - Италия;

♦ 37 % — Франция (нераспределенная прибыль);

♦ 56 % — Германия;

♦ 35 % — Нидерланды, Испания.

В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость, который взимается во всех странах-членах ЕС. Средняя ставка этого налога составляет: в Великобритании — 15 %, Бельгии — 19 %, Франции — 18,6 %, Италии —19 % и т. д.

Создание единого внутреннего рынка ЕС предусматривает унификацию косвенного налогообложения с установлением единых ставок налога на добавленную стоимость, где пределы минимальной ставки составят 4—9 %, максимальной — 9-19 %.


В ряде стран имеются отдельные регионы с льготным режимом налогообложения, в отдельных странах льготное налогообложение распространяется на определенные организационные формы корпораций, существуют так называемые «налоговые гавани» с минимальными ставками налогообложения или даже полным освобождением корпораций от налогов. К числу стран и отдельных территорий, которые принято считать «налоговыми гаванями» (Tax Havens), относятся Лихтенштейн, Гибралтар, Бермудские острова, Нормандские острова, Антильские острова и др.

При создании новых смешанных обществ нельзя упускать из виду и льготные режимы, в том числе в отношении налогообложения специальных экономических зон многих капиталистических и особенно развивающихся стран.

Особое значение приобретает для отечественных предприятий в развитии совместного предпринимательства создание на территории России свободных экономических зон (СЭЗ).

Понятие свободной экономической зоны включает в себя предоставление особых льготных экономических условий для национальных и зарубежных предпринимателей в рамках ограниченной территории или для предприятий отдельных отраслей, расположенных в различных точках страны.

Феномен свободных экономических зон известен в экономической практике уже несколько десятилетий. Как показал зарубежный опыт, стимулом подобных зон являются льготы в области налогообложения, валютно-финансового, социального и таможенного регулирования.

В начале 1990-х гг. в мировом хозяйстве насчитывалось более 700 различного вида свободных экономических зон. Количество СЭЗ продолжает увеличиваться.

Создание СЭЗ в территориально-ограниченном пространстве путем формирования специального экономического механизма позволяет достичь следующих целей:

1. Научно-технические:

♦ приток передовой технологии и техники;

♦ концентрация научно-технических кадров и средств на приоритетных направлениях;

♦ ускорение внедрения полученных результатов в производство;

♦ переход на качественно более высокий уровень в конкретном научном направлении.

2. Экономические:

♦ повышение конкурентоспособности национального производства;

♦ увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций;

♦ сокращение затрат на приобретение импортной продукции;

♦ ускорение освоения производства новых изделий и услуг;

♦ расширение экспорта готовой продукции;

♦ рационализация импорта;

♦ изменение структуры производства;

♦ освоение новых форм хозяйствования.

3. Социальные:

♦ ускорение развития отсталых районов;

♦ повышение занятости;

♦ повышение квалификации рабочих, инженеров, управленцев;

♦ повышение жизненного уровня населения.

Комплекс задач, решаемых в свободных экономических зонах, варьируется в зависимости от целей создания и экономико-политических условий в данной стране (рис. 4).

 

Рис. 4. Условия создания и сферы деятельности СЭЗ

 

В России было создано 13 свободных экономических зон. Наиболее крупные расположены в Находке, Новгороде, Выборге, Калининграде. В Выборге планируется освоение новых наукоемких технологий, создание современных производств, развитие туризма. Новгородская СЭЗ специализируется на выпуске бытовой электроники и туризма. В Находке ведется глубокая переработка сырья и продуктов морского происхождения. Специфика Калининградской СЭЗ заключается в использовании ее геополитического положения и наиболее развитых отраслей Промышленности, расположенных в пределах зоны.

Пути создания зон так же, как и цели, — неодинаковы, а значит, различны и сами формы и типы СЭЗ, от простейших точечных (размером и несколько десятков гектаров) беспошлинных складов до зон с более широкими функциями, вплоть до крупных промышленных. В литературе встречаются различные виды классификаций СЭЗ.

Наиболее общей является следующая классификация:

♦ свободные таможенные зоны;

♦ зоны экспортного производства;

♦ зоны экономического и научно-технического развития;

♦ зоны страховых и банковских услуг;

♦ импортно-промышленные зоны.

Свободные таможенные зоны представляют собой ограниченные участки таможенной территории, в пределах которых устанавливается беспошлинный таможенный режим ввоза из-за рубежа и вывоза товаров за рубеж.

Свободные таможенные зоны создаются в портах, пограничных пунктах, на железнодорожных узлах, в аэропортах или иных местах, в которых имеются условия, необходимые для обеспечения таможенного контроля. Их территория используется для создания консигнационных складов, проведения выставок, осуществления доработки, сортировки, упаковки ввозимых в свободную таможенную зону товаров для последующего реэкспорта и поставок на другие территории данной страны.

Зоны экспортного производства — это ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которых устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Зоны экспортного производства создаются в районах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру и благоприятные условия для развития внешнеэкономической деятельности.

Зоны экономического и научно-технического развития (технополисы) представляют собой обширные районы страны, где по сравнению с другими регионами предоставляются льготные условия для создания и деятельности национальных, совместных и иностранных предприятий на основе существующего в стране научно-технического потенциала с использованием прогрессивного оборудования, а также зарубежного управленческого, коммерческого, маркетингового опыта.

Зоны страховых и банковских услуг способствуют укреплению страховой и банковской сферы с помощью особых финансово-кредитных механизмов.

Импортно-промышленные зоны (зоны по замещению импорта) призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, замещающими импорт, на основе внедрения прогрессивной технологии и организации современных производств.

Для успешного развития зон необходимо выполнение особых условий при их создании, что включает в себя возникновение специального режима хозяйственной деятельности, ключевыми элементами которого являются:

♦ специальный (льготный) таможенный режим;

♦ особый валютный режим;

♦ система налоговых льгот;

♦ отмена (смягчение) нетарифных мер регулирования экспорта и импорта;

♦ разрешительный порядок осуществления инвестиций на территории зон.

При этом надо учесть, что специальный (льготный) таможенный ре жим, включающий отмену (снижение) таможенных пошлин и упрощенный порядок перемещения товаров через государственную границу, устанавливается с учетом конкретных условий и особенностей каждой зоны

Кроме выполнения вышеперечисленных условий при создании СЭЗ необходимо учесть и другие:

· выгодность экономико-географического положения;

· определение оптимальных размеров зоны;

· наличие производственной инфраструктуры;

· наличие транспортной инфраструктуры.

Создание специального режима хозяйственной деятельности невозможно без системы льгот, которые имеют особое значение в зонах экспортного производства (ЗЭП). При обоснованном ограничении круга льгот, на которые может распространяться данная система, могут применяться следующие льготы:

♦ снижение налога на прибыль;

♦ снижение налога на переводимую за границу прибыль (для иностранных инвесторов);

♦ освобождение от налогообложения прибыли до пяти лет с момента объявления прибыли;

♦ освобождение от налогообложения реинвестируемой части прибыли, снижение других федеральных налогов (кроме акцизов);

♦ ускоренная амортизация основных фондов;

♦ освобождение экспорта производимой в зонах продукции от квотирования и лицензирования;

♦ льготные условия валютных расчетов с федеральным бюджетом;

♦ понижение ставки платы за пользование землей, водой, энергией, производственными зданиями и сооружениями, другими объектами инфраструктуры за счет средств, остающихся в распоряжении администрации зон экспортного производства.

Размер льгот, предоставляемых инвесторам в зонах экспортного производства, зависит от следующих факторов:

♦ объема продукции, поставляемой на экспорт;

♦ степени переработки продукции, которой она подверглась на территории зоны;

♦ установленной приоритетности сфер инвестирования;

♦ объема инвестиций и реинвестиций;

♦ уровня используемой технологии;

♦ доли местного сырья, материалов и компонентов в конечной продукции и т.д.

Зарубежный опыт свидетельствует, что надежная правовая основа является важнейшим условием успешного развития СЭЗ. Основными целями создания СЭЗ в России стали:

♦ развитие экспортного потенциала;

♦ увеличение валютных поступлений и активизация внешнеэкономической деятельности России и отдельных ее регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, передовой техники, технологии, управленческого опыта.

Анализ функционирования существующих СЭЗ и действующих им их территориях совместных предприятий (СП) показывает, что в реальных условиях возникает много осложнений во взаимодействии с зарубежными партнерами.

Результатом деятельности СП является в основном производство промежуточных компонентов, а не конечного продукта, что препятствует выходу продукции на мировые рынки сбыта. Иностранные партеры в настоящее время производят реализацию продукции по самостоятельным каналам сбыта.

Сдерживающим фактором в деле дальнейшего развития СП является отсутствие на местах достаточного количества компетентных специалистов по проведению коммерческих переговоров, подготовке учредительных и других документов при осуществлении совместной! предпринимательства, специалистов менеджмента и маркетинга.

Серьезным препятствием для иностранных партнеров служит отсутствие законодательно закрепленных гарантий вложенных инвестиций.

В табл. 2 представлены результаты совместного исследования российских и немецких специалистов по этой проблеме.

Таблица 2

Типы ошибок, возникающих в ходе совместной деятельности

российских и зарубежных партнеров

Область совершения Типы ошибок
ошибок  
1. Переговоры 1.1. Конфликты в будущем
  1.2. Нечетко сформулированная терминология
2. Человеческие ресурсы 2.1. Отсутствие перспективы
  2.2. Изменение условий работы в другой стране
3. Технология 3.1. Передача лицензий
  3.2. Назначение цен
  3.3. Передача технологии
4. Содружество партнеров 4.1. Слабая поддержка взаимного доверия
  4.2. Неправильный выбор партнера
  4.3. Разделение прибыли
5. Цели, намерения 5.1. Изменение состава учредителей
  5.2. Различное понимание целей в процессе
  деятельности
6.Совместный менедж- 6.1. Стратегическое планирование
мент 6.2. Организация взаимодействия и полномо-
  чия
  6.3. Мотивация
  6.4. Построение организаций

 

Как показала практика, проблемы возникают уже на организационном этапе. Недостаточно тщательная проработка учредительных документов и нечеткая терминология, позволяющая двоякое толкование приводят к осложнениям в процессе деятельности.

Большое количество ошибок возникает на стадии выбора партнеров. Отсутствие информации и методологии выбора не позволяет оценить потенциальных возможностей партнера и, как следствие — эффективности дальнейшей деятельности СП.

При создании совместного предприятия возможно применение опыта немецкой информационной службы BERI, публикующей индекс-BERI, с помощью которого проверяется степень риска от создания СП. Определением индекса трижды и год занимаются 100 специалистов. Они оценивают инвестиционный климат в 45 странах на основании 15 установленных оценочных критериев, которым присваивается значение от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно), каждый критерий имеет свой удельный вес, и соответствии с которым оценивается его значимость (табл. 3).

Таблица 3

Состав критериев для оценки риска от создания

Критерии индекса БЕРИ Удельный вес, %
1. Политическая стабильность оценивает возможность непредвиденных перевыборов и их влияние на деловую активность  
2. Отношение к иностранным инвестициям и прибыли, размеры расходов на социальные нужды, касающиеся частных предпринимателей  
3. Национализация, начиная от возможности безвозмездной экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям  
4. Девальвация, влияние девальвации, а также действенность методов, смягчающих ее воздействие на деятельность предприятия  
5. Платежный баланс по балансу счетов и общему балансу, а также факторы, влияющие на доходы иностранных инвесторов  
6. Бюрократические вопросы, уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и других подобных операций  
7. Темпы экономического роста, годовые фактические темпы роста валового общественного продукта в пределах от 3 % до 6-10 % и более 10 %  
8. Конвертируемость валюты, возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той стране, в которой работает предприятие  
9. Возможность реализации договора, возможность соблюдения договора, а также возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях  
10. Расходы на заработную плату и производительность труда, порядок оформления на работу  
11. Возможность использования экспертов и услуг; помощь, которую предприятие может ожидать в области юридических консультаций, бухгалтерии, консультаций по маркетингу, в области технологии и производства строительных работ  
12. Организация транспорта и связи, организация и возможность использования транспортных путей и системы связи между функционирующим предприятием и филиалами, в том числе и внутри страны, а также оценка транспортной инфраструктуры  
13. Местное управление и число местных партнеров, которые в состоянии предоставить собственный капитал и действовать совместно при решении различных вопросов по управлению  
14. Краткосрочный кредит, предоставление краткосрочных кредитов иностранным представителям  
15. Долгосрочный кредит и собственный капитал, условия внесения партнерами своей доли в установленный капитал и условия предоставления долгосрочного кредита в национальной валюте  

Цель создания специальных экономических зон в развивающихся странах — освоение новых технологий, диверсификация экспорта, создание новых рабочих мест, в конечном итоге ускорение экономического подъема.

Высокое количество баллов означает «стабильность страны». Че ниже достигнутое страной количество баллов, тем выше риск.

 







Date: 2015-05-19; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию