Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западноевропейский меркантилизм





Английский меркантилизм. В разных странах политика меркантилизма имела свои особенности. Наибо­лее развитым и типичным был английский меркантилизм. Это объяснялось тем, что Англия уже в XVI —XVII вв. значительно продвинулась вперёд в экономическом раз­витии и два столетия (1651—1849) меркантилизм был официальной политикой государства (действовал Нави­гационный акт Кромвеля). О том, что в Англии был из­вестен монетаризм, свидетельствуют «законы об истрачи-вании», издававшиеся в XV- XVI вв. и обязывавшие иноземных купцов тратить выручку за свои товары на по­купку английских. Фактически это означало запрет выво­за монеты за границу. Монетаризм нашёл отражение и в литературе, как показывает памфлет У. Стаффорда (1554—1612) «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников»— рыцаря, купца, богослова, ремесленника, фермера. В этом сочине­нии доказывался вред вывоза монеты за границу, ибо в итоге растут цены и ухудшается положение народа. По­сему предлагалось запретить ввоз предметов роскоши и некоторых других товаров, регламентировать торговлю, ограничить вывоз монеты, расширить суконное произ­водство.

Но практическое значение монетаризма было невелико, так как Тюдоры уже в XVI в. поощряли торговлю, судо­строение, судоходство, поиски торговых путей и рынков. С конца этого же столетия Англия становится на путь ко­лониальной политики. Революция 1642—1649 гг. привела к усилению политики меркантилизма. Навигационный акт Кромвеля декларировал монополию английских купцов на торговлю с колониями Англии, каботажное плавание вдоль её берегов. Иностранным купцам разрешалось при­возить в Англию лишь товары своей страны.

В XVII в. появилось много памфлетов, излагавших доктрину меркантилизма. Яркий пример дают сочинения Томаса Мена (1571—1641), одного из директоров Ост-Индской компании. Это весьма символично, ибо обосно­вание меркантилизма сочеталось с апологией колониализ­ма. В 1621 г. Мен опубликовал памфлет «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», опровергая в нем моне­таризм и обосновывая теорию «торгового баланса». По его мнению, торговля является «пробным камнем процве­тания государства», когда достигается пропорциональ­ность, ввозятся, прежде всего, сырье и предметы первой не­обходимости, материалы, нужные для войны, торговли, ремесла. Указывалось, что 10 шиллингов, затраченные в Индиина покупку товаров, превращаются в Лондоне при их продаже в 35 шиллингов. Мен заявлял, что «нет иных способов получить деньги, кроме торговли», а когда стоимость экспортных товаров будет «превышать сто­имость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться»'". Оправдывалась деятельность Ост-Индской компании, поскольку она усиливала флот ирасширяла торговлю Англии.

Его второе сочинение носило весьма характерное на­звание —«Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1630). Это название очень точно выражало суть теории «торгового баланса». Здесь она получила классическую формулировку. Правда, работа была опуб­ликована лишь в 1664 г., после смерти автора, но сыграла важную роль в развитии английского меркантилизма. Ав­тор рекомендовал иностранцам «продавать... ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них», расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве (распахивая пустыри), сокращать потребление иностран­ных товаров, активизировать конкуренцию с иностранны­ми купцами (не останавливаясь даже перед снижением цен, «лишь бы не терять сбыта»), улучшать качество анг­лийской продукции. Роскошь правомерна только тогда, когда потребляются отечественные товары, когда «изли­шества богатых могут дать работу бедным».

Поучительным признавалось Меном обогащение Вене­ции, Генуи, Голландии. По его мнению, и Англия могла обогатиться, используя судоходство, внешнюю торговлю, приток денег, взимая пошлины и превратившись в склад иностранных товаров. Операции Ост-Индской компании автор называл «великим и благородным делом». Он счи­тал допустимым вывоз денег, ибо «золото порождает тор­говлю, а торговля увеличивает деньги». Хранение денег в Англии не расширит её экспорт, а их изобилие даже вредно, порождая вздорожание товаров. Полезной при­знавалась и убыточная внешняя торговля, поскольку она сохраняла рынки для английских товаров.

Регулирование стоимости денег Мен объявлял беспо­лезным, так как в торговом обороте учитывается лишь «истинная ценность нашей монеты», а не её название. Он осуждал порчу монеты и вмешательство государства в торговлю. Т. Мен ярко выразил грабительские устрем­ления английской буржуазии XVII в.


Меркантилистские идеи развивал исын торговца Са­муил Фортрей (1622—1681) в памфлете «Выгода и благо­состояние Англии, заключающиеся в увеличении запасов и расширении торговли этого королевства». В целях по­ощрения развития промышленности он требовал обложе­ния иностранных товаров высокими пошлинами. В ре­зультате цены на ввозимые в Англию товары возрастут, что приведёт, по его мнению, к расширению сбыта товаров отечественного производства. Фортрей заявлял, что по­этому и роскошь богатых полезна для народа, и не беспо­коился о том,что рост цен наносит ущерб народным

массам.

Английские меркантилисты считали, что ради развития собственной промышленности и активного торгового ба­ланса потребитель должен идти на жертвы. Антинародная сущность меркантилизма особенно ярко проявлялась в проповедовании необходимости трудящихся примирить­ся с нуждой. С их точки зрения, бедность одних так же необходима, как богатство других, а доходы народа зави­сят якобы от роскоши господствующих классов.

Французский меркантилизм. Во Франции мерканти­лизм тоже сыграл очень важную роль в экономической политике абсолютизма, особенно в XVII в. Но буржуазия здесь была слабее, чем в Англии, а абсолютизм являлся дворянской диктатурой. Правда, меркантилизм во Фран­ции приобрёл отчасти и промышленный характер, по­скольку абсолютизм усиленно насаждал мануфактурную промышленность, часто за счёт казённых субсидий.

Политику меркантилизма взял на вооружение уже Генрих IV, всячески поощряя торговлю. Он заключил в 1606—1607 гг. ряд договоров с иностранными государ­ствами, отказался от прав короны на выморочное иму­щество иностранных купцов, содействовал колонизации Канады, запретил ввоз текстильных товаров и вывоз цен­ного сырья — шелка, шерсти. В стране с помощью приви­легий и субсидий насаждалось мануфактурное производ­ство, особенно предметов роскоши (в чем сказывалась ограниченность дворянского меркантилизма). Ришелье продолжил эту политику в 1624—1642 гг.

Огромный размах политике меркантилизма придал министр Людовика XIV Ж.-Б.Кольбер в 1661—1683 гг.Он полагал, что могущество государства определяется коли­чеством денег в его распоряжении, а их может дать только торговля, которую нельзя увеличить, не сокрушив голлан­дцев. Кольбер создал Ост-Индскую компанию (1664), по­ощрял развитие королевской мануфактурной промышлен­ности, ввёл протекционистский таможенный тариф. Его меркантилистская политика способствовала развитию то­варно-денежных отношений во Франции.

Однако литература французского меркантилизма ока­залась беднее его практики, к тому же она сохраняла пе­режитки воззрений средневековья. Некоторые мерканти­листские идеи сформулировал Жан Боден (1530-1596), юрист и крупный общественный деятель, решитель­ный сторонник абсолютизма. Его экономические воззре­ния были изложены в работе «Ответ на парадоксы г. Малеструа относительно вздорожания всех товаров и денег» (1568) и её продолжении (1578). Боден отвергал средне­вековую регламентацию экономики (хотя и непоследова­тельно), ратовал за широкое развитие внешней торговли, осуждал паразитизм знати, одобрял взимание косвенных налогов. Но он не ставил вопроса о накоплении денег, о борьбе за активный торговый баланс. «Революция цен» XVI в. наивно объяснялась им изобилием денег и, следо­вательно, считалась вредной. Он не понял, что эта рево­люция была вызвана не простым увеличением количества золота и серебра, а их удешевлением, снижением издер­жек добычи благородных металлов.


Экономическая программа французского мерканти­лизма была подробно изложена лишь позднее Антуаном де Монкретьеном (ок.1575-1621) в сочинении «Трактат политической экономии» (1615), давшем название целой науке.Но политическая экономия излагалась им как со­вокупность правил хозяйственной деятельности, Монкретьен утверждал, что «счастье людей — в богатстве, а богатство — в труде», роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, когда её производители получают работу и «прибыль остаётся внутри страны». Купцы «более чем полезны». Торговля - «главная цель различных ремёсел»; торговая прибыль правомерна, она компенсирует риск; «золото оказалось могущественнее железа». Зато иностранцы сравнивались с насосом, вы­качивающим богатство из Франции. Предлагались их из­гнание, развитие промышленности, усовершенствование её продукции. Одобрялись вмешательство государства в экономическую жизнь, взимание налогов и присвоение даже торговой прибыли. Хотя Монкретьен не предлагал содействовать расширению внешней торговли, обоснова­ния идеи «торгового баланса» у него не было. В его работе сохранились следы монетаризма (в крайне широком тол­ковании прерогатив государства, в грубом решении во­проса борьбы с иностранцами). Проблема накопления ка­питала подменялась задачей возвышения Франции, Во­преки меркантилизму первостепенное значение придава­лось «естественному богатству» (хлеб, соль, вино и т. д.), так как не количество золота и серебра делает государст­во богатым, а «наличие предметов, необходимых для жиз­ни и для одежды». Государство должно заботиться о крестьянах. Такие рекомендации были невозможны для английского меркантилизма.

Испанский меркантилизм. Для Испании XVI в. был характерен монетаризм. Существовала регламентация де­нежного обращения, вывоз из страны золота и серебра запрещался под угрозой смерти. Всякий корабль, покида­ющий порты Испании с грузом товаров, обязывался вер­нуть их стоимость в виде денег, а не товаров иностранного происхождения. Эти идеи проповедовал сторонник испан­ского монетаризма Мариана (1573-1624). Он заявлял, что государь должен покровительствовать торговле и зем­леделию, строительству мостов и дорог, хотя тот заботил­ся лишь о военных походах, колониальных грабежах и обогащении королевского двора. Меркантилизм в Испа­нии XVI-XVII вв. получил дворянскую направленность и оказался экономически бесплодным.

В XVIII в. в Испании появляются сторонники теории «торгового баланса». Об этом свидетельствует сочинение придворного Филиппа V Херонимо Устариса «Теория и практика торговли и мореплавания» (1724). Он доказы­вал, что полезна лишь торговля, делающая активным тор­говый баланс, а между тем Испания ежегодно теряет бла­городных металлов на сумму свыше 15 млн. песо. В сочи­нении указывалось на успехи Голландии и Англии, одоб­рялся Навигационный акт Кромвеля, рекомендовалось форсировать экспорт путём снижения пошлин и сдержи­вать импорт с помощью протекционизма, ускорять разви­тие мануфактурной промышленности, использовать иностранных мастеров, лимитировать экспорт. К. Маркс относил Устариса к «модифицированным мерканти­листам».


Видным представителем позднего меркантилизма был Бернардо Уллоа, который в своей работе «Восстановление испанской промышленности и торговли» (1740) развивал теорию «торгового баланса». Среди разных видов торгов­ли (взаимной, пассивной и активной) Уллоа отдавал предпочтение последней, как обеспечивающей приток де­нег в страну. Он разочаровался в экономической политике испанского абсолютизма. Он считал, что золото и серебро идут туда, куда их притягивают труд и прилежание, и по­этому рекомендовал развивать промышленность, созда­вать запасы сырья, снижать налоги, удешевлять рабочую силу и т. д. В испанском меркантилизме сказывалось уси­ление промышленных мотивов, что свидетельствовало о его теоретической зрелости в XVIII в.

Своеобразие меркантилизма в Италии. В Италии для практического меркантилизма не было экономических и политических условий. После Великих географических открытий при сохранении политической раздробленности стал неизбежен её экономический упадок. Но итальянцы были активны в трактовке вопросов экономической тео­рии. Особенно их интересовали вопросы денежного обра­щения, поскольку банковское дело и ростовщичество раз­вивались с давних пор. Сами банкиры публиковали сочи­нения на эту тему. Так, банкир Гаспаро Скаруффи (1519-1584) написал «Рассуждение о монете и истинной пропорциональности между золотом и серебром» (1579), опубликованное в 1582 г., где развивались идеи, близкие к монетаризму: предлагался созыв международ­ного съезда по вопросам денежного обращения и выпуска единой монеты для всех стран. Соотношение между золо­том и серебром предполагалось установить 1:12. В этом проекте денежное обращение ставилось в зависимость от властей. Но в отличие от других монетаристов, рекомендо­валось ликвидировать национальные барьеры, ограничи­вающие обращение, золото и серебро трактовались как обычные товары. Работа Скаруффи была своеобразным произведением в меркантилистской литературе.

Флорентийский банкир Бернардо Даванцати (1529-1606) опубликовал в 1582 г. книгу «Чтение о мо­нете», где высказывался за биметаллизм. Он осуждал ха­ос в денежном обращении, предлагал вернуться к бес­пошлинной чеканке монет и обращению слитков. Клеймо на монете считалось достаточным условием для того, что­бы деньги стали мерилом цены. Истинное богатство ус­матривалось в полезных вещах, а не в золоте. В данном случае автор явно расходился с фразеологией мерканти­лизма. Монета сравнивалась с кровью организма. Hopмальному обращению товаров требовалось нормальное количество денег.

Более зрелым представителем позднего итальянского меркантилизма был Антонио Серра, опубликовавший в 1613 г. «Краткий трактат о причинах, которые могут привести к изобилию золота и серебра в странах, не име­ющих рудников, применительно к Неаполитанскому коро­левству». В трактате отвергалась концепция монетаризма. Серра придерживался теории «торгового баланса», не­достаток денег в Неаполе объяснял слишком большим импортом разнообразных товаров.Он осуждал запреты вывоза денег и регламенты их обращения, вмешательство государства в экономическую жизнь. Завышение курса денег и покровительственные пошлины, по его мнению, не помогут неаполитанцам. В качестве примера им приводи­лась Венеция, которая имеет достаточно денег, так как развивает свою промышленность, ведёт широкую торгов­лю. Наличие денег в государстве, лишённом рудников, ставилось в зависимостьот развития ремесла, трудолюбия и изобретательности населения, размаха торговли, поли­тики правительства. Важно отметить интерес Серры к промышленному производству, что свидетельствует о его зрелости.

Камералистика и меркантилизм в Германии. В Герма­нии позднего средневековья меркантилизм в силу эконо­мической отсталости и особенно политической раздроб­ленности принимал искажённые формы. Протекционизм мелких княжеств ещё больше усиливал экономическую раздробленность страны. При княжеских дворах процве­тала камералистика (финансовая наука), представители которой изыскивали для своих господ все новые и новые доходы фискального характера. Княжеская роскошь рас­хваливалась как дело полезное даже для народных масс. Эту легенду распространял сам прусский король Фридрих II, как показывает его сочинение «Анти-Макиавелли» (1740). Представителем меркантилизма в Германии был Иоганн Бехер. В сочинении «Политические рассуждения» (1688) он утверждал, что «всегда лучше продавать това­ры другим, чем покупать их у последних». Он и восхвалял цеховую систему.

Меркантилизм в Австрии и других государствах импе­рии Габсбургов. Меркантилистские идеи в Австрии разви­вал имперский секретарь, юрист Филип Горник (1638—1712), написавший памфлет «Австрия превыше всего» (1684), который переиздавался12 раз. Для возвышения Австрии и накопления в ней денег рекомендовалось разрабатывать рудники, стимулировать рост населения, привлекать иностранных мастеров, удерживать золото и серебро в обращении, ограничивать роскошь и потреб­ление импортных товаров, форсировать экспорт. Пред­почтительнее платить вдвое за плохой товар, чем покупать иноземный. Большие надежды возлагались на регламен­тацию производства, качество товаров.

Развитие капиталистических отношений в чешских землях в конце XVI — начале XVII в., чему способствова­ли обезземеливание барщинных крестьян и их вынужден­ный переход к кустарному производству, создало условия для возникновения там меркантилистских взглядов. В Моравии горожане из г. Брно Моргенталер и Маливский, представители молодой буржуазии, в XVII в. пред­ложили австро-венгерскому правительству проекты, в ко­торых нашла отражение экономическая платформа на­рождающейся буржуазии. Они были владельцами ману­фактур, и меркантилистская политика означала для них экономическое процветание.

Павел Гынек Моргенталер в своем проекте (1653) об­ратил внимание на большую утечку денежных средств в результате закупок иноземных товаров, которые могли быть изготовлены в чешских землях. Поэтому он предла­гал решение — организовать найм ремесленников из дру­гих стран, занимающихся производством данных видов товара. Далее он рекомендовал провести определённую региональную специализацию так, чтобы в Чехии и Мора­вии изготавливались шерстяные ткани, в Силезии — по­лотно и кружева, а в австрийских областях — металли­ческие инструменты. Моргенталер предлагал запретить ввоз иностранных товаров.

Адвокат Фабиан Маливский направил в 1663 г. импе­ратору большое письмо, в котором проанализировал практически все принципы меркантилизма, применяемые в габсбургской монархии. Он указал на большое коли­чество денег, которое ежегодно уходит за границу в ре­зультате недостаточного производства товаров внутри страны. Он предлагал наряду с приглашением иностран­ных ремесленников начать обучение отечественных, ис­пользовать на мануфактурах бродяг, нищих и других лиц, которые в связи с процессом первоначального накопления покидали страну. При этом он подчёркивал пользу таких мероприятий для развития чешского производства. Ма­ливский отмечал, что при развитии отечественного производства товаров значительно уменьшилось бы количество различных пошлин, связанных с ввозом товаров из-за границы. По его мнению, некоторые страны в результате реализации его проектов были бы экономически ослабле­ны, так как им перестали бы поступать большие доходы от государств габсбургской монархии. На примере своих собственных мануфактур в Иванчицах и Тишнове он до­казывал реальность производства тех видов продуктов, которые раньше ввозились из-за границы. Хотя сообра­жения Маливского вызвали в Вене большой интерес, по­сле его смерти эти проекты были забыты.

Сторонником меркантилистских взглядов был также секретарь Чешской палаты Я. Боржек, который считал одним из важных препятствий на пути развития капита­листического производства цеховые регламентации. Бор­жек, как и другие сторонники меркантилизма, утверждал, что мануфактуры не могут экономически выжить до тех пор, пока цехи будут сохранять в своих руках привилегии. В 1699 г. он рекомендовал правительству Австро-Венгрии взять в свои руки ремонт и строительство дорог, а также отменить взимание частными лицами налогов за пользо­вание дорогами, так как это затрудняло экономическое развитие страны. Однако его проект не был принят во внимание.

Меркантилизм в югославянских странах. Развитие ка­питалистических отношений создавало основу для разви­тия меркантилизма в югославянских государствах. Не случайно одними из первых меркантилистов были жители Дубровника, который в XV—XVII вв. являлся важным центром торговли, ремесла, культуры и науки на Балканах («Славянские Афины»).

Уже в 1458 г. житель Дубровника, один из первых меркантилистов — Бенко Котрулич (1400-1468) написал на итальянском языке свой знаменитый труд «О торговле и идеальном купце». В этой работе впервые дано научное обоснование балансового счетоводства. Кроме того, Кот­рулич выступил против схоластической трактовки торгов­ли как деятельности низшего порядка и подчеркнул её значение, поскольку она обеспечивает население товарами и официально признана как род занятий. Автор критико­вал ростовщичество, слишком высокий ссудный процент. особенно на кредиты, выдаваемые для приобретения това­ров потребления, но оправдывал процент на капитал.

Сторонником раннего меркантилизма является также Матия Влачич (Флациус) (1520-1575) — протестантский священник и литератор. В своей работе «О влиянии Римской империи на германцев» (1557) Влачич затраги­вал экономические проблемы. Он указывал на необходи­мость постоянно заботиться о том, чтобы в стране всегда было достаточно денег, защищал кустарные промыслы. Влачич подчёркивал, что сила государства заключается в экономическом благосостоянии правителей и их поддан­ных. Правитель должен защищать своих подданных, а те в свою очередь должны работать каждый в своей области. Влачич выступал против многочисленных феодальных по­датей и ждал поддержки своих начинаний торговой бур­жуазией. Из-за своих убеждений Влачич подвергался по­стоянным гонениям.

Видным и оригинальным представителем позднего мо­дифицированного меркантилизма был хорват, католи­ческий священник Юрий Крижанич (ок. 1618—1683). С целью составления русской грамматики и словаря он дважды приезжал в Россию (в 1647 и 1659 гг.). Однако во второй приезд по неизвестным причинам он был арестован и в 1661 г. сослан в Сибирь, откуда только спустя 15 лет, после смерти царя Алексея Михайловича, ему удалось вернуться на родину. Находясь в ссылке, Крижанич раз­рабатывал проекты освобождения угнетённых славян и реформ в России ради её возвышения и процветания.

В своём знаменитом труде «Политика и размышления о правлении» (1661-1664), известном под более кратким названием «Политика», опираясь на концепции итальян­ских меркантилистов и первых протекционистов в Герма­нии, Крижанич разработал широкую программу экономи­ческих и политических реформ в России, которой отводил роль освободительницы всех славян. Для того чтобы Рос­сия могла выполнить эту миссию, она должна быть доста­точно сильной в экономическом и политическом отноше­нии. Поэтому в своей «Политике» Крижанич предлагал меры, при помощи которых можно достичь этой цели. При этом он ориентировался на общественно-экономический порядок западноевропейских стран того времени. Перво­степенное внимание он уделял развитию торговли, земле­делия, ремесла и горного дела в России. Только в эконо­мической мощи, в правильном законодательстве, развитых торговле, ремесле и флоте видел Крижанич силу России и гарантию того, что она выполнит те задачи, которые он возлагал на неё. Экономическая политика, по его мнению, должна учитывать интересы не только господ и государ­ства, но и всего народа. Чтобы государство стало богаче, необходимы государственные капиталовложения, хорошо обдуманные меры по развитию мануфактурного произ­водства и ремесла. В «Политике» предприняты попытки определить «общественное богатство» как сумму матери­альных благ и выявить влияние производительности труда на его увеличение. Но эти вопросы остались неразра­ботанными.

Крижанич выступал против свободной торговли для иностранных купцов, которые скупают по дешёвке русские товары, увозят их «от нашего пота, кормятся и богатеют». Чтобы защитить и развить русскую торговлю, Крижанич предлагал радикальное средство — царскую монополию на внешнюю торговлю. Тогда «всему народу будет общая польза», окажется возможным посредничество между восточной торговлей (с Персией, Турцией) и западной. Он рекомендовал создание «торговищ» на Дону, в Путивле и т. д. Главную задачу Крижанич усматривал в том, чтобы нужные России товары не вывозились за рубеж, а на её территорию ввозились только необходимые ей продукты и изделия. Для поощрения русских купцов он рекомендо­вал выдавать беспроцентные ссуды. Крижанич высоко це­нил мастеров, умеющих выплавлять металлы и изготов­лять из них разные вещи (в том числе оружие), а богатым признавал государство, имеющее золотые, серебряные и другие рудники. Эти идеи Ю.Крижанича соответство­вали принципам меркантилизма и приближались к теории «торгового баланса». Однако он не был последовательным меркантилистом. Он писал свои проекты для аграрной страны, какой была Россия XVII в., поэтому кроме реко­мендаций по развитию отечественной промышленности и торговли большое значение придавал земледелию, счи­тая последнее «основанием богатства».







Date: 2015-05-19; view: 648; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию