Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священное место





 

Священным местом у индейцев племени Навахо является так на­зываемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы име­ют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы. Ритуаль­ное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в созда­нии внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покры­тия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения. Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с фор­мой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодей­ствие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная ре­альность, в которой он окружен священными символами и с ними вза­имодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36).

- 24 -

В понятии «священного места» важны его динамические характе­ристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и ин­тегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления пациент также может пере­жить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово «сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала мо­жет считаться личным сакральным пространством пациента, на кото­рое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.

 

Круги

 

В традиционных сообществах круг нередко обозначает связь с бес­сознательным: «Индеец по имени Черный Буйвол в 1931 г. сказал: «Сей­час плохо жить, потому что квадрат не имеет силы. Вы, наверное, заметили, что индейцы все делают круглым... все стремится быть круглым. В старое время мы были сильным и счастливым народом; вся наша сила проистекала из священного обода народа... все, что создается Силой Мира, создается круглым... Набравший наибольшую силу ветер превра­щается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же самую религию, что и мы... Наши вигвамы были круг­лыми, как птичьи гнезда... но белый человек поселил нас в эти квадрат­ные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем» (В1у, 1973, р. 32-33).

Извилистые линии в рисунке мандалы часто означают неограни­ченные возможности и энергии психики человека. Эти энергии долж­ны быть укрощены и освоены, чтобы человек стал сильным и эффек­тивным. Они должны найти для себя определенное русло. Человек живет среди этих энергий, находящихся внутри и вне его. Те структу-

- 25 -

ры мозга, которые организуют и направляют эти энергии, выражают­ся в мандале в виде прямых линий. Поэтому круг получается в той или иной мере «оквадраченным» или «оквадрачивается» в определен­ный момент времени. При планировании и сооружении своего жили­ща человек использует прямые линии. Разбивая сад, он заключает бесконечность природного круга в определенные границы. Мандалы, включающие как прямые, так и извилистые линии, указывают на гар­моничное взаимодействие полушарий. Для многих такое взаимодей­ствие достигается с трудом. В каждый момент времени они реализу­ют преимущественно одну модальность мозговой деятельности и, переключаясь на другую, переживают измененное состояние созна­ния. Так, например, человек с преобладанием рационального мышле­ния над чувствами использует в основном прямые линии. Чтобы ощу­тить эмоциональную близость с другими людьми, он, возможно, при­бегнет к алкоголю. Тот же, чья психическая жизнь плохо организована и в ней преобладают эмоциональные проявления, использует преиму­щественно извилистые линии. Некоторые индивиды, однако, редко используя прямые и извилистые линии в одной мандале, могут рисо­вать их в разных мандалах, что видно, когда анализируешь их продук­цию за определенный период времени.

- 26 -

 







Date: 2015-05-19; view: 534; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию