Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ответ на задачу о трех коробках
Достаньте фрукт из ящика с этикеткой «Апельсины и яблоки». Допустим, это окажется яблоко. Что вы можете сказать о содержимом этой коробки? Напрямую ничего, но вам известно, что там не могут быть апельсины и яблоки, потому что все этикетки перепутаны. Вы знаете, что это не «Апельсины», потому что там не могло бы оказаться яблоко. Следовательно, это коробка «Яблоки». Поскольку известно, что все этикетки наклеены неверно, нужно поменять их на двух оставшихся коробках. Вот и все. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ Что может быть проще, чем отношение причины и следствия? Если происходит А (причина) — следует В (следствие). Иными словами, гели произошло В, значит, этому предшествовало А, не так ли? Но мы уже убедились, что не все так просто. Возьмем наглядный и бесспорный пример причинно-следственной связи. Под ипиянием гравитационного поля Земли все предметы падают вниз, исрно? Но, как и в случае со всеми другими законами физики, ini'Cb есть подразумеваемая оговорка — при прочих равных условиях. Поэтому при сильном ветре пушинка не упадет, так же как и стальная пластинка — в сильном магнитном поле. (Даже нечто i соль однозначное, как сила тяготения, зависит от расстояния Между предметами, иными словами, — от их взаимного расположения в пространстве, так что и здесь есть место для системного мышления.) Или возьмем вирус, который стал «причиной» обычной простуды. При его попадании в организм людей заболевает примерно один из десяти: значит, этот человек был каким-то об-|>.|:юм предрасположен к болезни, так что «прочие условия» не fii-uiH равными. Даже действие законов физики обусловливается Ипиянием целого ряда факторов. Когда мы думаем о причине, порождающей, при прочих равных }■(ловиях, некий эффект, эти «прочие равные» являются системой, t, которой принадлежат и причина, и следствие. Законы физики, li.iiiример, идеализируют действительность. Они рассматриваются h.ik универсальные и действующие в любой ситуации, но ведь на 1,1мом деле соблюдаются в чистом виде только в искусственно со-ац.шной, экспериментальной ситуации! Они не принимают во шшмание конкретные обстоятельства, окружающую среду, систему влияющих факторов. Действительность намного сложнее, чем может показаться. Если взять другие виды причинно-следственных связей, напри мер превышение скорости как «причину» аварии или безработицу как «причину» преступности, зависимости оказываются еще более сложными и неоднозначными. Здесь нужно учитывать множестве других факторов. Мы используем то же слово «причина», но в этих двух примерах нет речи о каких-либо физических или логических законах. Мы при любом удобном случае сочиняем теории: больше полиции -— уменьшится преступность, больше денег — будет счастливее жизнь, пристегнем ремни безопасности — станет мень ше аварий со смертельным исходом, а компьютер облегчит и ус корит работу. Это все спорные утверждения. Возможно, они верим в большинстве случаев, но нельзя утверждать, что они верны и каждом отдельном случае. Даже когда говорят, что «курение сига рет вызывает рак легких», имеется в виду, что существует сильная статистическая зависимость между курением сигарет и раком лег ких, но курение — не единственная причина, в противном случае все курильщики заболевали бы раком легких, а это не так. Куре ние — это самый важный фактор, но действует он, как и в других случаях, при прочих равных условиях. Когда нам задают трудный вопрос, например «В чем причина преступности?», мы в ответ выдаем целый список возможных факторов: плохое образование, безработица, деятельность органов правопорядка, жилищные условия, разрушение традиционных ценностей. При этом мы стараемся определить значимость каждой из причин— от наиболее важной до наименее существенной, примерно так, как мы составляем перечень дел на день или список покупок перед походом в универсам. (9) При таком подходе предполагается, что причина оказывает одностороннее влияние на результат, а относительная значимость каждого фактора остается неизменной. Системное мышление идет дальше этой бытовой, простодушной логики. Оно показывает, что факторы влияют друг на друга, что относительная значимость каждого из них меняется со временем и зависит от механизмов обратной связи. Причины не статичны, а динамичны. Гораздо логичнее думать не о причинах, а об оказывающих влияние факторах. С позиций системного подхода взаимоотношения между элементами определяют, что служит причиной, .1 что — следствием. Эти взаимоотношения зависят от структуры • истемы. II конечном итоге причины определяются структурой системы. Иозьмем, к примеру, рост населения. Рождаемость — фактор рос-i,i населения, а смертность — его убывания, так что возможна ■ и гуация, когда численность населения будет сокращаться несметен па положительное значение коэффициента рождаемости. Причина роста населения — не в смертности и не в рождаемости, а в н (отношении этих факторов. Наконец, не нужно принимать оптимальную точку воздействия ни» приложения рычага за причину. Понятно, что, если повлиять n.i нужный элемент, можно произвести значительное изменение, ш> из этого не следует, что сам элемент и есть причина всего про-iii шедшего. Просто воздействие на него, как подножка в борьбе, (.кг возможность самым легким способом изменить структуру Date: 2015-05-19; view: 380; Нарушение авторских прав |