![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Типология мышления ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. По критерию динамики мышления. 1.1 Догматическое - приверженное какой-либо идее без оценки её актуальности, превращение идеи в главный системообразующий фактор концепции, явное нежелание критически переоценивать исходную идею; 1.2 Стереотипное (переносное) - характерно людям, склонным мыслить шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок; 1.3 Гибкое - способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности и т.д. Это качество может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, по каким факторам мышление проявляет это качество. Отрицательные примеры: · конъюнктурность, · стремление к власти любой ценой, · беспринципность, · неглубокие и неустойчивые знания. 2. По критерию степени индивидуальности. 2.1 Индивидуализированное мышление – ярко проявляющее · черты личности, · индивидуальность, · неординарность. Часто это играет положительную роль, если оно сочетается с · развитым чувством ответственности, · творческим подходом. 2.2 Тенденциозное мышление - это мышление ограниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов. Эти тенденции могут быть результатом: · опыта, · идеологии, · деформированной системы знаний, · узкой специализации менеджера. 2.3 Коллективизированное мышление - это мышление, реагирующее на коллективное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующего в коллективе. 3. По факторам методологии (таким как подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования). В основе каждого из типов мышления лежит определенная методология, которая: · либо сознательно выбирается, · либо бессознательно формируется, как выражение накопленного опыта. Каждая методология несет как позитивные, так и негативные компоненты. Поэтому необходима постоянная коррекция и дополнительные знания. 3.1 Аспектное мышление - характеризуется поиском и решением главного аспекта проблемы Этот тип мышления уместен, когда: · проблема достаточно сложна невозможно целостное ее решение, · нет необходимости в комплексном решении проблемы. Действует закон экономии усилий. Недостатки этого типа мышления: · одностороннее восприятие проблемы, · отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов, · искаженные, деформированное представление о проблеме. 3.2 Системное мышление. Следует различать · системный подход как методологию исследования и · системное мышление как характеристику исследователя. Системное мышление помогает: · охватить все явление целиком, · учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, · найти главное — системообразующий фактор, · увидеть невидимые аспекты проблемы, · прогнозировать поведение элементов. 3.3 Концептуальное мышление. Это определенная разновидность системного мышления. Оно отличается повышенным вниманием к формированию концепции. Концепция — это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли. 4. По приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность. 4.1 Гуманитарное мышление - отдает предпочтение человеческим аспектам исследования и своим инструментарием выбирает: · словесное описание, · оперирование понятиями, · аргументирование ситуациями, · объяснение образами, характером поведения., 4.2 Математическое мышление - построено на: · логике символов, · предельной абстракции, · четкости в осмыслении зависимостей, · моделировании общности. В этом сила и одновременно слабость математического мышления. 4.3 Технократическое мышление - построено на использовании технических знаний при решении разнообразных проблем. Часто это ведет к чрезмерному упрощению реальных процессов. 5. По степени абстрактности и обобщенности. 5.1 Теоретическое мышление – характеризует стремление к: · абстрактному обобщению, · поиску закономерностей, · формированию теории, · определению общих признаков объективности выводов и результатов исследования, · универсальности положений и формулировок. 5.2 Эмпирическоемышление: · отдает приоритет опыту, · ограничивает обобщение опытом, · опирается только на результаты опыта. Опыт рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации. 5.3 Фактологическое мышление - проявляется в · оценке и систематизации фактов, · построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. 6. По механизму мышления. 6.1 Ассоциативное мышление функционирует посредством ассоциаций, т. е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности. 6.2 Непосредственное мышление - заключается в прямом осмыслении фактов действительности и категорий науки. 6.3 Интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание. Интуиция это не только природное качество, но и результат: · интеллектуального развития человека, · трансформации знаний и опыта в особый вид системного мышления, пускающего корни в глубины подсознания и питающегося им. 7. По способам мышления. 7.1 Эвристическое мышление построено на восприятии и объяснении действительности посредством: · слов, · понятий, · терминов. 7.2 Абстрактно-знаковое мышление. Сродни математическому. Оно пользуется некими обозначениями-знаками явлений и событий и оперирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений. Эти знаки не обязательно имеют математическую форму. Например, построение различных структур. 7.3 Образное мышление – (комбинация эвристического и абстрактно-знакового мышления), - восприятие и представление действительности в виде совокупности образов. 7.4 Голографическое представление идеи, мысли, проблемы, ситуации - разновидность образного мышления, взгляд на проблему с разных ракурсов ее проявления с целью более глубокого ее понимания. 8. По характеру оценок и направленности мышления. 8.1 Критическое мышление - характеризуется поиском: · отрицательных сторон проблемы, · сложностей и трудностей ее решения, т.е. преувеличенным вниманием к недостаткам. Этот тип мышления способствует установлению противоречий и распознаванию проблем. Наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсолютному знанию, бесспорному положению. Но вместе с тем скептицизм является и "самым дешевым" видом ума Нетрудно отрицать, сложнее утверждать; иногда легко увидеть проблемы, сложнее найти средства и пути их решения. 8.2 Позитивное мышление (противоположность негативизму) - направлено на поиск путей решения проблем. 8.3 Конструктивное мышление - направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций. Оно не останавливается ни на критических, ни на позитивных моментах. Это мышление: · преобразования, · трансформации, · инновации. Это наиболее сильный и ценный тип мышления 9. По способу воспроизведения действительности в мышлении. 9.1 Репродуктивное мышление = построено на прямом воспроизведении действительности и главной его проблемой является реальность и точность такого воспроизведения. 9.2 Аналоговое мышление - это воспроизведение по аналогии, постоянный поиск тождества или различия явлений и проблем для более глубокого их понимания и осмысления. Это мышление категориями: · критерий, · типология, · сравнение, · понятие и пр. 9.3 Творческое мышление - включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно направлено на отрицание чего-то. 10. По целевым установкам. 10.1 Научное мышление. 10.2 Практическое мышление - установка на практическое решение проблем. Отбор проблем происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости. Иных проблем такой исследователь просто не воспринимает. 10.3 Прагматическое мышление - модификация практического мышления. Отличительная черта - непосредственная польза, сиюминутный эффект. Прагматическое мышление необходимым во многих случаях, но в серьезных исследованиях оно малоэффективно. 11. По роли опыта в формировании и функционировании мышления. 11.1 Эмпирическое мышление – это: · мышление по готовым образцам, · отождествление по памяти, · накопление, систематизация и организация опыта, · проверка опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти. 11.2 Аксиоматическое мышление - мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств. Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое мышление, построенное на однозначности формулируемых положений. 11.3 Диалектического мышление - опирается на категории: · противоречие, · качество и количество, · общее и частное и т. д. Поиск противоречий и путей их разрешения является главным отличительным признаком диалектического мышления. 12. По критерию проблемности. 12.1 Стандартное мышление – оперирование: · готовыми рецептами, · общепризнанными положениями, · устоявшимися понятиями. 12.2 Проблемное мышление - определение проблем как основы мышления. 12.3 Смешанное мышление -их сочетание. Date: 2015-05-19; view: 1088; Нарушение авторских прав |