![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Вывод: Радиоактивность - способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра с испусканием частиц
"Происходящие события можно проиллюстрировать на нашем примере с богачом. Атом М - это богатый купец, который при жизни не расстается с деньгами /с энергией/. Но по завершению он передает свое состояние сыновьям N и М при условии, что они выделят для общества некую малую часть, меньшую одной тысячной всего имущества (энергии или массы)". А. Эйнштейн Дополнительная информация: Ослабление пучков частиц (нейтронов, γ -квантов, β-частиц) в плоских мишенях.
ІІІ. Задачи: 1. Сколько α и β распадов должно произойти, чтобы ядро 2. Элемент атомной батареи представляет собой конденсатор, на одну из пластин которого нанесен радиоактивный препарат, испускающий 3. 4. Определите максимальную кинетическую энергию β+ - частиц, вылетающих при распаде 5. ІV. §§ 89-91 Упр. 13 №1
"Там вдумчивые взгляды Ведут неверный мост Сквозь созидания и распады От атомов до звезд". Э. Верхари
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учеников с законом радиоактивного распада, его статистическим характером. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: набор кододиапозитивов, монеты, магнитная доска с принадлежностями, лист бумаги. ПЛАН УРОКА: 1. Вступительная часть 1-2 мин 2. Опрос 10 мин 3. Объяснение 20 мин 4. Закрепление 10 мин 5. Задание на дом 2-3 мин
II. Опрос фундаментальный: 1. Естественная радиоактивность. 2. Состав радиоактивного излучения. 3. Правило смещения. Вопросы: 1. Почему в опытах Резерфорда (1903 г.) радиусы траектории α - частиц в сотни раз превышали радиусы траекторий β - частиц в опыте Беккереля (1899 г.)? 2. В ядро какого элемента превращается ядро изотопа тория 3. В результате какого радиоактивного распада ядро 4. Почему α - частицы, испускаемые радиоактивными препаратами, не могут вызвать ядерных реакций в тяжелых элементах? 5. Почему при альфа - распаде одинаковых ядер энергии α - частиц одинаковы, а при бета - распаде одинаковых ядер энергии β - частиц различны? 6. Одним из методов урановой разведки стало измерение потоков гелия, восходящих из глубинных пластов Земли (гелиеметрия). Почему? 7. Почему бета – распад следует считать нуклонным, а не внутриядерным процессом, как альфа – распад? 8. Возраст Земли – несколько миллиардов лет, а период полураспада радия – 1620 лет. Почему же на Земле ещё сохранился радий? 9. Почему вылетающие из ядра при 10. Впишите недостающую частицу или ядро: а) Задачи: 1. Какая энергия выделяется при β-распаде ядра углерода 2. Изотоп m 3. Гамма-излучением (поглощением) называется электромагнитное излучение, возникающее при переходе атомных ядер из возбужденных состояний в более низкие энергетические состояния и наоборот. Ядро атома олова
Примеры: T Вывод закона радиоактивного распада с демонстрацией на магнитной доске и одновременное построение графика. Основная N = N0· Cтатистический характер закона радиоактивного распада. Демонстрация с бросанием монет и построение графика распада. Понятие об активности радиоактивного элемента. Если в момент времени t образец содержит N(t) радиоактивных атомов, то в момент времени t + Δt их останется N(t +Δt).Активность препарата: А = lim
N - Принимает только целые значения. Единица активности в Си: 1 Бк = 1 расп/с. 1 Ки (Кюри) = 3,7·1010 расп/с. Определение возраста образца: Радиоуглеродный метод: Изотоп Дополнительная информация: В 1957 году чета Ионссонов продала свой дом и переехала в Рейкьявик. Спустя неделю стариков арестовали за преднамеренное убийство. С помощью радиоуглеродного метода удалось установить, что убийство совершено в 1350 году?! IV. Задачи: 1. Имелось некоторое количество радиоактивного радона. Количество радона уменьшилось в 8 раз за 11,4 дня. Каков период полураспада радона? 2. Изотоп водорода 3. Образец руды содержит уран и свинец Pb-206. Считая, что образец содержит 0,85 г изотопа РЬ -206 на каждый грамм изотопа U-238, определите возраст данного образца руды. 4. Сколько кубических миллиметров гелия выделяется в результате распада 1 г радия в течение года? Считать, что гелий находится при нормальных условиях. 5. В свинцовый контейнер массой 5 кг поместили радиоактивный источник, после чего через 3 ч температура контейнера повысилась на 3,2 К. Известно, что данный радиоактивный источник испускает V. § 92 Упр. 13, № 2,3 1. По справочнику определите периоды полураспада радиоактивных изотопов, образующихся при взрыве атомной бомбы. 2. Подготовить пятиминутное сообщение о жизни и научной деятельности П. Кюри и М. Кюри. 3. Предложите проект γ-лазера. 4. Почему в природе нет химических элементов с порядковыми номерами 85 и 87 и, их получают искусственно? А почему нет элементов с порядковыми номерами 43 и 61? ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Возраст археологических образцов можно определить по содержанию в них радиоактивного углерода 2. Площадь поверхности озера, покрываемая одной кувшинкой, каждый день увеличивается вдвое. Через десять дней вся поверхность озера оказывается, покрыта ею. За сколько дней покроют все озеро две волшебные кувшинки? 3. Известно, что радий массой 1 г за время 1 с дает 3,7·1010 ядер гелия. Каково будет давление гелия, образующегося в герметичной ампуле вместимостью 1 см3, в которой в течение года находилось 100 мг радия? Температура ампулы 150С. 4. Чтобы достичь первого миллиарда, человечеству потребовалось более миллиона лет, второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий – за 40 лет, четвертый - за 15 лет, пятый - за десять. За какое время будет достигнут десятый миллиард? Темпы роста увеличиваются практически по экспоненте. "В микромир бы мне пробраться, В мир незримых величин, В край, где корни коренятся Всех последствий и причин; В царство малых измерений Вникнуть, где на миллион Действенных микромгновений Миг обычный расщеплен". Вадим Шефнер Урок 27. МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учеников со способами регистрации радиоактивных излучений. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: счетчик Гейгера, выпрямитель ВУП-2, громкоговоритель, электросчетчик "Кварц", камера Вильсона. Диафильм "Трековые приборы в ядерной физике", кинофрагмент "Обнаружение радиоактивных излучений".
ПЛАН УРОКА: 1. Вступительная часть 1-2 мин 2. Опрос 10 мин 3. Объяснение 25 мин 4. Закрепление 10 мин 5. Задание на дом 2-3 мин
II.. Опрос фундаментальный: Закон радиоактивного распада. Задачи: 1. Период полураспада радиоактивного элемента 15 суток. За какое время произойдет уменьшение его активности в 4 раза? 2. -• Сколько β-частиц испускает в течение одного часа 1·10-9 кг изотопа Na24, период полураспада которого равен 15 ч? 3. В некоторый момент времени счетчик радиоактивного излучения, расположенный вблизи препарата F18, зафиксировал 100 отсчетов в секунду. Через 20 мин показание уменьшилось до 87 отсчетов в секунду. Определите период полураспада радиоактивного изотопа. 4. В начальный момент колония бактерий растет со скоростью, пропорциональной числу наличных бактерий. Написать дифференциальное уравнение, выражающее это соотношение. Как изменяется количество бактерий с течением времени? Вопросы: 1. В каких случаях активность радиоактивного препарата можно считать постоянной величиной? 2. Отличается ли активность радиоактивных препаратов, если периоды полураспада радиоактивных ядер относятся как 2:1, а количество ядер как 1:2? 3. Чему, по вашему мнению, равен «период полураспада» населения, проживающего в данной местности. Как он зависит от качества жизни? Остается ли постоянной постоянная распада? 4. Зачем в люминофор, которым покрывают стрелки и шкалы приборов, добавляют немного солей радия? 5. Если бы 1 г радия, который получили супруги Кюри, остался от того радия, который был на Земле в момент её возникновения, то какова была тогда масса радия? III. Ионизирующее и фотохимическое действие частиц, как основа различных методов их обнаружения. Счетчик Гейгера 1908 г (пример с машиной на откосе и летящей пулей). Устройство счетчика (рисунок на доске). Счетчик заполняют обычно аргоном при пониженном давлении. Принцип действия. Демонстрация. Параллельно с громкоговорителем включить электросчетчик. Какие частицы может регистрировать счетчик? Можно ли измерить радиоактивность своего тела? Примерно тогда же Резерфорд создал простейший сцинтилляционный счетчик – покрытый сернистым цинком экран, который под ударами альфа-частиц испускал слабые вспышки света. Сцинтилляционный счетчик и полупроводниковый счетчик. Спинтарископ. "Теперь я верю в существование атомов". Мах Камера Вильсона 1911 г (по диафильму). Герой мифа о Золотом руне Язон засеял по приказанию царя Колхиды Ээта драконовыми зубами поле Ареса. Язона спасла хитрость, когда семена проросли вооруженными войнами. Он бросил камень и, войны перебили друг друга. Ионы те же "камни", на которых начинается конденсация молекул насыщенного пара. Вот почему после росы в воздухе нет пыли и очень мало ионов. Демонстрация с камерой Вильсона. Вдоль трека α-частицы образуется 3· 105 капелек тумана. По сравнению с α-частицами β-частицы образуют более тонкие следы (около 50 ионов на 1 см длины). Можно ли с помощью камеры Вильсона зарегистрировать нейтрон? Для полной обрисовки трека странной частицы со временем жизни порядка 10-8 с необходима камера в сотни метров длиной. Метод толстослойных фотоэмульсий (конец 1940 годов). Используемые для ядерной фотографии эмульсии содержат больше бромистого серебра (его концентрация 82% и выше), причем с малыми размерами монокристаллов /0,2 -0,4 мкм/, эмульсионный слой делают толстым (400 - 600 мкм и даже 1-2 мм) без подложки, что дает возможность складывать эти слои в большие стопки. Если обычные стекла облучать, а потом поместить в кислоту, то на поверхности в местах попадания "проявляются" красивые звездные узоры. Пузырьковая камера (1952 г, Д. Глазер). Цикл приготовления перегретой жидкости занимает около секунды. Движение частиц в магнитных полях. Как определить направление движения частицы; знак заряда частицы по виду трека? Чем отличаются треки электрона и альфа-частицы? Искровые камеры (конец 1950 годов). Искровые камеры в тысячи раз опередили пузырьковые камеры и по скорости, и по числу детектируемых частиц. В 1970 годах их сменили более совершенные аналоги – пропорциональные многопроводные камеры и дрейфовые камеры. Появились полупроводниковые детекторы – кремневые, германиевые. Кремневый детектор (микроскоп) состоит из разделенных узкими промежутками параллельных полос кремния шириной около 100 мкм. Пролетающая заряженная частица оставляет за собой трек из ионизованных атомов, который фиксируют электронные приборы. Удалось зарегистрировать В – мезоны (время жизни порядка 10-13 с), которые распадаются, пролетев всего 300 мкм. 10 сентября 2008 года в 11 ч 15 мин по московскому времени был осуществлен запуск Большого адронного коллайдера, крупнейшего в мире ускорителя частиц. Чтобы зарегистрировать все рожденные в столкновениях частицы, потребовались детекторы – слоеные цилиндры (один из них имеет длину 46 м, диаметр 25 м и массу 40 т). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Космические лучи открыл в 1912 году австрийский физик Виктор Гесс. Естественный радиоактивный фон был причиной ионизации газов, но ионизация должна уменьшаться с удалением от поверхности Земли. Ответ получился противоположный. Основной компонентой космических лучей оказались протоны с энергией 1013 – 1020 эВ и даже выше (в 106 раз больше, чем будет получена в Большом адронном коллайдере). Эти лучи в 10% случаев являются причиной сбоев в работе компьютерной техники и бортовых компьютеров на самолетах и спутниках. IV. Демонстрация кинофрагмента.
V. § 88 "Если человек горит жаждой познания и проверяет свои рассуждения, сопоставляя их с данными опыта, каждый ученик будет признавать в нем брата по духу независимо от того, насколько малы знания этого человека". К.С. Пирс Урок 28. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА "ИЗУЧЕНИЕ ТРЕКОВ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ ПО ГОТОВЫМ ФОТОГРАФИЯМ". ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научить учеников определять характеристики частиц по фотографиям их треков. ТИП УРОКА: лабораторная работа. ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии треков, транспортир, калька, линейка. ПЛАН УРОКА: 1. Вступительная часть 1-2 мин 2. Краткий инструктаж 5 мин 3. Выполнение работы 30 мин 4. Подведение итогов 5 мин 5. Задание на дом 2-3 мин
IV. Краткое подведение итогов.
V.
"Такая разветвленная цепная реакция напоминает горную лавину, которая начинает нарастать и мощно развивается от ничтожной причины".
Урок 29. ДЕЛЕНИЕ ЯДЕР УРАНА. ЦЕПНАЯ ЯДЕРНАЯ РЕАКЦИЯ. ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с лепной реакцией деления ядер урана и обсудить возможности ее практического использования. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: кододиапозитив, электродинамическая модель "Цепная ядерная реакция", кинофильм "Ядерные реакции", ч. 1. ПЛАН УРОКА: 1. Вступительная часть 1-2 мин 2. Опрос 10 мин 3. Объяснение 25 мин 4. Закрепление 10 мин 5. Задание на дом 2-3 мин II.. Опрос фундаментальный: 1. Счетчик Гейгера. 2. Трековые приборы в ядерной физике. Задачи: 1. Какова скорость электрона, влетающего в камеру Вильсона перпендикулярно индукции магнитного поля, если радиус трека равен 4 см, а индукция магнитного поля 8,5 мТл? 2. Альфа-частица, вылетевшая из ядра радия со скоростью 15·106 м/с, пролетев в воздухе 3,3 см, остановилась. Найти кинетическую энергию частицы, время торможения и ускорение. Вопрос: 1. Почему в камере Вильсона летящий протон оставляет видимый след, а летящий нейтрон не оставляет? 2. Какие изменения могут произойти в работе счетчика Гейгера, если балластный резистор заменить другим, имеющим меньшее сопротивление? III.. Слова Резерфорда о перспективах ядерной энергетики: "Перспективы получения энергии путем искусственного превращения атомов не выглядят многообещающими ".
Фриш и Ган, проведя аналогичные опыты, выделили из урана радиоактивные изотопы элементов средней части периодической таблицы. Два месяца спустя Отто Фриш и Лиза Майтнер, на основании опытов Гана, разработали теорию деления ядра урана. Лиза Майтнер - первая в Германии женщина-физик, смогла получить ученую степень в начале 20-х годов. Название ее диссертации "проблемы космической физики" журналисту показалось немыслимым, и в газете было напечатано: "Проблемы косметической физики". Возможные схемы деления ядра урана:
"Ядро урана, которое мы предполагаем шарообразным, сплющивается от удара нейтрона, и форма ядра испытывает периодические изменения, в результате чего оно становится менее устойчивым и иногда совсем выходит из равновесия". Энрико Ферми
При делении одного ядра урана в среднем выделяется 200 МэВ энергии. При полном делении всех ядер в 1 г урана-235 выделяется 2,3·104 кВт·ч (такая энергия выделяется при сгорании 3 т угля или 2,5 т нефти). Вероятность различных схем деления. Испускание нейтронов. Энергетический спектр нейтронов. Радиоактивность осколков деления (ошибка Ферми).
Два пути к атомному оружию: Date: 2015-05-18; view: 3076; Нарушение авторских прав |