Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления совершенствования отраслевой структуры машиностроения
Машиностроение определяет производственный потенциал Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование жизненно важных комплексов отраслей промышленности и секторов экономики (топливно-энергетического комплекса, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка. Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства, требует существенных структурных сдвигов. В 1991-1998 гг. отмечается резкое снижение производства машиностроения и всей промышленности. Это обусловило ряд негативных явлений в экономике: снизилась производительность труда, недостаточны темпы обновления и модернизации действующего парка оборудования, что обуславливает старение активной части основных фондов. В настоящее время отрасли машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации. Интенсивный путь развития в машиностроении подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования. Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом. Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.* Наметившаяся в 1999 г. тенденция оживления реального сектора, сохраняемая и в последние годы, позволила машиностроительным предприятиям продолжить реформирование производственного аппарата, увеличивать объем выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом. По итогам четырех лет (1999 - 2002 гг.) общий объем производства продукции машиностроения и металлообработки вырос на 51,4%. Высокими темпами росло производство в отраслях металлургического машиностроения, подъемно - транспортного, химического и нефтяного, транспортного и сельскохозяйственного, железнодорожного машиностроения и станкостроения. Росту производства способствовало повышение спроса со стороны отраслей топливно - энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, строительно - дорожного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внутреннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2-5 раз дороже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на выпуск новых видов приборов, техники и машин. На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертификации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества. В ближайшей перспективе (2004 - 2010 гг.) намечены прогрессивные структурные сдвиги не только между отраслями машиностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разработан ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения. Так, для развития автомобильной промышленности предусмотренно: · принятие программы «Развитие автомобильной промышленности на период до 2005 г.», реализация которой обеспечит удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков за счет отечественного производства легковых автомобилей; · принятие дополнительных мер по привлечению инвестиций и реализации проектов производства автомобильных компонентов, что позволяет увеличить в дальнейшем объем производства и продаж прогрессивных видов автомобильной техники и организовать дополнительно рабочие места; · организация федерального научно - исследовательского центра по автомобилестроению, что позволит объединить научные кадры, исследовательскую и испытательную базы научных организаций и повысить эффективность работы отраслевой науки. Для реформирования и развития станкостроительной и инструментальной промышленности - реализация федеральной целевой программы «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.», что позволит создать мобильную структуру эффективных предприятий, сформировать ядро действующих предприятий по выпуску действительно конкурентоспособного оборудования с переходом на комплектную поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием. Для стабилизации развития энергетического машиностроения и реализации энергетической стратегии России с целью обеспечения энергетической независимости страны: разработка и принятие «Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2010 г.». Для стабилизации развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения: · утверждение «стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения»; · организация научно - технического центра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, в состав которого предлагается включить научно - исследовательские институты, имеющие в своем акционерном капитале доли государственной собственности. Подобные программы были разработаны и в других отраслях машиностроения, что будет способствовать совершенствованию его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции. Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г. Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения. Date: 2015-04-19; view: 898; Нарушение авторских прав |