Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретическая частьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 16 Спектроскопические методы Лабораторная работа №16 Фотометрическое определение меди План 1. Оптические методы анализа. Общий принцип метола. Классификация. 2. Молекулярный спектральный анализ в ультрафиолетовой и видимой области спектра. Сущность метода. Цвет и спектр. 3. Основные законы светопоглощения. 4. Методы адсорбционного анализа: колориметрия, фотоэлектроколориметрия, спектрофотометрия. 5. Определение концентрации анализируемого раствора: метод градуировочного графика, метод одного стандарта, определение концентрации по молярному (или удельному) коэффициенту погашения, метод добавок стандарта.
Литература 1. Основы аналитической химии. В 2-х кн. Методы химического анализа / Ю.А. Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др.; Под. ред. Ю.А. Золотова. – М.: Высшая школа, 1999. 2. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия – М., Просвещение, 1979. 3. Васильев В.П. Аналитическая химия Ч. 2. – М., Высшая школа, 1989.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Молекулярный спектральный анализ в УВИ области спектра. Спектр поглощения вещества в видимой области (400—760 нм) и его цвет, воспринимаемый человеческим глазом, связаны между собой. Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Восприятие цвета определяется особенностью зрительного ощущения, которая зависит от спектрального состава излучения, действующего на сетчатую оболочку глаза, и от чувствительности глаза к излучению с различной длиной волны. Отдельные узкие участки спектра видимого излучения дают цветовое ощущение семи основных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и множества различных оттенков между ними. Спектральный состав излучения, прошедшего через прозрачную поглощающую среду, изменяется вследствие того, что часть световой энергии с той или иной длиной волны поглощается средой. Поскольку различные вещества избирательно (селективно) поглощают свет только определенной длины волны, то и спектральный состав света, прошедшего через разные прозрачные вещества, оказывается неодинаковым, что и воспринимается человеческим глазом как различие в цвете (окраске) светопоглощающих веществ. В таблице 1 охарактеризованы длины волн электромагнитного излучения, приблизительно соответствующие разному цвету в видимой области при разложении в спектр луча солнечного света (белого света), охватывающего всю видимую область. Цвет вещества (прозрачной светопоглощающей среды), через которую проходит луч света, обусловлен его поглощением: цвет вещества всегда является дополнительным к цвету поглощенного излучения. Таблица 1. Основные цвета видимого спектра (разложение белого света в спектр)
Изменение цвета вещества в последовательности желтый -> оранжевый -> красный -> пурпурный -> синий -> сине-зеленый называют «углублением цвета» (окраски). Изменение цвета вещества в обратном направлении называют «повышением цвета» (окраски). При проведении количественного анализа оптическими методами часто имеют дело с бесцветными средами, т.е. не поглощающими видимый солнечный свет. В таких случаях при необходимое фо тометрическую реакцию, в результате которой получают окрашенные продукты реакции. Так, аквакомплексы железа(Ш) в водном растворе обладают слабо-желтой окраской. Если же к раствору, содержащему катионы Fe3+, прибавить раствор, содержащий анионы сульфосалициловой кислоты, то образуются интенсивно окрашенные сульфосалицилатные комплексы железа(Ш), цвет которых зависит от рН среды и условий проведения реакции комплексообразования, т.е. от количества катионов Fe3+ в исходном анализируемом растворе. Объединенный основной закон светопоглощения Бугера—Ламберта—Беера—Бернара, который можно представить в экспоненциальной форме (1) или в логарифмической форме (2):
где: Io — интенсивность монохроматического излучения (светового потока), падающего на данную светопоглощающую среду, I — интенсивность излучения (светового потока), прошедшего через эту среду (I < Io), k — коэффициент (показатель) поглощения света (коэффициент светопоглощения), с — концентрация светопоглощающих частиц в данной среде, l — длина светопоглощающего слоя, е — основание натуральных логарифмов, А = lg(Io/I) — оптическая плотность (absorbance), которую также называют экстинкцией, погашением, ε= k/2,3 — коэффициент (показатель) погашения, или коэффициент экстинкции (absorptivity), который нередко называют и показателем (коэффициентом) поглощения.
? Вопросы для проработки темы 1. В чем сущность колориметрического, фотометрического и спектрофотометрического методов анализа? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Приведите уравнение, связывающее коэффициент пропускания и оптическую плотность. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что называют фотометрическим титрованием? Назовите особенности этого метода и области применения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите особенности спектрофотометрии в ультрафиолетовой области спектра. Приведите примеры количественных определений в ультрафиолетовой области спектра. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На чем основан качественный анализ по поглощению в инфракрасной области спектра? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
¢ Упражнения и задачи 16.1.Молярный коэффициент поглощения воднорастворимого комплекса никеля с диметилглиоксимом при 470 нм равен 1,30.104. Рассчитайте: а) оптическую плотность раствора комплекса, в 1 мл которого содержится 1 мкг никеля, при толщине светопоглощающего слоя l = 1,00 см; б) его пропускание; в) толщину слоя, необходимую для десятикратного ослабления падающего на него монохроматического потока с λ = 470 нм, если концентрация комплекса в растворе равна 1,0.10-5 М; г) концентрацию никеля в растворе (мкг/мл), если оптическая плотность раствора, содержащего диметилглиоксиматный комплекс и помещенного в кювету с l = 3,00 см, равна 0,190 при 470 нм. Решение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: 0,222; 0,600; 7,69 см; 0,286 мкг/мл
16.2.В две мерные колбы вместимостью 100,0 мл поместили по 10,00 мл сточной воды. В одну колбу добавили 10,00 мл стандартного раствора CuSO4 с Т(Cu) = 0,001000. В обе колбы ввели растворы аммиака и разбавили водой до метки. При фотометрировании растворов получили оптические плотности Aх=0,240 и Ах+ст=0,380. Определите концентрацию (г/л) меди в сточной воде. Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: 1,71 г/л
Фотометрическое определение меди
Цель. Научиться проводить фотометрическое определение содержания вещества в исследуемом растворе методом калибровочной кривой.
Задание. Определить содержание меди в исследуемом растворе фотометрическим методом.
Date: 2015-05-17; view: 1529; Нарушение авторских прав |