Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая структура личности





Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосоз­нание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание... Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности»*. Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементиру­ет всю структуру личности.

________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 122.

 

К.К. Платонов считает, что структура личности складывается из че­тырех подструктур:

1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образу­ется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направ­ленности характера, темперамента и способностей*. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности.

________________________________________________________________________

* Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

 

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологи­ческую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности*.

________________________________________________________________________

* См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

 

Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представ­ляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четы­рех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название тем­пераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) - мелан­холик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темпера­мент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной сис­темы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»*. Складывается тип темперамента на основе со­отношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов**, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флег­матику выдержка и самообладание; холерику— страстность, актив­ность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холе­рика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость*.

________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2., М.-Л., 1951, с. 85,

** См. подробнее: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 18—39.

 

Характер можно представить в виде общего качества личности, про­являющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В харак­тере отражаются все основные особенности личности.

Слово "характер" в переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общитель­ный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокуп­ности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две до­минирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональ­ный, инертный и т. д.


Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три состав­ляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Способности — это психические свойства личности, обеспечиваю­щие успешное овладение какой-либо деятельностью*. Изучение способ­ностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способ­ностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают ши­роту, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.

________________________________________________________________________

* См. подробнее: Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1977.

 

Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагоги­ческие, управленческие, лингвистические, организаторские способнос­ти и т. д. К специальным способностям относятся также познаватель­ные, творческие, диагностические способности.

При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называет­ся талантом.

 







Date: 2015-05-09; view: 508; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию