Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание... Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности»*. Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности. ________________________________________________________________________ * Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 122.
К.К. Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур: 1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами. Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей*. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности. ________________________________________________________________________ * Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности*. ________________________________________________________________________ * См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) - меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ. Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темперамент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»*. Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов**, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику— страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость*. ________________________________________________________________________ * Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2., М.-Л., 1951, с. 85, ** См. подробнее: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 18—39.
Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности. Слово "характер" в переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т. д. Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам. Способности — это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью*. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности. ________________________________________________________________________ * См. подробнее: Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1977.
Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т. д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности. При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом.
Date: 2015-05-09; view: 508; Нарушение авторских прав |