Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная тематика курсовых работ





 

Этика Аристотеля.

Субъективный идеализм Джорджа Беркли.

Этика долга Иммануила Канта.

Проблема человека в философии Сократа.

Проблема метода в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Смысл любви в философии Платона.

Учение Августина Аврелия.

Концепция любви в философии Вл.Соловьева.

Тоталитаризм: социально-философский аспект.

Культурфилософские идеи Ницше

Идея любви в философии Платона.

Пифагор и его школа.

Понятие сверхчеловека в философии Ницше.

Элейская школа философии.

Сравнительная характеристика теорий государства Платона и Аристотеля.

Проблематика личности и морали в философии Ницше.

Философские знания Зигмунда Фрейда, работа со сновидениями

Мифология как исторический тип мировоззрения.

 

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Цель контрольных работ – проверить знания студентов по отдельным вопросам и темам курса и их способность применять усвоенную философскую культуру в практике сегодняшнего дня. Являясь одним из видов самостоятельного изучения курса, контрольная работа помогает приобрести навыки конспектирования первоисточников, а значит, более детального и глубокого осмысления философских произведений. Контрольная работа помогает также приобрести навыки подбора дополнительной литературы, изложения содержания темы на основе изученного материала. Написание контрольной работы требует, безусловно, творческого подхода.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно, соответственно букве алфавита, на которую начинается его фамилия. Например, фамилия студента на букву А – тема контрольной работы соответственно 1 или 29 (на выбор одна из тем).

Тема должна быть изложена на основе первоисточников в соответствии с указанными в плане узловыми вопросами, последовательно и аргументировано, иметь естественную связь с современностью.

Приводимые в тексте цитаты должны иметь точные, соответствующие стандартам указания, откуда они заимствованы (сноски внизу страницы). В сносках указываются: ФИО автора, название работы, выпуск, место издания, год издания, страница. Кавычки не применяются.

В конце контрольной работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке. Работа должна быть подписана автором, указана дата ее выполнения.

Если работа получает неудовлетворительную оценку, она должна быть переработана целиком, исходя из рецензии преподавателя, затем отправлена на повторную проверку.

При оформлении контрольной работы должны соблюдаться определенные правила: страницы должны быть пронумерованы, иметь поля. Не разрешаются сокращения и вставки. Объем работы составляет примерно 15 страниц формата А4, через 1 интервал (компьютерный вариант), либо 25 страниц школьной тетради (рукописный вариант – РАЗБОРЧИВО!!!). На титульном листе указать Ф.И.О., университет, факультет, курс, номер контрольной работы, тему, домашний адрес.

 

 

Буква №№ темы Буква №№ темы
А 1 или 29 П 15 или 29
Б 2 или 28 Р 16 или 28
В 3 или 27 С 17 или 27
Г 4 или 26 Т 18 или 26
Д 5 или 25 У 19 или 25
Е(Ё) 6 или 24 Ф 20 или 24
Ж 7 или 23 Х 21 или 23
З 8 или 22 Ц 1 или 22
И(Й) 9 или 21 Ч 2 или 23
К 10 или 20 Ш 3 или 24
Л 11 или 19 Щ 4 или 25
М 12 или 18 Э 5 или 26
Н 13 или 17 Ю 6 или 27
О 14 или 16 Я 7 или 28

 

Тема 1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ (А,Ц)

1. Понятие мировоззрения. Мифология как тип миросозерцания.

2. Основные черты мифологического мышления.

3. Соотношение мифологии, религии, философии.

4. Конспект работы: Кессиди. От мифа к Логосу.

 

Дополнительная литература:

 

Введение в философию.Ч.1. М.,1989,с.21-73.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.,1987.

Кессиди. От мифа к логосу. М.,1972.

Мир философии. М.,1991. Ч.1,с.10-129; ч.П,с.375-405.

Мифы народов мира. В 2-х т. М.,1987, главы «Пространство и время», «Модель мира».

Топоров В.Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. М.,1995.

Философский энциклопедический словарь. М.,1983. Статьи: «Мировоззрение», «Философия», «Религия», «Мифология».

Философская энциклопедия. В пяти томах. Том 3. «Мифология».

Элиаде М. Аспекты мифа. М.,1995.

 

Тема 2. МИРОСОЗЕРЦАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ (Б,Ч).

1. Специфика философии. Ее отличие от религии и мифологии.

2. Философия как основа мировоззрения.

3. Конспект работы: Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.

 

Дополнительная литература:

 

Введение в философию. М.,1989. Ч.1,с.21-73.

Гватари Ф., Делез Ж. Что такое философия? СПб.,1999.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1991.

Мир философии. М.,1991. Ч.1,с.10-129; ч.П,с.375-405.

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.,1995.

Философский энциклопедический словарь.М.,1983,статьи: «Основной вопрос философии», «Философия», «Религия», «Мифология».

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.-Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.21.

 

Тема 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЯ. (В,Ш).

1. Понятие веры. Соотношение веры и знания.

2. Специфика религиозного сознания, его отличие от мифологии и философии.

3. Конспект работы: Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Кант И. Религия в пределах только разума (по выбору).

 

Дополнительная литература:

 

Гегель. Философия религии. В 2-х т. Т.1. М.,1989.

Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Трактаты и письма (любое издание).

Кимелев Ю.А. Философские концепции религиозной веры// Современная западная философия религии. Гл.V. М.,1989,с.139-155.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.3.

Мень А. Три рода веры// История религии. Т.1,ч.1. М.,1991,с.27-84.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М.,1989.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1991.

Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.

 

Тема 4. ДРЕВНИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЧАЛЕ СУЩЕГО (Г,Щ).

 

1. Древневосточные представления о начале мира и его строении.

2. Античное представление о Космосе.

3. Роль учений о первоначале в становлении рационалистического мышления.

 

Дополнительная литература:

 

Антология мировой философии. М.,1962. Т.1.

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, религия, наука. М.,1989.

Введение в философию. М.,1989. Ч.1,с.93-99.

Кессиди Ф.Х. Гераклит. М.,1982.

Его же: Сократ. М.,1988.

Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.,1997.

Сергеев К.А.,Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л.,1990.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.

Его же: Элейская предфилософия. М.,1975.

Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб.,1998.

Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра.// Разговор на проселочной дороге. М.,1991.

 

Тема 5. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕНСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (Д,Э).

 

1. Представления о человеке в индуизме и буддизме.

2. Человек и Космос.

3. Пути духовного возвышения.

 

Дополнительная литература:

 

Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1,ч.1. М.,1969.

Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М.,1991.

Кейпер Ф. Труды по ведийской мифологии. М.,1996.

Немировская Л.З. Философия. М.,1996.

Чаттерджи Саттиачандра. Датта Дхирендрамохан. Индийская философия. М.,1994.

 

Тема 6. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА И ДАОСИЗМА (Е,Ю).

 

1. Основные принципы этического учения Конфуция.

2. Даосские принципы «не-деяния», «не-знания» и спокойствия.

3. Даосизм и конфуцианство как философская основа китайских боевых искусств.

4. Конспект работы: Конфуций. Суждения и беседы.

 

Дополнительная литература:

 

Антология мировой философии. Т.1,ч.1. М.,1969.

Дао и даосизм в Китае. М.,1982.

Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т.1,2. М.,1972.

История китайской философии. М.,1989.

Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.,1994.

Конфуций. Я верю в древность. М.,1995.

Краткий очерк истории философии. М.,1969. Гл. II, § 2.

Лао-цзы. Книга о пути и силе. Новосибирск,1992.

Немировская Л.З. Философия. М.,1996.

 

Тема 7. СОФИСТЫ И СОКРАТ (Ж,Я).

 

1.Понятие образования в Древней Греции.

2. Роль софистов в становлении древнегреческой культуры.

3. Этический рационализм Сократа.

4. Конспект работы: Платон. Апология Сократа.

 

Дополнительная литература:

 

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.104-108.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986.

Кессиди Ф.Х. Сократ. М.,1988.

Лосев А.Ф. Античность, мифология, культура. М.,1991.

Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.,1997.

Платон. Апология Сократа. Сочинения. Т.1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.

 

Тема 8. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА: ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ (З).

1. Учение Платона об идеях.

2. Основные категории Аристотеля. Понятия «энергия» и «энтелехия».

3. Конспект работы: Платон. Государство.

 

Дополнительная литература:

 

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах. Т.1. М.,1976.

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.110-113.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986.

Зубов В.П. Аристотель. М.,1964.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон», «Аристотель».

Мир философии. М.,1991,ч.П,с.8-9,144-146,232-235.

Платон. Сочинения: В 4-х томах. Т.2 (диалоги «Пир», «Теэтет»); т.3 (диалог «Государство»).

Хайдеггер М. Учение Платона об истине// Время и бытие. М.,1993.

 

Тема 9. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (И,Й).

1. Общая характеристика средневековой философии: основные принципы, проблематика, представители.

2. Смысл понятий «схоластика», «патристика», «номинализм», «реализм», «догмат».

3. Проблема веры и знания в средневековой философии.

4. Конспект работы: Августин Аврелий. Исповедь.

 

Дополнительная литература:

 

Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.,1992.

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.115-135.

История средних веков. Ч.1. М.,1990,с.142-184.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии.М.,1997.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.14-15,483,612,613; ч.П,с.375-377.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2.СПб.,1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

Философский энциклопедический словарь. М.,1983. Статьи: «Августин Аврелий», «Фома Аквинский», «Схоластика», «Номинализм», «Реализм».

Фома Аквинский. О сущем и сущности// Историко-философский ежегодник-88. М.,1988.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

 

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА (К).

 

1. Общая характеристика философии Возрождения: основные принципы, проблематика, представители.

2. Учения о человеке Фичино и Мирандолы.

3. Конспект работы: Макиавелли Н. Государь.

 

Дополнительная литература:

 

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.135-145.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.

Кузанский Николай. Соч. в 2-х томах. М.,1980 (Об ученом незнании).

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978.

Макиавелли Н. Государь (любое издание).

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.196; ч.П.с.9-10.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. СПб.,1997.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII вв. М.,1984.

Философский энциклопедический словарь. М.,1983, статьи: «Гуманизм», «Возрождение».

 

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ (Ф.БЭКОН, Р.ДЕКАРТ). (Л).

 

1. Предпосылки и основная проблематика философии Нового времени.

2. Эмпирическая и рационалистическая линии в философии.

3. Конспект работы: Декарт Р. Рассуждение о методе.

 

Дополнительная литература:

 

Антология мировой философии: В 4-х томах.Т.2. М.,1969.

Бэкон Ф. Новый органон// Соч.: В 2-х томах. Т.2. М.,1972.

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с. 146-163.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.,1987.

Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч.: В 2-х томах. Т.1. М.,1989.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.,1993.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.249-254,262-264,485-491,498-499.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.,1974.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.,1984.

Философский энциклопедический словарь. Статьи: «Методология», «Метод», «Наука», «Бэкон», «Декарт», «Рационализм», «Эмпиризм».

 

Тема 12. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (М).

 

1. Человек, природа, общество в концепциях французских просветителей.

2. Общественно-правовой идеал просвещения.

3. Конспект работы: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.

 

Дополнительная литература:

 

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.163-169.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Н. Западноевропейская философия ХVIII века. М.,1986.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.284-285,414-441; ч.П,с.17-25.

Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. М.,1983.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973.

Реале Дж.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2,3. СПб.,1994,1996.

Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.,1969 и посл.изд.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. Под ред.Т.И.Ойзермана. М.,1983.

Философский энциклопедический словарь. Статья «Просвещение».

Французское просвещение и революция. М.,1969.

Тема 13. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.КАНТА (Н).

1. Система «критической» философии.

2. Этическая концепция. Понятие категорического императива.

3. Конспект работы: Кант И. Критика чистого разума. Введение.

 

Дополнительная литература:

 

Васильев В.В. Кант, Юм и проблема дедукции категорий. // Вопросы философии,1995,№ 4.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М.,1998.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1992.

Кант И. Соч.: В 6-ти томах. М.,1965.

Кант И. Критика чистого разума. М.,1994. Введение. С.32-46.

Кант И. Лекции по этике// Этическая мысль-1988; Этическая мысль-1990.

Кассирер Э. Жизнь и учение И.Канта. СПб.,1998.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. М.,1989,с.11-126.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.,1997.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.198,508-521; ч.П,с.24,146-148,435-445.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М.,1976.

Реале Дж.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3,4. СПб.,1996-1997.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики.

 

Тема 14. СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА ГЕГЕЛЯ (О).

 

1. Метод и система Гегеля: общая характеристика.

2. Понятия «абсолютный дух» и «абсолютная идея».

3. Конспект работы: Гегель. Энциклопедия философских наук, раздел «Абсолютный дух».

 

Дополнительная литература:

 

Асмус В.В. Диалектика необходимости и свобода в философии Гегеля// Вопросы философии,1995,№ 1.

Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М.,1974-1977. Т.1. Разд. «О трех отношениях мысли и объективности». Т.3. Разд. «Абсолютный дух», §§ 523-577.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1982.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М.,1989,с.186-389.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.53,141-150,383-384,521-527,632; ч.П,с.27,194.

Нарский И.С. Западноевропейская философия Х1Х века. М.,1976.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3,4. СПб.,1996-1997.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.21.

 

Тема 15. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА (П).

1. Сущность антропологического гуманизма.

2. Этические и социально-политические воззрения Л.Фейербаха.

3. Конспект работы: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Главы 1,3// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.21.

 

Дополнительная литература:

 

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1982.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVШ – начала Х1Х вв. М.,1989,с.394-460.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.54,150-154,264-269,528-530; ч.П,с.388-393.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3.4. СПб.,1996-1997.

Фейербах Л. Собрание произведений. В 3-х томах. М.,1967.

Фейербах Л. Необходимость реформы философии// Избр. философские произведения: В 2-х томах. М.,1955,т.1.с.107-113.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.1,3// Маркс К., Энгельс Ф. Соч..т.21.

 

Тема 16. КАРЛ МАРКС: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕИ КОММУНИЗМА И КРИТИКА «КАЗАРМЕННОГО КОММУНИЗМА» (О.Р).

 

1. Материалистическое понимание истории.

2. Проблема отчуждения в философской концепции Маркса.

3. Понятие коммунизма.

4. Конспект работы: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.42.

 

Дополнительная литература:

 

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. Разд.: Карл Маркс.

Маркс К. Немецкая идеология// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.3.с.15-73.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. – Там же, т.42,с.113-127.

Марксистская философия в Х1Х веке: В 2-х томах. М.,1979.

 

Тема 17. СУДЬБЫ РОССИИ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ П.Я.ЧААДАЕВА (Н,С).

 

1. П.Я.Чаадаев о месте России во всемирно-историческом процессе.

2. Роль религии в философских построениях П.Я.Чаадаева.

3. Конспект работы: Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо.

 

Дополнительная литература:

 

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л.,1989,с.249-261.

Ермичев А.А. Философия в России. СПб.,1998.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.,1995.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т.2.Л.,1991.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991,с.50-55.

Новиков А.И. История русской философии. СПб.,1998.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995.

Тойнби А. Постижение истории.М.,1991,с.140-142.

Чаадаев П.Я. Сочинения. М.,1989 (Философические письма. Пология сумасшедшего).

Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры// Вопросы философии,1995,№ 4.

Янов А. Три лика русского деспотизма// Свободная мысль,1992, № 10,с.53-74.

 

Тема 18. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО (М,Т).

1. Христианство и социализм как источники взглядов Ф.М.Достоевского.

2. Критика Достоевским нигилистической этики буржуазной революции.

3. Защита личности в творчестве Достоевского.

4. Конспект работы: Достоевский Ф.М. Легенда о великом инквизиторе.

 

Дополнительная литература:

 

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л.,1989,с.433-450.

Достоевский Ф.М. Легенда о великом инквизиторе.// Соч.: В 30-ти томах. Т.14. Л.,1984.

Ермичев А.А. Философия в России. СПб.,1998.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.,1995.

Кудрявцев Ю.Т. Три круга Достоевского. М.,1991.

Новиков А.И. История русской философии. СПб.,1998.

Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Л.,1972,с.106-117.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995.

 

Тема 19. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО (Л,У).

 

1. Влияние пессимистической тенденции в западноевропейской философии на взгляды Толстого (Руссо, Шопенгауэр).

2. Религиозно-этические воззрения Толстого.

3. Социальная философия Толстого.

4. Конспект работы: Толстой Л. Исповедь// Собр.соч.,т.16. М.,1983.

 

Дополнительная литература:

 

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л.,1989,с.559-569.

Ермичев А.А. Философия в России. СПб.,1998.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

Новиков А.И. История русской философии. СПб.,1998.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995.

Толстой Л.Н. Исповедь. Так что же нам делать? Собр.соч. Т.16. М.,1983.

Толстой Л.Н. Не могу молчать. М.,1985,с.39-97.

 

Тема 20. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ ВЛ.СОЛОВЬЕВА (К,Ф).

1. Философия всеединства В.Соловьева.

2. Соловьев о национальной идее.

3. Идея всемирной теократии.

4. Конспект работы: Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.

 

Дополнительная литература:

 

Акулинин В.И. Философия всеединства. От Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск,1990.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии,1994,№ 6.

Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.,1990,с.293-329.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.92-97,166-175,217-225,310-313,554-563,639-642; ч.П,с.43-48,108-115,208-209,356-361,472-474.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995.

Соловьев Вл. Соч.: В 2-х томах. М.,1990. Т.2. (На пути к истинной философии. Жизненная драма Платона. Идея сверхчеловека. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории).

Соловьев В.С. Соч.: В 2-х томах. М.,1988 («Русская идея», «Византизм и Россия»).

Философский энциклопедический словарь. Статьи: «Всеединство», «Вл. Соловьев».

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.,1994.

Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры.// Вопросы философии,1995, № 4.

 

Тема 21. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФЕДОРОВА Н.Ф. (И,Х).

 

1. Идея преодоления смерти как путь к спасению.

2. Роль России в мировом историческом процессе.

3. Значение научно-технического прогресса в решении глобальных общественных проблем.

4. Конспект работы: Федоров Н.Ф. Философия общего дела.

 

Дополнительная литература:

 

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л.,1989.

Ермичев А.А. Философия в России. СПб.,1998.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.,1996.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.,1995.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Л.,1991.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.269-271; ч.П,с.121-126,207-208,332-335,465-472.

Новиков А.И. История русской философии. СПб.,1998.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995.

Русский космизм. Антология философской мысли// Сост. Семенова С.Т., Гачева А.Г. – М.,1993.

Щукин В.Ф. Христианский Восток и топика русской культуры// Вопросы философии,1995, № 4.

 

Тема 22. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.ГЕРЦЕНА (З,Ц).

1. А.Герцен о свободе воли.

2. Роль государства в общественной жизни общества.

3. Роль масс в политических процессах.

4. Конспект работы: Герцен А. С того берега.

 

Дополнительная литература:

 

Ермичев А.А. Философия в России. СПб.,1998.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Л.,1991.

Лебон Г. Психология народов и масс. Горбовский А., Семенов Ю. Человек толпы// Диалог,1992, № 3,с. 26-29.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.86-88,159-166; ч.П,с.201-206,244-247.

Новиков А.И. История русской философии. СПб.,1998.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

 

Тема 23. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НАСИЛИЯ В ФИЛОСОФИИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО (Ж,Х,Ч).

1. Учение Чернышевского об историческом процессе.

2. Принцип «разумного эгоизма» как фактор свободы личности.

3. Теория общинного социализма.

4. Конспект работы: Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии.

 

Дополнительная литература:

 

Ермичев А.А. Философия в России. СПб.,1998.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.,1995.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.М.,1996.

Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.158-159,397-401,530-531.

Новиков А.И. История русской философии.СПб.,1998.

О России и русской философской культуре. М.,1990.

Русская философия: Словарь. М.,1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.,1994.

 

Тема 24. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА (Е,Ф,Ш).

1. Существование человека и его сущность.

2. Бытие между жизнью и смертью.

3. Пограничная ситуация и современное человечество.

4. Конспект работы: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

 

Дополнительная литература:

 

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.314-332.

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М.,1990.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.,1998.

Камю А. Бунтующий человек. М.,1993.

Камю А. Избранное. М.,1989.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Сб.: Сумерки богов. М.,1989.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М.,1993.

Мир философии. М.,1991,ч.П,с.60-61,71-76,222-227,546-558.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. М.,1989.

Современная зарубежная философия. Компаративистский подход. Т.1,2. СПб.,1998.

Современная западная философия: Словарь. М.,1991.

Сумерки богов. М.,1989.

Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.

 

Тема 25. ПОЗИТИВИЗМ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ (Д,У,Щ).

1. Истоки позитивизма.

2. Позитивистский принцип «верификации».

3. Сущность и формы неопозитивизма.

4. Конспект работы: Арон Р. Этапы развития социологической мысли (Разд. «О.Конт»).

 

Дополнительная литература:

 

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.

Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.,1969.

Введение в философию. М.,1989,ч.1,с.60-63,310-314.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины Х1Х-начала ХХ века. М.,1988.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.57-65,67-75,343-350,586-597; ч.П,с.403-405,538-541.

Русский позитивизм. СПб.,1995.

Современная западная философия: Словарь. М.,1991.

 

Тема 26. ПРОБЛЕМА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО (Т,Г,Э).

1. Новая картина мира и идеи «творческой эволюции».

2. Бессознательное и психоанализ.

3. Иррационализм и его формы в ХХ столетии.

4. Конспект работы: Ницше. Так говорил Заратустра (любое издание).

 

Дополнительная литература:

 

Бергсон А. Творческая эволюция. М.,1999.

Введение в философию. М.,1989,ч.1.с.293-310.

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М.,1990.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.,1998.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Сумерки богов. М.,1989.

Мир философии. М.,1991,ч.1.с.65-67,154-158,386-387; ч.П,с.127-138,285-295,355-356,461-463,478-482.

Ницше Ф.,Фрейд З.,Фромм Э.,Камю А.,Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М.,1989.

Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. («Так говорил Заратустра»).

Современная западная философия: Словарь. М.,1991.

 

Тема 27. ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – СПОСОБ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ (В,С,Ю).

1. Пространство и время как атрибуты материи.

2. Неразрывность материи и движения.

3. Основные формы движения материи, их особенности и взаимосвязь, новые достижения в их классификации.

4. Конспект работы: Гартман Н. Старая и новая онтология.

 

Дополнительная литература:

 

Аксенов Г.П. О причине времени// Вопросы философии,1996, №1.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.,1982.

Введение в философию. М.,1989,ч.П.с.66-94.

Гартман Н. Старая и новая онтология// Историко-философский ежегодник-88. М.,1988.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.,1987.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн.собр.соч., т.18, с.131, 147-151,181-195.

Мир философии. М.,1991,ч.1,с.303,303-304,309-310,310-313.

Основы онтологии: Учебное пособие. СПб.,1997.

Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. М.,1990.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.,1987,с.255.

Философский энциклопедический словарь. М.,1988.

 

Тема 28. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА (Б,Р,Я).

1. Понятие общества. Общество и его структура.

2. Человек в системе социальных связей.

3. Гражданское общество и государство.

4. Конспект работы: Зиммель Г. Как возможно общество?

 

Дополнительная литература:

 

Барулин В.С. Социальная философия. М.,1994.

Введение в философию. М.,1989,ч.П,с.416-432,455-478.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.М. История и рациональность. М.,1991.

Гегель. Философия права. М.,1990. (Разделы: «Гражданское общество», «Государство»).

Зиммель Г. Избранное, в 2-х томах. Т.2. М.,1996.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.,1996.

Маркс К.,,Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Маркс К., Энгельс Ф.Соч.,2-е изд.,т.3,с.15-78.

Мир философии. М.,1991,ч.П,с.156-159,194-195,208-209.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.,1994.

Новая технократическая волна на Западе. М.,1986.

Очерки социальной философии: Учебное пособие для высших учебных заведений// Отв.ред.Шевченко В.Н. М.,1994.

Очерки социальной философии: Учебное пособие// под ред. проф. К.С. Пигрова. СПб.,1998.

Пигров К.С. Социальная философия. Самара,1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Социальная философия: Хрестоматия// Сост. Арефьева Г.С. М.,1994.ч.1,2.

Философия истории: Хрестоматия. М.,1994.

 

Тема 29. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (А,П).

1. Единство и многообразие мировой истории.

2. Проблема смысла истории.

3. Глобальные проблемы современности.

4. Конспект работы: Новая технократическая волна на Западе (любая статья по выбору).

 

Дополнительная литература:

 

Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М.,1986.

Барулин В.С. Социальная философия. М.,1994. Ч.1.2.

Введение в философию. М.,1989,ч.П,с.585-620.

Какое будущее ожидает человечество? Прага,1964.

Кантор К.М.Два проекта всемирной истории// Вопросы философии,1990,№ 2.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.,1996.

Кобищанов Ю. Распад пространства – возрождение цивилизации? // Век ХХ и мир,1992,№ 5,с.34-41.

Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах// Общественные науки и современность,1996,№ 1.

Мир философии. М.,1991,ч.П,с.497-512,522-538,538-541,546-558,558-585.

Пигров К.С. Социальная философия. Самара,1996.

Социальная философия: Хрестоматия. М.,1994. Ч.1,2.

Философия истории: Хрестоматия. М.,1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

 

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

 

Лекция 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.

План.

1. Проблемное поле философии. Специфика философского мышления.

2. Структура философского знания.

3. Проблема возникновения философии.

4. Философия и мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.

 

Основные понятия: философия, мировоззрение, научная картина мира, миф, религия, наука.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение и каковы его исторические типы?

2. В чем состоят особенности философского познания? Назовите основные характерные черты философского способа освоения мира.

3. Перечислите основные отличия философского мышления от мифологического.

4. Религиозная философия и религия – это одно и то же или между ними существуют принципиальные различия? Укажите их.

5. Что общего и что различного между философией и наукой?

6. Когда примерно возникла философия и в силу каких обстоятельств?

 

Лекция 2. Мифологическое мышление и древневосточное мировоззрение.

 

План.

1. Специфика и сущностные черты мифологического мышления.

2. Формирование философских учений в Древней Индии.

3. Основные философские учения Древнего Китая. Этико-политическая концепция Конфуция.

 

Основные понятия: Веды, Брахман, Атман, Карма, Нирвана, Майя, буддизм, даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, Дао, дэ.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоят существенные различия между философией Запада и философией Востока?

2. Какова историческая связь между школами индийской философии и Священным Писанием индуизма – «Ведами»?

3. «Инь» и «Ян» - которое из этих понятий китайской философии выражает начало творчески активное и которое – пассивное?

4. Раскройте смысл ключевых понятий индийской философии: «Брахман», «Атман», «Карма», «Майя», «Нирвана». Постарайтесь вскрыть смысловые связи между данными понятиями.

5. Какую роль играет в философии конфуцианства понятие «Жень»?

6. Как вы понимаете утверждение Конфуция о том, что он ничего нового не создает, а лишь собирает старое – традиции? Действительно ли Конфуций не сотворил ничего нового?

7. Означает ли даосский принцип «не-деяния» проповедь бездействия или же здесь скрыт некий иной смысл? Какой?

8. В чем заключается принцип единства физического и психического в философских концепциях Востока?

9. Основателем какой школы китайской философии был Лао-цзы?

 

Лекция 3. Античная философия.

 

План.

1. Основные принципы античной философии и этапы ее развития.

2. Раннегреческая (досократическая) философия.

3. Классический этап развития философии.

4. Эллинистическая философия.

 

Основные понятия: космос, космоцентризм, природа, логос, единое, идея, эйдос, энергейя, истина, софистика, диалектика, майевтика.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем сущность античного космоцентризма? Назовите его основные черты.

2. В чем суть диалектики Гераклита?

3. Как вы понимаете следующие афоризмы Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем», «Жизнь есть смерть. Смерть есть жизнь»?

4. Что общего и различного между диалектикой Гераклита и логическими построениями поздних софистов?

5. Какой философской школе античности принадлежит идея (и попытка ее логического обоснования) о целостности, неделимости и неизменности бытия?

6. Попытайтесь дать смысловое объяснение следующего афоризма Парменида: «В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена».

7. Как вы думаете, имел ли бы Пифагор основание утверждать, что основой мира является число, если бы он не исходил из убеждения, что мир устроен по принципу гармонии? Попытайтесь раскрыть смысловую связь между этими двумя мировоззренческими компонентами.

8. К какому философскому направлению античности относится Протагор?

9. Как вы понимаете афоризм Протагора: «Каждому утверждению противостоит равносильное»? Попытайтесь провести смысловую связь с другим афоризмом того же мыслителя: «Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

10. В чем состоит смысл жизни, по Эпикуру?

11. Раскройте философский смысл афористического высказывания Эпикура: «Величайший плод ограничения желаний – свобода».

12. Почему историки философии разделили античность на два периода – досократический и сократический?

13. Излагал ли Сократ свои мысли в письменном виде? Если нет, то кто это сделал за него и в каком произведении?

14. В чем заключалось принципиальное расхождение между софистами и Сократом, приведшее к их острейшему жизненному конфликту?

15. Как называется досократическая школа античной философии, представленная именами: Фалес,Анаксимандр,Анаксимен? Кто из перечисленных философов утверждал, что первоначалом всего сущего является вода?

16. В чем заключался смысл логического постулата Демокрита об абсолютной неделимости атома? Как вы думаете, почему он приписал атому абсолютную неделимость?

17. Покажите различия в понимании соотношения общего и единичного Платоном и Аристотелем. Кто из них имел склонность к акцентированию значимости общего?

18. Почему Платон считал, что природный мир есть неистинное бытие?

19. Что означает платоновское понятие «эйдос»?

20. Раскройте смысловую связь между аристотелевскими понятиями эйдоса и энтелехии.

21. Каким образом платоновское учение об идеальном государстве сопряжено с его учением о душе? Раскройте эту связь.

22. Представителям какого слоя населения в наибольшей мере подходит, по Аристотелю, функция управления государством?

23. Перечислите основные философские направления периода эллинизма и назовите характерную черту, общую для всех них.

 

Лекция 4. Философия Средневековья и Возрождения.

 

План.

1. Специфика Средневековой философии. Основные принципы и направления.

2. Особенности ренессансного мышления. Основные принципы и черты философии Возрождения.

 

Основные понятия: теоцентризм, антропоцентризм, апологетика, патристика, схоластика, номинализм, реализм, бесконечность.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите характерные черты теоцентризма.

2. Какова роль неоплатонизма в становлении христианской теологии?

3. Раскройте смысл афоризма Августина Блаженного: «Верую, потому что абсурдно».

4. Что понимается под «градом божьим» в учении Августина?

5. Что означали термины «креационизм» и «волюнтаризм» в раннехристианском мировоззрении? Какую роль они играют для принципиального отличения христианского мировоззрения от религиозных систем Востока?

6. Почему средневековое теологическое направление, противоположное номинализму, получило название «универсализма», или «реализма»? Какова логическая связь между двумя альтернативными терминами («универсализм», «реализм»)?

7. Кому из средневековых теологов принадлежит идея гармонии веры и разума?

8. На какие три основных ветви разделилось христианство в результате церковной реформации? Кто дал толчок данному процессу?

9. Назовите главные черты ренессансного (возрожденческого) антропоцентризма.

10. Чем определено название «эпоха Возрождения»? О каком возрождении идет речь? Проследите в процессе перехода к данной эпохе реализацию известного универсального закона диалектики – закона отрицания отрицания.

11. Раскройте смысл парадоксального утверждения Николая Кузанского о том, что Бог есть всё и ничто.

12. Кто из мыслителей Возрождения занимался проблемой соотношения материи и формы, выдвинутой еще Аристотелем?

13. Как вы думаете, кому из мыслителей Ренессанса принадлежит изречение: «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф»?

 

Лекция 5. Философия Нового времени

 

План

1. Предпосылки и основная проблематика философии Нового времени.

2. Проблема метода познания.

3. Социально-философская проблематика в философии Нового времени.

4. Философия Просвещения.

 

Основные понятия: субъект и объект познания, метод познания, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индуктивный метод, дедуктивный метод, субстанция, природа человека, общественный договор, государство.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные характерные черты эпохи Нового времени.

2. Какая общая цель объединяла противоположные философские традиции в эпоху Нового времени (ХУП-ХУШ вв.) – эмпиризм и рационализм?

3. Расшифруйте афоризм Франсиса Бэкона: «Общее согласие – самое дурное предзнаменование в делах разума». Как объяснить смысл данного афоризма с точки зрения специфики миропознания в эпоху Нового времени?

4. Что означают понятия «детерминизм», «фатализм», «индетерминизм»? Которые из этих понятий созвучны со следующим афоризмом Декарта: «Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире»?

5. В чем состоит универсальный смысл формулы Декарта «Мыслю, следовательно, существую»? Какова смысловая связь между данным изречением и проблемой самосознания?

6. В чем суть и причина механицизма материалистической философии ХУП-ХУШ вв?

7. Назовите наиболее ярких представителей антиматериалистического направления в философии ХУШ в. Укажите гносеологические основания их антиматериалистических концепций.

8. Кому из философов ХУШ в. принадлежит изречение: «Существовать – значит быть воспринимаемым»? Каким термином обозначается данная философская позиция?

9. Назовите главные характерные черты представлений о роли человека в мире в эпоху Просвещения.

10. Как вы думаете, сохраняет ли свою поучительную роль в условиях современности следующее этическое высказывание просветителя Джона Локка: «Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными»?

11. Каков мировоззренческо-психологический смысл следующего высказывания Джона Локка: «Мы все – своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, находящихся около нас»?

12. Кому из философов Нового времени принадлежит, по вашему мнению, следующее высказывание: «Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти»? Аргументируйте свое предположение.

13. Почему учение Лейбница получило название «монадологии»?

14. Постарайтесь определить, с каким современным теоретическим положением в области информатики и квантовой механики в принципе созвучно интуитивное высказывание Лейбница о том, что каждая монада несет на себе отпечаток всего вселенского строя.

15. Каким термином можно обозначить концепцию Вольтера, выраженную им в следующей сентенции: «Случайности не существует, - все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие»?

16. Дайте интерпретацию следующего образного высказывания Дидро под углом зрения просвещенческой проблемы перспектив овладения человеком природой: «Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, - ее разнообразные наряды, от которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам некогда узнать ее всю».

 

 

Лекция 6. Немецкая классическая философия

 

План

1.Немецкая классическая философия: основные проблемы и представители.

2. Критическая философия Канта.

3. Система абсолютного идеализма Гегеля.

 

Основные понятия: «вещь в себе», феномен, ноумен, рассудок, разум, априорные принципы, способность суждения, категорический императив, абсолютная идея, дух.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные характерные черты немецкой классики ХУШ-Х1Х вв.

2. В чем суть «коперниканского» переворота, совершенного Кантом в теории познания?

3. В чем состоит теоретический смысл кантовского понятия «вещь–в-себе»?

4. Как вы полагаете, можно ли безоговорочно считать Иммануила Канта представителем агноститцизма? Аргументируйте свой ответ.

5. Каково соотношение теоретического и практического разума в гносеологической концепции Канта?

6. Приведите систему вопросительных предложений Канта, ответы на которые призваны дать в совокупности философия, этика, религия и антропология.

7. Что означает термин «не-Я»в философии Фихте?

8. Чье учение представляет собой систему объективного идеализма - Фихте или Шеллинга? Объясните, почему такого рода идеализм называется объективным.

9. Что означает тождество диалектики, логики и теории познания в философии Гегеля?

10. В чем у Гегеля выразилось неразрешимое противоречие между диалектическим методом и системой философских выводов?

 

Лекция 7. Постклассическая философия 19 века

 

План

1. Сущностные черты и особенности постклассической философии 19 в.

2. Иррационализм и философия жизни.

3. Философия марксизма.

4. Позитивизм и его исторические формы.

 

Основные понятия: иррационализм, воля, воля к власти, сверхчеловек, отчуждение, общественно-экономическая формация, верификация.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем Маркс усматривал суть и ограниченность антропологического материализма Фейербаха?

2. Что означает в учениях Фейербаха и Маркса понятие «родовая сущность человека»? Какие пути были намечены Фейербахом и Марксом для преодоления социального отчуждения? Различие этих путей?

3. Назовите основные характерные черты «философии жизни». Почему у данного направления такое специфическое название?

4. В силу каких причин в середине Х1Х в. начался антропологический поворот в философии?

5. Кому из философов Х1Х в.принадлежит, по-вашему, следующее высказывание: «Всякий объект, как вещь в себе, есть воля, а как явление – материя»?

6. Как вы думаете, кому из философов Х1Х в. принадлежит следующее высказывание: «Никто не волен становиться христианином, никого нельзя «обратить» в христианство – сначала надо сделаться достаточно больным для этого… В глубине христианства живет злоба больных людей, инстинкт, направленный против здоровых, против здоровья. Все хорошо уродившееся, гордое, озорное и прекрасное вызывает у него боль в ушах и резь в глазах»? Аргументируйте свой ответ.

7. Кто из представителей философии жизни основал концепцию интуитивизма?

8. Что означает понятие подлинной экзистенции в философии экзистенциализма?

9. Перечислите основные этапы развития позитивизма.

 

 

Лекция 8. Проблемное поле философии 20 века.

 

План

1. Предпосылки и основная проблематика философии 20 в.

2. Основные школы и направления философии 20 в.

3. Место и роль философии в культуре 20 в.

 

Основные понятия: экзистенция, феноменология, интерсубъективность, жизненный мир, феноменологическая редукция, герменевтика, герменевтический круг.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется философское направление, основанное Эдмундом Гуссерлем?

2. Какого философа можно считать основателем философской герменевтики?

3. В чем отличие «светского» (атеистического) экзистенциализма от религиозного?

4. Какие формы бунта выделяет А.Камю?

5. В чем смысл концепции «осевого времени» К.Ясперса?

6. Определите понятие «Dasein», являющееся ключевым в философии М.Хайдеггера.

7. Определите понятие «герменевтический круг».

 

Лекция 9. Русская философия

 

План

1. Специфика русской философской мысли. Основные этапы ее исторического развития. Основные школы и направления.

2. Проблема места России во всемирном историческом процессе.

3. Социально-философская проблематика в русской философии.

4. Проблема человека в русской философской мысли.

 

Основные понятия: славянофильство, западничество, почвенничество, соборность, космизм, всеединство.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите специфику русской философии Х1Х-ХХ вв.

2. Что конкретно означает диалектика всеединства в русской философии? Перечислите структурные компоненты этого единства.

3. Можно ли безоговорочно считать Чаадаева патриотом России? Если считаете, что да, то дайте обоснование вашего ответа.

4. Назовите основные характерные черты русского космизма.

5. Назовите представителей научной ветви русского космизма.

6. Что понимается под «ноосферой» в философских суждениях академика Вернадского?

7. Как в философских взглядах Николая Бердяева совмещаются между собой соборность и индивидуальная свобода личности?

8. В чем суть ленинского понимания причин кризиса научно-материалистического мировоззрения на рубеже Х1Х и ХХ веков?

 

 

Лекция 10. Учение о бытии.

 

План

1. Онтология как учение о бытии.

2. Основные категории онтологии.

3. Проблема бытия в истории философской мысли.

 

Основные понятия: онтология, бытие, небытие, становление, сущее, сущность, существование, материя, форма, движение, пространство, время, возможность, действительность, причина, следствие.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные категории онтологии.

2. Назовите основные законы диалектики (гегелевско-марксистского типа) и раскройте их суть и взаимосвязь.

3. В чем заключается различие между динамическими и статистическими закономерностями?

4. В чем специфика понимания бытия в античности?

5. В чем специфика понимания бытия в Средние века?

6. В чем специфика понимания бытия в эпоху Возрождения?

7. В чем специфика понимания бытия в Новое время?

8. В чем специфика современного понимания бытия?

Лекция 11. Учение о познании

 

План

1. Гносеология как учение о познании. Формы познания.

2. Основные категории гносеологии.

3. Понятие истины.

4. Проблема познания в истории философии.

 

Основные понятия: гносеология, субъект, объект, истина, мышление, познание, сознание, самосознание, знание, чувственное и рациональное.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные категории гносеологии.

2. В чем специфика рационального познания?

3. Назовите формы рационального познания.

4. В чем специфика чувственного познания?

5. Перечислите формы чувственного познания.

6. Дайте классическое определение истины.

7. Назовите формы знания.

8. В чем специфика научной, преднаучной, донаучной и вненаучной форм знания?

 

 

Лекция 12. Структура, методы и формы научного познания.

 

План

1. Специфика научного познания.

2. Классическая и неклассическая наука.

3. Наука как феномен культуры. Сциентизм и антисциентизм.

4. Роль научной рациональности в развитии общества.

 

Основные понятия: научная картина мира, научная рациональность, теоретическое и эмпирическое знание, научная парадигма, сциентизм и антисциентизм, научное прогнозирование.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы функции научной картины мира?

2. Перечислите основные методы научного познания.

3. В чем заключается специфика современного этапа развития науки?

4. В чем различия в понимании смены научных парадигм у Куна и Лакатоса?

5. Назовите формы организации науки.

6. В чем специфика теоретического уровня научного познания?

7. В чем специфика эмпирического уровня научного познания?

8. Назовите основные этапы развития научной картины мира.

 

Лекция 13. Проблема человека в философии.

 

План

1. Философская антропология в структуре философского знания.

2. Антропологическая парадигма в философии.

3. Феноменология человеческого бытия.

4. Понятие ценности. Основные проблемы аксиологии.

 

Основные понятия: антропология, аксиология, ценность, личность, антропосоциогенез.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы роль и место философской антропологии в структуре философского знания?

2. Назовите основные феномены человеческого бытия.

3. В чем смысл проблемы совершенного человека?

4. Как вы понимаете фразу: «Человек – это творец и творение культуры»?

5. Составьте типологию ценностей.

6. Какие теории происхождения человека вы знаете?

 

Лекция 14. Человек. Общество. Культура.

 

План

1. Понятие общества. Общество и его структура.

2. Модели социальной реальности.

3. Культура и цивилизация. Проблема конфликта цивилизации.

4. Запад-Восток-Россия в диалоге культур.

 

Основные понятия: общество, гражданское общество, государство, культура, цивилизация, социальное пространство, социальное время, социальная система, социальная стратификация, социальная мобильность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные составляющие общества как социальной системы.

2. В чем вы видите различие между понятиями культуры и цивилизации?

3. Перечислите различные типы культур в соответствии с учением Шпенглера.

4. Что означает термин «конвергенция социальных систем»?

5. Что лежит в основе социальной стратификации?

6. Назовите основные типы социальной мобильности.

7. Дайте определение гражданского общества.

 

 

Лекция 15. Человек и исторический процесс.

 

План

1. Философия истории в системе философского знания. Проблема смысла истории.

2. Основные подходы к историческому процессу.

3. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

4. Современный терроризм: социально-философский аспект.

 

Основные понятия: глобализация, конвергенция, футурология, глобальные проблемы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем основные отличия цивилизационного подхода в осмыслении истории от формационного?

2. Как соотносятся философия истории и социальная философия?

3. В чем смысл теории конвергенции социальных систем?

4. В чем суть феномена глобализации?

5. Укажите положительные и отрицательные стороны глобализации.

6. В чем смысл проблемы «конца» человеческой истории?

7. Назовите основные концепции общественного развития.

8. Назовите глобальные проблемы современности.

 

РАЗДЕЛ 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)

 

 

Смотри: Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов- М.: Сов.Энциклопедия, 1983.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (не предполагается)

Date: 2015-05-09; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию