Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему детерминизм делает мораль невозможной?





Модуль 3. Вопросы к контрольной работе по антропологии и этике

 

1. Каковы особенности познания человека?

Социальное познание, как и познание природных явлений, строится на противопоставлении объекта и субъекта знания, в результате которого возникает активное отношение субъекта к объекту, стремление представить и выразить некую объективную реальность в сознании (знании) человека. Объектом социально-философского знания (познания) выступает общество, все многообразные проявления, объективной для познающего субъекта, жизнедеятельности людей. Роль объекта в структурировании социального познания, в определении направлений развития познавательного процесса, в возникновении различных его типов, форм и уровней весьма значительна. Различая объекты социального познания (мораль, право, воспитание), мы тем самым выявляем и научные дисциплины, которые их изучают (этика, правоведение, педагогика). Различные уровни и состояния социального объекта, их пространственные и временные характеристики, в свою очередь, также дифференцируют направления исследований. Так, общественная история как объект исследований дифференцируется в историческом познании на всеобщую и региональную историю, историю отдельной страны или народа, историю определенного периода (например, историю Средних веков) и т.п. Будучи важной стороной познавательного отношения, социальный объект познания все же относительно более пассивная его сторона. Не все в объекте социального познания становится конкретным предметом исследования, а лишь то, что интересует познающего субъекта.

Субъект социального знания (познания) - человек, который целенаправленно отображает в своем сознании (чувствах и мыслях) объективно существующую реальность общественного бытия. В этой связи важно обратить внимание на то, что, хотя каждый акт познания осуществляется только в индивидуальной человеческой голове, однако, само познание предполагает овладение теми формами мыслительной деятельности и культуры, которые выработало человечество. Поэтому познание всегда носит общественный характер. Оно определяется конкретно-историческим состоянием развития общества, его культуры, равно как объективным социальным положением, которое познающий человек занимает в обществе. Соответственно возрастает и роль субъекта, его социальной позиции в познании общественных явлений. Ведь познание всегда осуществляется на основе определенных методов, понятийного аппарата, специфического набора фактов и обстоятельств, прошлых знаний, постановки новых проблем, прерогатива выбора которых принадлежит именно субъекту. От субъекта познания, его ценностных ориентаций во многом зависит направленность познания, идеологическая и научная значимость и полезность получаемых результатов. Так, посредством той или иной точки зрения, которую вырабатывает субъект на окружающую действительность, он познает те стороны объекта, которые его больше интересуют или отвечают его общественно-историческим целям. Социальная позиция исследователя обусловливает и интерпретацию основных понятий, которыми он пользуется в процессе познания, и является основой для определения критериев при подборе фактов. Следовательно, роль субъекта в достижении объективно-истинного знания о социальной реальности исключительно велика и ее нельзя недооценивать.

 

2. Каковы два основных подхода к исследованию человека?

Два подхода к изучению человека:

• Антропологический подход к изучению человека состоит в стремлении включить категорию человека в объяснительные схемы наук, чтобы конкретные предметные области наук были бы повернуты в сторону человека.

• Эволюционный подход к изучению человека состоит в том, что при изучении человека последовательно применяется понятие эволюции. (Эволюция — изменение, которое характеризуется последовательным более или менее равномерным и всё возрастающим усложнением).

 

3. Опишите образ человека, который сложился в античной философии.

Образ человека, который сложился у античных мыслителей космоцентричен. Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, своеобразную Вселенную – “малый космос” – микрокосмос, как аналог и воспроизведение законов макрокосмоса – всей Вселенной. Человек и его душа – это “эхо и символ Вселенной”. Этим подчеркивалось что человеческая душа может быть столь же богатой и неисчерпаемо разнообразной как и Вселенная, которую мы наблюдаем. “Душа, – отмечал Аристотель,- есть в известном смысле все”. Античные греки открывают “душу”, но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри тела и приводящее его в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Не случайно Аристотель относит науку о душе – психологию, к биологии.

Человеческий разум понимался как отражение и воплощение Вселенского разума-закона – Логоса. Логос как космическая Мысль мыслит через человека. Для грека человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бежать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука, хорошо бороться. Поэтому для него естественно то, что достаточно дико для нас: величайший философ мог, одновременно, быть олимпийским чемпионом.

Тот, кто живет в согласии с самим собой, со своим внутренним “демоном” (совестью), состоит в гармонии с Вселенной-универсумом, ибо и строй Вселенной, и строй человека есть не что иное, как различные проявления одного и того же общего фундаментального принципа мироздания. Исходя из принципа космоцентризма греко-античный человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить его.

Древнеримский философ стоик Марк Аврелий показал, что сущность человека не зависит от внешних обстоятельств. Главное в нём – внутренняя установка души. Заслуга стоической концепции человека в том, что она дала индивиду одновременно и глубокое чувство гармонии с природой и чувство моральной независимости от неё.

Стремясь постичь природу и специфику человека, мыслители античности связывали ее с обществом, указывая на разумность, социальность, человечность как характерные черты людей. Они впервые высказали и обосновали идею о природном равенстве всех людей, вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, сформировали рационалистический подход в трактовке и исследовании человека.

Высказанный софистом Протагором тезис “человек есть мера всех вещей” наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в понимании человека. С тех пор идея гуманизма сопровождает человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития.

 

4. В чем состоит отличие христианского учения о человеке от античного образа человека?

Если античный образ человека космоцентричен, то средневековый – теоцентричен. В средние века в христианской философии человек провозглашался составной частью миропорядка, исходящего от Бога, творением Божьим (идея креационизма). Понять этот образ, значит, прежде всего, погрузиться в ритмы исходных представлений ранних христиан, воплощенных в образе святого. Человек Средневековья не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру – это для него подлинный, духовный мир. Посюсторонний, земной мир, как и сам человек, рассматриваются не как самостоятельная реальность, а лишь как момент движения человека к Богу. Сам же по себе этот мир - юдоль греха и печали.

Человек был создан Богом по образу и подобию Божию, и в своем первоначальном состоянии был равен своему прототипу. Но все это утрачено им после грехопадения, когда он вкусил плод с древа познания добра и зла. С этого момента первозданная мощь и чистота его разума померкла и вернуться к ней своими силами человек не может для этого нужна Божественная благодать. Разум человека слаб, он не может указать нам путь к ясности, истине и мудрости, пока он не просвещен особым Божественным откровением. Поэтому человек не может доверять себе. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению “божественной воли” во всех событиях в мире. Считается, что человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении. Не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати, способной, по выражению Л. Шестова, бывшее сделать не-бывшим, сжечь грех.

Подобным образом противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Двигателем человеческого существа является душа, устремленная к Богу. Но природа человека двойственна, противоречива, он есть полузверь-полуангел.

И потому душа человека – арена постоянной борьбы между низменными страстями и возвышенными помыслами, ибо человек наделен от Бога и свободой воли. Подобная трактовка имеет и сегодня немало приверженцев среди неотомистов.

Проблемы соотношения души и тела, веры и разума, разума и воли – в центре внимания религиозно-философской антропологии Средневековья. В этих идеях средневековых философов (Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др.) заложено отличное от античности понимание человека как личности (несущей в себе лик Божий), заключающей в своем внутреннем мире напряженную духовную жизнь, переживания души и идеи духа.

Средневековая культура сформировала в человеке потребность и способность самоанализа, самоотчета в форме религиозных духовных практик – молитвы и исповеди, чем, несомненно, обогатила внутренний мир человеческого бытия.

 

5. Какое свойство является главным в человеке, по мнению античных философов?

Для философии античности человек в первую очередь есть фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (Атманом, логосом, идеей и т.д.), а его жизненный путь определен законами судьбы. В античной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Человек здесь выступает как изначально дуальное существо, которое своим телом принадлежит суетному миру природных процессов, а своей разумной душой живет ностальгией об утерянной космической гармонии и вечных идеях. Альтернативой философским взглядам Платона стали идеи другого известного античного философа – Аристотеля. Он обосновывал укорененность человека в природе, основные потенции которой человек наиболее совершенно воплощает в вегетативной и сенситивной частях своей души. Рассматривая душу как энтелехию тела, Аристотель, в противоположность своему учителю Платону, примирил человека не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав его на достижение счастья в конкретном жизненном опыте, а не в космических странствиях души.

 

6. В чем особенность понимания природы человека в эпоху Возрождения?

Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности явилась подлинным “открытием человека”, когда стала утверждаться идея о том, что человека можно понять, не вторгаясь в области трансцендентного, а лишь анализируя условия его реальной земной жизни, от которых зависят его свобода и достоинство личности. Ренесансный гуманизм проникнут пафосом автономии человека, его уникальности и безграничных творческих возможностей. Возрождаются идеалы античной культуры, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи с природой. У истоков европейского гуманизма стоят Ф.Петрарка, А.Данте, Леонардо да Винчи, Э.Роттердамский, М.Монтень, Пико делла Мирандола, Т.Кампанелла и ряд других выдающихся мыслителей и ученых, поэтов и художников. Они выступали против духовного засилья церкви, призывали к свободомыслию и исследованию реального человека средствами науки, философии и искусства. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения оказала заметное влияние на формирование прогрессивных философских представлений Нового времени о человеке, его месте в мире и воспитании людей в духе свободного развития всех человеческих качеств, сил и дарований.

 

7. Назовите три идеи, которые радикально изменили представление человека о самом себе и своем месте в мире.

1) Теория Коперника: «Человек не венец творения, а всего лишь точка во Вселенной».

2) Теория Ч.Дарвина: «Человек произошел от человекобразных обезьян. Обезьяна-естественное животное, которое не отличается от других животных, существо биологическое. А то, что мы называем разумом, духом, есть всего лишь развитие тех высших психических способностей, которые наблюдают у обезьян».

3) Теория З. Фрейда: «Человек думает, он знает причины своего поведения, но на самом деле есть бессознательные причины его поступков».

 

8. Какие теории были противопоставлены образу человека разумного в XIX-ХХ в.?

Одной из таких теорий стала креационистская теория, признающая истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы. В 1932 году в Великобритании основано «Движение протеста против эволюции», в цели которого входило распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейской картины мира. К 1970 году число его активных членов достигло 850 человек. В 1972 году в Соединённом королевстве было образовано «Научное объединение имени Ньютона».

После того, как Чарльз Дарвин опубликовал «Происхождение видов», большая часть научного сообщества убедилась в том, что эволюция — это гипотеза, основанная на опытных данных. В 30-х и 40-x годах прошлого века ученые разработали синтетическую теорию эволюции (СТЭ), которая объединила идею дарвиновского естественного отбора с законами наследственности и данными популяционной генетики. С этого времени существование эволюционных процессов и способность современных эволюционных теорий объяснить, почему и как протекают эти процессы, поддерживается подавляющим большинством биологов. После появления СТЭ почти вся критика эволюционизма осуществляется религиозными деятелями, а не учеными.

 

9. В чем особенность понимания природы человека в наши дни в отличие от предшествующих эпох?

Интенсивный интерес к проблеме человека в современной философской литературе обусловлен потребностями конкретного индивида решать жизненные проблемы повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, интенсивное ее заражение ядерными отходами, оскудение ландшафта, распространение новейших пандемий, – все это ставит человека в предельно критическую ситуацию, порождает ощущение незащищенности, гибели всего человечества. К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и социальные проблемы. Современная биология, этнография, психология, культурология, история и другие науки накопили множество разноречивых сведений, требующих обобщения, философского анализа “Для более глубокого проникновения в проблему человека, – отмечал на конгрессе К.Ф. Вессель, – философия должна активнее осваивать новые достижения специальных наук… Одной из важнейших задач современности, стоящей перед философами, является интенсивная разработка проблем бытия и становления человека на основе результатов, полученных специальными науками”.

 

10. Как определяет сущность человека К. Маркс?

Сущностью человека является способность к активной деятельности, именно это возвышает человека над природой. В процессе производства он преобразует не только внешнее производство, но и самого себя. Люди вступают в определенные отношения, поэтому сущность человека определяется теми общественными отношениями, в которые он включен. Человек – продукт своего общества.

 

11. В чем состоит отличие человеческого мышления от мышления животных?

Современные исследования говорят о том, что высшие животные имеют сходные с человеческими органами восприятия, переживают эмоции, т.е. у них есть сознание. Животные удерживают в памяти образы, которые они получили через органы чувств, животные способны связывать эти образы, приобретать навыки. Отличается ли сознание и мышление животных от сознания и мышления человека?

Человек обладает абстрактным мышлением, у животных предметное мышление (здесь и сейчас)

У животных нет самосознания.

Человек, в отличие от животных, является личностью.

Шеллер утверждал: «человек может посмотреть на себя со стороны, животное же не выделяет себя из окружающей среды, они привязаны к природе»

Шеллер: «то, что делает человека человеком, есть причины противоположные жизни – дух»

У человека между системой рецепторов и системой эффекторов есть третье звено. Кассирер назвал его символическая система-культура.

Животное на внешний стимул дает прямой непосредственный ответ, а ответ человека задерживается - он думает, как лучше повести себя.

Животное с самого начала получает свою сущность, человека же природа помещает в мир незавершенным. Его инстинкты ограничены, не обеспечивают приспособленность к среде, но вопреки этому человек не просто адаптируется, но и расширяет свой круг.

Животное само приспосабливается к среде, меняет цвет, длину, а человек среду преобразует под свои потребности.

 

12. В чем состоит особенность функционального круга человека, по мнению Э. Кассирера?

Функциональный круг человека более широк, но дело здесь не только в количественных, но и в качественных изменениях. Человек сумел открыть новый способ приспособления к окружению. У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю человеческую жизнь. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности — он живет как бы в новом измерении реальности. Существует несомненное различие между органическими реакциями и человеческими ответами. В первом случае на внешний стимул дается прямой и непосредственный ответ; во втором ответ задерживается. Он прерывается и запаздывает из-за медленного и сложного процесса мышления. На первый взгляд такую задержку вряд ли можно считать приобретением. Многие философы предостерегали человека от этого мнимого прогресса. «Размышляющий человек, — говорит Руссо, — просто испорченное животное»: выход за рамки органической жизни влечет за собой ухудшение, а не улучшение человеческой природы.

 

13. Почему, по мнению Икскюля, у каждого вида своя реальность?

Так, чтобы что-то увидеть, мне надо сфокусировать глаз и сделать им определенное движение. С другой стороны, мы воспринимаем всякое свое действие, всякую операцию, которая таким образом замыкается на восприятие (перцерцию). Эти цепи обратной связи, так называемые "функциональные круги", имеют жизненное значение. Повторяю, животное не воспринимает того, что ему не важно. Таких "функциональных кругов" несколько - это отношение к пище, к врагу, к особи другого пола.

Эти две сферы вместе, выкроенные органами чувств и органами действия из окружающей действительности, - перцептуальный мир и операциональный мир, - образуют как бы субъективный мир животного, то, что Икскюль называет "умвельт". Умвельт состоит из знаков, которые животное получает через органы чувств и интерпретирует. Среди синонимов понятия "умвельт" - экологическая ниша, поведенческое пространство жизни, значимая среда.

Эта значимая среда (умвельт) оказывается своя у каждого вида животных, и у каждой отдельной особи. У особей одного вида интерпретация среды сходна, поэтому можно говорить об умвельте определенного вида (о его среде обитания, его экологической нише).

Одно и то же явление реальности может получить очень различную интерпретацию со стороны разных организмов. Икскюль приводит пример большого дуба. Дровосек обмеривает дерево, как неживое. Маленькая девочка пугается его ветвей и выражения лица, которое ей видится в извивах коры. Для лисы, нора которой между корней, это дом, для совы - убежище среди ветвей. Можно попытаться представить себе, что такое дуб для жука-короеда или для муравья, для птиц. В результате действительно существующий объект, имеющий определенную внутреннюю структуру, оказывается пучком знаков, потому что всякое восприятие знаково по определению. Живым существам не дано постичь вещи "как они есть". Ведь что такое "как они есть"? Как они есть? Органы чувств способны дать только аспектуальную картину, сообразную своей структуре, сообразную строению тела. Ведь даже то, что мир развертывается перед субъектом в форме пространства и времени, обусловлено внутренней организаций субъекта.

 

14. Почему, по мнению Кассирера, человек не противостоит реальности непосредственно?

Он считал, что не существует реальности одинаковой для всех живых существ. У каждого вида своя реальность. Каждый организм обладает системой рецепторов, посредством этой системы получает сигналы, и систему эффекторов, через которую он реагирует на эту систему. Вместе он образует жизненный мир животного-замкнутый круг.

 

15. В чем отличие труда животного от труда человека?

Планирование труда

Создание машин и механизмов

Умение человека работать творчески

Совместное изготовление орудий труда

 

ТРУД - целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.

 

Важнейшим элементом труда является целеполагание. Прежде чем приступить к собственной деятельности человек мысленно представляет готовый результат своего труда, т. е. всегда работает по плану. Этим и отличается труд человека от инстинктивной деятельности животного. Именно действие по цели, сама специфика цели определяет способ и характер труда.

 

Существенное отличие труда от инстинктивной деятельности животного заключается также в том, что он выступает как орудийная деятельность. Необходимым моментом труда человека является применение орудий труда и, стало быть, их изготовление.

 

Труд всегда выступает как общественная деятельность. Это означает, что люди всегда осуществляют свою деятельность коллективно, а не в одиночку. Труд имеет сложную структуру, состоящую из двух частей: простой процесс труда, непосредственное отношение человека со средствами

 

Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства. Это социальная форма труда или собственно производственные отношения.

 

16. Что означает «незавершенность человека»?

Человек — это «не определившееся животное». Животные осуществляют свою жизнь согласно заранее предначертанным путям: каждое новое поколение, подобно всем предыдущим, приспособлено к определенной форме существования. Что касается человека, то его ничто не принуждает строить свою жизнь по заданной модели; человек наделен пластичностью и способен бесконечно меняться. Животные ведут устойчивое существование, так как руководствуются надежными инстинктами; человек же несет в себе элемент неустойчивости и ненадежности. Человек не предназначен для абсолютных, конечных форм жизни; следовательно, его существование неотделимо от случайностей и опасностей. Человек заблуждается, допускает ошибки, его инстинкты немногочисленны, он, так сказать, изначально «болен»; он всецело зависит от собственного свободного выбора.

Развитие животных изначально было направлено в сторону узкой специализации и поэтому пошло тупиковыми путями; потенциал для развития был сохранен за одним только человеком. О человеке можно сказать, что в основе своей он есть все («душа — это все», как говорил Аристотель). Благодаря своей пластичности человек остается незавершенным; и в этой незавершенности содержатся ростки будущего. По причинам, самому человеку неизвестным, его способности в основе своей неисчерпаемы; в своем воображении он может предвидеть ход событий и освещает свой путь истинными, фантастическими и утопическими целями.

Потенциально человек может все; поэтому человеческая природа неопределима. Мы не можем свести человека к единому знаменателю, ибо он не соответствует какой-либо одной специализации. Человек не сводим к какой-либо одной видовой категории; другого такого вида в природе не существует.

 

17. Что такое антропогенез? Каковы его основные факторы?

Антропогенез-часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного – Homo sapiens, превращение антропоида в человека. Это превращение не могло быть мгновенным актом. Основные факторы: биологическая эволюция, труд, язык и культура, а также биологические (эволюционные) факторы: изменчивость, наследственность, естественный отбор.

 

18. В чем заключается суть трудовой теории происхождения человека?

Решающим фактором гоминизации (образование человека) явилась трудовая деятельность.

Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф.Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 1873-1876 гг. и впервые опубликованной в 1896 г. Уже после смерти Энгельса. Основу концепции Ф.Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека». В этой работе устанавливается последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечивания обезьяны; дается определение руки как органа и продукта труда; рассматривается возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к середе, экологическое превосходство человека разумного над другими видами.

Эта теория Благополучно обьясняет тот доказанный факт, что первые орудия труда уже были изготовлены задолго до появления петикантропов. Но формулировка «труд создал человека», передающая в урезанном виде мысль Ф.Энгельса и ставшая непременным элементом «научного ширпотреба» в быту и, отчасти, в популярной литературе, требует многих существенных оговорок.

 

19. Почему труд, по мнению Мэмфорда, не был решающим фактором становления человека разумного?

Вновь и вновь рассматривая то, что Мэмфорд называл “техническо-материалистической картиной человечества“, он утверждает, что техники в том узком смысле, в каком она выступает как изготовление орудий и их применение, не была главной движущей силой развития человечества и даже развития самом техники. Все технические достижения человека

“меньше всего имеют своей целью увеличение количества продуктов питания или контроль над природой; они скорее направлены на использование неизмеримых внутренних органических ресурсов человека, на более адекватную реализацию его внеорганических потребностей и стремлений“.

Создание, например, символической культуры посредством языка “было несравнимо более важным для дальнейшего развития человечества, чем обтесывание целой горы ручных топоров“. Для Мэмфорда человек есть “прежде всего само себя созидающее, само себя проектирующее животное существо“.

На основе такой антропологии Мэмфорд устанавливает различие между основными типами техники: политехникой и монотехникой. Политехника, или биотехника, — это первоначальная форма делания. В самом начале (в логическом, но в известной мере и в историческом смысле) техника была “в широком плане жизненноориентированной, и в центре ее находились не труд и не энергия“. Это — тот вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций. В противоположность этому виду, монотехника, или авторитарная техника, “опирается на научную интеллигенцию и квантифицированное производство и ориентирована главным образом на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство“, короче говоря — власть.

Хотя современная техника является образцом монотехники, ее авторитарная форма не связана с промышленной революцией. Ее корни восходят к пятитысячелетней древности, к тому времени, когда человек открыл то, что Мамфорд называет “мегамашиной“, т.е. строгую иерархическую социальную организацию. Стандартным примероми мегамашин являются крупные армии, объединения работников в группы, такие, как, например, те, которые строили египетские пирамиды или Великую Китайскую стену. Мегамашины часто приводят к поразительному увеличению количества материальных благ, ценою, однако, ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности и стремлений, что ведет к дегуманизации. Крупная армия может завоевать территорию и расширить власть, но лишь при условии насильственного насаждения среди солдат дисциплины, а это или приводит к разрушению семьи, или строго подчиняет семейную жизнь, театр, поэзию, музыку, искусство в целом милитаристским целям. Результатам этого оказывается “миф о машине“ или представление о том, что мегатехника неустранима из нашей жизни и в высшей степени благостна. Это миф, а не реальность, ибо мегатехника может быть устранена, ей вполне можно противодействовать, и, в конце концов, она вовсе не благостна.

 

20. В чем состоит парадокс нервно-психической эволюции по Давыденкову?

По существу в модельных опытах на животных мы обнаружили явление, сходное с тем, которое было названо С.Н. Давыденковым (1974) "парадоксом нервно-психической эволюции" применительно к человеческим нервно-психическим заболеваниям. Причину этих заболеваний Давыденков видел в инертности нервных процессов, способствующих образованию очагов застойного возбуждения.

Суть парадокса нервно-психической эволюции сводится к следующему. Процесс эволюции мозга шел в направлении увеличения его функциональной пластичности, которая явилась огромным приобретением эволюции. Все более совершенствуясь под действием естественного отбора, пластичность мозга у современного человека достигла высочайшей степени развития, и это легло в основу поведения человека разумного. Однако наряду с высокой пластичностью какие-то элементы инертности продолжают сохраняться в поведении людей, что приводит к развитию у них различных нервно-психических заболеваний.

По мнению Давыденкова, причина парадокса заключается в наиболее позднем развитии некоторых функциональных особенностей нервной системы, которые еще не успели быть "отработанными" в процессе естественного отбора.

 

21. В чем заключается проблема наследственности и среды? Дайте характеристику основных подходов к ее решению.

Человек является одновременно и биологическим и социально-культурным существом. Возникает вопрос: влияние какого фактора наследственности или среды является решающим в формировании способностей и поведения человека?

Существуют два подхода: социализаторский и биологический. Первый утверждает, что больше влияет окружающая социальная среда, а второй, что воздействие среды не выходит за рамки генетической программы (способности предопределены генетически).

 

22. Что такое евгеника?

Евгеника как учение о «хорошем роде» оформилась в самостоятельную дисциплину к концу XX столетия. Она включила в себя блок естественнонаучных теорий (дарвинизм, генетика, эмбриология и т.д.), разнородные социально-экономические и политические учения (неомальтузианство, меркантилизм, национал-социализм и т.д.), а также несметное количество предубеждений и «вековой народной мудрости», по-своему объяснявших механизм передачи качеств по наследству. По замыслу Ф.Гальтона, считающегося основателем научной евгеники, этот конгломерат должен был служить выполнению единой задачи: опираясь на знание естественных законов, выработать рекомендации по созданию совершенного в физическом, умственном и нравственном отношении человека. В изменившейся общественно-политической ситуации, при многократно возросшем «техническом» потенциале генетики вопросы о моральной ответственности ученого, о допустимости вмешательства в естественный ход событий, о суверенитете личности и ее долге перед обществом (государством) и грядущими поколениями оказываются столь же сложными для осмысления, как и тогда, когда научная евгеника делала свои первые шаги.

 

23. Что такое социобиология? Назовите представителей.

Социобиоло́гия (от социо- и биология) — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции. Эта наука часто рассматривается как ответвление биологии и социологии. В то же время исследовательское поле социобиологии пересекается с изучением эволюционных теорий, зоологией, генетикой, археологией и другими дисциплинами. В сфере социальных дисциплин социобиология близка эволюционной психологии и использует инструментарий теории поведения.

 

Эдвард Осборн Уилсон, Роберт Триверс, Ричард Докинз, Уильям Хамильтон, Пьер ван ден Берг,

Джордж Уильямс, Джон Мейнард Смит.

 

24. Какова природа альтруизма, по мнению Уилсона и Рьюза?

Альтруизм, по Уилсону, может носить неосознанный характер и в этом случае объект не ожидает за него никакой награды (“альтруизм с твердой сердцевиной”); он развился в эволюции живого посредством естественного отбора. Альтруизм может быть и осознанным (“альтруизм с мягкой сердцевиной”), т: е. в конечном счете эгоистическим. Такое альтруистическое поведение включает ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников (носителей части генов субъекта). Эта форма альтруизма существенно обусловлена культурной эволюцией и типична для человека, в то время как первая форма доминирует у всех иных живых существ.

С точки зрения канадского философа М. Рьюза, понимание альтруизма у сторонников социобиологии вытекает из предпосылок их теории. Альтруистически настроенный и вообще моральный человек в эволюции имеет больше возможностей для выживания и репродукции, чем аморальный, поскольку он не только жертвует собой ради других, но и получает от других помощь. Поэтому весьма вероятно, что мы наследуем моральные чувства по биологическим каналам.

 

25. Какие возражения были выдвинуты против социобиологии?

Главный тезис социобиологии: «Человеческое поведение является результатом естественного отбора, обусловлено генетически».

Аргументы против: в 19в. в Италии происходят демографические изменения. На первом этапе скачки смертности становятся менее частыми и менее резкими.ДАЛЬШЕ СМЕРТНОСТЬ ПАДАЕТ, ВСЛЕД ЗА НЕЙ ПАДАЕТ И РОЖДАЕМОСТЬ. ПОЧЕМУ? С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОЛОГИИ ЭТО НЕ ПОНЯТНО. СТАЛО МОДНО ИМЕТЬ В СЕМЬЕ 2ДЕТЕЙ, КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ НАД БИОЛОГИЧЕСКИМ. ХОТЯ БИОЛОГИЧЕСКИ БЫЛО БЫ ВЫГОДНО ИМЕТЬ 5 ДЕТЕЙ, Т.Е. ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС О ТОМ, ЧТО ТЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ МЫ СЕГОДНЯ НАБЛЮДАЛИ, КОТОРЫЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫШАЮТ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НЕ СОСТОЯТЕЛЬНЫ.

 

26. Что меняется в механизме эволюции с возникновением культуры?

С появлением труда и культуры прекратилась биологическая эволюция человека и началась социальная. Человек развивается по социальным законам, а не по биологическим. Начали детерминировать и развиваться высшие психические функции в человеке, а так же тонкие физиологические системы мозга.

 

 

27. Как можно узнать содержание бессознательного, по мнению Фрейда?

Процесс узнавания бессознательного, по мнению Фрейда, происходит, когда сознание выражается в словах. Врач должен расшифровать ассоциации и слова. Материалом являются так же ошибочные действия, оговорки, описки. Самый главный источник – сновидения.

 

28. Какова структура психики по Фрейду?

Id – оно, Ego – я, superЕgo – сверх-Я. Ego обеспечивает самосохранение, контролирует влечение, решает позволить удовлетворение или отложить, или же полностью подавить. SuperЕgo контролирует деятельность Ego. Суперэго – это те же нормы и ценности, которые стали частью психики в процессе воспитания. Эго, с одной стороны должно, ориентироваться на Ид, а с другой стороны, на Суперэго, это ведет к конфликтам.

 

29. Какова основная проблема человеческой души, по мнению Фрейда?

Основная проблема человеческой души и психики – справиться с тревожностью, которая вызвана необходимостью удовлетворить инстинктивные влечения. Два способа уменьшить тревожность: 1 -решать проблему,обратившись к ней непосредственно; 2 - исказить ситуацию или отрицать наличие проблемы. Первый способ – сублимация – переключение энергии либидо на другие цели. Это успешный способ защиты психики, эффективно снимает напряжение. К патогенным способам защиты психики Фрейд относит репрессию, отрицание, рационализацию, проекцию. Репрессия – вытеснение из сознания того что тревожит. Отрицание – бегство в фантазию. Рационализация – нахождение приемлемых оснований для своих неприемлемых действий.

 

30. Что такое либидо?

Либидо - сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие.

 

31. Почему Фрейд придавал большое значение детству?

Фрейд особое внимание уделял детской сексуальности. Эротические желания (libido) заложены в человеке с детства. Фрейд говорил, что эротические побуждения у ребенка проходят в несколько фаз: вначале они направлены на собственное тело — нарцизм, или аутоэротизм (впоследствии Фрейд расчленил эти термины: аутоэротизм — первая стадия, где Объект полового влечения еще не определен; нарцизм — вторая, когда этот объект уже определен, но им служит собственное тело ребенка). Потом эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник, к нему бессознательно враждебное чувство), у девочек — на отца. Фрейд выдвинул «Эдипов комплекс».

 

32. Что такое «эдипов комплекс»?

Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

 

33. Что является причиной неврозов, по Фрейду?

Эдипов комплекс является ядром неврозов взрослого человека. Согласно Фрейду в каждом человеке с детства заложены сексуальные комплексы, которые подавляются, но последствия вызывают неврозы.

 

34. Что такое сублимация?

Сублимация – это переключение энергии либидо (т.е. сексуального влечения) на другие цели. Это успешная защита психики. Она эффективно снимает напряжение. Все остальные механизмы защиты блокируют прямое выражение энергии.

 

35. Что такое истерическая конверсия?

Истерическая конверсия – расстройства, в которых физические симптомы возникают на психологической основе (не затрагивая автономной нервной системы). Слово «конверсия» подразумевает, что переживаемые человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В результате конверсии достигается состояние эмоционального безразличия.

 

36. Что называет Фрейд рационализацией?

Рационализация – это нахождение приемлемых оснований для неприемлемых мыслей и поступков.

 

37. Что называет Фрейд регрессией?

«Регрессия - это защита от беспокойства, которую использует наше ЭГО, возвращая личность к поведению, свойственному более ранней стадии развития, когда не было серьёзных обязательств и вообще всё было гораздо легче и спокойнее.

Часто, когда в семье рождается второй ребёнок, у старшего брата (или сестры) наблюдается регресс в поведении - он начинает говорить, как маленький, просит бутылочку с молоком, и порой даже его простынки оказываются мокрыми.

Взрослые тоже могут использовать регрессию. Возьмём, например, человека, переживающего кризис среднего возраста, - он боится старости и смерти. Чтобы уйти от тревожности, связанной с этими бессознательными страхами, человек в своем поведении может регрессировать до подростковой стадии: он ведёт себя безответственно, раскатывает туда-сюда в молодёжной спортивной машине, старается встречаться с более молодыми женщинами и даже ест пищу, которую обычно обожают подростки. Можно привести и другой пример регрессии - вспомним таких взрослых женатых мужчин, которые, если у них в семье что-то не ладится, сразу же бегут домой к маме».

 

38. Что в теории Фрейда вызывало возражение и у Юнга, и у Адлера?

Юнг и Адлер заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам».

 

39. Как трактует либидо Юнг, в отличие от Фрейда?

Либидо - сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие.

Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию человека, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую ее разновидность.

 

40. Какую новую подсистему в психике человека выделил Юнг?

Юнг выделил коллективное бессознательное, благодаря которому мы способны к самосознанию. Коллективное бессознательное – это память человечества, это общий человеческий опыт, Юнг говорит в нем есть следы опыта наших человекообразных предков. Коллективное бессознательное состоит из архетипов – прообразов.

 

41. Как называет Юнг единицу коллективного бессознательного? Приведите пример.

В качестве единицы анализа коллективного бессознательного Юнг выдвигает понятие архетипа — врожденной установки к избирательному восприятию, переживанию и, возможно, некоторой форме поведения по отношению к определенным стимулам. Архетип определяется как «чистая потенция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики. Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики. Не в созидательной социальной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного самоосуществления.

 

42. Какова связь между архетипами и культурными символами, по мнению Юнга?

Архетип, по мнению Юнга, – это прообраз, это чистая форма без содержания, архетипы передаются не только с помощью обучения традициям, но и с помощью генетической наследственности. Архетипы структурируют наше понимание мира, самих себя и других людей, архетипы проявляются в мифах.

 

43. Что такое индивидуация по Юнгу?

Индивидуализация – это установление связи между Ego (центром сознания) и самостью (центром души в целом). В процессе индивидуации происходит уравновешивание сознательных и бессознательных процессов, интеграция противодействующих внутриличностных сил.

 

44. Что такое экзистенциализм?

Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Религиозные экзистенциалисты – Г. Марсель, Н. Ясперс, атеистические – Хайдеггер, Сартр, Комю.

 

45. Как объясняется название «экзистенциализм»? Назовите представителей.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.[1][2]

 

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

Л. Шестов, Н. А. Бердяев

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер

Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:

Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар

 

46. Что означает «существование предшествует сущности»?

Это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не является завершенной. Каждый человек ответственен за свое существование, как только оно принимает свою жизнь в качестве чего-то им не выбранного.

С точки зрения их соотношения «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр). И лишь перед лицом смерти, в «пограничной ситуации» обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет.
Нельзя не отметить, что в тезисе экзистенциализма «существование предшествует сущности» имеется ответственно-гуманистический пафос, поскольку в нем содержится тот смысл, что от самого человека зависит, каким он сам себя сделает и каким будет мир, в котором ему придется жить. Дело в том, что человек действительно лишь по мере своей социализации «приобретает» эту сущность, становится все в большей мере носителем общественных отношений, представителем и субъектом социума. Только что родившийся младенец — это лишь «кандидат» в человека. Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он все в большей степени становится человеком. Нельзя не согласиться также с тем положением экзистенциалистов, что истинный смысл и значимость человеческого бытия определяются лишь у «последней черты», когда становится окончательно ясным, что человек сделал в этом мире и каков результат его существования. А от себя заметим, что часто подлинное значение человека обнаруживается не только в «пограничной ситуации», на грани жизни и смерти, но лишь спустя время после смерти.

 

47. Что такое «пограничная ситуация» и кто ввел этот термин?

Пограничная ситуация — ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, тяжёлых жизненных испытаний, сильных стрессов.

Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция»

 

48. Почему, по мнению Сартра, человек есть тревога?

Человек - это тревога. Это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Сартр считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает - значит он бежит от ответственности.

 

49. Что означает выражение Сартра «выбирая себя, человек выбирает всех людей»?

Выбирая себя, человек выбирает всех людей. Нет ни одного такого нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотим быть, не создавало в то же время образ человека, такого, каким он, по нашим представлениям должен быть. Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбрать дурное. Утверждая, что, выбирая себя, человек выбирает мир, Сартр подчеркивает всеобщий характер выбора. Мой выбор должен быть таким, чтобы его мог сделать каждый. Моя свобода означает свободу от моих частных обстоятельств, и поэтому неважно, что выбор делаю именно я.

 

50. Что означает, что человек покинут, по Сартру?

И следовательно, человек покинут, беспомощен, потому что ни в себе, ни вовне ему не на что опереться. Прежде всего, у него нет оправданий. Если бога не существует, мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей или повелений, которые оправдывают наши поступки. Не может быть больше добра a priopi, так как нет бесконечного и совершенного разума, чтобы его мыслить. И нигде не записано, что добро существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать, и это именно потому, что мы находимся в такой плоскости, где есть только люди. Мы одиноки, и нам нет извинений

 

51. Как решает Сартр вопрос о смысле жизни?

Не кто иной, как сам человек должен изобретать ценности и принимать вещи такими, какие они есть.

Человек велик в обладании свободы. Сартр говорит: мы зависим от многого-от влияния культуры, семьи, экономики страны, но всё это препятствие. Именно наличие препятствий делает свободу очевидной. Быть свободным – это не значит получать всё то, что хочешь. Быть свободным – это хотеть то, что хочется тебе – исходить из самого себя. Человек, по мнению Сартра, осужден быть свободным, он не может выбирать и в этом выборе ничто и никто не может ему помочь.

 

52. Что такое этика и мораль?

Этика и мораль – перечень тех действий и бездействий, которые считаются допустимыми и правильными в данном обществе.

Мораль – это то, как должно поступать, а нравы – это то, как принято поступать в данном обществе. Когда в обществе происходит падение нравов, абсолютные моральные ориентиры сохраняются.

 

Почему детерминизм делает мораль невозможной?

Отрицание морали с точки зрения детерминизма: согласно детерминизму все вещи, являющиеся причинно-обусловленными, это относится и к нашим поступкам,а если наши поступки причинно-обусловлены, то это означает отрицание свободы, выбора, воли. Мораль предполагает наличие у человека свободы. Желание насиловать детей это такое же зло, как и болезнь раком. Человек не несет ответственность за свою собственную педофилию, он не специально болеет раком. Детерминизм же совместим со свободой выбора, поэтому не принимает мораль как таковую.

 

54. Что такое этический релятивизм?

Этический релятивизм – это принцип истолкования морали, в основе которого лежит утверждение, будто нравственные представления и понятия имеют только условный характер, что моральные суждения имеют смысл, они могут быть, но тот или иной поступок является нравственным или безнравственным относительно мнения индивида или мнения конкретного общества, культуры нации.

 

55. Какой этической идеей мы обязаны софистам и Сократу?

Согласно Эпикуру, высшее благо или истинное удовольствие есть атараксия – состояние покоя и безмятежности, отсутствие боли, страданий и тревог. Для достижения атараксии разум должен различать 3 вида желаний:

1) необходимые (пища, воздух, вода);

2) естественные, но не необходимые (изысканная пища, элегантная одежда);

3) неестественные и не необходимые (роскошь, власть)

 

56. В чем отличие этики стоиков от этики эпикурейцев?

Отличие этики стоиков от этики эпикурейцев заключается в том, что стоики сохраняют полное спокойное безразличие к боли и страданиям, нежели эпикурейцы, которые строги по отношению к страданиям, боли и тревогам.

 

57. Как, по мнению стоиков, человек должен относиться к жизни и почему? Назовите представителей стоицизма.

По мнению стоиков, человек должен относиться к жизни с апатией, то есть безразлично, потому что всё, что происходит, происходит в соответствии с естественным законом, и человек не в силах изменить порядок событий.

Представители стоицизма: Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп.

 

58. Что такое гедонизм? Каковы разновидности гедонизма? Назовите представителей.

Гедонизм – этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм. А также различают психологический (стремление чела увеличить собственные радости) и этический (чел должен стремиться к удовлетворению либо собственному либо всеобщему)

 

59. В чем главное отличие между деонтологической и утилитаристской этикой?

В центре утилитаризма стоит принцип пользы(при деонтологической этике – удовольствие) представители – Бентам, Милль.

 

60. Что такое утилитаризм? В чем состоит главный принцип утилитаризма?

Особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе. Главный моральный принцип утилитаризма конкретизируется в менее общих принципах второго уровня. И если брать моральные обязанности человека, то каждая из них соотнесена с второстепенными принципами. Структура морали у Милля задается иерархией главного принципа (принципа пользы) и производных, или второстепенных принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, например, принцип справедливости, правила "не вреди", "противодействуй несчастью", "соблюдай интересы ближних"; сюда же, можно отнести заповеди Декалога. На практике люди обходятся второстепенными принципами и нередко даже понятия не имеют о существовании главного принципа. Однако в случае конфликта между различными второстепенными принципами роль общего основания для его разрешения играет главный принцип.

 

Date: 2015-05-09; view: 2015; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию