Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скажите сами





 

Встретился мне один молодой писатель.

— Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? — сказал он.

— Конечно, — сказал я.

— Ну как, нравится? — сказал он, кончив чтение.

— Я скажу тебе правду, — сказал я.

— Скажи, — сказал он.

— Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», — сказал я.

— Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», — сказал он.

— Во-вторых, тебе нечего сказать, — сказал я.

— Я сказал все, что хотел сказать, — сказал он.

— Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, — сказал я.

— Ну что сказать о человеке с таким вкусом? — сказал он.

— Я сказал то, что думал, — сказал я.

— Правду сказали мне, что ты кретин, — сказал он.

— Повтори, что ты сказал? — сказал я.

— Что сказал, то и сказал, — сказал он.

— Еще слово скажешь? — сказал я.

— Скажу еще больше, — сказал он.

— Ну что такому скажешь! — сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

 

Упражнение 15. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

 

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Упражнение 16. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

 

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Упражнение 17. Укажите стилистические функции синонимов.

 

1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это — воля! (Л.Т.). 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Ч.). У Ули были не глаза, а очи (Фад.). 4. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.). 5. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь — до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Тв.). 6. Далеко, товарищ, уезжаешь, — до свиданья... Может быть, прощай! (Луг.). 7. И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Нагиб.). 8. Уста и губы — суть их не одна. И очи — вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... — глубокие тарелки (Марк.). 9. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Слуц.). 10. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Ник.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся (О.Б.).



 

Упражнение 18. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.

 

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства — лодки и моторы к ним — должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов — фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 11. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 12. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.

Упражнение 19. Сравните неотредактированный (левая колонка) и отредактированный варианты предложений. Какие ошибки устранил редактор? В случае несогласия с ним предложите свой вариант стилистической правки.



 

1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства. 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей. 1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства. 2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят.

 

3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности. 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно. 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения. 7. Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации. 8. Не секрет, что молодые учителя ощущают большие затруднения в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка выполнен из оцинкованного металла. Наверху устроены дождевальные установки для очищения купола и его охлаждения — в подспорье кондиционерам, которые в жару внутрь здания будут нагнетать прохладу. 3. Писатель берет своих героев из жизни. 4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.   5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения. 7. Кратковременное пребывание денежных средств в банке усложняет документацию. 8. Не секрет, что молодые учителя испытывают серьезные трудности в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка сделан из оцинкованного металла. Наверху поставлены дождевальные установки для охлаждения купола в сильную жару. Постоянную температуру в цирке будут поддерживать кондиционеры.

 

Упражнение 20. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

 

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, аи, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Все летит, летит Земля мильоны верст... Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель — погост, Майский дождь — февральские метели (Марк.). 8. Ищу я выход из ворот, но нет его — есть только вход, и то не тот (Вые.). 9. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек — свечу заздравную твою (Возн.). 10. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 11. Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось... И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 12. Идут — красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие — такие разные. Такие близкие, такие дальние... (Гип.) 13. Золотом платят за подлость, За мужество — только свинцом (Моз.). 14. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом. (Гонч.). 15. Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело (Ключ.). 16. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).

Упражнение 21. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис).

 

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 6. Журнал «Здоровье» — прекрасный помощник в жизни и смерти. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 8. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 9. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Упражнение 22. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.

 

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 2. Народ был, народ есть, народ будет есть. 3. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Марш.). 4. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 5. Ах вы, разбойник, ах, злодей, ну как вы поживаете? Вы раздеваете людей, когда их одеваете (Марш.). 6. Мы накануне великого подъема — подъема цен. 7. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. 8. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (Из газ.). 9. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл.). 10. Чем заняты таланты? Возвести! — Да продолжают славный воз везти! — А бездари? — Те мнят, что делают погоду. — А критики? — Темнят. Или молчат по году (Козл.). 11. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки, Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки? (Крив.) 12. В любви все средства хороши. И чем они крупнее — тем лучше (Н. Бог.).

Упражнение 23. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора (правая колонка), назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.

 

1. За год учебы мы потеряли 1. За один учебный год из института

шесть студентов. было отчислено шесть студентов.

2. Продавца можно подобрать 2. Человека на должность продавца

и в самом поселке. можно найти и среди жителей

поселка.

3. Давно пишется о том, что 3. Уже писали о том, что защита защита наших футбольных наших футбольных команд играет

команд хромает. плохо.

 

4. В сооружении красочного завода принимают участие различные строительно-монтажные организации.   5. Чем дождливее год, тем больше случаев провалов. 6. Для лесных ландшафтов Юго- Восточной Азии характерны планирующие животные. 7. Если удастся пройти в тыл предводителей стада бородачей, то можно, выскочить на тропу, снимать обтекающий вас поток животных. 8. Просматривая разбросанные в разных музеях полотна Иванова, поражаешься вложенному в работу исполинскому труду.   4. В строительстве завода по производству красок принимают участие различные строительно- монтажные организации. 5. Чем дождливее год, тем чаще бывают провалы почвы. 6. Для лесов Юго-Восточной Азии характерны животные, которые во время прыжка планируют в воздухе. 7. Стадо животных можно удачно сфотографировать, если зайти к нему с тыла, миновав бородачей- предводителей. 8. Внимательно изучая полотна Иванова, находящиеся в разных музеях, поражаешься огромному труду, вложенному художником в картины.

 

Упражнение 24. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

 

Добрый — добротный, дружеский — дружественный, дефектный — дефективный, конструкторский — конструктивный, эффектный — эффективный; блудить — блуждать, отражать — отображать, проводить — производить, представить — предоставить, опробовать — апробировать, укрывать — скрывать, осудить — обсудить; новшество — новинка, урожай — урожайность, существо — сущность.

Упражнение 25. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

 

1. Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав ... (встать стать). 2. Перед собранием ... (встать стать) такой принципиальный вопрос. 3. Испытания новой машины ... (проводиться производиться) уже третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве ... (проведенный произведенный) работы и ... (предоставленный представленный) отчета. 5. Молодежь у нас в группе ... (представлена — предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и скульпторов ... (отражаться отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное — это исключительно ... (дружеский дружественный) отношение к нам французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие ... (существо — сущность) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США ... (опробовать апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10. Эти модели после (апробирование апробация) переданы в серийное производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо личность) этого человека. 13. На мебель были ... (одеты надеты) чехлы. 14. Молодой актер играет ... (главную заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние ... (силы усилия), мы достигли вершины горы.

Упражнение 26. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

 

1. Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 8. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 9. Уговор фермера с совхозом оказался пустой бумажкой. 10. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

Упражнение 27. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

 

1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.

Упражнение 28. Укажите смешение паронимов, а также другие речевые ошибки в предложениях, взятых из газетных статей. Исправьте ошибки, предлагая разные варианты стилистической правки.

 

1. В этот вечер все от мала до велика вышли на стадион. Они стали свидетелями поединка хоккеистов завода и сотрудников конструкторского бюро. 2. В только что отстроенное общежитие заселилось более ста человек. 3. Это была странная любовь. При первой встрече Дина не восприняла Умова всерьез. 4. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска. 5. Перед покраской машины ее поверхность обрабатывают пескоструйным аппаратом. 6. Проводится очень объемистая работа по сбору межотраслевой информации. 7. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 8. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 9. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 10. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 11. Служба первое время поддавалась нелегко. 12. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

Упражнение 29. Сравните предложения; укажите, чем вызваны лексические замены, какие ошибки устранил редактор; в случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки. Выполняя упражнение, пользуйтесь толковыми словарями русского языка и словарями паронимов.

 

1. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.   2. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными. 3. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами. 4. Создать сытую зимовку для животноводства — первейшая задача фермера. 5. Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего. 6. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений — борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 8. Не успел прозвенеть церковной колокол, как народ двинулся к городской площади. 1. Грипп — заразное заболевание, поэтому больные должны быть изолированы. 2. Необходимо приучить ребенка мыть руки после того, как он играл с кошкой или собакой. 3. В этом квартале мы стали выпускать новые высококачественные сорта пряников: «Москва», «Шоколадные», «Российские».   4. Сейчас главная задача фермеров — обеспечить скот кормами на зиму.   5. Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть глубже в сущность изображаемых событий. 6. Главная тема созданных писателем в эти годы произведений — борьба его народа за свободу и независимость.   7. Изучая лицо актера, гример первым проникает в его духовный мир.   8. Не успел прозвонить церковный колокол, как народ двинулся к городской площади.

 

Упражнение 30. В отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (текст приводится в сокращении) выделите имена существительные, выполняющие экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм рода и числа существительных.

 

Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу... Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» — так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни...

За век свой он наронял так много хвои и шишек, что земля вокруг поднялась легким, прогибающимся под ногой, курганом, из которого и выносился могучий, неохватный одними руками ствол.

А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.

И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы...

Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, — с такой силой он спружинил обратно.

— Ого! — изумился мужик. — Зверь какой! Мы тебе, зверю... У нас дважды два четыре. Не таких видывали...

Он отбросил в сторону бесполезный топор и взялся собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, все с той же позевотой, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок. Отставил позадь себя канистру и чиркнул спичку. Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол.

Но утром, когда они шли на нижний край острова, где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на своем месте.

Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:

— Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.

— Пилу надо.

— Развести пожарче, и пыхнет как миленький. Горючки надо побольше.

Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым.

Упражнение 31. Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими. Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.

 

I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П.).

II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]...) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) злой человек (Ч.).

III. 1. Чехов... разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились... в мечте... о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему свою нежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга — как истый бродяга (Купр.).

Упражнение 32. Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).

 

1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М.Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М.Г.). 5. Весенний день горяч и золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний — неохотный, серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О, я все могу выносить, потому что у меня железная воля! (Леек.). 9. Деревянен братец твой, деревянен... Мозги у него прямые какие-то (Леон.). 10. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам. (Паст.). 11. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не бывал (А.А.). 12. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших, казенных, и рубашки побелее наших, белоснежных, и портфели у них были пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек.).

Упражнение 33. В отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как нарастание динамизма действия отражается на употреблении именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека; укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.). Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.

 

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка... У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас... изредка кричал: «Вон, вон еще утица!» — и то и дело почесывал спину — не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

Упражнение 34. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

 

1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.

Упражнение 35. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

 

Образец: Я читаю книгу с удовольствием. Читаю книгу с удовольствием. Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. Читая книгу, получаешь удовольствие. Книга читается с удовольствием. Книгу читают с удовольствием. — Мне сегодня читается: книга интересная и т. д.

 

1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.

Упражнение 36. Замените все односоставные и неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов, употребленных автором статьи.

 








Date: 2015-04-23; view: 774; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию