Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных терминов





"Бунтарство"(или мятеж) - термин Р.Мертона, обозначающий тип отклоняющегося поведения, в основе которого отказ от общепризнанных целей и средств и выработка взамен них новых - социально неодобряемых.

"Внутригрупповой фаворитизм" - склонность к более благожелательным оценкам и восприятию членов собственной группы в противоположность другим.

"Высокая" культура - культура, утвердившаяся на переломе средних веков и нового времени как культура светская, пришедшая на смену религиозной культуре, по своей направленности просветительская, по социальному составу - для образованных.

"Гезельшафт" (Gesellschaft - общество) - термин, предложенный немецким социологом Ф.Тённисом для обозначения общества, в котором доминируют безличные, опосредованные, вторичные и чисто инструментальные контакты.

"Гемайншафт ” (Gemeinschaft - община) - термин Ф. Тённиса для обозначения небольшого сообщества людей, в отношениях между которыми доминируют эмоциональная привязанность, духовная близость или родство.

"Деперсонализация " - термин М.Вебера для обозначения полной эмоциональной беспристрастности чиновника в общении с клиентом.

" Догоняющая (или запаздывающая) модернизация " - усилия слаборазвитых стран, направленные на социально-экономический рост под влиянием социально-культурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры.

"Закрытый" город - доиндустриальный город, экономической базой которого являлось ремесленное мануфактурное производство, основанное на ручном труде.

" Иерархизация " - одна из характеристик “идеального типа бюрократии” по Веберу, означающая четкое обозначение величины власти, когда каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим и располагает властью над нижестоящим.

"Инновация" - термин Р. Мертона, обозначающий тип отклоняющегося поведения, в основе которого стремление достичь культурно одобряемой цели способами, которые не одобряются.

"Ложная урбанизация " - бурный рост городского населения за счет сельской миграции или в результате административного преобразования сельских территорий в городские, при этом по характеру занятости, уровню обслуживания, использованию досуга и т.д. новые горожане сохраняют приверженность негородскому образу жизни.

" Механическая солидарность " - понятие Э. Дюркгейма для характеристики типа общества, основанного на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций;

"Обобщенный другой" - механизм отождествления индивидом себя с реальным или воображаемым человеком, группой; процесс усвоения социальных ролей и стандартов поведения, основанный на воспроизведении, копировании их.

" Органическая солидарность " - понятие Э. Дюркгейма для характеристики общества, в основе которого лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий.

"Ретритизм" - термин Р. Мертона, обозначающий тип отклоняющегося поведения. В его основе лежит социальная установка, в соответствии с которой индивид или группа не принимают ни цели, ни средства, предписанные культурой;

"Рефлексивная рамка " - схема принятия группового решения, состоящая из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов.

"Ритуализм" - термин Р. Мертона, обозначающий тип отклоняющегося поведения, проявляющегося в привычке следовать предписанным способам достижения целей, игнорируя получаемые результаты.

"Стражники культуры" - люди, которые регулируют прохождение, внедрение новых элементов культуры в общество.

"Суперэго" - термин З. Фрейда, обозначающий усвоенное индивидом знание требований и принуждающих воздействий со стороны группы.

"Эго" - термин З. Фрейда для обозначения рациональной, сознательной части личности, осуществляющей поиск социально приемлемых способов удовлетворения биологических влечений;

“Высокая” (или поздняя) современность” - теория, предложенная английским социологом Э. Гидденсом, рассматривающая ближайшее будущее как период, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. По Гидденсу, черты “высокой современности” укладываются в четыре блока: 1) понятие веры, 2) понятие риска, 3) понятие непрозрачности, 4) понятие глобализации.

Дисциплинарное пространство ” - понятие, введенное французским социологом М.Фуко, означающее способ воздействия власти на телесные практики посредством структурирования пространства, использования тех или иных архитектурных форм, иных способов "дисципли­нирования”.


“Закон Паркинсона” - зависимость, описывающая функционирование бюрократической системы, согласно которой между количеством чиновников и объемом работы не существует никакой связи: армия чиновников растет независимо от того, увеличивается, уменьшается или сводится к нулю объем их работы.

“Значимые другие” - те, кто эмоционально и технологически реагируют на поведение индивида, способствуя тем самым усвоению социальных норм.

“Качественное время ” - время как внутреннее, имманентное свойство событий и процессов.

Количественное время ” - время, которое служит своего рода внешней рамкой для измерения событий и процессов, чтобы человек мог ориентироваться и координировать социальные действия, это время, которое показывают часы и календари.

“Мир-экономика - концепция, предложенная французским историком и социологом Ф. Броделем, позволяющая выделять экономические регионы, независимо от политических, культурных и религиозных границ. Их основной характеристикой является самодостаточность, хозяйственной независимости от других регионов.

“Огруппленное мышление” - эффект принятия решений в сплоченных группах, исследованный американским социальным психологом И.Янисом. Проявляется в целом ряде характеристик, снижающих качество решений и даже делающих его опасным по своим последствиям, поскольку не рассматриваются все возможные альтернативы, принимаются во внимание не все возражения; не оценивается степень риска; имеет место предвзятость в рассмотрении информации; не разрабатывается план на случай непредвиденных обстоятельств и т.п.

Принцип Питера ” - закономерность функционирования бюрократической системы, согласно которой в иерархической системе каждый служащий стремится превысить уровень собственной некомпетентности.

“Я-концепция” - система установок индивида, направленных на себя и определяющих его поведение.

«Т еории среднего уровня» - понятие, введенное американским социологом Р. Мертоном для обозначения той области социологического знания, которая располагается между «частными рабочими гипотезами» и «основными концептуальными схемами».

Абсолютная бедность - такой уровень жизни индивида или семьи, когда становится невозможно удовлетворять основные потребности (в питании, одежде, жилье).

Агенты и агентуры социализации - люди и организации, способствующие социализации индивида: семья, институты образования и культуры, средства массовой информации, группы сверстников и друзей, добровольные ассоциации, в которых состоит индивид.

Агломерация - скопление городов и населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными и культурно-бытовыми связями.

Адаптационный механизмизменений - изменение посредством приспособления системы к условиям среды.

Административно-территориальное деление - проводимый в Советском Союзе способ структурирования территорий, согласно которому все поселения были иерархизированы на внекатегорные, такие как столицы и курортные города, поселения первой и последующих категорий. Категория определяла уровень снабжения и обеспечения коммунальными благами и многие другие параметры, связанные с потреблением. В территориальном аспекте социальный статус человека определялся его приписанностью к конкретной территории (прописка), правом на жилье, которое реализовывалось в ордере на квартиру.


Альтернативные движения - определение социального движения, направленного на изменение каких-либо сторон или потребностей личности.

Аномия - понятие, введенное Э. Дюркгеймом, для обозначения состояния нормативной неурегулированности, безнормативности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы, что ведет к социальной дезинтеграции, анархии или социальному хаосу.

Аскриптивный (или предписанный) статус - социальное положение индивида, приобретенное им в силу возраста, пола, национальности и иных, независимых от его личных усилий показателей.

Бифуркация - понятие, используемое в теории самоорганизации, которое описывает пороговые состояния, переход через которые ведет к резкому качественному изменению протекающих процессов в системе: движение начинает идти либо в сторону дальнейшего нарастания неупорядоченности, либо в сторону порядка и организации.

Брак - совокупность отношений между супругами, регулируемых совокупностью официальных норм.

Бюрократия - специальный административный аппарат, ответственный за поддержание функционирования конкретной организации и координации деятельности ее членов.

Вертикальная мобильность - перемещение индивида или группы, при котором изменяется их социальный статус.

Включенность, или встроенность во времени - характеристика социального времени, означающая, что каждое действие не только связано с другими, но и встроено по времени внутрь более широких социальных действий.

Внебрачная семья - модель семьи, котораяосновывается на фактическом браке, т.е. на совместном проживании без юридического оформления супружеских отношений.

Внешние группы - группы, в отношении которых в данной ситуации человек чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем, переживает чувство "они".

Внутренние группы - группы, с которыми человек в данной ситуации идентифицирует себя, т.е. переживает чувство "мы", чувствует себя комфорт­но.

Внутрипоколенная мобильность - многократное изменение социальной позиции индивида в течение жизни.

Внутриролевой конфликт - вид ролевого конфликта, когда человек обнаруживает различие между своей ролью, как он ее понимает, и собственным ролевым поведением.

Волнообразный или спиралевидный тип эволюции - вариант циклического типа социального изменения. Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития социальной системы, например, тенденцию к ее усложнению, а с другой - наличие сменяющих друг друга волн изменений, которые соответствуют разным уровням организации социальной системы.


Восходящая мобильность - социальный подъем.

Вторичная группа - характеристика взаимодействия в группе, когда между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Основное значение в них придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функ­ции. Поскольку в этих группах роли четко определены, часто их члены мало зна­комы друг с другом, коммуникация носит скорее формальный характер.

Вторичная девиация - понятие, используемое в теории ярлыков для обозначения поведения людей, которые, реагируя на отношение к ним в обществе, определили сами себя как девиантов.

Вторичная социализация - этап социализации, в процессе которого происходит приобретение и расширение индивидом ролевого знания самого разнообразного рода;

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса.

Город - целостная территориальная единица с высокой плотностью населения и значительным числом жителей, постоянно проживающих на его территории, непосредственно не производящих продуктов питания для самих себя, характеризующихся социальным разнообразием.

Городской образ жизни - стиль жизни, в котором на смену непосредственно личностным приходят вторичные функциональные контакты - высокоформализованные, узкоспециальные, обезличенные, случайные; для которого характерны: динамизм социальной жизни, ослабление влияния традиций, отношения складываются преимущественно не по территориальному признаку, а по признаку общности деятельности и интересов, в механизме управления поведением доминируют правовое регулирование и самоконтроль.

Групповая динамика - развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодейс­твием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.

Групповая дискуссия - способ принятия группового решения, предполагающий высказывание и осуждение ее участниками доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Суть действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса.

Групповая сплоченность - степень взаимной привлекательности чле­нов группы и группы как целого.

Групповая структура - система иерархически расположенных внутригрупповых отношений (или позиций).

Действующая толпа - термин американского социолога Г.Блумера, обозначающий поведение возбужденных людей, отрицательные эмоции которых стимулируют их желание действовать, восстановить нарушенную, с их точки зрения, справедливость.

Депривация - состояние недовольства, вызываемое расхождением между оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект.

Деревенский образ жизни - стиль жизни, для которого характерно непосредственное межличностное общение между жителями, тесные родственные и соседские связи; низкая социальная мобильность; сходство взглядов, интересов, предпочтений большинства жителей; внешний контроль как главный механизм социального управления поведением; вера и потребность в устойчивом порядке и авторитете его хранителя.

Детоцентристская семья -модель семьи, для которой характерна ориентация на частную жизнь, ее автономизацию, усиление чувственной стороны брака и интимности, регулирование репродуктивной функции.

Дисперсный характер неравенства - модель неравенства, сформировавшаяся в западном обществе, в соответствии с которой индивид может занимать в социальной структуре неодинаковые позиции по различным критериям.

Дисфункции бюрократии - вторичные последствия деятельности административного аппарата, которые противоречат целям и принципам социальной организации.

Доминантная культура - ценности, нормы, традиции, взгляды, которые навязываются одной частью общества обществу в целом;

Достиженческий статус - социальное положение, приобретенное индивидом в результате затраченных им личных усилий (полученное образование, квалификация, опыт и др.).

Закон - формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения.

Западный город - тип города, сформировавшийся в борьбе с государством и укрепившийся как центр экономической и торговой деятельности.

Заражение - бессознательная подверженность личности или группы определенным психическим состояниям в результате воздействия речевыми или неречевыми средствами общения.

Идентификация - понятие, обозначающее способность ребенка к моральному поведению благодаря усвоению им групповой картины мира и идентификации себя не только с конкретным другим, но и с сообществом других.

Институт семьи - система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, социализации, обеспечением социального положения.

Институционализация времени - характеристика социального времени, означающая разработку правил (нормативных ожиданий), регулирующих различные аспекты человеческого поведения во времени.

Институциональные нормы - специально разработанные правила организационного поведения.

Каста - замкнутая группа, которой отводится строго определенное место в общественное иерархии, с четким перечнем занятий, которыми могут заниматься ее члены;

Классы - социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан, различия между которыми заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Коллективное поведение - стихийная и неорганизованная групповая реакция на социальную ситуацию, затрагивающую интересы общности людей.

Конвенциональная толпа - термин Г. Блумера для обозначения поведения людей, которые собрались с определенной целью и в своем поведении придерживаются установленных норм, но их общение носит ритуализованный и безличностный характер.

Контркультура - группа, чьи нормы, взгляды, ценности и жизненный стиль вступают в прямой конфликт или противостоят доминантной культуре.

Конформизм - социальное поведение, соответствующее определенным в обществе нормам.

Корпоративизм - защита интересов организации (группы) в ущерб интересам клиента.

Корпоративная преступность - нарушение сотрудниками гражданских и административных правил как в интересах организации, так и в их собственных интересах.

Кризисный (или бифуркационный) механизм развития - некоторые пороговые состояния (“точки бифуркации”), переход через которые ведет к резкому качественному изменению протекающих в системе процессов. Предсказать заранее направление развития невозможно, т.к. это зависит от тех случайных воздействий внешней среды, которые в момент перехода через пороговое состояние и будут определять отбор. Неопределенность будущего - главная особенность бифуркационного типа изменения.

Культура - все созданные и усвоенные людьми обычаи, верования, ценности, знания, символы, постоянно используемые среди людей, ведущих общий образ жизни.

Культурная интеграция - глубина и степень взаи­мосвязи между различными сторонами культуры.

Культурные инноваторы - представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых создание новых элементов культуры.

Культурный релятивизм - взгляды, согласно которым любой элемент культуры должен оцениваться в соответствии с конкретным временем, местом и обстоятельствами, которые вызвали его появление, в свете тех социальных факторов, которые воздействовали на формирова­ние культурных традиций.

Легитимация - способы объяснения и оправдания сложившегося институционального порядка.

Линейное время - модель времени, согласно которой оно течет необратимо и непрерывно от прошлого к настоящему, затем к будущему(образ “стрелы времени”). Утверждается в ходе становления индустриального общества.

Малая группа - объединение людей, которое отличает: немногочисленность, наличие общей цели, не­посредственное личное общение между членами группы; наличие общих групповых норм и развитой структуры; чувство принадлежности к дан­ной группе и восприятие другими как члена этой группы.

Массовая культура - новый тип функционирования культуры, вызванный процессами массовизации общества, коммерциализации искусства, развитием технологий массовой коммуникации.

Мегалополис - образование из двух или более соседних метрополий, географическое расположение которых таково, что крайний конец одной совпадает с началом другой.

Межпоколенная мобильность .- и зменение социального статуса детей по отношению к родителям.

Межролевой конфликт - вид ролевого конфликта, когда на индивида направлены одновременно ожидания различных групп, предписывающих ему разные роли.

Метрополия - огромный город с окружающими населенными территориями, находящимися в его экономической и социальной орбите.

Механизмы социализации - способы как спонтанного воздействия, так и целенаправленного воспитания и обучения индивида в процессе социализации.

Модернизация - концепция, объясняющая процесс перехода от стабильного традиционного к непрерывно меняющемуся современному обществу.

Мозговой штурм - способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.

Молодежная культура - совокупность ценностей, норм и моделей поведения, выполняющих функцию адаптации к периоду перехода от юности к взрослому состоянию.

Молодежная субкультура - культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов и сходными моделями самореализации.

Молодежь - социально-возрастная группа, члены которой проходят стадию первичной социализации, а также осваивают первые профессиональные роли.

Монохроническое время - термин, предложенный американским социологом Эд. Холлом для обозначения особенности восприятия времени, когда события распределяются как отдельные единицы и организуются последовательно, в отличие от полихронического время, в соответствии с которым события происходят одновременно. Организации в этих временных системах функционируют по-разному. Монохронические культуры основаны на счете и распорядке. Полихронические культуры меньше зависят от распорядка событий, включают в себя больше деятельности и в большей степени основаны на лидерстве.

Моральные принципы - нормы, которые люди считают жизненно важными для их благополучия и в которых находят воплощение их базовые ценности.

Народная культура - спонтанное самобытное выражение народом своих традиционных ценностей.

Неформальная организация - спонтанно возникающие группы людей для достижения определенной цели.

Неформальные санкции - оказание давление с использованием убеждения, насмешки сплетни, презрения, угрозы остракизма.

Нисходящая мобильность - социальный спуск.

Нормативная референтная группа - группа, влияние которой на действия индивида (посредством вознаграждения или наказания, их поддержки или исправления) принимается им и является для него значимым.

Нормы-ожидания - правила, которые лишь очерчивают рамки социально одобряемого поведения. Их нарушение, вызывая неодобрение со стороны общества или социальной группы, не влечет за собой каких- либо серьезных санкций.

Нормы-правила - правила, определяющие границы допустимого поведения, а также виды деятельности, считающиеся неприемлемыми и потому запрещенными. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций.

Общая социологическая теория - абстрактно-обобщен­ный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие зако­номерности функционирования и развития социальной реальности.

Общество - система социальных взаимодействий; универсальный способ ор­ганизации социального взаимодействия и социальных связей, обеспечиваю­щий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся.

Обычаи - это привычные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Организационное время - временные правила, вводимые организацией с целью жестко структурировать деятельность ее членов, определить последовательность фаз или стадий выполнения организационных функций.

Относительная бедность - невозможность удовлетворить потребности, соответствующие общепринятым стандартам потребления.

Парадигма - понятие, введенное в научный оборот американским ученым Т. Куном для обозначения общего способа постановки и решения теоретических проблем.

Первичная группа - группа, в которой, между людьми устанавливаются прямые эмоциональные контакты, личность проявляет себя разносторонне.

Первичная девиация - понятие, используемое в теории ярлыков для обозначения отношения других людей к человеку, которого воспринимают как девианта.

Первичная социализация - период социализации, в ходе которого формируется базовая структура личности.

Подражание - один из способов формирования толпы, в результате чего происходит не только принятие поведения другого человека или массы, но и тиражирование этого поведения.

Поколение - социально-демографическая общность людей, характеризующаяся более или менее общими условиями социализации, примерно одинаковым периодом вступления в пору социальной зрелости, а также возрастными и социально-психологическими особенностями.

Политическая стратификация - иерархия социальных групп в зависимости от степени обладания властью и силы влияния на принятия политических решений.

Политические институты - учреждения, организованные с целью регулирования процесса принятия решений, касающихся коллективных интересов.

Постиндустриальное (или информационное) общество - концепция, согласно которой на смену современному индустриальному обществу приходит общество, где основным эконо­мическим фактором будет знание (информация), а основной сферой произ­водства - сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы (именно они занимаются произ­водством знания) из относительно небольшой социальной группы, каковой они были в доиндустриальном и индустриальном обществе, превратятся в заметный социальный слой.

Постэкономическое (или постмодернистское) общество - теоретическое направление, разрабатывающее идею о том, что в человеческой истории на смену эпохе современности должна прийти иная, качественно отличная эпоха. Ее важнейшей чертой ста­новится преодоление труда как утилитарной активности и замена его твор­ческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами.

Престиж - оценка обществом социального статуса.

Преступление - уголовно наказуемое действие.

Прогрессивно-поступательного тип изменений - взгляд на природу социальных изменений, в основе которого лежит модель линейного времени. Это направленный процесс, предполагающий раскрытие потенциала, который изначально заложен в системе. Идея поступательного развития стала центральной во всех разновидностях эволюционных теорий.

Проксемика - проводимое в микросоциологии и социальной психологии исследование пространственного поведения людей, основанное на наблюдении и описании дистанций и ориентаций между людьми, общепринятых в той или иной культуре, выявлении того какой эмоциональный и социальный смысл они несут - выступают знаками близости или отдаленности, доминирования или равенства взаимодействующих людей, способом расположения или социального давления.

Протестное поведение - проявление негативного отношения к социальной системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым властью решениям, в открыто демонстрируемой форме.

Профессиональная стратификация - иерархия основных профессиональных групп в обществе в зависимости от престижности профессий, либо деление членов профессиональной группы на руководителей разного ранга и подчиненных;

Публика - множество людей, занимающихся сходным действием, или деятельностью, направленной на один и тот же объект, но не обязательно находящихся в непосредственной пространственной близости.

Регионализация - процесс суверенизации регионов, сосредоточение власти, собственности и т.п. на уровне ниже государственного.

Ресоциализация - процесс овладения новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

Референтная группа - общность людей, чьи мнения, убеждения и способы действия являются решающими при формировании собственных мнений, убеждений и способов действий индивида, выступают для него образцом для подражания и сравнения.

Реформаторское движение - социальное движение, целью которого является изменение в каких-либо сферах жизни общества.

Рецидивирующая модерни­зация - термин, введенный для обозначения периодически возвращаю­щейся модернизации “вдогонку” с ее тяжелыми социальными последствиями и высокой человеческой ценой.

Ролевая дистанция - термин, введенный американским социологом Э. Гофманом, обозначающий способность человека отличать свои разные роли от себя самого.

Ролевая идентификация - понятие, которое обозначает состояние, когда индивид не осознает, что играет роль, идентифицирует себя с ролью.

Ролевой конфликт - ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требованиям двух или более несовместимых ролей.

Ролевой репертуар - разнообразие ролевого поведения конкретного человека, его способность модифицировать, варьировать исполнение одной и той же роли в зависимости от изменения ситуации.

Русский город - тип города, в возникновении и развитии которого непосредственное и определяющее участие принимало государство; длительное время сохранявший зависимость от деревни; выполнявший в первую очередь оборонительные функции и являвшийся месторасположением государственной власти.

Сегментация институционального порядка - процесс увеличения числа и сложности институтов, их дифференциации, в основе которого лежит степень разделения труда в обществе, специализация деятельности.

Семиотика пространства - изучение символической нагруженности пространственных характеристик в конкретном культурном контексте.

Семья - общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей.

Слухи - недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения.

Случайная толпа - термин Г. Блумера для обозначения спонтанно собравшихся людей, чье внимание на время было привлечено каким-то событием и которые затем расходятся по своим делам;

Современная личность - аналитическая модель, позволяющая выделить наиболее адекватные задачам современности личностные характеристики. Среди них: открытость экспериментам, инновациям и изменениям; готовность к плюрализму мнений; ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность; признание высокой ценности образования; уважение достоинства других людей и др.

Современное общество - общество, характерными чертами которого являются готовность к изменению, развитию; социальная мобильность; рынок как механизм регулирующий и организующий поведение индивида, рационализм и индивидуализм.

Сословие - группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передающимися по наследству правами и обязанностями.

Социализация - усвоение индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей.

Социальная норма - общезначимое правило поведения, пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия.

Социальная дезорганизация - нарушение функциональных отношений в такой степени, что выполнение общегрупповых задач становится затруднительным.

Социальная маргинальность - ситуация, когда индивид или группа занимают пограничное социальное положение, не способны интегрироваться в большое сообщество.

Социальная мобильность - изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой.

Социальная организация - способ упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для эффективного выполнения общей задачи.

Социальная проблема - нерешенность вопросов, касающихся различных сторон социальной жизни людей.

Социальная роль - поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия.

Социальная стратификация - иерархически организованное взаимодействие групп людей.

Социальная структура - внутреннее устройство общества или социальных групп, состоящее из определенным образом расположенных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.

Со­циальное время - время, нагруженное субъективным смыслом и в соответствии с этим смыслом включенное людьми в организацию своей жизнедеятельности.

Социальное движение - неинституционализированная деятельность свободных коллективных образований, направленная на содействие или препятствие социальным изменениям.

Социальное действие - действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.

Социальное изменение - происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления, составляющих его групп и индивидов.

Социальное отклонение - поведение, которое оценивается членами группы, как нарушение их норм.

Социальное пространство - занимаемое место действующих лиц или групп относительно друг друга, поле сил, которое навязывается всем, кто входит в это поле и которое несводимо к намерениям индивидов.

Социальное развитие - направленный процесс, в котором каждая последующая фаза отличается от предшествующей.

Социальный институт - устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Социальный контроль - совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения.

Социальный конфликт - противостояние или противоборство, как минимум, двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти.

Социальный кризис - дезинтеграция культурной и социальной составляющих социальной системы, невозможность справиться с возникающими проблемами в рамках существующей социальной формы;

Социальный прогресс - понятие теории эволюции, обозначающее направленный процесс, который приводит систему все ближе к предпочитаемому, лучшему либо к идеальному состоянию;

Социальный статус - место индивида или группы в иерархически организованной структуре и связанная с ним система прав и обязанностей.

Социальный факт - термин, введенный Э. Дюркгеймом, для обозначения всякого образа действия, способного оказывать на индивида внешнее давление и имеющего в то же время собственное существование, не зависимое от индивидуальных проявлений.

Социальный цикл - процесс, в котором состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было в более раннее время.

Социокультурная реальность - относительная самостоятель­ность, взаимодополнительность, несводимость друг к другу социального и культурного аспектов в жизни общества.

Социологическая проблема - выявление того, как действует социальная система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования, предопределяющие характер социальных взаимодействий.

Социологическое воображение - термин, введенный американским социологом Р. Миллзом, для обозначения способности человека связать свою биографию с историей, оценить себя в сравнении с другими. Миллз вы­делял три измерения социологического воображения:(1) структурное - умение понимать окружающую социальную среду: структуру общества, его элементы, как они связаны между собой, как функционируют; (2) историческое: умение понимать отличительные особенности совре­менного мира в сравнении его с прошлым; (3) человеческое: способность понять, какие типы людей играют особую роль в современном обществе на данном этапе, какие идут им на смену.

Социология - научное исследование общества, социальных институтов и социальных групп, взаимодействия внутри них и между ними.

Сравнительная референтная группа - группа, членом которой индивид не является, но действия и стандарты которой значимы для него.

Статусная несовместимость - несоответствие социального статуса ожидаемой оценке со стороны общества.

Структурный подход - теоретическое направление, сторонники которого полагают, что поведение индивида и группы - продукт и производное социальной системы.

Субкультура - группа людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминантной культуры и члены которых идентифицируют себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы.

Субурбанизация - перемещение состоятельных слоев населения больших городов в пригороды.

Супружеская семья - модель семьи, где основнойнормой является ориентация на взаимоотношения мужа и жены. Дети здесь не являются высшей ценностью. Их воспитание основывается на поощрении индивидуальности, инициативы, самостоятельности.

Теория - систематическое и оформленное объяснение того, каким образом два или более явлений взаимосвязаны друг с другом.

Теория действия - теоретическое направление, сторонники которого полагают, что общество возникает из действий индивидов, а в основе человеческого поведения лежит то, как люди интерпретируют и направляют социальные обстоятельства.

Теория конфликта (конфликтная парадигма) - теоретическое направление, согласно которому естественным состоянием общества является острое противоречие между людьми, группами и организациями, стремящимися к власти.

Теория социального обмена - направление в социологии и социальной психологии, согласно которому социальные взаимодействия основаны на вознаграждениях и наказаниях, которые получают люди друг от друга.

Теория структурации - автор этой теории. британский социолог Э. Гидденс попытался синтезировать противоположные подходы к изучению социальных явлений - структурный и социального действия. Его основная идея состоит в том, что структуры создаются социальными действиями, которые, в свою очередь, становятся возможными благодаря структурам.

Тиражирование - характерный признак массовой культуры, предполагающий использование новых технологий - печать, экран, компьютерные коммуникации;

Толпа - сравнительно большое число людей, временно собравшихся вместе на определенном пространстве и находящихся под влиянием друг друга.

Тотальный институт - организации, охватывающие полный дневной цикл своих подопечных, что оказывает глубокое воздействие на их психику и поведение.

Традиционное общество - общество, характерными чертами которого являются высокая структурная устойчивость, доминирующий аскриптивный статус индивидов и групп, регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, догматизм и этноцентризм в мировоззрении.

Тривиализация - сведение всего разнообразия художественного опыта к элементарному, банальному, общедоступному;

Формализация - закрепление элементов организации в единых образцах, стандартизация поведения.

Формальная организация - группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса для достижения определенной цели.

Формальный социальный контроль - официальное принуждение к принятию норм и ценностей посредством использования специальных организаций.

Функциональное направление - теоретическое направление, сторонники которого полагают, что общество складывается в устойчивую целостность благодаря процессу саморегуляции, когда различные его части выполняют различные взаимодополняющие функции.

Ценности - общие идеи относительно того, что рассматривается в данном сообществе как приемлемое, предпо­читаемое, хорошее, правильное.

Циклический тип социального изменения - представление о социальном развитии, в основе которого лежит модель циклического времени. Социальный цикл не имеет определенной направленности, хотя и не случаен. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, причем оно уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию, изменений нет.

Циклическое время - модель времени, согласно которой ход жизни постоянно повторяется, это вечное круговое движение. Символом циклической модели становится колесо или змея, кусающая свой хвост. Это время архаических структур, аграрных цивилизаций, время которых проистекает из повторяющихся сезонных и жизненных циклов. Сознание человека этой цивилизации не ориентировано на восприятие изменений. Это также время повседневной жизни.

Экономическая стратификация - дифференциация социальных групп в зависимости от отношения к собственности и денежной оценки труда.

Экспрессивная толпа - термин Г. Блумера для обозначения массового поведения, когда людям позволяется открыто выражать свои чувства и вести себя таким образом, который считается недопустимым при других обстоятельствах.

Этноцентризм - стремление рассматривать свою собственную культуру как хорошую и правильную и судить других, исходя из этих стандартов.

 

Список рекомендуемой литературы.

 

а) основная литература

Бабосов Е.М. Общая социология. М.: ТетраСистемс. 2010.

Лапин Н.И. Общая социология. М.: Высшая школа, 2009.

Общая социология / Под. ред. А. Г. Эфендиева. М.: Инфра-М. 2011.

Фролов С.С. Общая социология. М.: Проспект. 2011..

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2010.

б) дополнительная литература

Антоновский А.Ю. Никлас Луман. Эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М.: ИФРАН, 2007.

Бабосов Е.М. Общая социология. М.: ТетраСистемс. 2010.

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир, 2004.

Бауман З. Признаки постмодерна. М.: Логос, 2002.

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социс. 2011. № 1.

Бергер П., Бергер Б. Социология: Биографический подход // Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект. 2004. Гл. 1, 2.

Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций как новая картина мира // Общественные науки и современность. 2006. № 2.

Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, Культурная Революция, 2006.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. в 3- тт. М.: Весь Мир, 2008 – 2007.

Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2007.

Валлерстайн И. Исторический капитализм. М.: КМК, 2008.

Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2008.

Гарфинкель Г. И сследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2006.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь Мир, 2004.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации. М.: Академический проект, 2005.

Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008.

Город и горожане в России XX века. М.: Контрфорс, 2001.

Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социс. 2010. № 12.

Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации // Социс. 2011. № 2.

Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл, 2009.

Графмейер И. Социологическое исследование города // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2.

Давыдов А.А. Системная социология: Новая социология, основанная на общей теории систем, методах системного моделирования и системного управления. М.: ЛКИ, 2010.

Дарендорф Р. Элементы теории конфликта. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс, 2003.

Димитров Р. Организация, движение: учебное пособие. М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2006.

Доган М. Социология среди социальных наук // Социс. 2010. № 10.

Загашвили В. Государство на новом этапе экономической глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5.

Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений: учебное пособие М.: Норма: ИНФРА-М, 2006.

Зиммель Г. Как возможно общество. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Зомбарт B. Собр. Соч. в 3-х т. Т. 3. Исследования по истории развития современного капитализма. М.: Владимир Даль, 2008.

Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5.

Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2008.

Иванов Н. Глобализация и общество: проблема управления // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4.

Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века. М.: ИНИОН РАН, 2010.

Ионин Л.Г. Социология в обществе знания. От эпохи модерна к информационному обществу. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Йоас Х. Креативность действия. СПб: Алетейя, 2005.

Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // 2009. № 1.

Коллинз Р. Социологическая интуиция. Введение в неочевидную социологию // Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект. 2004. Гл. 5.

Колиинз Р. Четыре социологические традиции. М.: Тарритория будущего, 2009. Гл. 2.

Кравченко С. А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М.: Экзамен, 2007.

Кравченко С.А. Динамика социологического воображения; всемирная культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010.

Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции. М.: Изд-во МГИМО, 2010.

Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико-методологических подходов // Социс. 2011. № 1.

Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М.: Изд-во МГИМО, 2007.

Кули Ч. Социальная самость. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010.

Лаперони Д. Социология социальных движений // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2.

Лапин Н.И. Общая социология. М.: Высшая школа, 2009.

Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации. СПб.: Питер, 2008.

Лафта Дж. К. Теория организации. М.: Проспект, 2005.

Лебедев С. Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социс. 2010. № 12.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Фонд им. Л.С. Выготского, 2007.

Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.

Льюкс С. Власть: радикальный взгляд. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

Мегаполисы в условиях глобализации. М.: ИНИОН РАН, 2008.

Мид Дж. Избранное. Изд-во: ИНИОН РАН, 2009.

Морено Дж. Психодрама. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008.

Нуреев Р.М., Латов Ю.В. Что такое path dependence и как ее изучают российские экономисты // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 118 – 129.

Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения / Под редакцией П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО "Вариант", ЦПГИ, 2009.

Паин А.И. Исторический «бег по кругу» (Попытка объяснения причин циклических срывов модернизационных процессов в России) // Общественные науки и современность. 2008. № 4.

Парсонс Т. О построении теории социальных систем. Интеллектуальная автобиография. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Подгорный Б.Б. Экономическое поведение и влияние религиозных традиций (к постановке проблемы) // Социс. 2011. № 2.

Попов Е.А. Что изучает социология культуры // Социс. 2011. № 1.

Розов Н.С. Историческая макросоциология: становление, основные направления исследований и типы моделей // Общественные науки и современность. 2009. № 2.

Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея-Пресс, 2002.

Сорокин П. Социокультурная динамика. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Титов С.А. Образование в точке бифуркации // Общественные науки и современность. 2010. № 4.

Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф, 2009.

Урнов М.Ю. Неинституциональные факторы социальной динамики – подходы к моделированию // Общественные науки и современность. 2010. № 5.

Фролов С.С. Общая социология. М.: Проспект. 2011.

Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2008.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.

Хагуров А.А. Социология российского села / Под ред. В. И. Нечаева. М., 2008.

Хелд Д., Гольблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. М.: Праксис. 2004.

Хофстеде Г., МакКрэй Р.Р. Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей // Социологический журнал. 2010. № 4.

Циклы политического развития: прогностический потенциал (сборник статей) / Отв. ред. – В.И. Пантин, В.В. Лапкин. – М.: ИМЭМО РАН, 2010.

Шинковский М.Ю. Глокализация как предмет научного исследования // Полития. 2008. № 2.

Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 1.

Шишков Ю. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2010. Гл. 14 – 16.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. М.: Аспект-Пресс, 1999. Гл. 2.

Эриксон Э. Трагедия личности. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008.

Яницкий О.Н. Сети социальных движений в России // Общественные науки и современность. 2010. № 6.

 







Date: 2015-05-09; view: 4528; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.133 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию