Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бюрократии
Добровольные ассоциации и тотальные учреждения представляют собой лишь два типа организаций. В них осуществляется небольшая часть всей организованной деятельности, которая имеет место в индустриальных обществах. Коммерческие фирмы, правительственные органы, профсоюзы и колледжи - тоже организации, но они не адекватны этим двум моделям (хотя переутомленные сотрудники учреждения и студенты колледжа иногда чувствуют себя как обитатели тотальных учреждений). Такие организации называются бюрократиями (В русском разговорном языке мы называем такие организации учреждениями, административными управлениями и просто организациями (Ред)), для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающееся в иерархии власти. Обсуждая бюрократии или административные структуры, мы снова обращаемся к Максу Веберу. Он придавал особое значение стремлению к рационализации современного общества. Вебер изучал роль этого процесса в преобразовании разных сфер общества, включая искусство, религию, политику, экономику и систему уголовного права. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности. Она становилась более систематизированной - организованной согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. Для понимания указанного различия сравним традиционные отношения между хозяином и слугой с отношениями между предпринимателем и человеком, работающим по найму на современном промышленном предприятии. Между хозяином и слугой складываются отношения, основанные на взаимном доверии; более того, хозяина и слугу соединяет целый ряд неписаных соглашений, передаваемых из поколения в поколение в течение веков. Отношения же между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, в современных условиях определяет обезличенный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (например, мастера, инспектора и т.д.); при этом служебные обязанности четко регламентированы. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип, или модель. Модель никогда не соответствует в точности специфической ситуации реального мира. Однако она может служить для обобщения социальных явлений. (В 15-й главе, например, мы увидим, что церковь, вероисповедание и секта - идеальные типы, или модели, религиозной организации.) Вебер выделил семь основных характерных черт идеального типа бюрократии. 1. Разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами, В современной коммерческой фирме имеется описание обязанностей директора, управляющего делами, продавцов и т.д. 2. Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников. В современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости (сверху вниз): совет директоров, главные руководители предприятий, руководители среднего уровня и нижестоящие начальники, осуществляющие контроль за деятельностью рядовых служащих. 3. Публичный офис (канцелярия или "бюро") - основа бюрократии), где собраны письменные документы и, вероятно, справочник, в котором регистрируются и сохраняются сведения о деятельности учреждения. 4. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводителю сравнительно просты, но некоторые программы подготовки руководящих работников длинны и сложны. 5. Штатные сотрудники, посвятившие все свои силы деятельности организации, для них это главное занятие. 6. Правила, достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить и выполнять. Зачастую они весьма детальны; например, на некоторых предприятиях время и продолжительность перерывов, когда работники могут выпить кофе, строго регламентированы. 7. Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам. Это не обязательно означает преданность лишь руководителю организации, или любому другому ее сотруднику (Эйзенштадт, 1968). Все это, вместе взятое, делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. В свою очередь, предсказуемость и координация - основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. С их помощью можно понять, когда работники намерены создавать лишь видимость работы или замышляют прекратить ее, какие механизмы они собираются при этом использовать и т.д. И хотя сочетание перечисленных выше элементов придает довольно обезличенный характер конечным результатам деятельности, для бюрократии это в большинстве случаев предпочтительнее, чем дезорганизация, неповиновение, неэффективность. Date: 2015-05-09; view: 492; Нарушение авторских прав |