Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение христианства. Сущность идей





Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. о несомненной близости первоначального

христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют наиденные в 1947 г. Свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у

эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато- логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-

века, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности.Относительно быстрое распространение христианства в мало- азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен- ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие общественные порядки и тем самым породило надеждуна избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно

призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте- ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - черезпознание божественной истины, которую принес на землю Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира

христианство не создано людьми, а дано че-ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительнаяистория религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон- цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-

софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новуюрелигию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,

способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение

первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-

турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-ненных представлений, а способствовало принципиально новому

учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероученияоказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.

50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 дон. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,

и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-

на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение

Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,

о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы, названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для

христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за- метное влияние на формирование христианства. Нравственное учение христианства, в особенности о достижении

добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством

осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы- текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только

повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст- венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-

веческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,

независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-

ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало

следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел

бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними" (Мф. 7:12).Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор- мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-

сение предполагает строгую оценку собственной жизни,

самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.

Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток

средиземноморской культуры.

 

Date: 2015-05-09; view: 449; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию