Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение христианства. Сущность идейХристианство возникло в Палестине в I в. н. э. о несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют наиденные в 1947 г. Свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато- логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело- века, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.Относительно быстрое распространение христианства в мало- азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов- лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен- ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов- ладельческие общественные порядки и тем самым породило надеждуна избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте- ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - черезпознание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано че-ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительнаяистория религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон- цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило- софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новуюрелигию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль- турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-ненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание. Особенно заметное влияние на основы христианского вероученияоказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 дон. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении, и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило- на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы, названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за- метное влияние на формирование христианства. Нравственное учение христианства, в особенности о достижении добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы- текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст- венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело- веческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен- ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1. Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12).Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор- мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа- сение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия. Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.
|