Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей





Допрос потерпевших и свидетелей в суде имеет свои психологические особенности. Они заключаются прежде всего в том, что здесь в условиях гласного судебного разбирательства свидетели и потерпевшие должны давать показания по истечении довольно продолжительного времени после показаний на предварительном следствии. Возникает целый ряд психологических обстоятельств, которые должны учитываться как судом, так и участвующими в рассмотрении дела обвинителем и защитником. Во-первых, такое свойство человеческой памяти, как забывание. Человек почти всегда припоминает что-либо неполностью, неточно, в других случаях и вовсе может не вспомнить того, что было когда-то воспринято, пережито. Забывание зависит от многих причин, в частности от таких явлений, как: проактивное торможение, когда забывание события активизируется предшествующей деятельностью, действиями данного лица; ретроактивное торможение, когда на предыдущее событие наслаиваются последующие.

Отсюда вытекает необходимость для суда и участников процесса оказывать психологическое воздействие на указанных свидетелей и потерпевших (в меньшей мере), чтобы побудить их вспомнить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела.

Задаваемые вопросы должны быть построены таким образом, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал последующий, а каждый последующий являлся бы логическим продолжением предыдущего; чтобы ответы допрашиваемого воссоздавали полную картину того события, которое он воспринимал. Во-вторых, нельзя не учитывать, что на показания свидетелей и потерпевших определенное психологическое воздействие в условиях судебного следствия оказывает реакция присутствующей в зале заседания публики. Допрашиваемый всегда думает о возможной реакции зала на его показания, переживает ее. Реакция зала способна сбить допрашиваемого с процесса припоминания, воспроизведения интересующего суд события; она может резко изменить его психическое состояние. Вот почему особенно осторожно и продуманно необходимо ставить вопросы свидетелям, потерпевшим, чтобы уже сам вопрос не вызывал смеха, веселого оживления в зале, что может восприниматься допрашиваемым как насмешка над ним. Участники судебного следствия, особенно прокурор и защитник, всегда должны помнить, что нельзя стремиться вызвать выгодную для них реакцию зала; их задача - прежде всего, добиваться установления истины. Реакция же зала может мешать достижению указанной задачи. Здесь особенно необходимо чувство меры.

Допрашивая в суде свидетелей и потерпевших, важно установить, нет ли противоречий между показаниями, данными ими на предварительном следствии и в суде. Если они имеются, то, поставив указанным лицам конкретизирующие, уточняющие, контрольные и дополнительные вопросы, необходимо установить причины этих противоречий и устранить их. Иначе суд не может использовать такие показания для обоснования приговора. Известно, что не всякое противоречие существенно и не всегда оно свидетельствует об изменении свидетелем или потерпевшим показаний. Нередко противоречия в их показаниях лишь кажущиеся. Когда же судьи и участники процесса подробно и обстоятельно допросят свидетеля и потерпевшего, поставят им ряд детализирующих, контрольных и уточняющих вопросов, то оказывается, что противоречий в действительности нет. При обнаружении в показаниях указанных лиц существенных противоречий суд вправе огласить показания, данные ими на предварительном следствии. Но это следует делать только после всестороннего и тщательного допроса свидетеля и потерпевшего и выяснения причины противоречий.

Однако на практике довольно часто встречаются случаи, когда судьи, установив какое-либо противоречие между показаниями свидетелей и потерпевших, данными в суде и на предварительном следствии, сразу же оглашают протоколы допроса указанных лиц и пытаются убедить их в том, что следователю они говорили правду, а суду дают противоречивые показания. Таким путем нередко удается устранить неточности в показаниях лица, которое добросовестно заблуждается или забыло какие-то обстоятельства дела.

Таким образом, оглашение показаний свидетеля, потерпевшего в суде как тактический прием допроса может использоваться в судебной практике, но его нельзя рассматривать как единственный эффективный прием допроса в случаях обнаружения противоречий в показаниях. Оглашение показаний полезно тогда, когда суд выяснит истинную причину противоречий.

Необходимо иметь в виду, что противоречия в показаниях свидетелей, потерпевших могут быть результатом их добросовестного заблуждения. Для устранения противоречий рекомендуется четкими и конкретными напоминающими вопросами помочь указанным лицам правильно вспомнить факты, интересующие суд и участников процесса. В таких случаях полезным приемом допроса является постановка вопросов, которые расчленяют событие на составные части. Это помогает свидетелю, потерпевшему, вспомнив какой-то один факт, по ассоциации вспомнить и другие.


При допросе свидетеля, потерпевшего целесообразно предъявлять им документы, противоречащие их показаниям, давать прослушать магнитофонную запись их показаний.

Добросовестным допрашиваемым это поможет вспомнить действительные обстоятельства дела и полнее о них рассказать, а лжесвидетелей заставит дать правдивые показания. Вообще судебный допрос свидетелей, потерпевших, дающих заведомо ложные показания, представляет определенные психологические трудности. Допрос указанных лиц необходимо построить таким образом, чтобы несмотря на их заинтересованность в исходе дела суд мог выяснить важные для него обстоятельства. Для этого при допросе нужно применять различные тактические приемы: сопоставление, уточнение, детализацию. Эффективными являются перекрестный допрос, очная ставка для изобличения лжесвидетелей, показания которых полны противоречий, недостаточно точны, основаны не на фактах, а на предположениях либо на вымысле.

Полезно также при допросе сосредоточить основное внимание не на главных обстоятельствах, излагаемых лжесвидетелем, а на второстепенных, которые не могли быть предусмотрены им. Ответы на такие вопросы помогают изобличить лжесвидетеля, который обычно не в состоянии избежать противоречий и запутывается в своих показаниях.

Особую сложность представляет допрос малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактике допроса этих лиц, допущенные судом и участниками судебного разбирательства, могут привести к ложным показаниям.

Суду необходимо учитывать, что малолетние и несовершеннолетние свидетели и потерпевшие легко поддаются внушению, они могут неправильно воспринять и истолковать отдельные факты. Поэтому при допросе им нужно ставить уточняющие, детализирующие, контрольные вопросы об отдельных обстоятельствах дела.

Допрос названных лиц осложняется воздействием на них обстановки судебного заседания. В связи с этим УПК предусматривает ряд дополнительных условий, гарантирующих возможность успешного проведения судебного допроса.

Так, допрос несовершеннолетнего свидетеля до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - до шестнадцати лет, проводится с участием педагога. Если суд признает необходимым, он вызовет вместе со свидетелем и его родителей или иных законных представителей. Суд вправе использовать присутствие этих лиц для установления психологического контакта с несовершеннолетними свидетелями. Несовершеннолетнему свидетелю, потерпевшему вначале следует предложить рассказать о себе (назвать фамилию, имя, отчество, номер школы, в которой учится, класс, домашний адрес, место работы родителей и др.).

Затем председательствующий может задать свидетелю, потерпевшему несколько вопросов на отвлеченные темы, не относящиеся к делу. Такими темами, близкими несовершеннолетнему, могут быть: школа, учеба, товарищи по классу, спорт, кружки, друзья, любимые увлечения и т. д. Только после того как председательствующий почувствует, что беседой на отвлеченные темы он расположил к себе несовершеннолетнего, можно постепенно переходить к выяснению вопросов, относящихся к обстоятельствам дела. После свободного рассказа свидетеля, потерпевшего ему задают вопросы - четкие и конкретные. Председательствующий обязан пресекать любые попытки задавать указанным лицам наводящие вопросы. Участники процесса должны учитывать, что малолетним допрашиваемым трудно не только понять вопрос, но и сформулировать на него ответ. Допрос несовершеннолетнего, и особенно малолетнего, свидетеля, потерпевшего должен быть по возможности кратким, неутомительным.

 

 







Date: 2015-05-09; view: 899; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию