Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А.И. Папкин
Психология милицейской деятельности[8] Актуальные проблемы психологии милицейской деятельности. В Закона РФ «О милиции» говорится, что «милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения». Психологический анализ деятельности требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности милиции. В связи с этим целесообразно обратиться к ст. 2 этого закона, в которой отмечается, что задачами милиции являются: · обеспечение личной безопасности граждан; · предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; · раскрытие преступлений; · охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; · оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Объект деятельности сотрудников милиции (правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельности работников милиции следует отнести такие характеристики правонарушителей: а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения; б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям сотрудников милиции; в) опыт противоправной или преступной деятельности; г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности; д) типичность и индивидуальность в поведении; е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая идентификация себя с криминальной средой. Анализ специфики деятельности милиции позволяет выделить десять общих для представителей ее различных служб характеристик: · деятельность милиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Р.Ф. Сотрудники милиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды; · деятельность сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности; · нормативно-правовая регламентация деятельности милиции определяет специфику проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности; · как правило, выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники; · работникам милиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти; · полиция обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия); · разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам; · деятельность милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны; · полицейская деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе; · на деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет милиции. Исключительная сложность деятельности милиции диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника. Эта деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников милиции как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества. Деятельность работников милиции существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности сотрудников милиции можно вести в четырех направлениях: · формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон деятельности милиции; · развитие интереса к деятельности опосредованным воздействием на мотивы путем воспитания у сотрудников милиции чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к милиции; · раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка; · эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений милиции благоприятного морально-психологического климата. Психологические особенности различных видов деятельности работников милиции. Исходя из законодательно определенных задач деятельности милиции, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность. Профилактическая деятельность. Основная цель профилактической деятельности работников милиции — предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников. Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов. Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества: · профессиональную наблюдательность; · уравновешенность, самообладание при конфликтах; · способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие; · тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека; · умение отстаивать свою точку зрения; · способность к воссозданию образа по словесному описанию; · умение делать выводы из противоречивой информации; · память на внешность и поведение человека; · способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми. Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др. Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников милиции, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскная деятельность является основной, схожей по применяемым методам решения служебных задач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методы определены Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует от него наличия следующих психологических качеств и умений: · способности решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; · готовности к ситуациям силового (включая огневое) единоборства с преступниками; · повышенной ответственности за свои действия («отсутствие права на ошибку»); · способности к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями; · высокой психофизиологической выносливости, связанной с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10—12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя. · ночные выезды на задержание преступника и т.п.); способности выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, · невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.; · постоянной интеллектуальной активности (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности); · способности к ролевому перевоплощению, умения выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов; · речевой находчивости, умения быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.1
1. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ. пособие./ Под ред.Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д._ М., 1997.-С.85 Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как синдром профессиональной непригодности к оперативно-розыскной деятельности. Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов органов внутренних дел, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д. Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчество в выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки. В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят: мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание, честность, мужество, принципиальность, добросовестность исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения, выраженная мотивация самоактуализации и др.); познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческое мышление, наблюдательность, умение, прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание и др.); · коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт, владение коммуникативной техникой поведения, наличие организаторских качеств и др.); · иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, ответственность, самоуважение и др.). Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГАИ. Общая характеристика этой деятельности — целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимости прекращения противоправно деяния и принуждения в виде наложения штрафа, задержания правонарушителей и доставления их в ИВС или спецприемники (или медвытрезвители). Для работников патрульно-постовой службы важны следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др. Охранная деятельность. Это основная деятельность для сотрудников вневедомственной охраны милиции. Ее главная цель — охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охранными объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект. Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками вневедомственной охраны считаются следующие качества: · наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.); · эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.); · интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.); · коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.); · качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.); моторные качества (быстродействие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).
Психологический практикум к Разделу II. Упражнение 1. При вступлении в должность начальника УВД Н-ской области полковника милиции Белова А.И. его предшественник только с положительной стороны охарактеризовал подполковника милиции Жукова И.И., работавшего ранее на различных руководящих должностях в аппарате УВД. По инициативе предыдущего начальника УВД Жуков назначался начальником отстающего РОВД г. Знаменска, а через некоторое время - начальником другого «запущенного» РОВД. По мнению бывшего начальника УВД, Жуков «вытянул» оба этих РОВД из провала. Какими средствами он при этом пользовался, никого не интересовало. Внешне Жуков И.И. «смотрелся»: энергичный, подтянутый, исполнительный, общительный. Несколько развязен, но до панибратства не доходит, дело знает, указания понимает с полуслова. Правда, среди коллег - начальников ГРОВД и некоторых работников аппарата УВД - особым уважением не пользуется: заносчив, высокомерен. Допускал Жуков и некоторые нарушения, злоупотреблял служебным положением. Негативная информация о Жукове дошла и до нового начальника УВД, но он, доверяя мнению своего предшественника, считал в целом Жукова деловым руководителем. Поэтому, когда у Жукова подошел предельный срок выслуги в звании подполковника, Белов А.И. настоял, чтобы его назначили начальником крупного ГОВД области, где предельное звание у начальника по штатному расписанию было «полковник милиции». Через какое-то время, несмотря на возражения некоторых членов коллегии УВД, Белов А.И. направил в МВД РФ представление о присвоении Жукову И.И. очередного специального звания. В это же время среди руководящих работников аппарата УВД и горрайорганов области стали циркулировать слухи, будто Жуков И.И. является родственником нового начальника УВД и поэтому делает быструю карьеру. Слухи дошли до Белова. Он пригласил к себе Жукова и спросил о причине слухов. На этот вопрос Жуков И.И. пояснил изумленному Белову А.И., что слухи распустил он сам, Жуков, чтобы повысить свой авторитет среди руководителей органов внутренних дел области. Задания: 1. Проанализируйте предложенную ситуацию. 2. Дайте обобщенную психологическую характеристику личности Жукова И.И. 3. Выделите основные мотивы действий Жукова И.И.
Упражнение 2. Выпускник юридического факультета обратился в УВД одного из округов города Москвы с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел, в уголовный розыск. При первичном знакомстве с кандидатом на службу психолог обнаружил у него выраженную повышенную агрессивность, в связи с чем возникли сомнения в профессиональной пригодности кандидата. По результатам психологического тестирования кандидата в Центре психодиагностики при ГУВД г. Москвы у него был диагностирован гиперстенический профиль личности и вынесено заключение: «Рекомендуется условно». Однако к практическому психологу УВД зашел заместитель начальника отдела уголовного розыска и стал просить принять «парня на работу». Он сказал, что это его сосед, что он знает его с детства, что у него порядочные родители, которые работают в правоохранительных органах, что он лично готов оформить поручительство за кандидата и выступить в роли его наставника. Вопросы и задание: 1. Как бы вы поступили на месте старшего психолога в этой ситуации? 2. Что значит гиперстенический тип личности (профиль), какой тип поведения от него можно ожидать при службе в правоохранительных органах? Можно ли отнести данный тип личности к так называемой группе риска? 3. Если бы вы приняли решение поддержать ходатайство о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел, то какой бы следовало наметить план мероприятий по управлению процессом его адаптации?
Упражнение 3. Начальник поручил практическому психологу обследовать двух достаточно опытных сотрудников и дать им психологическую характеристику. О целях психологического тестирования начальник не сообщил. После того как психолог обследовал сотрудников и представил характеристики начальнику, выяснилось, что решается вопрос о назначении одного из них на вакантную руководящую должность. Ознакомившись с характеристикой, начальник упрекнул психолога, что он не указал уровень развития организаторских способностей, способность к руководству людьми. Психологическое обследование пришлось повторить. Впоследствии один из сотрудников, тот, которого не назначили на новую должность, перестал здороваться с психологом, полагая, что по его вине он не получил продвижение по службе. Вопросы: 1. Правильно ли была поставлена задача психологу? Если нет, то как надо было ее сформулировать? 2. Какие профессионально-этические правила надо соблюдать, чтобы у психолога не возникали конфликты с сотрудниками и руководством?
Упражнение 4. Из фонограммы допроса свидетеля: «Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая? Ответ: Да. Вопрос: Когда он произошел? Ответ: 14 июля. Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли? Ответ: Да. Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали? Ответ: Да, именно так. Вопрос: Когда это было, в какое время? Ответ: Около 9 часов утра. Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня? Ответ: Этого я не помню. Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо. Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».1 Задания: 1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос? 2. В чем заключались его психологические просчеты, как в замысле, так и в тактике? Упражнение 5. Как только старый самолет вылетел из г. Грозного, на борту началась сильная тряска. Примерно через полчаса полета надежды следователя Громова поскорее завершить это тряское путешествие были прерваны бортпроводником. «Товарищ следователь, скорее подойдите сюда!» Громов пробрался к кабине. На переднём месте безжизненно сидел человек с ножом в груди. Возле кресла стоял маленький столик, на котором лежали листки бумаги, исписанные четким почерком. «Я заполнял декларацию коммерческого груза», - сказал проводник. «Пять минут назад я услышал хрипы, но не подумал ни о чем подозрительном. Минуту назад я обернулся и нашел пассажира в таком состоянии». Следователь обошел салон. В самолете было только три пассажира: в середине салона спал пожилой мужчина с портфелем на коленях, надвинув на глаза шляпу, вздрагивая и посапывая во сне. Остальные два места были заняты молодой парой. Юноша держал девушку за левую руку выше локтя. Она сидела прямо, с приоткрытым ртом, будто была очень испугана. Громов посоветовал пилоту вызвать милицию, и, когда самолет приземлился, сказал оперуполномоченному: «Арестуйте...». Ответьте: кого?
Упражнение 6.
Оперуполномоченный уголовного розыска ведет беседу с задержанным за ношение огнестрельного оружия: - В протоколе осмотра Вашей машины указано, что у Вас изъято золота на сумму более 40 тыс. руб. Кроме того, в ней находились бриллианты, все новые, только что из магазина, что подтверждают этикетки. Зачем Вам столько? - Я предприниматель, денег у меня много, зарабатываю в месяц более 80 тыс. - это моя зарплата. Куда мне их девать? Вот и купил золотые изделия. - А пистолет где приобрели? - Я ничего не знаю про пистолет. Мне его сунули в карман при задержании. - Неправда, понятые утверждают, что он торчал у Вас из кармана. Так, где Вы взяли пистолет? - Купил у отставного армейского генерала, служившего в Афганистане, с целью защиты от рэкета. - У того самого генерала, на «Волге» которого вы ездите по доверенности? - Да, у того самого. И вообще, я понимаю, что влип, статья - незаконное хранение и ношение оружия. Предлагаю тебе: десять тысяч и - отпусти меня... Мне надо выйти. Ну что тебе стоит, зарабатываешь ты гроши, я знаю. А лишние десять тысяч на дороге не валяются... (Из разговора с оперуполномоченным выяснилось, что он тоже думал, что парень попал в милицию случайно. Взял оружие, чтобы защищаться от вымогателей. Но когда он стал предлагать взятку только за ношение оружия, то это насторожило. Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия позволили доказать причастность задержанного к одной из преступных группировок.) Задание, вопрос: 1. Проанализируйте диалог оперуполномоченного с задержанным. Какие приемы применил сотрудник милиции для диагностики лжи в высказываниях задержанного? 2. По каким критериям речевых высказываний и невербальных реакций человека можно определить его неискренность? Упражнение 7. Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах. - Вы знали убитого Корытова? У допрашиваемого затряслись руки: - Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера! - Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы. - Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой... - В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов? - Б) Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет? - Какой пистолет? - Отвечай! -Не знаю... - Да или нет? -Нет... - Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора! - Этого не может быть! - Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». - В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое. - Кто был с вами третьим? - А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. - Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым. - Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года? Свидетель задумался. - Нет, ничего такого у меня с ним не было. - Вспомните получше... Лето, точнее, май. Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха. Задания: 1. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка. 2. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае. Упражнение 8. Вечером 10 апреля в деревне пропал семилетний мальчик Сергей, сын В., а утром 11 апреля он был обнаружен мертвым в колодце. Поздно вечером 10 апреля В. отправила в город телеграмму своему сожителю об исчезновении сына. С работниками почты она вела разговор об исчезновении сына и высказывала предположение о том, что он мог упасть в колодец. Однако жителям деревни, где она живет, В. ничего не говорила о необходимости проверки колодца. На В. пало подозрение в убийстве своего сына. Следователь предполагал, и не без оснований, что с момента совершения преступления она находилась в сильном эмоциональном напряжении. Поэтому была продумана соответствующая тактика допроса. В начале допроса В. не спросила о причине ее вызова и сразу же рассказала, что она с сыном возвращалась из дома соседей, по дороге они поругались, и Сергей, обидевшись, побежал вперед и около колодца поскользнулся и упал в колодец. Следователь внезапно спросил: «Сергей оказывал сопротивление, когда его хотели бросить в колодец?» В. мгновенно срывающимся голосом ответила: «Он не понимал, что я его бросаю в колодец». Задания, вопрос: 1. Проанализируйте предложенное описание преступления, связанных с инсценировкой и маскировкой. 2.. Дайте психологическую оценку поведения матери Сергея. 3. По каким психологическим признакам можно судить о наличии маскировки или инсценировки криминального дея ния? Упражнение 9. Ниже приводится перечень некоторых улик против подозреваемых, на основе которых следователи (лица, производящие дознание) предполагают о причастности данных лиц к совершенному преступлению: • создание ложного алиби; • немотивированный и внезапный отъезд из местности, где было совершено преступление; • проявление повышенного интереса к процессу расследования; • распространение слухов о личности преступников, потерпевшего; • демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, даже когда об этом никто не спрашивает. Вопросы: 1. Каким образом конкретные улики могут повлиять на выбор линии поведения следователя и как они могут проявиться при производстве следственных действий? 2. Какие еще улики поведения известны вам из практики и какие психологические ситуации в ходе расследования подтверждают вывод о причастности данного лица к преступлению?1 Упражнение 10. «Вся милиция разыскивает бродягу Мусу, продавца шаров, который похитил малолетнюю Ольгу Самохину», - сообщил участковый инспектор Славин следователю Громову. «Разве никто не знает, где Муса бывает?» - спросил Громов. «Никто о нем ничего не знает, - ответил инспектор. - Раз в неделю он оставляет свою старую повозку недалеко от Парка Дружбы и продает там воздушные шары. Детям нравятся рожи, которые он строит, когда подносит шар к губам и дует, пыхтя. В прошлый вторник Муса после своей обычной остановки уехал или, во всяком случае, сделал вид, что уехал. Позже единственный свидетель похищения В. Кузнецов рассказал, что был на заднем дворе у приятеля по соседству с участком парка и заметил, что один из шаров Мусы застрял высоко в ветвях ели. Он взял лестницу и залез на дерево. Кузнецов говорил, что когда он отцепил шар, то бросил взгляд во двор парка и увидел, как Муса посадил Ольгу в свою телегу и уехал. Кузнецов рассказал, что не придал этому никакого значения, пока не услышал, что Ольгу не могут нигде найти. Вчера отцу Ольги позвонили, и он услышал от неизвестного, что девочку похитили ради выкупа. Инструкции будут переданы позже.» «Учитывая все, что вы мне сказали, - подвел итог Громов, - Я думаю, что девочка похищена не без участия Кузнецова». Вопрос: почему? Упражнение 11. В ходе работы по раскрытию убийства двух девушек в поле зрения оперативных работников попал государственный служащий П., которого они заподозрили в причастности к преступлению. Как способ оперативной проверки данного лица одним из оперативников был предложен следующий вариант: вечером, когда П. будет находиться дома, ему должен поступить звонок от неизвестного лица, которое в жесткой манере даст ему понять, что им известна его причастность к убийству и если он не хочет, чтобы эти сведения стали известны милиции, то должен принести в условленное время и указанное место крупную сумму денег. Задание: Укажите, какой психологический прием использован в данном замысле, на что при этом рассчитывал оперативный работник, адекватен ли данный прием цели проверки П. на причастность к преступлению. Обоснуйте свое мнение. Упражнение 12. Гражданину К., нарушившему общественный порядок, сотрудник патрульно-постовой службы Б. сделал законное замечание. В ответ гражданин К. заявил, что приколет его, при этом сделал рукой движение за спину и с ножом в руке стал наступать. Сотрудник ОВД Б. воспринял поведение посягающего К. как опасное нападение, угрожающее его жизни. Сотрудник ОВД Б. крикнул: «Милиция, не двигаться!» и при этом произвел выстрел вверх из табельного огнестрельного оружия. Однако посягающий К. продолжал приближаться, высказывая угрозы. Руководствуясь ст. 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст. 45 Конституции России, ст. 37 УК России, ст. 12, п.2 ч.1 ст. 15 и ст. 16 Закона о милиции, сотрудник ОВД Б. с расстояния 1,5-2 м произвел прицельный выстрел, ранив посягающего К. в правую ногу (в бедро). В этом криминальном конфликте сотрудник ОВД Б. правомерно применил оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего К., а также проявил профессиональное мастерство. Вопросы: 1. Знание или незнание каких положений Конституции РФ, Закона о милиции, и УК России было проявлено сотрудником при оценке обстановки и принятии решения на применение оружия? 2. Явилось ли попадание пули в бедро правонарушителя проявлением плохой огневой подготовки или, напротив, хорошей? 3. Какие психологические трудности испытывал скорее всего сотрудник, и правильно ли он их разрешил? Упражнение 13. Парижская полиция долго и безуспешно ищет похищенное министром Д. в королевском дворце письмо, которое содержит данные, компрометирующие одну высокопоставленную особу, и владение которым давало интригану Д. власть над нею. Было известно, что Д. должен был прятать письмо в своем доме или во дворе дома. В течение трех месяцев в моменты отсутствия Д. в его доме тайно проводились обыски. Дом был разделен на пронумерованные участки, которые были обследованы один за другим. Наличие незамеченных тайников практически исключалось, так как все поверхности были осмотрены с помощью сильных луп, а складная мебель разделялась на составные части. Поиски были безрезультатными. Примерно такая ситуация описана в рассказе Эдгара По «Похищенное письмо» к моменту, когда в действие вмешался Огюст Дюпен. Спросив префекта полиции о внешнем виде письма, он через некоторое время принес ему это письмо. Дюпен рассказывает: «...Чем больше я думал о дерзком, блестящем и тонком остроумии Д... тем вернее я приходил к убеждению, что министр избрал остроумный и простой способ скрыть письмо, не пряча его вовсе... ...Взгляд мой, блуждая по комнате (в доме Д.), упал на дрянную плетеную сумочку для визитных карточек: она была обвязана... лентой и болталась на медном гвозде над камином. В сумочке... хранилось несколько карточек и какое-то письмо... Оно было надорвано почти до половины, как будто его хотели разорвать и бросить, как ненужную бумажку, но потом раздумали. На нем была черная печать... Письмо было адресовано самому Д... При первом взгляде на это письмо я решил, что его-то я и ищу. Конечно, вид его совершенно не соответствовал описанию префекта. Тут печать была большая, черная... там — маленькая, красная... Тут стояло имя Д. и адрес был написан мелким женским почерком, там — имя королевской особы, написанное смело, размашисто; только размером они походили одно на другое. Но этот контраст лишь усилил мои подозрения. Письмо, грязное и засаленное — что никак не вязалось с методическими привычками Д., — было надорвано, словно пытались внушить мысль о его ненужности, и оно лежало, как я и ожидал, на самом виду».1 Вопросы: 1. Знание каких психологических закономерностей использовал Д. для надежного сокрытия важного документа? 2. Какие психологические факторы необходимо учитывать обыскивающему при проведении обыска? 3. Поставьте себя на место преступника и подумайте, какие способы сокрытия подобного документа, учитывая психологию проводящего обыск, вы могли бы предложить?
1 По Э. Избранное. - М., 1958. - С. 313-314. Date: 2015-05-09; view: 2110; Нарушение авторских прав |