Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Ускоренное развитие научной мысли и наличие огромного количества нового, подчас принципиально иного фактического материала требуют внедрения их в сферу





Предисловие

Ускоренное развитие научной мысли и наличие огромного количества нового, подчас принципиально иного фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования ее содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне.

Новейшая информация позволяет совершенно по-другому рассматривать вопросы возникновения и развития нашей планеты, существования и изменения на ней жизни, последствий постоянного, но неравномерного обмена веществом и энергией между живой и косной (неживой) материями. Фактические данные свидетельствуют: в истории Земли не было времени без жизни. Более того, исследование живых и косных веществ показывает их принципиальное различие — способность живого воспроизводить себе подобных, которое не может быть случайностью и сформироваться «вдруг» на Земле. Вековые попытки экспериментально получить биоорганические соединения из неорганических не дали и не могут дать результата. Все это убеждает в изначальном существовании двух типов материи — живой и косной, взаимодействие которых в конкретных условиях планеты обеспечивает развитие определенных проявлений жизни. На Земле реализуется преимущественно белково-кислородная форма жизни. Может ли быть другая? Вероятно, да. Об этом свидетельствуют микроорганизмы, образования типа вирусов и др.

Не менее важно установление природных условий на ранних стадиях развития Земли, когда формировались каменная, воздушная и водная оболочки, в которых уже тогда существовали живые организмы. Обстановка того времени с температурой в сотни градусов по Цельсию, давлением в тысячи атмосфер, при испепеляющем действии солнечных и иных космических лучей вряд ли могла способствовать образованию рыхлых осадков, которые явились в будущем основой современных горных пород. Весьма существенен факт установления на начальном этапе развития Земли единой и только континентальной поверхности. Воды, особенно их скопления в виде значительных водоемов, где могли формироваться осадочные породы, появились позднее на существовавшей к тому времени земной коре. Доказано, что грандиозные глобальные структуры земной коры — древнейшие материки и океаны как понижения, где находится вода, возникли на ранней стадии развития Земли. Океанический период — это более поздний этап трансформации планеты в условиях самостоятельного развития.

Одним из важнейших достижений науки является доказательство существования жизни в весьма широких пределах. В настоящее время фактически установлено, что жизнь может быть везде, включая космическое пространство. Подтвердилось представление В.И.Вернадского и его единомышленников о космической роли живого вещества и его ведущем значении во взаимоотношениях с «неживой» природой.

Данное учебное пособие строится на новых представлениях о возможном происхождении и развитии окружающего нас мира.

Структура пособия соответствует программе курса. Авторы старались сделать его максимально содержательным и достаточно дискуссионным. Ряд излагаемых положений близок к учебнику «Общее землеведение» (1998), в создании которого участвовал Ю. П. Селиверстов. В предлагаемой книге обобщены новейшие данные и учтены пожелания по расширению и улучшению книги: появились новый раздел по истории и проблемам землеведения, вопросы для проверки знаний и список важнейшей литературы в конце каждой главы.

Общая структура пособия, основные теоретические разработки и научное редактирование принадлежат Ю. П. Селиверстову. Текст глав написан авторами совместно.

Вопросы и конструктивные предложения просьба направлять по адресу: 199178, Санкт-Петербург, В. О., 10-я линия, д. 33, факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета.

ВВЕДЕНИЕ

Предметом землеведения является географическая оболочка — объем вещества разного состава и состояния, возникшего в земных условиях и сформировавшего специфическую сферу нашей планеты. Географическая оболочка в землеведении исследуется как часть планеты и Космоса, которая находится под властью земных сил и развивается в процессе сложного космическо-планетарного взаимодействия.

В системе фундаментального географического образования землеведение является своеобразным связующим звеном между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Этот курс вводит будущего географа в сложный профессиональный мир, закладывая основы географического мировоззрения и мышления. Географический мир в землеведении предстает в виде целостности, процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством. «В землеведении с фактов, как таковых, внимание переносится на выяснение всесторонних связей между ними и раскрытие сложной совокупности географических процессов на пространстве всего земного шара», — писал более полувека назад С. В. Калесник.

Землеведение принадлежит к числу фундаментальных естественных наук. В иерархии естественного цикла наук землеведение как частный вариант планетоведения должно находиться в одном ряду с астрономией, космологией, физикой, химией. Следующий ранг создают науки о Земле — геология, география, общая биология, экология и др. В системе географических дисциплин землеведение занимает особую роль. Оно предстает как бы «наднаукой», объединяющей информацию о всех процессах и явлениях, происходящих после формирования планеты из межзвездной туманности. За это время на нашей планете возникли земная кора, воздушная и водная оболочки, в разной степени насыщенные живым веществом. В результате их взаимодействия по периферии планеты сформировался специфический материальный объем — географическая оболочка. Изучение этой оболочки как комплексного образования и является задачей землеведения.

Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии — науки, которая оценивает текущее состояние и прогнозирует ближайшие изменения географической оболочки как среды существования живых организмов с целью обеспечения их экологического благополучия. С течением времени состояние географической оболочки менялось и меняется от чисто природной к природно-антропогенной и даже существенно антропогенной. Но она всегда была и будет по отношению к человеку и живым существам окружающей средой. С таких позиций, основная задача землеведения — исследование глобальных изменений, происходящих в географической оболочке, для понимания взаимодействия физических, химических и биологических процессов, которые определяют экосистему Земли.

Землеведение является теоретической основой эволюционной географии — огромного блока дисциплин, исследующих историю возникновения и развития нашей планеты и ее окружения. Оно обеспечивает понимание прошлого и аргументированность причин и следствий современных процессов и явлений в географической оболочке. Исходя из того, что прошлое определяет современность, землеведение существенно помогает расшифровке тенденций развития практически всех глобальных проблем современности. Это своеобразный ключ к познанию мира.

Термин «землеведение» появился в середине XIX в. при переводе трудов немецкого географа К. Риттера русскими переводчиками под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского. Это слово имеет сугубо русское звучание. В настоящее время в иностранных языках понятию «землеведение» отвечают разные термины и его дословный перевод подчас затруднителен. Нами уже высказывалось мнение, что термин «землеведение» введен русскими исследователями как наиболее полно отражающий сущность переводимых описаний. В связи с этим вряд ли правильно утверждать, что «землеведение» имеет иностранное происхождение и введено К. Риттером. В работах Риттера такого слова нет, он говорил о познании Земли или общей географии, а русскоязычный термин — это плод русских специалистов.

Землеведение как системное учение сложилось главным образом на протяжении XX в. в итоге исследований крупнейших географов и естествоиспытателей, а также обобщений накопленных знаний. Однако его первоначальная направленность заметно трансформировалась, пройдя путь от познания фундаментальных при-родно-географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы в целях оптимизации окружающей (природной или природно-антропогенной) среды и управления ею на планетарном уровне, имея благородную задачу — сохранение всего биологического многообразия.

Рассматривая землеведение как фундаментальную естественную науку географического профиля, необходимо обратить внимание на главный методический прием исследования географических объектов — пространственно-территориальный, т. е. изучение любого объекта в его пространственном расположении и взаимосвязи с окружающими объектами. В связи с этим особо подчеркнем, что географическая оболочка — понятие объемное, где территория с ее глубиной (недрами и водами) и высотой (воздухом) формируется совместно под действием географических процессов и явлений, постоянно изменяющихся во времени.

Итак, землеведение — фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития географической оболочки в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающая пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) ситуаций и тенденции их возможного преобразования в будущем.

Литература

Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. — СПб., 1998.

Будыко М. И. Эволюция биосферы. — Л., 1984.

Будыко М.И., Ронов А.Б., Яншин А. Л. История атмосферы. —Л., 1985.

Веклич М.В. Проблемы палеоклиматологии. — Киев, 1987.

Вронский В. А., Войткевич Г. В. Основы палеогеографии. — Ростов-на-Дону, 1997.

Географические проблемы конца XX века / Отв. ред. Ю. П. Селиверстов. — СПб., 1998.

География: на грани веков / Отв. ред. Ю. П.Селиверстов. Тр. XI съезда РГО. — Т. 1.-СПб., 2000.

Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. — М., 1984.

Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. — М., 1991.

Калесник СВ. Общие географические закономерности Земли. — М., 1970.

Любушкина С. Г., Пашканг К. В. Естествознание: Землеведение и краеведение. — М., 2002.

Марков К. К., Добродеев О. П., Симонов Ю.Г., Суетова И. А. Введение в физическую географию. — М., 1970.

Милъков Ф. И. Общее землеведение. — М., 1990.

Неклюдова М.Н. Общее землеведение. — М., 1976.

Николаев В. А. Ландшафтоведение. — М., 2000.

Синицын В.М. Введение в палеоклиматологию. — Л., 1980.

Шубаев Л. П. Общее землеведение. — М., 1977.

Date: 2015-04-23; view: 665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию