Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа (схема) наблюдения





Выше было отмечено, что схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого.

Выбор единиц наблюдения. После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Наблюдавшееся событие становится для науки эмпирическим фактом только в том случае, если оно каким-либо образом описано наблюдателем. Любая система описания требует, чтобы описываемый процесс был дискретным. Поэтому прежде, чем наблюдать, надо вычленить из непрерывного потока поведения определенные стороны его, отдельные акты, доступные прямому наблюдению - единицы поведения, которые одновременно и есть единицы наблюдения. Вычленение их позволяет: а) ограничить наблюдение определенными рамками: указать в каких свойствах, проявлениях, отношениях воспринимается наблюдателем изучаемый процесс; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также в) форму фиксации данных наблюдения, г) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации результатов наблюдения с принятой теоретической позиции. Это положение хорошо иллюстрирует приведенный выше пример изучения мышления в рамках бихевиористской и гештальтистской теорий: Уотсоном в качестве единиц наблюдения были выбраны микродвижения мышц артикуляционного аппарата человека, Келером - целостные поведенческие акты, каждый из которых состоит из ряда движений и обеспечивается включением едва ли не всего двигательного аппарата обезьяны.

Итак, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности вычленяемого "отрезка" поведения и по содержанию (см. с. 6, где указан примерный перечень того, что может быть предметом наблюдения).

Запись наблюдений. Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными.

Общие требования к записи наблюдений. I. Основное требование - запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может "увидеть" картину наблюдаемого явления собственными глазами. "Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное" (М.Я. Басов, с. 125). 2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись "фона" в терминологии М.Я.Басова). 3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность.

Запись наблюдений в поисковом исследовании. Поскольку при проведении поисковых исследований предварительные знания изучаемой действительности минимальны, задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии, запись должна быть достаточно полной, чаще всего она производится в виде свободного описания в понятиях естественно сложившегося языка. Записывать нужно события как таковые - что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем. М.Я. Басов считает, что по полноте, точности и отсутствию оценок и интерпретационных моментов запись наблюдений должна приближаться к фотографии и называет ее "фотографической" в отличие от истолковательной и обобщенно-описательной. Однако, это требование "фотографичности" записи не должно пониматься буквально. Как правило наблюдателю очень трудно обойтись в описании совсем без включения психологического истолкования некоторых моментов, которые не могут быть сами по себе предметом наблюдения извне и выводятся наблюдателем из поведенческих фактов как их внутренняя основа. По замечанию А.П. Болтунова одно-два метких слова, дающих психологическую характеристику переживаний наблюдаемого человека, усматриваемых из его поведения, лучше потока длинных описаний, в которых из-за деревьев не видно леса, поскольку при этом объективность описания не понижается, а понимание внутренней стороны становится более доступным и обоснованным благодаря наличности непосредственного субъективного впечатления. Примером хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме может служить следующая. Подчеркнутые в тексте слова дают психологическое истолкование наблюдаемому.

"Тогда она встает (с кровати), берет доски и с этими досками бросается на старших девочек, которые пришли за мной. Замахивается на лежавших в постели; те с испугом вскакивают; начинается крик, рев. Она очень довольна, что все это произвела она: "Эх, как они меня боятся!" - говорит она оо смехом" (Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12).Пример плохой записи обобщенно-оценочного типа:

"Дети с интересом прослушали сказку Оскара Уайльда "Звездное небо" и сами сделали вывод о красоте добра и уродстве зла". (Там же, с. 18).

В записи не отмечено, в какой форме дети сделали этот вывод и потому ничего нельзя заключить о степени понимания сказки и уровне развития у детей нравственных суждений - того, что наиболее интересно психологу и педагогу.

Обычно в поисковых исследованиях используются формы записей наблюдений в виде сплошного протокола или дневника - ведется наблюдение, указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения социальное и предметное окружение и, если нужно, контекст предшествующих событий (например; наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).

Сплошной протокол представляет собой обычную без какой-либо заранее внесенной на лист, где ведется запись, рубрикации. Чтобы запись была полной,он пишется во время наблюдения и требует,во-первых, полного сосредоточения наблюдателя на наблюдении и фиксации, и, во-вторых, весьма желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию. Сплошной протокол используется также для так называемых предварительных наблюдений в начальной фазе исследования, которое направлено на решение какой-либо частной задачи. Предварительные наблюдения имеют целью уточнение объекта и ситуации наблюдения и определение репертуара поведения (составление перечня единиц наблюдения).

С особенностями сплошного протоколирования во время предварительных наблюдений студенты смогут познакомиться при отработке двух заданий, одно из которых посвящено анализу трудовой деятельности прессовщиц на швейной фабрике, другое - поведению ребенка в незнакомой ситуации.

Дневниковая форма записи наблюдений используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы, как например в лонгитюдных исследованиях психического развития ребенка5. Дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей. Для сохранения точности наблюдений нужна точность терминологии и однозначное ее использование на протяжении всего времени исследования. Запись должна по возможности полно отражать наблюдавшееся. Критерием целесообразной полноты регистрации может служить точная передача смысла наблюдавшихся явлений. Вести запись желательно во время наблюдения; если это невозможно, то записывать по памяти. Не стоит при этом откладывать запись в долгий ящик. Исследование Штерна (А.П. Болтунов) показало, что искажения в описании картин, рассматривавшихся взрослыми интеллигентными людьми, нарастают примерно на 0,3% за день по сравнению с непосредственным воспроизведением и состоят в превращении предметов (например, мяч превратился в солнце), приписывании предметам возможных, но отсутствующих на картине действий, искажении пространственных соотношений и смысла и т.п. На практике оправдала себя комбинированная запись, когда существенные моменты фиксируются в ходе наблюдения, а подробности - сразу же после наблюдений и лучше в той ситуации, где велись наблюдения, так как сама обстановка способствует более полному воспроизведению всего происходившего.

Запись наблюдений в исследовании, направленном на проверку исходных теоретических предположений. Существенное отличие фиксации наблюдений от предыдущего случая определяется тем, что, во-первых, цель исследования состоит в изучении только определенного типа активности, то есть не столь широка, как в поисковых исследованиях, и, во-вторых, наблюдатель имеет предварительные теоретические знания о предмете исследования, выраженные в виде гипотезы, подлежащей проверке. Оба эти обстоятельства позволяют исследователю заранее, до проведения наблюдения указать наиболее соответствующие цели исследования категории, в которых будет осуществляться запись наблюдаемой активности5.

Категории - понятия, означающие определенные классы наблюдаемых явлений (А. Пэнто, Р. Гравитц). Они должны определяться операционально, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие, и выражать определенный аспект решения задачи исследования. Например, теоретической основой методики моторно-вре-менного анализа элементарных рабочих движений, предложенной Ф. Гилб-ретом, явилось понимание Бернштейном биомеханической операции как простой суммы последовательных движений, которую можно просеивать как зерно на сортировке. В свете стоявшей перед Гилбретом задачи "экономии рабочих движений путем устранения лишних"наиболее подробному анализу (16 из 18 категорий) подверглись различные варианты подготовительных операций: снять, перенести, установить и т;д.

Категории могут соответствовать разным уровням концептуализации наблюдения. Они могут появиться как результат эмпирического обобщения в предварительном исследовании и использоваться для классификации наблюдавшихся типов поведения. Наиболее высокий уровень концептуализации имеет место в том случае, если категории образуют систему, то есть такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса. Пример такой системы наблюдения можно видеть в стандартной процедуре, предложенной Р. Бейлзом для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи. Заданные 12 категорий (участник "предлагает решение", "высказывает мнение", "выражает отношение" и т.д.) основываются на предположении о стадиях решения проблемы группой и полностью охватывают возможные единицы наблюдения, отражающие взаимодействия участников дискуссии. На эти 12 классов наблюдатель расчленяет во время наблюдения высказывания участников дискуссии, учитывая не только что говорит каждый из них, но и к кому он обращается, каков эмоциональный оттенок его высказывания, его место с точки зрения 6 предполагаемых стадий продвижения в решении проблемы. Поскольку предполагается, что любое возможное действие может быть подведено под какую-либо из указанных категорий, их ряд полностью определен - относительно друг друга. В этом смысле они представляют систему в отличие от списка. Наблюдение, опирающееся на систему категорий, ниже мы будем называть систематизированным наблюдением.

Соотношение "единица наблюдения - категория" задается определением категории. Иногда класс наблюдаемых явлений содержит только одну единицу, но чаще несколько разных единиц наблюдения квалифицируются одной категорией. Например при анализе стадий решения задачи в исследовании методом "рассуждения вслух" все речевые высказывания испытуемого, каждое из которых содержит законченную мысль (испытуемый задает себе вопрос, оценивает условие, принимает решение и т.д.) и рассматривается как единица наблюдения, разбиваются гельштатпсихологом К. Дункером на две категории: промежуточное и функциональное решение. В последнюю категорию попадает только одна единица, поскольку одного "функционального решения" оказывается достаточно для одномоментного схватывания испытуемым сути - структуры проблемы, а, стало быть, и решения задачи. "Промежуточных" же решений, подводимых под одну и ту же категорию,может быть много, что отражает их равенство как предварительных попыток по отношению к функциональному решению.

Следует подчеркнуть, что подведение единицы наблюдения под категорию - по сути начальный этап интерпретации наблюдаемого - может происходить не только после проведения наблюдения, как это показано в примере с Дункером,но и в ходе самого наблюдения. Особенно часто это имеет место в случае предварительно выбранных и жестких, точно
ограниченных категорий, как, например, в методике Бейлза7 которая не предусматривает содержательного описания единиц поведения. Наблюдатель, выделяя единицу поведения в ходе групповой дискуссии, должен сразу подводить ее под одну из 12 категорий и фиксировать это в протоколе наблюдения.

Выше были рассмотрены вопросы выбора средств квалификации наблюдаемых событий, то есть качественного их описания. Однако, метод наблюдения позволяет получить количественные описания наблюдаемых событий в ходе самого наблюдения, если категории для описания определены заранее. Существуют 2 основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: I) оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия - психологическое шкалирование; 2) измерение длительности наблюдаемого события - хронометраж.

Шкалирование в наблюдении осуществляется в основном методом балльных оценок. Дифференцированность оценки интенсивности растет пропорционально количеству баллов на шкале. Обычно используются 3-10-балльнне шкалы. Балл может быть выражен не только числом, но и описательным прилагательным, например: очень сильный, сильный, средний, слабый, очень слабый. Иногда применяется графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной отрезка на прямой, крайние точки которой отмечают нижний и верхний баллы. Приписывание балльных оценок может осуществляться и ретроспективно, как итог длительных наблюдений в повседневной жизни. Этот способ применяется иногда для тестирования индивидуальных характеристик человека. В исследовании Я. Стреляу на основе ретроспективных приписываний оценок конкретным формам поведения ученика в обычной школьной жизни (оценивались по 5-балльной системе 10 категорий поведения) была разработана шкала.для определения реактивности как свойства темперамента.

Хронометраж является одним из вариантов метода временных промежутков. Второй его вид - метод временных выборок - описан выше. Для хронометрирования в процессе прямого наблюдения поведенческого акта или какого-либо другого внешнего проявления нужно: а) уметь его быстро и точно выделять из наблюдаемого поведения (квалифицировать); б) заранее установить так называемые фиксационные точки - что считать началом и концом акта; г) иметь аппаратурное оснащение в виде хронометра, секундомера или часов с секундной стрелкой. Выбор измерителя времени диктуется не только требуемой точностью измерения и наличными возможностями, но и некоторыми этическими моментами, обусловленными тем, что хронометрирование деятельности наблюдаемого человека может быть ему неприятно и мешать. Более подробно техника хронометрирования описана в учебном задании № I.

В реальных исследованиях различные методы описания наблюдаемого поведения (качественные и количественные) могут использоваться одновременно, дополняя друг друга. Например, в исследовании С. Мещеряковой выделение различных составляющих комплекса оживления у младенца в ходе непосредственного наблюдения за реакцией ребенка на игрушку или общающегося с ним взрослого включало количественную оценку интенсивности вокализации, двигательного оживления, улыбки, сосредоточения взгляда методом балльной оценки. Оценки проставлялись отдельно по каждому из четырех компонентов комплекса оживления в заданные периоды наблюдения (метод временной выборки) после появления в поле зрения ребенка взрослого или игрушки. Стандартизация условий наблюдения включала организацию воздействий, контроль побочных факторов (шум, другие люди), вызывающих ориентировку ребенка, заданность периодов наблюдения, их количество.

<...>

Виды организации психологического наблюдения
В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие форм наблюдения; единой и исчерпывающей классификации их не существует, поэтому ограничимся называнием наиболее важных видов наблюдения.

Систематическое наблюдение в отличие от случайного характеризуется прежде всего регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями,определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах. В литературе, особенно иноязычной, термин "систематическое" чаото употребляется в значении "систематизированное", определение которого введено в этом текоте ранее.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым, когда наблюдатель, например, смотрит на объект наблюдения через стекло Гезелла. Как подвид выделяется включенное наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым, или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы), включенное наблюдение, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой стороны, непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдение психотерапевта: здеоь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции "не равноправны" с точки зрения управления ситуацией.

В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого человека или животного и его требованием является отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественную жизнь "объекта" наблюдения при минимальных искажениях (за счет ограничений ситуации), но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто бывает выжидательным, несистематическим.

Лабораторное наблюдение позволяет изучать человека в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения приближаются к форме "естественного эксперимента" - метод, предложенный А.Ф. Лазурским.
(М.Я.Баоов).

Важным критерием является хронологическая организация наблюдения. С этой точки зрения можно выделить лонгитюдное ("продольное"), периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно - ряда лет, и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека.

Периодические наблюдения - наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного, оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

Единичные или однократные наблюдения обычно представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого процесса или феномена.

В заключение необходимо сказать, что перечисленные классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии классификаций, дополняющих друг друга. Поэтому методика реального конкретного исследования может сочетать разные виды, например, полевое наблюдение может осуществляться как систематическое в рамках поискового * исследования.

Литература

Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 432 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 302 с.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946, с. 31-37.
Экспериментальная психология: В 6-ти вып./ Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже.М.,1966,вып. I, 611 с.

Date: 2015-05-08; view: 3394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию