Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полемика и дискуссии: № 6413: Техносфера





http://www.polemics.ru/articles/?articleID=6413&hideText=0&itemPage=1

(Дата обращения 28.11. 2011.)

4. Техносфера http://www.metodolog.ru/01553/01553.html

(Дата обращения 28.11. 2011)

5.Техносфера http://vyspec.ru/struktura/tehnosfera.php (Дата обращения 28.11.2011)

 

Тема 5. Специфика техногенной цивилизации (2 ч.)

1. Традиционные цивилизации.

2. Техногенные цивилизации.

3. Сравнение цивилизаций.

 

1. Для традиционных цивилизаций характерны замедленные темпы социальных изменений. Прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Отсутствует автономия личности. Личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность.

2. В техногенной цивилизации темп социальных изменений постоянно возрастает и достигает в настоящее время большой величины. Экстенсивное развитие истории сменяется интенсивным; пространственное существование – временным. Время осознается как ценность. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще, – новое. На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно.

3.При сравнении двух типов цивилизаций очевидно, что в техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной. Она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры – это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру.

 

Основная литература

3. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

Дополнительная литература

Розин, В.М. Техника и социальность // Вопросы философии.–2005, №5.– С. 95-103.

Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М., 2002. – 557 с.

Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: Учебное пособие. – М.,2004. – 320 с.

Ящик Пандоры http://pandoraopen.ru/2011-04-07/texnogennaya-civilizaciya-delaet-shag-v-propast/ (Дата обращения 28.11.2011).

Тема 9. Эволюция инженерной деятельности в 19-20 веках (2 ч.)

1. Классическая инженерная деятельность.

2. Становление проектной инженерной деятельности.

3. Системотехническая инженерная деятельность и социотехническая инженерная деятельность.

1. В 19 веке инженерная деятельность представляла собой сложный комплекс различных видов деятельности. Инженер был и автором изобретения, и конструктором, и проектировщиком, и техником в одном лице. Такова была специфика классической инженерной деятельности. Постепенно профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

2. В начале 20 века выделяется проектирование как особый вид инженерной деятельности. Он был связан первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность стала связываться с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности материализуется в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.

3. Выделение проектирования в сферу инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний естественных и технических наук и создание относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем. Для реализации системотехнической деятельности требуется группа особых специалистов – координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое. Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и т.д.

В конце 20 века появилось новое явление в системном проектировании, которое представляет собой проектирование систем деятельности. Речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание уделяется не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур.

Основная литература

4. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

Дополнительная литература

1. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М., 2002. – 557 с.

2. Воронин, А.А. Техника и мораль // Вопросы философии.–2004, №10.– С. 93-99.

3. Розин, В.М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки.–2004, №9.– С. 104-110.

Тема 11 Общая характеристика научно-технического прогресса (2 ч.)

1. Научно-техническая революция как составная часть научно-технического прогресса.

2. Кризисы и глобальные проблемы современного развития в рамках научно-технического прогресса.

3. Смысл и цели научно-технического развития.

 

1. Научно-техническая революция берет начало в 40-50- е годы ХХ века. В это время получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов, освоение околоземного космического пространства. Сущность НТР заключается в фундаментальных открытиях, совершаемых как в сфере логико-математических, естественных наук, так и в сфере технических наук. На этой основе становится возможен быстрый прогресс в промышленном производстве, транспорте, сельском хозяйстве, в торговле, в инфраструктуре городов, малых населенных пунктов, в медицине, образовании и т.д. Таким образом, НТР является основой научно-технического прогресса.

Для современного этапа научно-технического прогресса характерна 4-х членная форма: наука — технология — техника — продукт. Технология уже не существует изолированно, как это было в традиционных системах производства, но существует как сумма или система технологий, в которых стержневую роль все в большей степени начинают играть информационные технологии (Информатизация общества). Такие современные технологии, как биотехнология, генная инженерия, космическая технология невозможны без общей высокой интеллектуализации техники и технологических процессов.

2. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы данного типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем.

Первая из них – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог является "побочным эффектом" научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники. Второй острой проблемой современности, становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема – это антропологический кризис, кризис человека, который проявляется в разных сферах: это кризис идентичности человека; угроза разрушения его телесности, деформация психо-эмоциональной сферы, это проблема социализации человека в усложняющейся действительности, угроза атомизации личности, разрушение семьи, угроза биогенетической природе человека и др.

3. По-видимому, на рубеже двух тысячелетий по христианскому летосчислению, в 21 веке человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного прогресса. Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности. Это возможно только в условиях сотрудничества, развития образования и коммуникаций, сближения культур и цивилизаций.

 

Основная литература

1. Горохов, В. Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале ХХ столетия. М.: Логос, – 2010, 376 с.

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

4. Морозов, В.В., Николаенко, В.И. История инженерной деятельности: Курс лекций. – Харьков,– 2007. – 336.

 

Дополнительная литература

1. Андреев, А.Л., Бутырин П.А., Горохов, В.Г. Социология техники: Учебное пособие. М., 2009.– 288 с.

2. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М., 2002. – 557 с.

3. Тоффлер, Э. Третья волна. М., 2010.

4. Энгельмейер, П.К. Теория творчества. – М., 2010.

5. Горохов В. Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. – М., 1997.

6. Розин, В.М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки.–2004, №9.– С. 104-110.

 

Date: 2015-05-08; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию