Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы обучения
В процессе обучения на уроках лыжной подготовки в школе учителя должны руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физического воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реализуются средствами и методами, применяемыми в лыжном спорте. Особенностям обучения способам передвижения на лыжах в большей мере отвечают следующие принципы: сознательность и активность, доступность систематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуализация. Сознательность и активность. Воспитание у учеников сознательного отношения к занятиям - одна из важнейших задач учителя. Сознательное отношение учащихся к занятиям лыжным спортом в значительной степени базируется на целеустремленности, т.е. направленности на достижение поставленной цели, несмотря на возникающие трудности и временные неудачи. Такой целью, например в лыжных гонках, может стать достижение высокого
спортивного мастерств), Однако очень важно воспитывать у учеников целеустремленность, связывая этот процесс с осознанием своего общественного рлга. Иначе главным стимулом занятий лыжным спортом могутстать узкокорыстные интересы. Воспитанию и поддржанию устремленности способствует постановка конкретных цлей. Для учащихся такими целями могут быть: выполнение разрядов по лыжным гонкам, включение в состав сборной команды школа, района, города. Вместе с тем достижение этих целей во многом звисит от решения ближайших конкретных задач, в частности в обучении способам передвижения на лыжах. Школьники должны: точно представлять задачи обучения; знать требования, предъявляемые к технике отдельных способов передвижения на лыжах, возможные ошибки и пути их устранения; ясно понимать, с какой целю применяются различные упражнения; уметь объяснить свои ytriexn или неудачи. Такое осмысленное отношение к учебному материалу во многом определяет умственную и физическую активное* школьников. В лыжном спорте ученики должны понимать еще одну важную особенность - прикладную ценность приобретаемьк знаний и навыков. В реализации этого принципа основную роль играет учитель. Во время уроков лыжной подготовки и внеклассных занятий по лыжному спорту учитель не должен ограничиваться только выявлением ошибок и их устранением. Необходимо указать и на причину возникновения, и на пути предупреждения их появления. Очень важно постоянно поддеркивать у учеников интерес к изучению отдельных способов передвижения и к занятиям лыжным спортом в целом. Это во много» зависит от разнообразия применяемых средств и методов, особенно игр и игровых заданий, от эмоциональности урока. В лыжном спорте, как и в любом другом, существует опасность вызвать потерю интереса школьников к занятиям. Длительное монотонноепередвижение по лыжне, а также специфические трудности лыжного спорта (мороз, отдаленность мест занятий и т.д.) могут в значительной мере повлиять на этот процесс. Доступность. При планировании учебного процесса на уроке лыжной подготовки необходимо учитывать анатомо-физиологи-ческие особенности и психические закономерности развивающегося организма школьников. Это определяет доступность изучаемых отдельных упражнений и способов передвижения на лыжах для каждой возрастной группы занимающихся. Требования, предъявляемые к освоению каждого элемента или хода в целом, должны бить такими, чтобы ученики при полной концентрации внимании, высокой активности и достаточном напряжении физических сил могли освоить учебный материал в форме, соответствующей их возрастным возможностям и уровню одготовленности. При планировании учебного материала необходимо учитывать, что освоение нового материала должно базироваться на имеющемся у учеников запасе двигательных умений и навыков. Отсюда вытекает тесная связь принципа доступности с принципом систематичности и последовательности. Недопустимы перегрузки школьников в изучении большого количества новых элементов, и вместе с тем нельзя предлагать ученикам выполнять упражнение или ход в целом, заведомо зная, что они не в состоянии их выполнить. Особенно это важно при изучении спусков и поворотов в движении на высокой скорости на крутых или плохо подготовленных склонах с неровностями. Такое нарушение принципа доступности может привести к замедлению процесса обучения, появлению неуверенности в своих силах, чувства страха, потере интереса к занятиям, а также к серьезным травмам. Сложность и объем учебного материала должны всегда соответствовать полу, возрасту, уровню физической и технической подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, количеству учебного времени и внешним условиям при проведении занятий. При этом необходимо учитывать и качество лыжного инвентаря. Систематичность и последовательность. Основой реализации этого принципа является принятая в каждом виде лыжного спорта определенная последовательность в изучении способов передвижения на лыжах в целом и отдельных упражнений при освоении каждого из них. Эта система обучения базируется на взаимосвязи упражнений и отдельных способов передвижений, на положительном переносе навыков с одного упражнения на другое. Распределение материала по урокам основывается на известных правилах: от известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от изученного - к неизученному; от главного - к второстепенному, к деталям упражнения. Так, в начальных классах учащиеся сначала изучают подготовительные упражнения, овладевают лыжами как снарядом, затем переходят к освоению скользящего шага (основе всех способов передвижения на лыжах) и только потом приступают к изучению попеременного двухшажного хода и за ним всех остальных упражнений в определенной последовательности. Подобная последовательность принята и при изучении спусков, торможений и поворотов в движении. Принцип систематичности и последовательности реализуется и при планировании учебного материала по урокам в школе при прохождении лыжной подготовки. Прочность. В процессе обучения важно не только научить школьников всем способам передвижения, предусмотренным школьной программой, привить им необходимые умения и навыки, дать теоретические знания, но и добиться прочного освоения всего
этого материала. Прочность достигается путем многократного повторения и позволяет учащимся реализовать в дальнейшем на практике все умения и навыки, полученные на уроках лыжной подготовки. В системе уроков может быть предусмотрено: текущее повторение, когда учитель из урока в урок включает повторение ранее пройденных способов передвижения и на основе этого изучает новые; обобщающее повторение, при этом повторяются несколько взаимосвязанных ходов (например, одновременные ходы перед изучением переходов с хода на ход), делается анализ и проводится обобщение; обзорное повторение, обычно проводится в конце четверти по всему материалу, изученному в этом классе, перед подведением итогов учебной работы и выставлением оценок. Вся эта система многократного повторения обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе уроков лыжной подготовки. Подобным образом работа по закреплению пройденного материала должна быть организована и на занятиях в секции лыжного спорта в школе. Наглядность. Реализация принципа наглядности при обучении в лыжном спорте особенно важна в работе с детьми в начальных классах. Постоянный показ упражнений, элементов техники и способа передвижения в целом в значительной мере ускоряет процесс обучения и повышает его прочность. С этой целью применяются и различные подготовительные и подводящие упражнения, которые дополняют полученные при показе зрительные представления мышеч-но-двигательными ощущениями. Сочетание показа и слова дополняет, расширяет и уточняет представления школьников об изучаемом способе передвижения. Но на первом этапе обучения большое место отводится показу или демонстрации хода в целом. В дальнейшем зрительное восприятие подкрепляется словесными методами. В старших классах ввиду сложности изучаемых способов передвижения объяснение деталей играет важную роль, особенно когда они трудно поддаются наблюдению или вообще скрыты от школьников. Принцип наглядности тесно связан с индивидуализацией процесса обучения. Одни школьники в освоении способов передвижения больше опираются на зрительное восприятие, другие - на слуховое. Вот почему вовремя поданная команда - выполнение упражнения под счет - значительно облегчит этой группе школьников понимание элементов хода, согласованности и т.д. и поможет быстрее и прочнее освоить ход в целом. Знание своих учеников, их особенностей позволит учителю более полно реализовать принцип наглядности в обучении в лыжном спорте. Индивидуализация. Учащиеся приходят в школу с разным уровнем физической и двигательной подготовленности. Хотя большая часть из них еще в дошкольном возрасте уже ознакомилась с лыжами и передвигалась на них, встречаются еще ученики, которые до школы на лыжи не вставали. Это нельзя не учитывать при обучении передвижению на лыжах, особенно в младших классах. Кроме этого, школьники имеют и различную двигательную одаренность, которая также зависит от характера и форм занятий физическими упражнениями в дошкольном возрасте. Принцип индивидуализации обучения передвижению на лыжах осуществляется в школе прежде всего через групповую работу, зависящую от типовых характеристик учащихся. Ученики на уроке условно объединяются в группы. Примерно одинаковые по физической и двигательной подготовке, по психологическим особенностям учащиеся легче усваивают материал с учетом индивидуального подбора методов, приемов и заданий. Вместе с тем групповая работа не исключает и индивидуальное обучение учеников - исправление ошибок и т.д. Групповой метод наиболее приемлем на начальном этапе обучения способам передвижения на лыжах, когда ученики еще не раскрыли все свои возможности. Если эффект от групповой организации обучения начинает снижаться, то целесообразно перейти к персональным заданиям хотя бы у части учащихся. Все это опирается прежде всего на свойства нервной системы, особенности характера, темперамента и т.д. Ряд психических особенностей девушек, особенно в период полового созревания, требует от учителя особого индивидуального подхода в методике обучения способам передвижения на лыжах, и в первую очередь при изучении спусков, торможений и поворотов в движении. В процессе обучения все принципы взаимосвязаны, и показателями их реализации являются доступность учебного материала, быстрота, качество и прочность усвоения учащимися способов передвижения на лыжах на каждом этапе обучения. Date: 2015-05-08; view: 659; Нарушение авторских прав |