Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения





В процессе обучения на уроках лыжной подготовки в школе учителя должны руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физического воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реализуются средствами и методами, применяемыми в лыжном спорте. Особенностям обучения способам передвижения на лыжах в большей мере отвечают следующие принципы: сознательность и активность, доступность систематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуализация.

Сознательность и активность. Воспитание у учеников созна­тельного отношения к занятиям - одна из важнейших задач учите­ля. Сознательное отношение учащихся к занятиям лыжным спор­том в значительной степени базируется на целеустремленности, т.е. направленности на достижение поставленной цели, несмотря на возникающие трудности и временные неудачи. Такой целью, например в лыжных гонках, может стать достижение высокого


 




спортивного мастерств), Однако очень важно воспитывать у уче­ников целеустремленность, связывая этот процесс с осознанием своего общественного рлга. Иначе главным стимулом занятий лыжным спортом могутстать узкокорыстные интересы.

Воспитанию и поддржанию устремленности способствует по­становка конкретных цлей. Для учащихся такими целями могут быть: выполнение разрядов по лыжным гонкам, включение в состав сборной команды школа, района, города. Вместе с тем достижение этих целей во многом звисит от решения ближайших конкретных задач, в частности в обучении способам передвижения на лыжах. Школьники должны: точно представлять задачи обучения; знать требования, предъявляемые к технике отдельных способов пере­движения на лыжах, возможные ошибки и пути их устранения; ясно понимать, с какой целю применяются различные упражнения; уметь объяснить свои ytriexn или неудачи. Такое осмысленное от­ношение к учебному материалу во многом определяет умственную и физическую активное* школьников. В лыжном спорте ученики должны понимать еще одну важную особенность - прикладную ценность приобретаемьк знаний и навыков.

В реализации этого принципа основную роль играет учитель. Во время уроков лыжной подготовки и внеклассных занятий по лыжному спорту учитель не должен ограничиваться только выяв­лением ошибок и их устранением. Необходимо указать и на причи­ну возникновения, и на пути предупреждения их появления. Очень важно постоянно поддеркивать у учеников интерес к изучению от­дельных способов передвижения и к занятиям лыжным спортом в целом. Это во много» зависит от разнообразия применяемых средств и методов, особенно игр и игровых заданий, от эмоцио­нальности урока. В лыжном спорте, как и в любом другом, сущест­вует опасность вызвать потерю интереса школьников к занятиям. Длительное монотонноепередвижение по лыжне, а также специфи­ческие трудности лыжного спорта (мороз, отдаленность мест заня­тий и т.д.) могут в значительной мере повлиять на этот процесс.

Доступность. При планировании учебного процесса на уроке лыжной подготовки необходимо учитывать анатомо-физиологи-ческие особенности и психические закономерности развивающе­гося организма школьников. Это определяет доступность изучае­мых отдельных упражнений и способов передвижения на лыжах для каждой возрастной группы занимающихся.

Требования, предъявляемые к освоению каждого элемента или хода в целом, должны бить такими, чтобы ученики при полной концентрации внимании, высокой активности и достаточном на­пряжении физических сил могли освоить учебный материал в форме, соответствующей их возрастным возможностям и уровню


одготовленности. При планировании учебного материала необ­ходимо учитывать, что освоение нового материала должно бази­роваться на имеющемся у учеников запасе двигательных умений и навыков. Отсюда вытекает тесная связь принципа доступности с принципом систематичности и последовательности. Недопустимы перегрузки школьников в изучении большого количества новых элементов, и вместе с тем нельзя предлагать ученикам выполнять упражнение или ход в целом, заведомо зная, что они не в состоя­нии их выполнить. Особенно это важно при изучении спусков и поворотов в движении на высокой скорости на крутых или плохо подготовленных склонах с неровностями. Такое нарушение прин­ципа доступности может привести к замедлению процесса обуче­ния, появлению неуверенности в своих силах, чувства страха, по­тере интереса к занятиям, а также к серьезным травмам.

Сложность и объем учебного материала должны всегда соот­ветствовать полу, возрасту, уровню физической и технической подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, количеству учебного времени и внешним условиям при проведе­нии занятий. При этом необходимо учитывать и качество лыж­ного инвентаря.


Систематичность и последовательность. Основой реализации этого принципа является принятая в каждом виде лыжного спорта определенная последовательность в изучении способов передви­жения на лыжах в целом и отдельных упражнений при освоении каждого из них. Эта система обучения базируется на взаимосвязи упражнений и отдельных способов передвижений, на положитель­ном переносе навыков с одного упражнения на другое. Распреде­ление материала по урокам основывается на известных правилах: от известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от изу­ченного - к неизученному; от главного - к второстепенному, к деталям упражнения. Так, в начальных классах учащиеся сначала изучают подготовительные упражнения, овладевают лыжами как снарядом, затем переходят к освоению скользящего шага (основе всех способов передвижения на лыжах) и только потом приступают к изучению попеременного двухшажного хода и за ним всех ос­тальных упражнений в определенной последовательности. Подоб­ная последовательность принята и при изучении спусков, торможе­ний и поворотов в движении. Принцип систематичности и последо­вательности реализуется и при планировании учебного материала по урокам в школе при прохождении лыжной подготовки.

Прочность. В процессе обучения важно не только научить школьников всем способам передвижения, предусмотренным школьной программой, привить им необходимые умения и навыки, дать теоретические знания, но и добиться прочного освоения всего


 




этого материала. Прочность достигается путем многократного повторения и позволяет учащимся реализовать в дальнейшем на практике все умения и навыки, полученные на уроках лыжной под­готовки. В системе уроков может быть предусмотрено: текущее повторение, когда учитель из урока в урок включает повторение ранее пройденных способов передвижения и на основе этого изучает новые; обобщающее повторение, при этом повторяются несколько взаимосвязанных ходов (например, одновременные ходы перед изучением переходов с хода на ход), делается анализ и прово­дится обобщение; обзорное повторение, обычно проводится в кон­це четверти по всему материалу, изученному в этом классе, перед подведением итогов учебной работы и выставлением оценок.

Вся эта система многократного повторения обеспечивает проч­ное усвоение теоретических знаний и практических умений и навы­ков, приобретенных учащимися в процессе уроков лыжной подго­товки. Подобным образом работа по закреплению пройденного материала должна быть организована и на занятиях в секции лыжного спорта в школе.

Наглядность. Реализация принципа наглядности при обучении в лыжном спорте особенно важна в работе с детьми в начальных классах. Постоянный показ упражнений, элементов техники и спосо­ба передвижения в целом в значительной мере ускоряет процесс обу­чения и повышает его прочность. С этой целью применяются и раз­личные подготовительные и подводящие упражнения, которые до­полняют полученные при показе зрительные представления мышеч-но-двигательными ощущениями. Сочетание показа и слова дополня­ет, расширяет и уточняет представления школьников об изучаемом способе передвижения. Но на первом этапе обучения большое место отводится показу или демонстрации хода в целом. В дальнейшем зрительное восприятие подкрепляется словесными методами. В стар­ших классах ввиду сложности изучаемых способов передвижения объяснение деталей играет важную роль, особенно когда они трудно поддаются наблюдению или вообще скрыты от школьников.


Принцип наглядности тесно связан с индивидуализацией про­цесса обучения. Одни школьники в освоении способов передви­жения больше опираются на зрительное восприятие, другие - на слуховое. Вот почему вовремя поданная команда - выполнение упражнения под счет - значительно облегчит этой группе школь­ников понимание элементов хода, согласованности и т.д. и помо­жет быстрее и прочнее освоить ход в целом. Знание своих учени­ков, их особенностей позволит учителю более полно реализовать принцип наглядности в обучении в лыжном спорте.

Индивидуализация. Учащиеся приходят в школу с разным уров­нем физической и двигательной подготовленности. Хотя большая


часть из них еще в дошкольном возрасте уже ознакомилась с лы­жами и передвигалась на них, встречаются еще ученики, которые до школы на лыжи не вставали. Это нельзя не учитывать при обу­чении передвижению на лыжах, особенно в младших классах. Кроме этого, школьники имеют и различную двигательную ода­ренность, которая также зависит от характера и форм занятий фи­зическими упражнениями в дошкольном возрасте.

Принцип индивидуализации обучения передвижению на лыжах осуществляется в школе прежде всего через групповую работу, зависящую от типовых характеристик учащихся. Ученики на уро­ке условно объединяются в группы. Примерно одинаковые по фи­зической и двигательной подготовке, по психологическим осо­бенностям учащиеся легче усваивают материал с учетом индиви­дуального подбора методов, приемов и заданий. Вместе с тем групповая работа не исключает и индивидуальное обучение уче­ников - исправление ошибок и т.д.

Групповой метод наиболее приемлем на начальном этапе обу­чения способам передвижения на лыжах, когда ученики еще не раскрыли все свои возможности. Если эффект от групповой орга­низации обучения начинает снижаться, то целесообразно перейти к персональным заданиям хотя бы у части учащихся. Все это опи­рается прежде всего на свойства нервной системы, особенности характера, темперамента и т.д. Ряд психических особенностей де­вушек, особенно в период полового созревания, требует от учите­ля особого индивидуального подхода в методике обучения спосо­бам передвижения на лыжах, и в первую очередь при изучении спусков, торможений и поворотов в движении.

В процессе обучения все принципы взаимосвязаны, и показате­лями их реализации являются доступность учебного материала, быстрота, качество и прочность усвоения учащимися способов пе­редвижения на лыжах на каждом этапе обучения.







Date: 2015-05-08; view: 659; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию