Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример из практики. Кто-то из ребят принес в школу магнитофон и включил его посреди урока
Кто-то из ребят принес в школу магнитофон и включил его посреди урока. Учитель и ученики слышат музыку. Учительница понимает, какой реакции от нее ожидают, поэтому не торопится реагировать на выходку ученика. Неожиданно наступает пауза. Тогда учительница обращается к классу: «Я слышу музыку. "Кажется, кассета закончилась, переверните, пусть негромко играет». Тот, у кого был магнитофон, опешил: «Это не кассета закончилась, это пауза». Урок успешно доведен до конца, предполагаемый конфликт не произошел.
Перспективы развития психологии педагогического воздействия. В настоящее время в педагогическую практику успешно внедряются достижения конструктивных теорий личности: психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), теорий гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу). Широкое распространение получили различные методы социально-психологического тренинга, методы психокоррекционной работы. Назначение их - помочь ребенку адаптироваться к социальным условиям, научить его справляться с различными жизненными проблемами. Внедрение новых методов в систему образования - задача психологов. Однако серьезная коррекционная работа с ребенком предполагает обязательное участие в ней педагогов и родителей. Сотрудничество школьных психологов и педагогов способствует взаимному обогащению их профессионального опыта, помогает находить такие средства и методы работы с ребенком, которые обеспечивают формирование гармоничной, полноценной личности ребенка. Вопросы и задания
1. Назовите основные стратегии воздействия. Каков предполагаемый конечный результат воздействия на ребенка, осуществляемого в рамках каждой стратегии воздействия? 2. Какие действия педагога составляют структуру развивающего педагогического воздействия? 3. Почему истинное педагогическое воздействие невозможно без психологического контакта с ребенком? Опишите возможные действия педагога по установлению эмоционального и личностного контакта с ребенком. 4. Почему педагогическое воздействие, основанное на ролевой теории, оказывается достаточно эффективным? 5. Проанализируйте данную ситуацию и предложите, что можно посоветовать учителям и родителям для изменения поведения Максима. Ситуация. Ученик 10-го класса (назовем его Максим) часто пропускает школу. Утром собирается, как обычно, идет к школе, а по дороге заворачивает в компьютерный клуб, где долго засиживается, забывая за компьютерными играми не только о школе, об уроках, но и о еде. Деньги на игру в клубе Максим сам зарабатывает. Родители помогли ему найти работу. Семья достаточно обеспеченная, финансовых затруднений не испытывает. Мама Максима - женщина внешне строгая, старается контролировать сына. Однако весь репертуар ее приемов воздействия на сына состоит в словесных угрозах. В качестве меры поощрения использует подкуп: «Сделаешь... получишь столько-то». В классе, где учится Максим, многие мальчики увлечены компьютерными играми, однако не забывают и об учебе. Максиму грозит исключение из гимназии за неуспеваемость и прогулы. 6. Проанализируйте действия и требования учителя, оцените их с позиций развивающей стратегии воздействия. Ситуация. Виктор - ученик 11-го класса. Интеллект выше среднего, успеваемость хорошая, увлечен математикой и физикой. Конфликт возник с учительницей русского языка и литературы. Виктор не любил заполнять дневник, не записывал домашние задания в дневник. Учительница заявила: «Если не хочешь заполнять дневник, не ходи на мои уроки». Виктор так и сделал. Встретив его на перемене, учительница сказала: «Раз прогуливаешь, пойдем к директору». Виктор послушно направился в кабинет директора. К счастью, директора в кабинете не оказалось. На следующий урок литературы он пришел и даже заполнил дневник. 7. Проанализируйте действия учителя, объясните, почему эти действия оказались эффективными. Ситуация. Ученик 6-го класса Борис, способный, но не старательный мальчик. Материал он усваивает очень быстро, все дается ему легко, добросовестно работать он не привык. На уроках геометрии Борис легко решает задачи, а теоремы доказывает плохо, так как только мельком прочитывает их перед уроком. После объяснения нового материала учительница вызвала Борю к доске. Он был спокоен, решив, что ему предложат решить задачу. Но его попросили доказать теорему. Боря начал отвечать и сразу же запутался. Начал снова и опять запутался. Тогда учительница поставила ему «двойку» и вызвала другого, менее способного, но старательного ученика. Тот легко доказал теорему. Борис сидел с поникшей головой. Ребята иронически на него смотрели. После этого урока он стал серьезнее относиться к учебе, успеваемость улучшилась. План семинара
«Ролевая теория личности в педагогическом воздействии»
1. Понятие роли. Виды неофициальных ролей учителя и ученика. 2. Структура ролевого поведения в ситуации педагогического взаимодействия. 3. Условия эффективности ролевого взаимодействия учителя и ученика. Основная литература
1. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учеб. пособие. Ярославль, 1982. 2. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979. 3. Куликов В.Н. Психология внушения: Учеб. пособие. Иваново, 1978. 4. Питюков В.Н. Основы педагогической технологии: Учеб.-практич. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.,1999. 5. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.: А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев и др. М., 1989. 6. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: Учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. М., 1992. Дополнительная литература
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М,, 1995. 9. Гордин Л.Ю, Кротов В.М., Лихачев Б.Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967. 10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. 11. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М, 1972. 12. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. М., 1992. Date: 2015-05-08; view: 862; Нарушение авторских прав |