Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Основы теории общественного производства





4.1. Общественное производство: сущность и структура.

В ходе эволюционного развития экономической науки было доказано, что основой жизни человеческого общества является производство. В самом общем виде производство определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование предметов природы в соответствии с их потребностями.

Результатом процесса производства является создание материальных и нематериальных благ, выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

По мере развития разделения труда, совместной деятельности людей производство приобретает общественный характер, т.е. оно получает новое качество:

  • во-первых, весь процесс производства осуществляется уже не изолированными субъектами, а в обществе, на основе разделения труда;
  • во-вторых, всем участникам (субъектам) процесса производства нужно постоянно решать, на каких условиях они будут производить тот или иной продукт, на каких принципах он будет распределяться, как будет осуществляться обмен «личными» долями произведенного продукта и в каких формах он будет потребляться.

С учетом этих обстоятельств можно говорить о термине «производство» в двух смыслах:

  • в значении особой, самостоятельной, исходной и главной фазы в экономике («собственно производство»), т.е. как непосредственный процесс создания благ в определенный период;
  • в значении «общественного производства», когда собственно производство, распределение, обмен и потребление рассматриваются как неотъемлемые элементы (стадии) в системе производства.

Далее преимущественно речь будет идти о производстве во втором значении, т.е. как об общественном производстве.

Важным направлением исследования общественного производства является анализ его структуры, который проводится по различным критериям:

  1. По функциональному назначению общественное производство подразделяется на две составляющих: производство средств производства и производство предметов потребления. В зависимости от их соотношения можно делать вывод о том, что составляет приоритет функционирования национальной экономики (экономический рост или удовлетворение потребностей).
  2. По сферам приложения труда и капитала в составе общественного производства выделяют материальное и нематериальное производство. Согласно официальной статистике в материальное производство включаются отрасли и предприятия, которые производят материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.), а также те, которые оказывают материальные услуги (транспорт, связь и т.п.). Нематериальное производство (непроизводственная сфера) включает отрасли и предприятия, производящие нематериальные блага (здравоохранение, просвещение, культура, искусство, спорт).
  3. По отраслевому признаку общественное производство характеризуется преобладающими группами (комплексами) отраслей или их соотношением (промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и т.п.). По этому критерию национальная экономика может быть охарактеризована как аграрная, индустриальная или аграрно-индустриальная.
  4. В зависимости от масштабов в системе общественного производства различают:
    1. Единичное (индивидуальное) производство – форма организации производства, при которой различные виды продукции изготовляются в одном или нескольких экземплярах. В единичном производстве используется широкая номенклатура материалов, универсальные технологии. Оно распространено в тяжелом машиностроении.
    2. Серийное производство – форма организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями), повторяемыми через некоторые промежутки времени, возможно, с последующей их модернизацией. Серийное производство может быть специализировано на продукции относительно узкой номенклатуры.
    3. Массовое производство – форма организации производства, специализированного на выпуске в больших количествах, однородных по назначению и конструктивно-технологическим признакам изделий, что предполагает максимальную стандартизацию и унификацию их узлов и деталей. Для массового производства характерна высокая степень комплексной механизации и автоматизации всех основных технологических процессов.

Производство – это единичный акт движения продукта по фазам собственно производства, распределения, обмена и потребления. Воспроизводство – это постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства, т.е. термин «воспроизводство» предполагает непрерывный процесс движения общественного продукта, это процесс производства в непрерывном потоке своего возобновления, когда конец одного процесса производства одновременно является началом другого.

Воспроизводство является богатой по содержанию экономической категорией, поскольку «стыковка» фаз является серьезной проблемой, связанной с рациональным использованием всех видов ресурсов.

В экономической теории и практике различают три типа воспроизводства – простое, суженное и расширенное.

При простом воспроизводстве производство возобновляется постоянно в одних и тех же масштабах. Оно было характерно для докапиталистических формаций и имеет место в некоторых современных странах.

Суженное воспроизводство характеризуется тем, что объем производства из года в год уменьшается, сокращается. Его причинами могут быть:

  • чрезмерная эксплуатация природных ресурсов;
  • войны и конфликты;
  • изменение климата;
  • стихийные бедствия;
  • неблагоприятная рыночная конъюнктура.

Расширенное воспроизводство означает рост объемов производства, его возобновление во все увеличивающихся размерах. Результатом расширенного воспроизводства является все возрастающая масса общественного продукта, однако при этом необходимо соизмерение результатов производства с затратами ресурсов (факторов производства), оценка эффективности их использования.

Организация общественного производства основана на двух фундаментальных проблемах (аксиомах):

  • безграничность потребностей общества;
  • ограниченность ресурсов общества, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Учет этих двух фундаментальных проблем организации общественного производства позволяет рассматривать его в следующих двух аспектах:

  • неэкономический, суть которого состоит в том, что между затратами и результатами существует только технологическая связь, т.е. затраты осуществляются ради получения определенного (конкретного) результата (в форме тех или иных благ);
  • экономический, суть которого заключается в том, что затраты должны сопоставляться с результатами, т.е. ставится задача получить максимальный результат с минимальными затратами.

4.2. Блага, их экономическое содержание и классификация. Экономические и неэкономические (свободные) блага.

Универсальной (общей) категорией, которая как бы связывает в едином процессе две обозначенные проблемы (безграничность потребностей и ограниченность ресурсов), является благо. С одной стороны, благо выступает как средство удовлетворения потребностей (первая проблема). С другой стороны, благо является результатом производительного использования (применения в производстве) ресурсов (вторая проблема).

Благо – это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность – реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ – продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго – это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг – выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

  • Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача – отобрать из числа недостойных более достойных).
  • Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими – часто как зло.

В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

  1. На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).
    1. Материальные и нематериальные блага.

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая – связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.

С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага – это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага – это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

    1. Взаимозаменяемые блага, или блага-субституты (от англ. «substitute» – замещать), и взаимодополняющие блага, или блага-комплементы (от англ. «complement» – дополнять).

Учет степени взаимозамещения и взаимодополнения благ важен для анализа поведения агентов (субъектов) в любой экономической системе и закономерностей ценообразования.

    1. Блага одно- и многоразового использования.

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы – что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Среди производимых благ длительного пользования в особую группу обычно выделяются здания и сооружения (недвижимость). Их особенность в том, что они не обладают свойством мобильности (изменения места нахождения).

    1. Прямые (потребительские) и косвенные (производственные) блага.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

    1. Блага, реально существующие в настоящем времени (блага настоящего), и блага, которыми можно будет пользоваться только в будущем (блага будущего).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

    1. Хранимые и нехранимые блага.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

    1. Делимые и неделимые блага.

Для многих благ существует естественный предел делимости – единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть – и все благо исчезает как предмет, приносящий пользу своему обладателю.

В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) – экономические и неэкономические.

    1. Экономические блага – это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека – выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).
    2. Неэкономические (даровые или свободные) блага – это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды:

Частные блага (private goods)– это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры – зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо помимо их владельца стал ей пользоваться.

Общественные блага (public goods)– это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами (независимо от того, платят они за него или нет). Общественные блага обладают свойствами, которые отличают их от частных:

- неисключаемость из потребления (наличие издержек отказа от использования блага). Примером может служить ситуация несения издержек на собственную охрану при наличии государственной службы правопорядка.

В зависимости от споcоба производства, финансирования и сочетания двух свойств различают чистые и смешанные общественные блага Примерами чистых общественных благ являются оборона, национальная безопасность.

Блага «ресурсы общего доступа» (common goods) – это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры – грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке.

Блага «естественные монополии» – это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры – система кабельной сети, трубопроводные системы.

Получение доступа к частному благу требует от субъекта определенных издержек в пользу того, кто имеет доступ к этому благу и готов поделиться правом доступа за взаимно приемлемую плату. Именно частные блага являются основным объектом изучения экономической теории.

Получение доступа к общественному благу, если оно уже существует, не требует от субъектов каких-либо дополнительных издержек.

По характеру потребления блага разделяются на конечные и промежуточные.

    1. Конечные блага – это такие блага, которые не потребляются при производстве других благ. Основная часть конечных благ – предметы потребления.
    2. Промежуточные блага – это блага, потребляемые (используемые) при производстве других благ. В состав промежуточных благ включаются прежде всего средства производства (как средства труда, так и предметы труда).

Одно и то же благо может быть и конечным, и промежуточным – в зависимости от того, как оно будет использовано. Например, килограмм масла, использованный в домашних условиях, считается конечным благом. Такой же килограмм масла, использованный на кондитерской фабрике, считается промежуточным благом. Если этот же килограмм масла не был пущен в производство, а направлен на пополнение запасов сырья, то он также считается конечным благом (инвестицией в реальный капитал). Другой пример – выращенные помидоры представляют собой промежуточный продукт при изготовлении из них томатной пасты или консервированной продукции и конечный – при непосредственном поедании (употреблении в пищу).

С точки зрения информации о благе различают исследуемые, опытные, и доверительные блага.

Свойства исследуемых благ (search goods) максимально понятны потребителю до момента заключения сделки купли –продажи, его свойства прозрачны, асимметрия информации минимальна. Примером могу служить цветы.

Свойства опытных блага (experience goods) выявляются в процессе эксплуатации. Примером является бытовая техника

Свойства доверительных благ (credence goods) зачастую потребители не могут оценить и после приобретения и в процессе эксплуатации. Эти блага с максимально скрытыми свойствами и для их оценки необходимы экспертные знания. Примерами таких благ являются услуги в сфере здравоохранения, образования и др.

Потребности, их экономическое содержание и классификация. Пирамида Маслоу.

Как уже отмечалось выше, побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей, хотя зачастую появление благ может приводить к искусственному созданию потребности в нем (к примеру, распространение технических новинок).

В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др.

Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам. Можно выделить следующие критерии классификации:

  • по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);
  • по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
  • по объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);
  • по возможности реализации (реальные, идеальные);
  • по сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);
  • по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу. Ее наглядная интерпретация – в виде «пирамиды Маслоу» – имеет пять уровней. В данном подходе считается, что потребности образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества. Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем относительно меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.

Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры.

Считается, что быстрее всего насыщаются физиологические потребности, а потребности высших уровней являются, по сути, безграничными.

Существует три варианта соотношения потребностей и производства:

  • регрессивный (имеет место в случае упадка в экономике, свертывания потребления, ограничения потребностей);
  • застойный (медленные изменения в структуре производства, незначительное расширение потребностей);
  • прогрессивный (количественный и качественный рост производства, постоянный рост уровня потребления и потребностей).

Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы.

Date: 2015-05-08; view: 633; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию